АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2003 г. по делу N А73-10781/2002-7-47АП
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению предпринимателя,
осуществляющего свою деятельность без образования юридического
лица, Гричухиной Ирины Петровны к Инспекции Министерства
Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району
г. Хабаровска о признании незаконным и отмене постановления
N 143 от 28.11.2002 о назначении административного наказания в
виде штрафа в размере 3000 руб.
при участии:
от заявителя: не явились (извещен надлежащим образом в
соответствии с ч. 1 ст. 123 АПК РФ),
от ответчика: Глотов О.Ф.
Предмет спора:
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без
образования юридического лица, Гричухина Ирина Петровна обратилась
в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании
незаконным и отмене постановления N 143 от 28.11.2002, о
привлечении ее к административной ответственности в виде штрафа в
размере 3000 руб., вынесенного Инспекцией Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска и
взыскании убытков в виде оплаты за услуги адвоката в сумме
600 руб., причиненных неправомерными действиями должностного лица.
В ходе судебного разбирательства вынесено определение о
выделении требования о взыскании убытков в виде оплаты услуг
адвоката в сумме 600 руб., причиненных неправомерными действиями
должностного лица, в соответствии с п. 4 ст. 130 АПК РФ в
отдельное производство.
Суд
установил:
Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без
образования юридического лица, Гричухина Ирина Петровна
осуществляет свою деятельность на основании свидетельства N 129-97
от 26.02.2002, выданного администрацией Кировского района
г. Хабаровска.
22.11.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска (далее -
инспекция) проведена проверка соблюдения предпринимателем
Гричухиной И.П. по месту осуществления торговой деятельности в
торговом киоске по ул. Запарина, 117, Закона Российской Федерации
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением" N 5251-1 от 18.06.1993.
25.11.2002 составлен протокол об административном
правонарушении N 15, из которого следует, что в торговом киоске,
расположенном по ул. Запарина, 117, принадлежащем предпринимателю
Гричухиной И.П., денежные расчеты с населением осуществлялись с
применением неисправной контрольно-кассовой машины, поскольку на
выданном чеке время покупки печаталось с опозданием на 4 часа
10 минут.
28.11.2002 исполняющим обязанности руководителя инспекции
Верховской И.М. вынесено постановление N 143, которым
предприниматель Гричухина И.П. признана виновной в совершении
административного правонарушения, ответственность за которое
предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 3000 руб.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями,
изложенными в заявлении о признании незаконным и отмене
постановления N 143 от 28.11.2002, не согласился и пояснил, что
заявитель заблуждается относительно того, что налоговые органы не
вправе привлекать виновных лиц к административной ответственности
за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 КоАП РФ.
При этом представитель ответчика привел доводы, изложенные в
отзыве на заявление.
Заслушав представителя ответчика и исследовав материалы дела,
суд считает, что изложенные в заявлении требования подлежат
удовлетворению по следующим основаниям.
Постановление по делу об административном правонарушении
вынесено инспекцией на основании подпункта 1 пункта 7 и подпункта
"в" пункта 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 30.07.1993 N 745 и статьи 1 Закона Российской
Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993
N 5215-1.
Статья 1 Закона Российской Федерации "О применении
контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с
населением" обязывает производить денежные расчеты с населением с
обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Указанные выше нормативные акты предусматривают применение
при осуществлении денежных расчетов с населением исправных
контрольно-кассовых машин и оговаривают перечень возможных
неисправностей.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в
действие Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях" статья 7 Закона Российской Федерации "О
применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением", которая с учетом Определения
Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О предусматривала
ответственность за использование неисправной ККМ в виде штрафа,
изложена в новой редакции. Данная редакция с 01.01.2002 не
устанавливает составы правонарушений, а определяет порядок
распределения сумм штрафов, взысканных за нарушение
законодательства о применении контрольно-кассовых машин.
Статья 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях предусматривает административную ответственность
за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при
отсутствии установленной информации, либо без применения
контрольно-кассовых машин и расширительному толкованию не
подлежит.
При данных обстоятельствах у инспекции отсутствуют правовые
основания для признания предпринимателя Гричухиной И.П. виновной в
совершении административного правонарушения, ответственность за
которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях и назначении ей наказания в виде
штрафа в размере 3000 руб.
Судом признаны несостоятельными ссылки заявителя на статьи 202
и 206 АПК РФ, статьи 29.1 - 29.8 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, поскольку в соответствии со
ст. 23.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, рассмотрение дел об административных
правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 Кодекса входит в
компетенцию налоговых органов.
Вместе с тем с учетом установленных судом обстоятельств
постановление от 28.11.2002 N 143 вынесено с нарушением закона и
подлежит отмене.
Государственная пошлина в сумме 10 руб. подлежит возврату
заявителю, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ
заявление об оспаривании решения административного органа о
привлечении к административной ответственности государственной
пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявление предпринимателя, осуществляющего свою деятельность
без образования юридического лица Гричухиной Ирины Петровны
удовлетворить.
Постановление Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Кировскому району г. Хабаровска от 28.11.2002
N 143 о признании предпринимателя, осуществляющего свою
деятельность без образования юридического лица Гричухиной Ирины
Петровны, виновной в совершении административного правонарушения,
ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях и
назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере
3000 руб., признать незаконным и отменить.
Возвратить Гричухиной Ирине Петровне из федерального бюджета
государственную пошлину в сумме 10 рублей, уплаченную по квитанции
НП:104 от 18.12.2002.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края в
десятидневный срок.
Судья
А.В.Кулешов
|