АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 08 октября 2002 г. по делу N АИ-1/807
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Шальневой О.В.
судей Бутиковой Л.В., Лоскутовой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Акимцовым О.Ю.
при участии в судебном заседании:
от истца: Никитенко Н.В.,
от ответчика: Белогубцева М.А.
от третьего лица - от Управления судебного департамента -
Бандурко Г.Е.;
Учреждение юстиции, Администрация Краснофлотского района - не
явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени
рассмотрения дела,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента муниципальной собственности г. Хабаровска на решение
от 15.07.2002 по делу N А73-6062/2061-9-33 Арбитражного суда
Хабаровского края, принятого судьей Черняевой С.А. по иску
Министерства имущественных отношений по Хабаровскому краю к
Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на территории Хабаровского
края, Департаменту муниципальной собственности г. Хабаровска о
признании недействительной регистрации права собственности на
нежилое здание
установил:
Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского
края (ныне - Министерство имущественных отношений Хабаровского
края), обратился в арбитражный суд с иском к Департаменту
муниципальной собственности г. Хабаровска и Хабаровскому краевому
учреждению по государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, о восстановлении нарушенного права путем
признания недействительной регистрации права муниципальной
собственности на нежилое здание по ул. Руднева, 43 в
г. Хабаровске, произведенной Хабаровским краевым учреждением
юстиции 07.12.1999. В качестве основания иска ссылался на право
федеральной собственности на спорное здание и наличие его в
реестре федерального имущества.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил основание иска
и просил признать недействительной регистрацию в связи с
допущенными регистрирующим органом нарушениями ст.ст. 17, 18, 20
ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним", при регистрации права муниципальной собственности
(т. 2, л. д. 56).
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица
привлечено Управление судебного департамента в Хабаровском крае.
Решением суда первой инстанции исковые требования
удовлетворены.
Государственная регистрация права муниципальной собственности
N 27-05-35/1999-265, от 07.12.1999 на нежилое здание площадью
691,3 кв. м, расположенного по ул. Руднева, 43 в г. Хабаровске,
признана недействительной. Учреждение юстиции по регистрации прав
на недвижимое имущество обязано решением суда аннулировать
вышеуказанную регистрацию права муниципальной собственности.
Не согласившись с решением суда, Департамент муниципальной
собственности направил апелляционную жалобу, в которой просил
решение суда первой инстанции отменить, в иске истцу отказать.
По тем основаниям, что регистрацией права муниципальной
собственности никаким образом не нарушены имущественные права
истца, что судом неправильно применены нормы Постановления
Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации".
В обоснование своих доводов ссылается на положения Указа
Президента РФ от 25.08.1991 "Об имуществе КПСС и Коммунистической
партии РСФСР", которым установлено, что имущество, принадлежащее
районным комитетам КПСС и КП РСФСР, относится к соответствующим
органам исполнительной власти в РСФСР.
В судебном заседании Департамент доводы апелляционной жалобы
поддержал.
Истец и третье лицо в судебном заседании с апелляционной
жалобой не согласились, просили оставить решение суда первой
инстанции без изменения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, апелляционная
инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, 07.12.1999 Учреждением юстиции
произведена регистрация права муниципальной собственности на
объект недвижимого имущества - нежилое здание, ранее занимаемое
райкомом КПСС и расположенное по ул. Руднева, 43 в г. Хабаровске,
о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним сделана запись N 027-01-35/1999-265.
Полагая, что государственная регистрация права муниципальной
собственности на указанный объект произведена в нарушение
положений Указа Президента РФ от 06.11.1991 "О деятельности КПСС и
КП РСФСР" в соответствии с которым имущество КПСС и КП РСФСР,
передано в государственную собственность, истец обратился в
арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно сведениям, представленным по запросу суда
ответчиком - Учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, Департамент, заявляя о регистрации права
муниципальной собственности, в качестве правоустанавливающих
документов представил:
- решение 6-ой Сессии Хабаровского краевого совета народных
депутатов от 10.10.1991;
- выписку из реестра объектов муниципальной собственности
г. Хабаровска от 29.10.1999, свидетельствующую о внесении в реестр
спорного здания 27.05.1995, на основании решения вышеуказанной
шестой Сессии.
