УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ
ИНФОРМАЦИЯ
от 21 февраля 2003 г. N 11-18/46
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ
ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
1. Вопрос: Организация не применяет регрессивные ставки
налога, должна ли она заполнять расчет условия на право применения
регрессивных ставок единого социального налога (лист 08) в
расчетах по авансовым платежам по единому социальному налогу?
Ответ: Согласно порядку заполнения формы расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу, утвержденному Приказом МНС
России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49, налогоплательщики, у которых в
расчете за какой-либо месяц налоговая база в среднем на одно
физическое лицо составит менее 2500 руб., до конца года не вправе
использовать регрессивную шкалу ставок налога и тарифов страховых
взносов.
С месяца, следующего за месяцем, в котором утрачено право на
применение регрессивной шкалы ставок налога и тарифов страховых
взносов, заполнение расчета условия на право применения
регрессивных ставок единого социального налога по месяцам
последнего квартала отчетного периода не производится и в
соответствующих графах проставляется отметка "Z", а ежемесячные
авансовые платежи по налогу и страховым взносам рассчитываются
исходя из подлежащих налогообложению выплат, исчисленных с начала
налогового периода до окончания соответствующего календарного
месяца и максимальных ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 241
Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК) и
статьями 22 и 33 Федерального закона от 15.02.2001 N 167-ФЗ "Об
обязательном пенсионном страховании" (далее по тексту - Закон
N 167-ФЗ), независимо от фактической величины налоговой базы на
каждое физическое лицо.
Других случаев не заполнения расчета условия на право
применения регрессивных ставок единого социального налога (лист
08) порядком не предусмотрено.
2. Вопрос: Организация не применяет регрессивные ставки
налога, должна ли она заполнять расчет для заполнения строк 0300 и
0400 (лист 07)?
Ответ: Порядком заполнения формы расчета по авансовым платежам
по единому социальному налогу, утвержденным Приказом МНС России от
01.02.2002 N БГ-3-05/49, не предусмотрено не заполнение расчета
для заполнения строк 0300 и 0400 (лист 07).
Если организация не применяет регрессивные ставки налога, она
должна заполнить показатели 010 строки "до 100000 руб." и эти же
показатели повторить в 050 строке "итого" расчета для заполнения
строк 0300 и 0400 (лист 07).
3. Вопрос: У организации в ноябре у отдельных работников
появились выплаты с начала года свыше 100000 руб. Имеет ли право
организация применить регрессивные ставки налога, если она не
заполняла расчет условия на право применения регрессивных ставок
единого социального налога (лист 08) за три отчетных периода?
Ответ: В данном случае организации для применения регрессивных
ставок налога с ноября месяца, необходимо представить уточненные
расчеты условия на право применения регрессивных ставок единого
социального налога (лист 08) за первый квартал, первое полугодие и
9 месяцев 2002 года. И если за каждый из 9 предыдущих месяцев
налоговая база, накопленная с начала года, в среднем на одно
физическое лицо составит не менее 2500 руб. организация имеет
право применить регрессивные ставки налога.
4. Вопрос: Обособленное подразделение организации расчет
условия на право применения регрессивных ставок единого
социального налога (лист 08) заполняла собственными показателями,
в связи с тем, что головная организация сводный расчет условия на
право применения регрессивных ставок единого социального налога
(лист 08) подразделениям не направляла. Имеет ли обособленное
подразделение право применять регрессивные ставки налога?
Ответ: Пункт 2 статьи 241 НК "Ставки налога", определил
условие на право применение регрессивных ставок налога для
налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам,
указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК, а именно
организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не
признаваемых индивидуальными предпринимателями. Обособленные
подразделения в подпункте 1 пункта 1 ст. 235 не поименованы.
Порядком заполнения формы расчета по авансовым платежам по
единому социальному налогу, утвержденным Приказом МНС России от
01.02.2002 N БГ-3-05/49, определено, что организации, имеющие в
своем составе обособленные подразделения, расчет условия на право
применения регрессивных ставок единого социального налога
производят в целом по организации, независимо от исполнения
обособленными подразделениями обязанности организации по уплате
авансовых платежей по налогу и страховых взносов.
