ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2002 г. N 20-пр
О РАБОТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КРАЯ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КРАЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАКОНА
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ 31 МАРТА 1999 Г. N 109 "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ" В
ЧАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ - СИРОТ
Министерство образования края, органы местного самоуправления
края свою работу по реализации государственной социальной политики
в области защиты прав и интересов детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, осуществляют в соответствии с
Законом Хабаровского края от 31 марта 1999 г. N 109 "Об
организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства
на территории Хабаровского края".
В крае сложилась и стабильно функционирует система по защите
прав и интересов несовершеннолетних.
Министерство образования края осуществляет контроль за
деятельностью органов местного самоуправления, оказывает им
методическую и практическую помощь, организует работу по
выполнению законодательства по охране прав детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
В крае проживает 357330 несовершеннолетних, из них 10766
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из
общего количества детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, 4956 детей находятся под опекой (попечительством)
граждан (3609 выплачиваются денежные средства на содержание); 43
ребенка воспитываются в 8 приемных семьях Вяземского,
Верхнебуреинского, Амурского районов, г. Комсомольска - на -
Амуре; 3850 детей содержатся в 70 учреждениях общественного
воспитания органов образования, здравоохранения, социальной защиты
населения; 1927 человек обучаются в учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального образования.
Кроме того, в семьях граждан края проживают 5428 усыновленных
детей. В последние годы растет число усыновленных детей: в 2000
году усыновлено 327 детей, в том числе иностранными гражданами -
85 детей, в 2001 году - 354 ребенка, в том числе иностранными
гражданами - 69 детей, в 2002 году - 230 детей, в том числе
иностранными гражданами - 71 ребенок. Приоритетным направлением в
работе органов местного самоуправления является устройство детей -
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи
граждан. Ежегодно от 45 до 65 процентов выявленных детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, определяются в семьи
граждан под опеку (попечительство).
В крае решена проблема устройства детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в детские дома и школы -
интернаты за счет расширения их сети. Только за последние три года
открыто 4 учреждения на 205 мест в Комсомольском, им. Лазо,
им. Полины Осипенко, Вяземском районах.
Во всех учреждениях общественного воспитания созданы условия
для содержания, обучения и воспитания детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Значительно улучшилась материально - техническая база детских
домов и школ - интернатов, домов ребенка, домов - интернатов. За
счет средств краевого и федерального бюджетов осуществлено
строительство пристройки к детскому дому N 1 в г. Хабаровске
(общей стоимостью 46,2 млн. рублей), школы - интерната в с. Пивань
Комсомольского района (общей стоимостью 13,7 млн. рублей). В
г. Хабаровске произведена реконструкция детского сада под школу -
интернат N 3 (общей стоимостью 7,4 млн. рублей), расширены площади
дома ребенка N 2 и открыт дом - интернат на 155 мест.
В 2002 году проведен ремонт в 26 детских домах и школах -
интернатах на сумму 12,18 млн. рублей (в 2001 году - в 27
учреждениях на сумму 15,56 млн. рублей). За последние три года в
детские дома, школы - интернаты поступило оборудования,
спортивного инвентаря, автотранспорта и сельскохозяйственной
техники на сумму 45,45 млн. рублей, в том числе за счет средств
краевого и местных бюджетов - 19,37 млн. рублей, за счет средств,
выделяемых на реализацию федеральных программ, - 26,89 млн.
рублей. Кроме того, на эти цели привлечено спонсорских средств
1,03 млн. рублей. Ежегодно из краевого бюджета выделяются средства
на организацию летнего отдыха воспитанников детских домов и
школ - интернатов, проведение краевых мероприятий (в 2002 году -
3,29 млн. рублей, в 2001 году - 2,05 млн. рублей).
Все учреждения общественного воспитания укомплектованы
руководящими, педагогическими кадрами.
В детских домах и школах - интернатах улучшилась работа по
социальной адаптации воспитанников. Этому способствовала
реализация в каждом учреждении комплексных программ по социальной
адаптации и ориентации детей - сирот. В результате от 95 до 98
процентов выпускников детских домов и школ - интернатов, опекаемых
детей продолжают обучение в общеобразовательных школах, начальных,
средних и высших профессиональных учреждениях образования.
Увеличивается число детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, поступающих в средние и высшие
профессиональные учреждения образования: в 2002 году - 196 человек
(21 процент от общего количества выпускников); в 2001 году -
163 человека (18,8 процента).
Возросло число выпускников учреждений профессионального
образования, продолжающих обучение и трудоустроенных: в
2002 году - 96 процентов, в 2001 году - 91,2 процента.
