Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Хабаровского края

Архив (обновление)

 

РЕШЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.12.2002 N 3-268/02 О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

(по состоянию на 21 августа 2006 года)

<<< Назад


                        ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
                                   
                                РЕШЕНИЕ
               от 18 декабря 2002 г. по делу N 3-268/02
   
                      Именем Российской Федерации
   
       Хабаровский краевой суд в составе:
       председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
       с участием прокурора Литовка П.И.
       при секретаре Роговой В.А.,
       рассмотрев  в  открытом судебном заседании  дело  по  заявлению
   прокурора    Хабаровского   края   о   признании    противоречащими
   федеральному   закону   отдельных  положений   Бюджетного   кодекса
   Хабаровского края,
   
                              установил:
   
       Законодательной Думой Хабаровского края Законом края N  152  от
   28 июля 1999 года принят Бюджетный кодекс Хабаровского края.
       Прокурор  Хабаровского края обратился  в  суд  с  заявлением  о
   признании  противоречащими федеральному закону отдельных  положений
   Бюджетного   кодекса  Хабаровского  края,  ссылаясь  на   то,   что
   преамбула; абзацы 2, 4, 5, 9 статьи 6; абзацы 2, 7, 8, 9, слова  "и
   бюджетов  краевых внебюджетных фондов" в абзаце 3 статьи 7;  статья
   15;  слова  "бюджетов  краевых внебюджетных  фондов",  "законами  о
   краевых   внебюджетных  фондах"  в  статье  31;   слова   "получать
   процентные  или беспроцентные ссуды из иных бюджетов,  а  также"  в
   пункте  10  статьи  38;  слова  "бюджет(а)  краевого  внебюджетного
   фонда"  в  тексте  и  названии статьи 39; слова "бюджетами  краевых
   внебюджетных   фондов"  в  пункте  2  и  слова  "бюджета   краевого
   внебюджетного  фонда" в пункте 3 статьи 46; абзац 9 в  статье  111;
   слова  "и  бюджетов краевых внебюджетных фондов"  в  пунктах  1,  2
   статьи  114;  слова  "или бюджета краевого внебюджетного  фонда"  в
   пункте  1, слова "и краевых внебюджетных фондов" в пункте 3  статьи
   118;  абзац 8 статьи 121; пункт 2 статьи 132; статья 140;  пункт  3
   статьи  177; абзац 1 пункта 3 статьи 187; абзац 1 пункта  3  статьи
   209;  слова  "и  бюджета  каждого краевого  внебюджетного  фонда  в
   отдельности"  пункта  1 статьи 218; пункт 2 статьи  219  Бюджетного
   кодекса Хабаровского края противоречат положениям статей 1, 6,  14,
   15,  41,  152,  161,  180, 232, 242 Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации.
       В   судебном  заседании  старший  прокурор  отдела  прокуратуры
   Хабаровского  края  Литовка  П.И. поддержал  заявленные  прокурором
   Хабаровского края требования, настаивал на их удовлетворении,  и  в
   дополнение  к изложенным в заявлении доводам указал на противоречие
   оспариваемых положений Бюджетного кодекса Хабаровского края  нормам
   статей 7 и 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
       Представитель    Законодательной   Думы    Хабаровского    края
   действующая   на   основании  доверенности  Ермольченко   О.В.   не
   согласилась   с  заявленными  требованиям,  возражала   против   их
   удовлетворения.
       Выслушав  объяснения  прокурора, представителя  Законодательной
   Думы  Хабаровского  края  Ермольченко  О.В.,  исследовав  материалы
   дела,  заслушав  заключение  прокурора Литовка  П.И.,  суд  находит
   заявленные прокурором Хабаровского края требования обоснованными  и
   подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
       Согласно   подпункту  "ж"  статьи  71  Конституции   Российской
   Федерации  финансовое регулирование находится в ведении  Российской
   Федерации.
       В  соответствии со статьей 76 Конституции Российской  Федерации
   по  предметам ведения Российской Федерации принимаются  федеральные
   конституционные  законы  и  федеральные  законы,   имеющие   прямое
   действие   на  всей  территории  Российской  федерации.  В   случае
   противоречия  между федеральным законом и иным  актом,  изданным  в
   Российской Федерации, действует Федеральный закон.
       Согласно  статье  2  Бюджетного  кодекса  Российской  Федерации
   бюджетное   законодательство  Российской   Федерации   состоит   из
   настоящего  Кодекса  и принятых в соответствии  с  ним  федеральных
   законов,  законов  субъектов  Российской  Федерации  и  нормативных
   правовых  актов  представительных органов местного  самоуправления,
   регулирующих бюджетные правоотношения. Данные нормативные  правовые
   акты   не   могут  противоречить  настоящему  Кодексу.   В   случае
   противоречия применяется настоящий Кодекс.
       В  преамбуле Бюджетного кодекса Хабаровского края указано,  что
   он  служит  целям  финансового регулирования,  устанавливает  общие
   принципы     бюджетного    законодательства,    правовые     основы
   функционирования  бюджетной системы, правовое  положение  субъектов
   бюджетных   правоотношений,   порядок  регулирования   межбюджетных
   отношений и определяет основы бюджетного процесса в крае.