Организации, имеющие в своем составе обособленные
подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате
авансовых платежей по налогу и представлению расчетов по авансовым
платежам по месту своего нахождения, расчет условия на право
применения регрессивных ставок единого социального налога,
подписанный руководителем и главным бухгалтером организации и
заверенный печатью (штампом) организации, направляют также в адрес
каждого такого обособленного подразделения в срок, обеспечивающий
получение такого документа обособленным подразделением не позднее
20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В этом случае в
верхнем поле листа 08 КПП организации указывается по месту
нахождения обособленного подразделения, в адрес которого
направляется расчет.
Указанные обособленные подразделения организаций представляют
в налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 20 числа
месяца, следующего за отчетным периодом, вместе с расчетом по
авансовым платежам за отчетный период расчет условия на право
применения регрессивных ставок единого социального налога,
полученный от организации. Обособленные подразделения организации
самостоятельно расчет условия на право применения регрессивных
ставок налога не производят.
Следовательно, обособленное подразделение организации,
заполнившее расчет условия на право применения регрессивных ставок
единого социального налога (лист 08) собственными показателями, не
имеет права на применение регрессивных ставок налога.
5. Вопрос: Организация в ноябре утратила право на применения
регрессивных ставок единого социального налога, должна ли она
представить уточненные расчеты по авансовым платежам по ЕСН и по
авансовым платежам на обязательное пенсионное страхование за
отчетные периоды, в которых были применены регрессивные ставки
налога и взносов?
Ответ: Согласно порядку заполнения формы расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу, утвержденному Приказом МНС
России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49, с месяца, следующего за
месяцем, в котором утрачено право на применение регрессивной шкалы
ставок налога и тарифов страховых взносов, ежемесячные авансовые
платежи по налогу и страховым взносам рассчитываются исходя из
подлежащих налогообложению выплат, исчисленных с начала налогового
периода до окончания соответствующего календарного месяца и
максимальных ставок, предусмотренных пунктом 1 статьи 241 НК и
статьями 22 и 33 Закона N 167-ФЗ, независимо от фактической
величины налоговой базы на каждое физическое лицо.
Статьями 54 и 81 НК определен порядок внесения дополнений и
изменений в налоговую декларацию. В частности, установлено, что
налогоплательщик должен подать заявление и уплатить в бюджет
недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Нормы ст. 54 и 81 НК могут быть применены и в отношении
представления уточненных расчетов по авансовым платежам по единому
социальному налогу.
Организация, утратившая право на применения регрессивных
ставок единого социального налога, должна представить уточненные
расчеты по авансовым платежам по ЕСН и по авансовым платежам на
обязательное пенсионное страхование за отчетные периоды, в которых
были применены регрессивные ставки налога и страховых взносов.
6. Вопрос: После составления уточненных расчетов за отчетные
периоды 2002 года, а именно исключения из расчетов выплат
работникам, деятельность которых переведена на уплату единого
налога на вмененный доход, у организации появилось право на
применение регрессивных ставок по единому социальному налогу.
Имеет ли организация право на применение регрессивных тарифов
по страховым взносам в ПФР, если пороговая величина по облагаемой
базе по страховым взносам (с учетом выплат работникам,
деятельность которых переведена на уплату единого налога на
вмененный доход) менее 2500 руб.?
Ответ: В соответствии с Порядком заполнения раздела
"III. Расчет условий на право применения регрессивных тарифов
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по
месяцам последнего отчетного квартала расчетного периода"
Инструкции по заполнению декларации по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты
физическим лицам, утвержденной Приказом МНС России от 26.12.2002
N БГ-3-05/747 страхователи, уплачивающие единый налог на вмененный
доход для определенных видов деятельности, включая страхователей,
осуществляющих наряду с деятельностью, подлежащей обложению единым
налогом на вмененный доход, иные виды предпринимательской
деятельности, обязаны представить вышеуказанный расчет за все
отчетные периоды. В расчете базой для начисления страховых взносов
являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам, (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям) за выполнение работ, оказание услуг по всем
видам деятельности. Налоговая база должна быть сформирована в
порядке, предусмотренном статьей 237 НК. При этом выплаты и
вознаграждения, перечисленные в статье 239 НК, из показателей
расчета не исключаются.