Согласно ст. 18 ФЗ "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним", документы, устанавливающие
наличие возникновения права на недвижимое имущество, и
представляемые на государственную регистрацию прав, должны
соответствовать требованиям установленным Законодательством РФ, и
отражать информацию, необходимую для государственной регистрации
прав по недвижимому имуществу в едином государственном реестре
прав.
В частности, представляемые правоустанавливающие документы
должны содержать описание недвижимого имущества, его адрес, вид,
площадь, назначение объекта, а также сведения о земельном участке,
на котором расположено недвижимое имущество.
Единственный документ, представленный Департаментом для
регистрации права муниципальной собственности - решение 6-ой
Сессии от 10.10.1991, - вышеуказанным требованиям не отвечает.
Выписка из реестра муниципальной собственности содержит ссылку
также на решение сессии.
Так, из решения сессии видно, что подлежат включению в
муниципальную собственность все имущество предприятий,
организаций, объединений учреждений, находящихся в ведении
соответствующих городских и районных Советов народных депутатов, и
отдельно стоящие здания, находящиеся на балансе Местных Советов.
Спорное имущество не являлось имуществом учреждения,
находящегося в ведении соответствующих Советов, и не состояло на
балансе Местных Советов.
Согласно инвентаризационных карточек, спорное здание поставило
на баланс Местных Советов с 1992 г., без указания месяца и года.
К решению сессии имеется двадцать одно приложение, где
обозначены объекты недвижимого имущества, не подлежащих включению
в муниципальную собственность, и содержатся сведения о
предприятиях, учреждениях организациях, имущество которых подлежит
передаче в муниципальную собственность.
В приложениях не указана партийная организация Краснофлотского
района г. Хабаровска, или Крайком КПСС (КП РФ), имущество которых
подлежит безусловной передаче в муниципальную собственность. Кроме
того, такой правоустанавливающий документ, как решение 6-ой Сессии
не содержит сведения об адресе, площади, назначении спорного
недвижимого имущества, включаемого в муниципальную собственность.
Регистрирующий орган, в силу ст. 20 Закона "О государственной
регистрации" не вправе был производить государственную регистрацию
права муниципальной собственности на данное здание, в связи с тем,
что документы, представленные на государственную регистрацию прав
по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего
законодательства, и в частности, ст. 18 ФЗ "О государственной
регистрации".
Для разрешения настоящего спора по существу не имеют значения
обстоятельства, что и Министерство имущественных отношений
Хабаровского края и Департамент, считают себя собственниками
спорного здания, ссылаясь на включение ими здания в реестры
федерального имущества и муниципальной собственности, и на
положения Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 "О
разграничении", толкуя их каждый в свою пользу.
Спор о праве собственности, - федеральной, краевой или
муниципальной, может быть разрешен в порядке гражданского
судопроизводства, путем предъявления заинтересованной стороной
иска о признании права собственности на данное здание, где и
должны быть исследованы вопросы, на чьи денежные средства
построено здание, и соблюден ли порядок включения имущества в
соответствующий реестр собственности.
Предметом настоящего судебного разбирательства является
обоснованность государственной регистрации права муниципальной
собственности на основании решения 6-ой Сессии от 10.10.1991.
Как указывалось выше, суд первой инстанции пришел к выводу,
что регистрация права муниципальной собственности, произведенная
07.12.1999, произведена с нарушением ст.ст. 18, 20 Закона "О
государственной регистрации".
Согласно ст. 201 ч. 4 АПК РФ, резолютивная часть решения по
делу об оспаривании ненормативных правовых актов, каковым является
запись в Единый государственный реестр недвижимого имущества,
должна содержать кроме указания на признание оспариваемого акта
недействительным также указание на обязанность ответчика устранить
допущенные нарушения прав и интересов заявителя.
Суд первой инстанции, выполняя данное требование
процессуального закона, правомерно обязал Учреждение юстиции по
регистрации прав на недвижимое имущество аннулировать регистрацию
права муниципальной собственности, произведенную 07.12.1999.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 -
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.07.2002 по
делу N А73-6062/2002-9-33 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в
течение 2 месяцев со дня вынесения через Арбитражный суд
Хабаровского края.
Председательствующий:
О.В.Шальнева
Судьи:
Т.А.Лоскутова
Л.В.Бутикова
|