Большое внимание воспитанию, созданию условий для содержания
детей в детских домах, школах - интернатах, домах ребенка, домах -
интернатах, устройству их в жизни уделяется администрациями
Николаевского, Комсомольского, Нанайского районов,
г.г. Хабаровска, Комсомольска - на - Амуре. В г. Комсомольске -
на - Амуре, Николаевском районе положительно решаются вопросы по
обеспечению жильем выпускников образовательных учреждений из числа
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в нарушение Закона Хабаровского края от 31 марта
1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки
и попечительства на территории Хабаровского края" органы местного
самоуправления г. Хабаровска, Ванинского, Нанайского, Солнечного,
Ульчского, Хабаровского районов допускают случаи несвоевременного
выявления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, их устройства, изъятия из неблагополучных семей.
Из-за отсутствия мест в домах ребенка, домах - интернатах
затягиваются установленные законодательством сроки устройства
детей, оставшихся без попечения родителей. В лечебных учреждениях
края более года содержатся 118 детей, оставшихся без попечения
родителей.
Органами опеки и попечительства г. Хабаровска, Бикинского,
Верхнебуреинского, Нанайского, им. Полины Осипенко, Хабаровского
районов допускаются нарушения действующего законодательства при
оформлении документов для постановки на учет в региональный банк
данных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Советско - Гаванском, Бикинском, Ульчском районах имеются
факты несвоевременного определения юридического статуса детей,
оставшихся без попечения родителей.
В нарушение жилищного законодательства в г. Хабаровске,
Амурском, Бикинском, Вяземском, им. Лазо, Солнечном районах не
принимается исчерпывающих мер по защите имущественных и жилищных
прав несовершеннолетних.
В настоящее время резко обострилась проблема обеспечения
жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. По состоянию на 1 января 2002 г. на учете в
органах местного самоуправления на внеочередное получение жилья
состоит 1841 человек.
В ряде территорий края органы местного самоуправления
допускают формальный подход по подбору кандидатов в опекуны
(попечители); не осуществляют контроль за взысканием алиментов на
детей с родителей, уклоняющихся от своих обязанностей по
воспитанию детей.
В крае недостаточно организована работа с неблагополучными
семьями; по выявлению родителей и лиц, жестоко обращающихся с
детьми, вовлекающих их в совершение преступлений или
антиобщественных действий; по розыску родителей, уклоняющихся от
воспитания детей.
Имеющаяся в крае сеть учреждений социального обслуживания
семьи и детей не отвечает существующим потребностям для
реабилитационной и профилактической работы с ними. Особенно остро
эта проблема обозначена в г. Хабаровске.
Имеются недостатки в медицинском обслуживании детей - сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Некачественно и
несвоевременно проводятся медицинские осмотры, профилактическое и
реабилитационное лечение детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Требуют улучшения условия содержания детей в
доме ребенка г. Николаевска - на - Амуре, детском отделении
районной больницы г. Бикина.
В уставах многих муниципальных образований не прописана их
деятельность по вопросам опеки и попечительства.
Органами местного самоуправления Амурского, Верхнебуреинского,
Вяземского районов не выполняются условия договоров, заключенных с
приемными родителями по воспитанию и содержанию приемных детей.
В целях дальнейшего совершенствования системы по защите прав и
интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, оказания им своевременной помощи в социальной адаптации
и ориентации Правительство края постановляет:
1. Министерству образования края (Обухова Л.Ф.), органам
местного самоуправления края принять дополнительные меры по
безусловному выполнению Закона Хабаровского края от 31 марта
1999 г. N 109 "Об организации деятельности по осуществлению опеки
и попечительства на территории Хабаровского края" в части защиты
прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Министерству образования края:
2.1. Усилить контроль за работой органов местного
самоуправления по исполнению действующих законодательных и иных
нормативных актов, гарантирующих права детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
2.2. Совместно с главами муниципальных образований в срок до
1 декабря 2002 г. разработать мероприятия на 2003 - 2005 годы по
оказанию помощи органам местного самоуправления в укреплении
материально - технической базы детских домов и школ - интернатов;
устройстве детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в образовательные учреждения всех видов; повышении
квалификации специалистов, выполняющих функции по опеке и
попечительству.
2.3. Заслушать на коллегии министерства образования края
вопрос о совершенствовании работы педагогических коллективов
учреждений общественного воспитания, начального, среднего и
высшего профессионального образования по подготовке воспитанников,
учащихся и студентов из числа детей - сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, к самостоятельной жизни в современных
социально - экономических условиях, их адаптации в обществе
(IV квартал 2003 г.).
2.4. В целях совершенствования взаимодействия с
заинтересованными ведомствами по предупреждению социального
сиротства провести в декабре 2003 г. краевую научно - практическую
конференцию по проблемам социализации, полноценной интеграции в
общество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
2.5. Ежегодно (в марте) проводить мониторинговые исследования
положения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в Хабаровском крае.