Учитывая, что пороговая величина, рассчитанная в среднем на
1 работника, приходящаяся на один месяц по страховым взносам (с
учетом выплат работникам, деятельность которых переведена на
уплату единого налога на вмененный доход) в организации сложилась
менее 2500 руб., организация не имеет права на применение
регрессивных тарифов по страховым взносам.
7. Вопрос: У организаций, имеющих кроме видов деятельности на
вмененном налоге другие виды деятельности, несопоставимая
облагаемая база для заполнения показателей по строкам 0400, 0500 и
0600.
Как правильно начислить и заполнить показатели в этих строках?
Ответ: В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными
в Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому
социальному налогу Приказом МНС России от 08.10.2002 N БГ-3-05/547
"О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от
01.02.2002 N БГ-3-05/49" налогоплательщики вмененного налога,
имеющие другие виды деятельности, не переведенные на уплату
единого налога на вмененный доход, по строкам 0600 - 0640 в графе
3 отражают авансовые платежи в федеральный бюджет с сумм выплат,
начисляемых в пользу физических лиц по видам деятельности не
облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Ставки налога в федеральный бюджет применяются в размере 1/2
от ставок налога, установленных в пункте 1 статьи 241 НК с учетом
соблюдения условия на право применения регрессивных ставок налога.
Показатели строк 0400 - 0440 и 0500 - 0540 графы 3 данными
плательщиками не заполняются.
8. Вопрос: В каких случаях в графе 6 Расчета по заполнению
строк 0300 и 0400 (лист 07) проставляется ставка 14%, а в каких
28%?
Ответ: Согласно последнему разделу Порядка заполнения расчета
по авансовым платежам по единому социальному налогу, утвержденного
Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49, организации,
освобожденные от уплаты единого социального налога в федеральный
бюджет в соответствии со статьями 239, 245 НК, в графе 6 расчета
по заполнению строк 0300 и 0400 (лист 07) ставки налога указывают
в размере 1/2 ставок налога, установленных для данной категории
налогоплательщиков статьей 241 НК с учетом соблюдения условия на
право применения регрессивных ставок налога.
В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в
Порядок заполнения расчета по авансовым платежам по единому
социальному налогу Приказом МНС России от 08.10.2002 N БГ-3-05/547
"О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от
01.02.2002 N БГ-3-05/49", налогоплательщики единого налога на
вмененный налог, имеющие другие виды деятельности, не переведенные
на уплату единого налога на вмененный доход также в графе 6
расчета по заполнению строк 0300 и 0400 (лист 07) ставки налога
указывают в размере 1/2 ставок налога, установленных для данной
категории налогоплательщиков статьей 241 НК с учетом регрессивных
страховых тарифов по взносам в ПФР.
Остальные налогоплательщики в графе 6 данного расчета отражают
ставки налога в полном размере.
9. Вопрос: Организация проставляла в графе 6 Расчета по
заполнению строк 0400 и 0500 (лист 07) Расчетов по авансовым
платежам по ЕСН ставку 14%. Однако согласно Инструкции по
заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу,
утвержденной Приказом МНС России от 09.10.2002 N БГ-3-05/550,
необходимо было начислить налог в федеральный бюджет по ставке
28%.
Должна ли организация представить уточненные Расчеты по
авансовым платежам по ЕСН, если остальные показатели в расчетах не
изменяются?
Ответ: Согласно Порядку заполнения расчета по авансовым
платежам по единому социальному налогу, утвержденному Приказом МНС
России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 (с изменениями и дополнениями),
применение 1/2 ставки ЕСН по федеральному бюджету в графе 6
расчета по заполнению строк 0400 и 0500 (лист 07) установлено для
налогоплательщиков, применяющих льготы по ЕСН в соответствии со
статьями 239 и 245 НК, и для налогоплательщиков, применяющих
наряду с общеустановленным порядком налогообложением режим
обложения видов деятельности единым налогом на вмененный доход.
Остальные налогоплательщики в графе 6 расчета по заполнению строк
0300 и 0400 (лист 07) проставляют ставки налога в соответствии с
п. 1 ст. 241 НК.