       Согласно  преамбуле  и статье 7 Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации   названные  принципы  и  основы  регулируются  Бюджетным
   кодексом  Российской  Федерации и отнесены  к  компетенции  органов
   государственной власти Российской Федерации.
       Субъекты  Российской  Федерации в  соответствии  со  статьей  8
   Бюджетного   кодекса  Российской  Федерации   такими   правами   не
   обладают.
       Доводы  представителя Законодательной Думы Хабаровского края  о
   том,   что   преамбула  не  является  нормой  права,  и  не   может
   оспариваться,  несостоятельны, поскольку преамбула является  частью
   нормативного  правового  акта,  в  которой  содержатся  нормы,   не
   обладающие  непосредственной юридической силой, но они  учитываются
   правоприменителем при толковании других норм акта.
       Ссылки  на  то,  что  преамбула за  исключением  указания,  что
   Бюджетный  кодекс  края служит целям финансового регулирования,  не
   противоречит   федеральному  законодательству,  несостоятельны   по
   основаниям, изложенным судом.
       Согласно  статье 6 Бюджетного кодекса Хабаровского края  бюджет
   это  форма  образования  и  расходования  фонда  денежных  средств,
   предназначенных  для  финансового  обеспечения  задач   и   функций
   органов государственной власти края и местного самоуправления.
       Краевой бюджет - финансовые средства, сформированные по доходам
   и     расходам    для    обеспечения    функционирования    органов
   государственной    власти   края,   учреждений,    организаций    и
   предприятий, находящихся в государственной собственности края.
       Местный бюджет - финансовые средства, сформированные по доходам
   и   расходам  для  обеспечения  функционирования  органов  местного
   самоуправления,  учреждений, организаций, предприятий,  находящихся
   в муниципальной собственности.
       Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое
   обеспечение задач и функций органов государственной власти  края  и
   органов местного самоуправления.
       Согласно  статье  15 Бюджетного кодекса края краевой  бюджет  -
   форма  образования и расходования денежных средств, предназначенных
   для  обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам  ведения
   органов государственной власти края.
       Названные   определения  понятий  и  терминов,  применяемых   в
   Бюджетном   кодексе   края,  противоречат  понятиям   и   терминам,
   установленным  в  статьях 6, 14, 15 Бюджетного  кодекса  Российской
   Федерации.
       Доводы  представителя Законодательной Думы  Хабаровского  края,
   что   в   данном  случае  имеется  лишь  редакционная   неточность,
   несостоятельны   и   не   являются   основанием   для   отказа    в
   удовлетворении заявленных прокурором края требований.
       Статьей  7  Бюджетного кодекса Хабаровского края к  компетенции
   органов   государственной  власти  края  в  области   регулирования
   бюджетных  правоотношений  отнесено: установление  общих  принципов
   организации  и функционирования бюджетной системы края, определение
   основ  составления  и рассмотрения проектов бюджетов  всех  уровней
   бюджетной  системы  края,  утверждения и исполнения  бюджетов  всех
   уровней   бюджетной  системы  края,  утверждения  отчетов   об   их
   исполнении  и осуществления контроля за их исполнением; определение
   основ  формирования  доходов, осуществления  расходов  из  бюджетов
   всех    уровней   бюджетной   системы   края,   определение   основ
   осуществления краевых и муниципальных заимствований, а также  основ
   управления краевым и муниципальным долгом.
       Однако  указанные  полномочия,  согласно  статье  7  Бюджетного
   кодекса  Российской  Федерации,  относятся  к  компетенции  органов
   государственной власти Российской Федерации.
       Статья  31  Бюджетного кодекса Хабаровского края  устанавливает
   один   из  принципов  бюджетной  системы  края  -  принцип  полноты
   отражения  доходов  и  расходов бюджетов, бюджетов  государственных
   внебюджетных  фондов,  однако в текст  статьи  включены  и  бюджеты
   краевых  внебюджетных фондов, что противоречит положениям статьи  1
   Бюджетного  кодекса  Российской Федерации, поскольку  отношения  по
   формированию  и  расходованию  внебюджетных  фондов   не   являются
   бюджетными правоотношениями.
       Пунктом  10  статьи 38 Бюджетного кодекса Хабаровского  края  в
   состав  доходов бюджетов края включены ссуды из иных бюджетов,  что
   противоречит  федеральному  законодательству.  Согласно  пункту   4
   статьи  41 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные  ссуды
   не являются источником доходов бюджетов.
       В  названии  и пунктах 1, 2 статьи 39, пунктах 2, 3  статьи  46
   Бюджетного   кодекса  Хабаровского  края  указан  бюджет   краевого
   внебюджетного  фонда, что противоречит статьям 1  и  41  Бюджетного
   кодекса  Российской Федерации, поскольку бюджетное законодательство
   не  регулирует порядок образования и деятельности названных фондов;
   налоговые платежи являются источником формирования бюджетов.
       Краевые  внебюджетные  фонды  в  статьях  111,  112  Бюджетного