2.6. Разработать краевую программу по оказанию систематической
психолого - педагогической поддержки неблагополучным семьям
психолого - педагогическими службами образовательных учреждений
края (первое полугодие 2003 г.).
2.7. Оказать помощь органам местного самоуправления, краевому
родительскому совету в создании районных (городских) родительских
советов; проведении краевого, районных (городских) родительских
собраний по теме "Семья и школа. Пути взаимодействия" (IV квартал
2002 г.).
2.8. Обобщить и распространить опыт работы администрации
г. Комсомольска - на - Амуре по профилактике и предупреждению
"социального" сиротства (I квартал 2003 г.).
2.9. Совместно с министерством социальной защиты населения
(Щипанов Л.В.) определить меры по своевременной передаче
выпускников детских домов, школ - интернатов, подопечных,
достигших совершеннолетия, под патронаж.
3. Главам муниципальных образований:
3.1. Усилить контроль за работой муниципальных органов
управления образованием, здравоохранением, социальной защиты
населения, внутренних дел по своевременному выявлению
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, объявленных
в розыск, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих
детей; лиц, склоняющих детей и подростков к совершению
преступлений и антиобщественных действий.
3.2. Разработать на 2003 - 2005 годы комплекс мер по
совершенствованию профилактики социального сиротства, развитию
семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; созданию условий для обучения, воспитания,
содержания их в учреждениях общественного воспитания, обеспечению
жильем лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей (до 1 января 2003 г.).
3.3. Привести в соответствие со статьей 121 Семейного кодекса
Российской Федерации уставы муниципальных образований в части,
касающейся осуществления деятельности по опеке и попечительству.
3.4. Рекомендовать включить в штатные расписания
образовательных учреждений штатные единицы: психологов,
педагогов - организаторов, социальных педагогов, педагогов
дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих
непрерывный целенаправленный воспитательно - реабилитационный
процесс, в образовательном учреждении и по месту жительства.
3.5. Привести в соответствие с действующим законодательством
документацию, подтверждающую "юридический" статус ребенка,
находящегося под опекой государства (до 01.01.2004).
3.6. Совместно с комитетом по молодежной политике
Правительства края (Базилевский А.А.) ввести в практику работы
городских, районных молодежных социальных центров проведение
социальных рейдов в среде беспризорных детей. Привлекать детские и
молодежные общественные объединения к формированию социальных
патронажных групп (социальные патрули) для проведения
профилактической работы по предупреждению беспризорности и
правонарушений среди детей и молодежи.
4. Министерству здравоохранения края (Савкова В.М.):
4.1. Совместно с органами местного самоуправления
укомплектовать учреждения общественного воспитания медицинскими
кадрами; улучшить качество медицинских осмотров, профилактического
и реабилитационного лечения детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей; активизировать разъяснительную работу с
неблагополучными родителями по вопросам планирования семьи.
4.2. Создать на базе детских поликлиник анонимные
консультативные кабинеты, центры по вопросам планирования семьи.
5. Министерству топлива, энергетики и жилищно - коммунального
хозяйства края (Сливко В.М.) осуществлять постоянный контроль за
выполнением жилищно - коммунальными органами муниципальных
образований жилищного законодательства в части обеспечения
сохранности муниципального жилья, закрепленного за детьми -
сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
6. Министерству социальной защиты населения края
(Щипанов Л.В.) усилить контроль за деятельностью органов
социальной защиты населения муниципальных образований по
организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями, по
выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, родителей, не исполняющих своих обязанностей по
воспитанию и содержанию детей и отрицательно влияющих на их
поведение; оказанию им своевременной помощи.
7. Управлению внутренних дел Хабаровского края (Баранов В.А.)
принять меры по своевременному выявлению несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства, объявленных в розыск, а также
родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей; лиц, склоняющих
детей и подростков к совершению преступлений и антиобщественных
действий, совершенствовать систему учета детей, ушедших из мест
постоянного жительства, находящихся в трудной жизненной ситуации.
8. Главам муниципальных образований г. Амурска с Амурским
районом Кузьминых Г.А., Верхнебуреинского района Горнбахеру Г.Г.,
Вяземского района Панченко А.А. обеспечить выполнение договорных
обязательств перед приемными семьями.
9. Заместителю Председателя Правительства края по социальным
вопросам Чиханацкому С.А.:
9.1. Подготовить предложения по созданию структуры при
Правительстве края по вопросам семьи, материнства и защите прав
детей (до 1 декабря 2002 г.).
9.2. Внести в установленном порядке предложения о
дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и
беспризорности несовершеннолетних и механизма их реализации
(до 1 января 2003 г.).
10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства края по социальным
вопросам Чиханацкого С.А.
11. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Ишаев
|