Учитывая, что при камеральной проверке расчета по авансовым
платежам по ЕСН, с использованием программного продукта RNAL_N,
ошибочно заполненная графа 6 ставками налога в размере 1/2 вместо
100% ставки, не позволяет взаимоувязать показатели расчета,
налогоплательщикам необходимо представить уточненные расчеты за
отчетные периоды.
10. Вопрос: Обязательно ли применение регрессивных ставок
единого социального налога, если соблюдаются все условия для их
применения?
Ответ: В соответствии с 241 статьей НК налогоплательщики
вправе применять регрессивные ставки единого социального налога
при соблюдении условия на право применения регрессивных ставок
налога.
Согласно статье 56 НК налогоплательщик вправе отказаться от
применения регрессивных ставок единого социального налога.
Поскольку 24 главой НК не предусмотрено иное, налогоплательщик не
обязан применять регрессивные ставки единого социального налога.
Для отказа от применения регрессивных ставок ЕСН необходимо подать
соответствующее заявление в налоговую инспекцию. При этом подобный
отказ возможен на срок не менее одного налогового периода по
единому социальному налогу, то есть с 1 января по 31 декабря года.
11. Вопрос: Организация в течение 9 месяцев применяла для лиц
1967 года рождения и моложе страховые тарифы на страховую часть
трудовой пенсии 8% и в накопительную часть трудовой пенсии 6%,
вместо 11% и 3% соответственно. Должна ли организация представить
уточненные расчеты по авансовым платежам по страховым взносам за 1
квартал, 1 полугодие и 9 месяцев или внести все изменения в
годовой декларации по страховым взносам?
Ответ: Согласно статье 33 "Переходные положения" Закона
N 167-ФЗ в течение 2002 - 2003 годов организации, выступающие в
качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе, за
исключением выступающих в качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых,
семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся
традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских
(фермерских) хозяйств, должны применять тарифы страховых взносов
на выплаты до 100000 руб. - на финансирование страховой части
трудовой пенсии 11%, на финансирование накопительной части
трудовой пенсии - 3%.
Неправильное применение тарифов страховых взносов привело к
занижению страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и к
завышению начисленных сумм страховых взносов на накопительную
часть трудовой пенсии. Учитывая, что начисление страховых взносов
в лицевой карточке налогоплательщика по кодам 1010610 и 1010620
проводится ежемесячно по сроку на 15 число, плательщику
необходимо, в соответствии с 54 и 81 статьями НК, представить
уточненные расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование за I квартал, I полугодие и 9
месяцев 2002 года.
12. Вопрос: Организация применяла регрессивную ставку налога
при исчислении ЕСН. В августе и сентябре все работники организации
(4 человека) ушли в отпуск без сохранения заработной платы.
Сохраняется ли право на применение регрессивных ставок ЕСН при
последующих начислениях зарплаты за октябрь, ноябрь и декабрь?
Ответ: Пунктом 2 статьи 241 НК предусмотрено применение
регрессивных ставок единого социального налога, если накопленная с
начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое
лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом
периоде, составляет сумму не менее 2500 рублей.
При расчете величины налоговой базы в среднем на одного
работника у налогоплательщиков с численностью свыше 30 человек не
учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих
наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с
численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в
пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру
доходы.
Если в расчете условия на право применения регрессивных ставок
ЕСН организации за 9 месяцев 2002 года во втором месяце последнего
квартала (август) и третьем месяце последнего квартала (сентябрь)
показатели по строке 080 "Налоговая база в среднем на одного
работника, приходящаяся на один месяц в истекшем налоговом
периоде" составят более 2500 руб., у организации сохраняется право
на применение регрессивных ставок налога.
При этом в соответствии с подпунктом 3.18 пункта 3 "Инструкции
по заполнению организациями сведений о численности работников и
использовании рабочего времени в формах федерального
государственного статистического наблюдения", утвержденной
Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 07.12.98 N 121,
в расчет средней численности включается списочная численность
работников за каждый календарный день, находившихся в отпуске без
сохранения заработной платы.