   кодекса  Хабаровского края указаны в качестве участников бюджетного
   процесса края.
       Согласно  же  положениям  статей 1, 6, 152  Бюджетного  кодекса
   Российской   Федерации  краевые  внебюджетные  фонды  не   являются
   участниками бюджетных отношений и участвовать в бюджетном  процессе
   не могут.
       В  статье  114 Бюджетного кодекса Хабаровского края  определены
   полномочия  органов  государственного и муниципального  финансового
   контроля в отношении бюджетов краевых внебюджетных фондов.
       Согласно  статье  7 Бюджетного кодекса Российской  Федерации  к
   ведению    органов   государственной   власти   края   в    области
   регулирования   бюджетных  правоотношений   отнесено   установление
   порядка формирования доходов бюджетов краевых внебюджетных фондов.
       Статьями  140,  218, 219 Бюджетного кодекса  Хабаровского  края
   определен  период  рассмотрения и утверждения  проектов  законов  о
   краевых внебюджетных фондах, отчетов об их исполнении.
       Суд  находит,  что  Бюджетный кодекс края не  должен  содержать
   упомянутые   положения,   так  как  Кодекс   регулирует   бюджетные
   отношения, которые на бюджетные фонды не распространяются.
       Ссылка представителя Законодательной Думы Хабаровского края  на
   то,  что Законодательной Думой края принят во втором чтении  проект
   закона  Хабаровского  края  "О внесении изменений  и  дополнений  в
   Бюджетный кодекс Хабаровского края", которым исключено указание  на
   краевые  внебюджетные фонды, не является основанием  для  отказа  в
   удовлетворении заявленных прокурором требований.
       Согласно  статье  118  Бюджетного  кодекса  Хабаровского   края
   бюджетное   учреждение   определено  как   организация,   созданная
   органами    самоуправления,   для   осуществления   управленческих,
   социально-культурных,   научно-технических   или    иных    функций
   некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется,  из
   соответствующего  бюджета или бюджета краевого внебюджетного  фонда
   на  основе  сметы  доходов и расходов. Вместе  с  тем,  статья  161
   Бюджетного   кодекса   Российской  Федерации   не   предусматривает
   финансирование  бюджетного  учреждения  на  основе  сметы  за  счет
   средств внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации.
       Доводы  представителя Законодательной Думы Хабаровского края  о
   том, что положения статьи 118 Бюджетного кодекса края глобально  не
   противоречат   федеральному  законодательству,  поскольку   краевые
   внебюджетные  фонды  могут быть и запрета  на  них  не  существует,
   являются   несостоятельными  и  противоречат  нормам   статьи   161
   Бюджетного кодекса Российской Федерации.
       Статья 132 Бюджетного кодекса Хабаровского края предусматривает
   соотношение  закона  о  бюджетной системе края  и  других  законов,
   решений. Согласно пункту 2 данной статьи установлено, что в  случае
   невключения   отдельных   видов,  компенсаций,   дотаций   и   иных
   трансфертов  населению  в  проект  бюджета  либо  включения  их   в
   неполном объеме орган, составляющий проект данного бюджета,  обязан
   одновременно    представить   проекты   изменений   и    дополнений
   нормативных   правовых   актов  (введение  моратория),   являющихся
   основанием для получения соответствующих трансфертов населением.
       Названные положения пункта 2 статьи 132 Бюджетного кодекса края
   противоречат  положениям  пункта 2 статьи  180  Бюджетного  кодекса
   Российской  Федерации, которым предусмотрено, что  в  случае,  если
   расходы  на  реализацию  законодательного  или  иного  нормативного
   правового   акта   не   предусмотрены  законом   о   бюджете   либо
   предусмотрены  частично  (не в полной мере),  применяется  закон  о
   бюджете в порядке, определенном статьей 83 настоящего Кодекса.
       Пунктом  3  статьи  177  Бюджетного кодекса  Хабаровского  края
   установлен   30-дневный   срок   рассмотрения   со   дня   внесения
   законодательным   (представительным)   органом    проекта    закона
   (решения) о бюджете в связи с получением дополнительных доходов.
       Бюджетным  кодексом Российской Федерации пунктом 3  статьи  232
   установлено, что такой срок не должен превышать 15 дней.
       Ссылки  представителя Законодательной Думы края  на  внутренние
   противоречия  Бюджетного кодекса Российской Федерации  суд  находит
   несостоятельными   и   основанными  на  неправильном   истолковании
   закона.
       Согласно   пункту  3  статьи 242 Бюджетного кодекса  Российской
   Федерации  принятие  денежных  обязательств  после  25  декабря  не
   допускается.
       Срок  принятия денежных обязательств, установленный  пунктом  3
   статьи  187  и пунктом 3 статьи 209 Бюджетного кодекса Хабаровского
   края   -   "после  30  декабря  не  допускается"  превышает   срок,
   определенный  Бюджетным кодексом Российской Федерации,  в  связи  с
   чем    суд   находит,   что   названные   оспариваемые   прокурором
   Хабаровского  края  положения Бюджетного кодекса Хабаровского  края
   противоречат федеральному законодательству,
       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 - 197, 239-
   8 ГПК РСФСР, суд
   
