АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 13 января 2003 г. по делу N АИ-1/1234
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Г.З.Брусиловского
судей В.С.Савочкиной, З.Ф.Софриной
при ведении протокола помощником судьи И.А.Мильчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Рыболовецкой артели (колхоза) "Имени 50 лет Октября" на решение
Арбитражного суда Хабаровского края от 25 ноября 2002 г. по делу
N А73-8421/2002-12 по иску Хабаровской специализированной морской
инспекции МПС РФ к Рыболовецкой артели (колхозу) "Имени 50 лет
Октября" о взыскании 68000 рублей (фамилий судей, принявших
судебный акт, - Л.В.Бутикова).
При участии в судебном заседании представителей:
от истца: Хусаинов В.Г.
от ответчика: не явился,
установил:
Хабаровская специализированная морская инспекция МПР РФ
обратилась в арбитражный суд с иском к рыболовецкой артели
(колхозу) "Имени 50 лет Октября" о взыскании 68000 руб.,
составляющих стоимость с нарушением добытых морских биоресурсов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2002 по
делу N А73-8421/2002-12 исковые требования удовлетворены в полном
объеме.
Правильность решения проверяется в порядке статьи 266
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ) по заявлению ответчика, считающего решение подлежащим
отмене по причине неправильного применения судом норм действующего
законодательства.
Ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о
времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца с доводами заявителя апелляционной жалобы
не согласился, считает решение суда законным и обоснованным, в
силу чего не подлежащим отмене.
Выслушав представителя истца, изучив доводы, приведенные в
апелляционной жалобе, исследовав имеющиеся в материалах дела
документы, суд апелляционной инстанции оснований к отмене решения
суда первой инстанции не находит.
На основании Положения о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, на Спецморинспекции
Министерства природных ресурсов России, в том числе и на
Хабаровскую, Приказом МПР России от 26.09.2000 N 347 возложены
полномочия по осуществлению государственного экологического
контроля, государственного контроля за геологическим изучением,
рациональным использованием и охраной недр, за использованием и
охраной водных объектов, за охраной морской среды, ее природных
ресурсов, за сохранением биологического разнообразия, соблюдением
норм экологической безопасности (государственного контроля в
области природопользования и охраны окружающей среды) в пределах
внутренних морских вод, территориального моря, континентального
шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Полномочия государственных инспекторов Спецморинспекции МПР РФ
установлены в Положениях о них, утвержденных в установленном
порядке Министерством, на основании Постановлений Правительства
Российской Федерации от 17.07.1995 N 718, от 25.09.2000 N 726 и
Типового положения о специализированной морской инспекции
Государственного комитета Российской Федерации по охране
окружающей среды (зарегистрировано в Минюсте России 25.10.1999
N 1950).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
17.07.1995 N 718 установлено, что полномочиями по осуществлению
государственного экологического контроля, предусмотренного Законом
РСФСР "Об охране окружающей природной среды", наделяются
руководители специализированных морских инспекций Государственного
комитета Российской федерации по охране окружающей среды - старшие
государственные инспекторы Российской федерации по охране природы
в зоне их деятельности, другие должностные лица этих инспекций,
обеспечивающие осуществление государственного экологического
контроля - государственные инспекторы Российской Федерации по
охране природы в зоне их деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации
от 06.07.2000 N 495 на Министерство природных ресурсов России было
возложено осуществление функций упраздняемых Госкомитета РФ по
охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства и
Министерству природных ресурсов РФ были переданы организации,
находящиеся в ведении упраздняемых Госкомитета по охране
окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства России.
Приказом МПР РФ от 25.08.2000 N 302 утвержден перечень
специализированных морских инспекций, переданных в ведение
Министерства природных ресурсов России, в их числе и Хабаровская
специализированная морская инспекция.
Согласно пунктам 1, 12, 78 Положения о Хабаровской
спецморинспекции МПР РФ, утвержденного Приказом МПР РФ
от 24.11.2000, спецморинспекция исполняет функции по осуществлению
государственного контроля в области природопользования и охраны
окружающей среды во внутренних морских водах, территориальном
море, континентальном шельфе и исключительной экономической зоне
Российской Федерации, а также предъявляет иски о возмещении
ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства в
области охраны окружающей среды и природопользования.
Из вышеизложенного следует, что государственные инспекторы
Хабаровской спецморинспекции Министерства природных ресурсов РФ
наделены компетенцией по выявлению правонарушений, производства по
делам об административных правонарушениях, изъятия незаконно
добытого (добытого с нарушением законодательства РФ об охране и
использовании объектов животного мира).
Кроме того, госинспектор Хабаровской спецморинспекции
действовал в соответствии со статьей 36 (пункт 3) Закона РФ "Об
исключительной экономической зоне РФ", статьей 31 Закона РФ
"О животном мире", в пределах своей компетенции, определенной
пунктом 6.15 положения о Хабаровской спецморинспекции.