13. Вопрос: Имеет ли право на применение регрессивных ставок
налога организация, в которой работает один человек и его выплаты
с начала года составили более 100000 руб.?
Ответ: Положениями статьи 241 Налогового кодекса Российской
Федерации обособленно не оговорено право на применение
регрессивных ставок единого социального налога организацией, в
которой работает один человек.
Если исчисленная величина налоговой базы удовлетворяет
критериям статьи 241 НК, организация имеет право на применение
регрессивной шкалы ставок единого социального налога.
14. Вопрос: Как применить регрессивные ставки налога, если
есть структурные подразделения под общим ИНН, имеет ли организация
право применять регрессивные ставки налога?
Ответ: В соответствии с пунктом 8 статьи 243 НК обособленные
подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и
начисляющие выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности
организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а
также обязанности по предоставлению расчетов по налогу и налоговых
деклараций по месту своего нахождения.
Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате
по месту нахождения обособленного подразделения, определяется
исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому
обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения
организации, в состав которой входят обособленные подразделения,
определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей
уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога,
подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений
организации.
В соответствии с пунктом 29 "Методических рекомендаций по
порядку исчисления и уплаты единого социального налога",
утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344,
налогоплательщики - организации, в состав которых входят
обособленные подразделения (в том числе находящиеся в различных
субъектах Российской Федерации), не имеющие отдельного баланса,
расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в
пользу физических лиц, производят уплату налога централизованно по
месту своего нахождения.
В этом случае такие организации представляют налоговые
декларации по налогу, расчеты по авансовым платежам также по месту
своего нахождения.
Следует учитывать, что если организация имеет в своем составе
обособленные подразделения, то в соответствии с пунктом 2 статьи
241 НК РФ расчет условия на право применения регрессивных ставок
налога производится по организации в целом, независимо от
исполнения обособленными подразделениями обязанности организации
по уплате авансовых платежей по налогу и страховых взносов.
Если, в расчетах условия на право применения регрессивных
ставок единого социального налога, составленных в целом по
организации за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2002 года, а
также в декларации по единому социальному налогу за 2002 год,
показатели по строке 080 "Налоговая база в среднем на одного
работника, приходящаяся на один месяц в истекшем налоговом
периоде" по всем месяцам года составят более 2500 руб.,
организация и ее обособленные подразделения имеют право на
применение регрессивных ставок налога.
15. Вопрос: Организация имеет филиалы на территории
Хабаровского края, не составляющие отдельный баланс, не являющиеся
юридическими лицами, в учетной политике организации установлено,
что ЕСН и страховые взносы организация начисляет и перечисляет в
целом по организации.
Уплату ЕСН и страховых взносов организации необходимо
производить по месту нахождения головной организации или по месту
нахождения филиалов?
Обязательны ли регистрация по месту нахождения филиалов в
отделениях Пенсионного фонда и Фонда социального страхования?
Обязательно ли на работников филиалов получать медицинские
полисы?
Ответ: В соответствии с пунктом 29 "Методических рекомендаций
по порядку исчисления и уплаты единого социального налога",
утвержденных Приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344,
налогоплательщики - организации, в состав которых входят
обособленные подразделения (в том числе находящиеся в различных
субъектах Российской Федерации), не имеющие отдельного баланса,
расчетного счета, не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в
пользу физических лиц, производят уплату налога централизованно по
месту своего нахождения.
В этом случае такие организации представляют налоговые
декларации по налогу, расчеты по авансовым платежам в целом по
организации по месту своего нахождения.
Совместным Письмом МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и
Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.06.2002
N МЗ-16-25/5221 "Об уплате страховых взносов организациями, в
состав которых входят обособленные подразделения" установлено, что
в целях применения пункта 8 статьи 24 Закона N 167-ФЗ
налогоплательщики - организации, в состав которых входят
обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса,
расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу
физических лиц, производят уплату страховых взносов
централизованно по месту своего нахождения.
В этом случае такие организации декларации и расчеты по
авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное
страхование представляют по месту своего нахождения, в целом по
организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ
регистрация страхователей в территориальных органах страховщика
является обязательной и осуществляется в тридцатидневный срок.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения,
регистрируются по месту своего нахождения, а также по месту
нахождения каждого из обособленных подразделений, в случаях, если
эти обособленные подразделения выполняют обязанности организации
по начислению и уплате страховых взносов.