                                решил:
   
       Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
       Признать  противоречащими Федеральному закону и  недействующими
   со  дня вступления решения в законную силу преамбулу; абзацы 2,  4,
   5,  9  статьи  6;  абзацы 2, 7, 8, 9 и слова  "и  бюджетов  краевых
   внебюджетных  фондов", "законами о краевых внебюджетных  фондах"  в
   абзаце  3 статьи 7; статью 15; слова "бюджетов краевых внебюджетных
   фондов",  "законами  о краевых внебюджетных фондах"  в  статье  31;
   слова   "получать  процентные  или  беспроцентные  ссуды  из   иных
   бюджетов, а также" в пункте 10 статьи 38; слова бюджет(а)  краевого
   внебюджетного   фонда  в  тексте  и  названии  статьи   39;   слова
   "бюджетами  краевых  внебюджетных  фондов"  в  пункте  2  и   слова
   "бюджета краевого внебюджетного фонда" в пункте 3 статьи 46;  абзац
   9  статьи  111;  слова "и бюджетов краевых внебюджетных  фондов"  в
   пунктах  1, 2 статьи 114; слова "или бюджета краевого внебюджетного
   фонда"  в пункте 1 и слова "и краевых внебюджетных фондов" в пункте
   3  статьи 118; абзац 8 статьи 121; пункт 2 статьи 132; статью  140;
   пункт  3 статьи 177; абзац 1 пункта 3 статьи 187; абзац 1 пункта  3
   статьи  209; слова "и бюджета каждого краевого внебюджетного  фонда
   в   отдельности"  в  пункте  1  статьи  218;  пункт  2  статьи  219
   Бюджетного кодекса Хабаровского края.
       Сообщение   о   настоящем  решении  опубликовать   в   Собрании
   законодательства Хабаровского края.
       Решение  может  быть обжаловано, опротестовано в Верховный  Суд
   Российской  Федерации в течение 10 дней через  Хабаровский  краевой
   суд.
   
                                                                 Судья
                                                           Н.Ю.Барабаш
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Сайт управляется системой uCoz