Как видно из материалов дела, 22.10.2001 госинспектором
Хабаровской спецморинспекции было проверено судно БАТМ "Тумнин",
принадлежащее Рыболовецкой артели (колхозу) "Имени 50-летия
Октября", осуществляющее промысел в Охотском море сельди жировой.
Проверкой установлено, что промысел велся с нарушением
пункта 15.2. "Правил ведения рыбного промысла в экономической
зоне, территориальных водах и на континентальном шельфе СССР в
Тихом и Северном Ледовитом океанах для советских промысловых
судов, организаций и граждан", утвержденных Приказом Минрыбхоза
СССР 17.11.1989 N 458 (далее - Правила), а именно: прилов молоди
в тралении N 18 превысил допустимые нормы, т.е. 8% и составил
34,9%. В соответствии с примечаниями к пункту 15.2. Правил
необходимо было сменить позицию лова. При этом трасса следующего
траления должна отстоять от любой точки трассы предыдущего
траления не менее чем на 5 морских миль.
Из протокола N 227 от 22.10.2001 о нарушении природоохранного
законодательства следует, что капитан судна БАТМ "Тумнин"
Аникьев В.В. район промысла не покинул, и произвел траление N 19
на расстоянии менее 5 миль. При втором тралении прилов молоди
непромыслового размера составил 48,8%.
В соответствии со статьей 244 Кодекса РСФСР об
административных правонарушениях был составлен протокол N 226 об
изъятии улова в размере 20000 кг, добытого с нарушением
законодательства об охране и использованию объектов животного
мира, и все изъятое сдано на ответственное хранение
капитан-директору БАТМ "Тумнин" Аникьеву В.В., о чем составлена
гарантийная расписка, в которой последний обязался сдать всю
продукцию на рыбоприемный пункт, и стоимость перечислить на
указанный госинспектором счет.
Судом первой инстанции исследованы все представленные в
материалы дела доказательства и им дана правильная оценка, в том
числе, правильно указано, что изъятие и передача рыбопродукции на
хранение капитану произведено в соответствии с пунктом 8
Инструкции о порядке производства по делам о нарушении правил
пользования и охраны животного мира, утвержденной Приказом
Минприроды РФ от 29.06.1993 N 123, с последующим взысканием ее
стоимости по рыночным ценам.
Кроме того, в соответствии со статьей 71 Кодекса торгового
мореплавания РФ капитан судна в силу своего служебного положения
признается представителем судовладельца, если на месте нет иных
представителей судовладельца, в связи с чем, правильно была
передана на хранение капитану судна изъятая рыбопродукция.
Ответчик размер взысканной по решению суда суммы не
оспаривает, равно как и не представляет документов, подтверждающих
реализацию переданной на хранение капитану судна рыбопродукции, и
перечисление суммы на счет, указанный госинспектором
спецморинспекции.
Ссылка ответчика на то, что Правила промысла живых ресурсов
для российских юридических лиц и граждан в исключительной
экономической зоне, территориальном море и на континентальном
шельфе Российской Федерации в Тихом и Северном Ледовитом океанах,
утвержденные Приказом Госкомрыболовства РФ N 419 от 24.12.2001,
как не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в
установленном порядке, не подлежат применению, не принимается во
внимание по следующим основаниям.
"Правила ведения рыбного промысла ...", утверждены Приказом
Минрыбхоза СССР N 485 от 17.1.1989 и в указанные Правила приказом
Госкомрыболовства РФ от 24.12.2001 внесены изменения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.01.1993
N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного
управления Российской Федерации", Постановлению Совета Министров -
Правительства Российской Федерации от 13.04.1993 N 307 "О
регистрации опубликованных ведомственных нормативных актов",
нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации,
затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или
носящие межведомственный характер, принятые после
1 марта 1993 года, подлежат государственной регистрации в
Министерстве юстиции Российской Федерации.
Аналогичный порядок предусмотрен Указом Президента РФ от
23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу
актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти".
Однако вышепоименованные указы Президента РФ, Постановление
Правительства РФ не содержат указаний о том, что изданные до
01.03.1993 нормативные правовые акты органов исполнительной власти
или ведомственные нормативные акты подлежат обязательной
регистрации после 01.03.1993, следовательно, не должны
регистрироваться и дополнения, изменения, внесенные в акт,
обязанность регистрации которого не была предусмотрена до
01.03.1993.
Нельзя согласиться с доводом ответчика относительно того, что
статьей 35 ФЗ "Об исключительной экономической зоне" полномочия на
охрану исключительной экономической зоны, ее живых и неживых
ресурсов предоставлены только Федеральной пограничной службе РФ,
поскольку согласно указанной статье полномочия предоставлены и
федеральным органам исполнительной власти по охране окружающей
природной среды, которым является и Хабаровская специализированная
морская инспекция МПР России.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268, 271 АПК РФ,
суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2002 по
делу N А73-8421/2002-12 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия, но
может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию
окружного суда.
Председательствующий:
Г.З.Брусиловский
Судьи:
В.С.Савочкина
З.Ф.Софрина
|