Регистрация страхователей в исполнительных органах Фонда
социального страхования производится в соответствии с Порядком,
утвержденным Постановлением Фонда социального страхования
Российской Федерации от 04.12.2000 N 119 (в редакции Постановления
ФСС от 23.02.2001 N 18).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 28.06.1991
N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации" (в редакции Федерального закона от 01.07.1994 N 9-ФЗ)
обязательное медицинское страхование граждан осуществляется в
форме договора, заключаемого между страхователем и страховой
медицинской организацией. При этом страхователями при обязательном
медицинском страховании для работающих граждан являются
предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью, и лица свободных профессий.
Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор
медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.
Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории
Российской Федерации (статьи 2, 4, 5, 14 Закона).
В связи с вышеизложенными правовыми нормами обязательное
медицинское страхование и обеспечение страховыми медицинскими
полисами ОМС работников налогоплательщиков - организаций, в состав
которых входят обособленные подразделения, должно осуществляться
по месту уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого
в территориальный фонд обязательного медицинского страхования
соответствующего субъекта Российской Федерации по месту нахождения
обособленного подразделения или, в случае централизованной уплаты
единого социального налога (взноса), по месту нахождения
налогоплательщика - организации.
Учитывая, что филиалы организации не начисляют и не уплачивают
единый социальный налог и страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование, организация не должна регистрировать
филиалы по месту их нахождения в подразделениях Пенсионного фонда
РФ, Фонда социального страхования РФ и территориального фонда
обязательного медицинского страхования.
16. Вопрос: Индивидуальные карточки учета сумм начисленных
выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного единого
социального налога, а также сумм налогового вычета можно вести на
компьютере или только на бумажном носителе?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 237 и пунктом 4
статьи 243 НК налогоплательщики единого социального налога обязаны
вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм
налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по
каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись
выплаты.
Приказом МНС России от 21.02.2002 N БГ-3-05/91 утверждена
форма Индивидуальной карточки учета сумм начисленных выплат и иных
вознаграждений, сумм начисленного единого социального налога, а
также сумм налогового вычета (далее по тексту - Индивидуальная
карточка) и Порядок ее заполнения.
Индивидуальные карточки организация может вести в базе данных
ПК или на бумажных носителях, исходя из практической
целесообразности.
В соответствии со статьей 93 НК налогоплательщик обязан в
5-дневный срок, по требованию налогового органа, представить
индивидуальные карточки на бумажном носителе, заверенные печатью и
подписью налогоплательщика.
В случаях не представления Индивидуальных карточек по
требованию налоговых органов плательщики привлекаются к
ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК за
непредставление в установленный срок налогоплательщиком в
налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде взыскания
штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ.
17. Вопрос: Работник получил инвалидность III группы в мае
2002 года, однако свидетельство об инвалидности представил по
месту работы только в декабре. Может ли организация сделать
перерасчет ЕСН с мая месяца?
Ответ: При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 239 НК РФ
следует иметь в виду следующее.
Правомерность использования организациями льготы,
предусмотренной вышеуказанным подпунктом, подтверждается при
представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и
налоговой декларации по единому социальному налогу списка
работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения
медико - социальной экспертизы, подтверждающей факт установления
инвалидности на каждого инвалида).
В соответствии с пунктом 28 Положения о признании лица
инвалидом, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 13.08.1996 N 965 "О порядке признания граждан
инвалидами", в зависимости от степени нарушений функций организма
и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом,
инвалидность устанавливается на определенный срок. Так,
инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп -
на 1 год.
В случае, если в результате освидетельствования
(переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение
месяца, то налоговая льгота применяется, начиная с 1 числа того
месяца, в котором получена инвалидность. Когда работник в
результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет
право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1 числа
этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование
налоговой льготы.
При применении подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ
необходимо обратить внимание, что под работниками - инвалидами
понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III
группы и работающие только по трудовым договорам.
На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы
по договорам гражданско - правового характера, предметом которых
является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам,
льготы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 239 НК
РФ, не распространяются.
