АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 07 октября 2002 г. по делу N А73-7177/2002-40
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Горбачевой О.В.
Судей Михайловой А.И., Лузан К.Б.
При ведении протокола помощником судьи Барилко М.А.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению прокурора
Хабаровского края о признании недействующим пункта 1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер
по упорядочению и контролю за оборотом алкогольной продукции на
территории края"
В заседании приняли участие:
от заявителя Прохорова О.Ф.
от Губернатора Хабаровского края Демчук Л.Н.
от Правительства Хабаровского края Пономарева Г.М.
Сущность спора:
Прокурор Хабаровского края обратился в арбитражный суд с
заявлением о признании недействующим пункта 1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер
по упорядочению и контролю за оборотом алкогольной продукции на
территории края", в связи с тем, что указанный пункт постановления
издан с превышением полномочий исполнительного органа власти
субъекта Российской Федерации.
17 июня 2002 г. Губернатором Хабаровского края было принято
постановление N 298 "О комплексе мер по упорядочению и контролю за
оборотом алкогольной продукции на территории края". Пунктом 1
постановления установлено, что при закупе водки и спирта питьевого
за пределами края отпускные цены на них утверждаются региональной
энергетической комиссией - комитетом цен Правительства края.
Абзацем 2 пункта 1 постановления установлено, что уровень
утвержденных отпускных цен не должен быть ниже уровня цен,
сложившегося на производимые в крае водку и спирт питьевой.
23 июля 2002 года Прокурор Хабаровского края обратился в
Хабаровский краевой суд с заявлением о признании противоречащим
закону пункта 1 постановления Губернатора Хабаровского края N 298
от 17.06.2002.
15 августа 2002 года Хабаровский краевой суд, руководствуясь
ст. 29 АПК РФ, ст.ст. 6, 7 Федерального закона "О введении в
действие Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации" вынес определение о передаче дела в Арбитражный суд
Хабаровского края, в связи с тем, что дела об оспаривании
нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные
интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности относятся к подведомственности
арбитражных судов.
В судебном заседании представитель заявителя требования
поддержал, настаивает на их удовлетворении. Суду пояснил, что
оспариваемый пункт постановления Губернатора Хабаровского края не
соответствует положениям пункта "ж" ст. 71, пунктам 1, 5 ст. 76
Конституции Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" в соответствии с
которыми установление основ ценовой политики и право регулирования
цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию
относится к ведению Российской Федерации. Кроме того, оспариваемый
пункт постановления Губернатора Хабаровского края противоречит
ст. 1 ГК РФ.
Представители Губернатора Хабаровского края и Правительства
Хабаровского края признали требования прокурора Хабаровского края
в части абзаца 2 пункта 1 постановления от 17.06.2002 N 298. В
остальной части заявленные требования не признали. Суду пояснили,
что ст.ст. 6, 23 Федерального закона "О государственной
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции" к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено право
устанавливать и осуществлять комплекс мер по упорядочению поставок
и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья
и жизни граждан. Утверждение региональной энергетической
комиссии - комитетом цен Правительства Хабаровского края отпускных
цен на водку и спирт питьевой является одной из мер по
упорядочению поставок и розничной торговли алкогольной продукции.
Утверждение цен не является способом регулирования цен. Под
регулированием цен понимается вмешательство государства в процесс
рыночного ценообразования. Под словом "утверждение" понимается
фиксация факта согласия с проектом какого-либо решения. Таким
образом оспариваемым пунктом исполнительный орган власти субъекта
Российской Федерации не регулирует цены на данный вид продукции, а
согласовывает их, не вмешиваясь при этом в процесс рыночного
ценообразования и не ущемляя права хозяйствующих субъектов при
осуществлении предпринимательской и экономической деятельности.
Проанализировав установленные в судебном заседании
обстоятельства, суд считает, что требования Прокурора Хабаровского
края подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 192 АПК РФ прокурор вправе
обратиться в суд с заявлением о признании нормативных правовых
актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт
или отдельные его положения не соответствуют закону или иному
нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают
права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый пункт постановления Губернатора Хабаровского края
регулирует правоотношения в сфере предпринимательской
деятельности, поскольку участниками указанных отношений являются
юридические лица, независимо от их организационно - правовых форм
и форм собственности, а также граждане занимающиеся
предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной
и спиртосодержащей продукции.
В судебном заседании представителем исполнительного органа
власти Хабаровского края признаны требования прокурора
Хабаровского края в части абзаца 2 пункта 1 постановления
Губернатора Хабаровского края от 17.06.2002 N 298, что
подтверждается письменным заявлением, приобщенным к материалам
дела.
В соответствии с п. 2 ст. 70 АПК РФ признанные сторонами
обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не
требующих дальнейшего доказывания.