В соответствии со статьями 54 и 81 НК РФ при обнаружении
ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым
налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом
периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде
совершения ошибки и в налоговую декларацию (расчет)
налогоплательщик обязан внести необходимые изменения и дополнения.
Таким образом, организации необходимо внести изменения в
расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1
полугодие и 9 месяцев 2002 года.
18. Вопрос: Прошу на примере разъяснить порядок начисления
единого социального налога и страховых взносов на выплаты
инвалидам.
Ответ: Например, работник 1960 года рождения, которому 18 мая
2002 года была установлена инвалидность III группы, начислены за
2002 год выплаты в сумме 200 тыс. руб.
При условии, что организация имеет право на применение
регрессивных ставок налога, на выплаты данного работника
необходимо было начислить единый социальный налог в федеральный
бюджет в сумме 14193,31 руб., в Фонд социального страхования -
4013,32 руб., в Федеральный ФОМС - 193,33 руб. и в Территориальный
фонд ОМС - 3433,33 руб.
При этом льготируемая сумма выплат при начислении единого
социального налога в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 239 НК
составила 66667 руб.
100000
(------- x 8 мес.)
12 мес.
Облагаемая ЕСН сумма выплат = 133333 руб. (200000 руб. - 66667
руб.).
Выплаты льготируются при начислении единого социального налога
за май - август по 15000 руб. и в сентябре остаток льготируемой
суммы - 6667 руб., соответственно облагаемая база в сентябре
13333 руб. (20000 руб. - 6667 руб.).
Страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии
необходимо было начислить 18800 руб., на накопительную часть
трудовой пенсии - 3100 руб. Страховыми взносами облагаются выплаты
в размере 200000 руб. При этом в июле - 5000 руб. из начисленных
15000 руб. облагаются с применением регрессивных тарифов страховых
взносов, как выплаты, превышающие 100000 руб.
Расчет начислений единого социального налога и страховых
взносов помесячно и с начала года на 1 листе прилагается.
19. Вопрос: Организация открыла 01.11.2002 магазин, который
находится на едином налоге на вмененный доход. Как составить
декларацию по страховым взносам в целом или раздельно? Как
производить уплату страховых взносов в целом по организации или
раздельно?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 24 Закона N 167-ФЗ
страхователи, производящие выплаты в пользу физических лиц и
осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью,
подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, иные
виды предпринимательской деятельности, представляют декларацию по
страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года,
следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по
согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации в целом по
организации.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Закона уплата
страховых взносов осуществляется отдельными платежными поручениями
в целом по организации на страховую часть трудовой пенсии на код
1010610 и накопительную часть трудовой пенсии на код 1010620.
20. Вопрос: При проведении аудиторской проверки, аудиторы
указали на ошибку в начислении ЕСН в части, зачисляемой в Фонд
социального страхования, на выплаты по договорам подряда с
физическими лицами, которые выполняют работу, связанную с
производством и реализацией продукции, либо договоры подряда
заключены со штатными работниками на дополнительную работу.
Правильно ли это?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу, в
части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального
страхования, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые
физическим лицам по договорам гражданско - правового характера,
авторским и лицензионным договорам.
Рекомендации по разграничению трудового договора и смежных
гражданско - правовых договоров подробно приведены в Письме Фонда
социального страхования от 20.05.97 N 051/160-97.
Понятие трудового договора изложено в статье 56 Трудового
кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред.
федеральных законов от 24.07.2002 N 97-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ
(далее по тексту - ТК).
21. Вопрос: В декабре организация обнаружила ошибку в
начислении пособия по временной нетрудоспособности за август.
Каковы действия организации относительно Расчета по авансовым
платежам по ЕСН за 3 и за 4 кварталы в случае:
- установлена переплата пособия по временной
нетрудоспособности, следовательно, недоплата ЕСН?
- Установлена недоплата пособия, следовательно, переплата ЕСН?