В соответствии с положениями пункта "ж" статьи 71 Конституции
Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся
установление правовых основ единого рынка, основы ценовой
политики.
Согласно положениям пунктов 1, 5 статьи 71 Конституции
Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные
законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской
Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Порядок оборота алкогольной продукции в Российской Федерации
установлен Федеральным законом N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статьей 5 указанного Федерального закона к предметам ведения
Российской Федерации в области производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено
регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и
спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на
отдельные виды спиртных напитков).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного
регулирования цен (тарифов)" право регулирования цен на водку,
этиловый спирт из пищевого сырья, производимые на территории
Российской Федерации предоставлено Правительству РФ и Федеральным
органам исполнительной власти.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от
8 февраля 1996 г. N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы
ликероводочной промышленности" установлено, что правом утверждения
и пересмотра минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью
свыше 28 процентов, производимую на территории Российской
Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской
Федерации, в качестве нижней границы цены реализации при
осуществлении оптовой и розничной торговли наделено Министерство
экономики Российской Федерации.
Пунктом 4 указанного Постановления Правительства Российской
Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации рекомендовано в пределах компетенции только лишать
лицензии на право производства, оптовой и Розничной торговли
алкогольной продукцией, крепостью свыше 28 процентов, при
нарушении хозяйствующими субъектами установленных минимальных цен.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации
установлено, что физические и юридические лица приобретают и
осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем
интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на
основании договора и в определении любых, не противоречащих
законодательству условий договора. Гражданские права могут быть
ограничены на сновании федерального закона и только в той мере, в
какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц,
обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Беспрепятственное осуществление гражданских прав основывается
на положениях ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации,
согласно которой каждый имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не
запрещенной законом экономической деятельности.
Статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации
определено, чти исполнение договора оплачивается по цене,
установленной соглашением сторон либо в предусмотренных законом
случаях, применяются цены, устанавливаемые или регулируемые
уполномоченными на то государственными органами.
Применение цены, устанавливаемой соглашением сторон, т.е.
свободной договорной цены, отвечает существу рыночной экономики, в
которой цены определяются спросом, потребностями, покупательной
способностью, конкуренцией и другими экономическими факторами. В
свою очередь цены влияют на производство.
Порядок государственного регулирования цен определен в
Постановлении Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Таким образом, введение оспариваемым пунктом порядка
утверждения отпускных цен на водку и спирт питьевой противоречит
действующему законодательству, в связи с отсутствием полномочий у
исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации
утверждать (согласовывать) отпускные цены на алкогольную продукцию
и ущемлением прав хозяйствующих субъектов на свободу в
установлении прав и обязанностей.
Судом отклоняется довод представителей Губернатора
Хабаровского края и Правительства Хабаровского края о том, что
утверждение цен производится в соответствии с компетенцией
субъекта Российской Федерации, определенной ст. 6 ФЗ "О
государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Статьей 6 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" установлено, что
к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации отнесено установление и осуществление
комплекса мер по упорядочению поставок, розничной продажи
алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан. Вне
пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты
Российской Федерации осуществляют собственное правовое
регулирование в области производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку установление правовых основ единого рынка и основ
ценовой политики в соответствии со ст. 71 Конституции Российской
Федерации отнесено к предметам ведения Российской Федерации, а
Федеральным законом N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года субъекты
Российской Федерации не наделены полномочиями по утверждению цен
на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, указанное право не
является предметом совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации, определяемым ст. 6 Федерального
закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции". Контрольные функции органов
исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут
осуществляться лишь в пределах их компетенции, установленной
Конституцией Российской Федерации и Федерального закона N 171-ФЗ
от 22.11.1995.
Судом признается несостоятельным довод представителей
исполнительного органа власти Хабаровского края, о том, что
утверждение отпускных цен не ущемляет прав и законных интересов
хозяйствующих субъектов, поскольку регионально - энергетической
комиссией производится утверждение цен, представленных
юридическими и физическими лицами без каких-либо корректировок.
Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что
цены устанавливаются соглашением сторон и отражаются в договоре.
Согласованное утверждение отпускных цен органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации противоречит принципам
свободы договора, и свободы в использовании своего имущества для
извлечения прибыли, закрепленных в Конституции Российской
Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, Арбитражный суд
решил:
Признать недействующим п. 1 постановления Губернатора
Хабаровского края от 17.06.2002 N 298 "О комплексе мер по
упорядочению и контролю за оборотом алкогольной продукции на
территории края", как не соответствующий Гражданскому кодексу
Российской Федерации, Федеральному закону N 171-ФЗ от 22 ноября
1995 года "О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной
инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
О.В.Горбачева
Судьи:
А.И.Михайлова
К.Б.Лузан
|