Ответ: В соответствии со статьями 54 и 81 НК организации
следует представить уточненный расчет по авансовым платежам по
единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 года, в котором:
- в первом случае уменьшить показатели строк 0700, 0710 и 0730
(за август) "Расходы, произведенные на цели государственного
социального страхования" и на эту же сумму увеличить показатели
строк 0900, 0910 и 0930 (за август) "Подлежит начислению в ФСС";
- во втором случае увеличить показатели строк 0700, 0710 и
0730 (за август) "Расходы, произведенные на цели государственного
социального страхования" на заниженную сумму пособия и
соответственно уменьшить показатели строк 0900, 0910 и 0930 (за
август) "Подлежит начислению в ФСС".
Годовая налоговая декларация по единому социальному налогу
должна быть представлена в налоговый орган с учетом
откорректированных строк 0700 и 0900.
22. Вопрос: Предприятие выплачивает заработную плату, согласно
Трудовому кодексу 2 раза в месяц - 15 числа за первую половину
месяца и с 1 по 10 числа за вторую половину месяца. В какие сроки
должно предприятие перечислять ЕСН и страховые взносы в ПФР: до 15
числа следующего месяца или на дату получения денег на зарплату в
банке?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 243 НК в течение
отчетного периода по итогам каждого календарного месяца
налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых
платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат
и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до
окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате
за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм
ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых
платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ
страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых
платежей по страховым взносам исходя из базы для начисления
страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и
тарифа страхового взноса, предусмотренного статьями 22 и 33 Закона
N 167. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая
уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных
сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей, согласно ст. 24 Закона
N 167-ФЗ, производится ежемесячно в срок, установленный для
получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в
день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов
страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа
месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый
платеж по страховым взносам.
23. Вопрос: При переходе на упрощенную систему налогообложения
с 1 января 2003 года согласно главе 26.2 НК отменяется ЕСН в
части, зачисляемой в ФСС. Как будет производится оплата больничных
листов, пособий? Куда нужно будет относить эти расходы?
Ответ: С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 "Упрощенная
система налогообложения" НК РФ. Порядок учета расходов для целей
применения упрощенной системы определен ст. 346.16 НК.
Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении
пособиями по обязательному социальному страхованию граждан,
работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей,
применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других
категорий граждан" установлен порядок исчисления и выплаты пособий
по временной нетрудоспособности.
Вышеназванным Законом внесены дополнения в часть вторую НК,
согласно которым:
- в подпункте 6 п. 1 статьи 346.16 "Порядок определения
расходов" при определении объекта налогообложения налогоплательщик
уменьшает полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату
пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
- в абзаце 2 п. 3 статьи 346.21 "Порядок исчисления и уплаты
налога" сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу),
исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается на сумму
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также на сумму
выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по
налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
24. Вопрос: Если предприятие с 1 января до августа уплачивало
единый налог на вмененный доход, затем было переведено на обычную
систему налогообложения, положен ли ему возврат излишне уплаченных
сумм ЕСН?
Ответ: Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации
о налогах и сборах" установлена обязанность плательщиков единого
налога на вмененный доход уплачивать единый социальный налог.
Статьей 4 Федерального закона N 104-ФЗ в Федеральный закон от
31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности" внесены изменения, исключающие
единый социальный налог из состава платежей, которые взимаются с
налогоплательщиков, переведенных на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности.
Согласно статье 8 Федерального закона N 104-ФЗ данные
изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002
года.
Статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ установлено, что суммы
единого социального налога, уплаченные в 2002 году в федеральный
бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации,
бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и
бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского
страхования налогоплательщиками, переведенными на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности,
засчитываются в счет сумм единого налога на вмененный доход,
подлежащих уплате в федеральный бюджет и соответствующие
социальные внебюджетные фонды согласно статье 7 Федерального
закона N 148-ФЗ.
В случае перехода организации с режима налогообложения единым
налогом на вмененный доход на общеустановленный режим
налогообложения, переплата ЕСН, возникшая в периоды, когда
плательщик работал в режиме налогообложения единым налогом на
вмененный доход, может быть на основании представленных уточненных
расчетов и соответствующего заявления плательщика зачтена ИМНС по
месту регистрации организации в счет очередных платежей единого
социального налога организации за периоды ее работы на
общеустановленном режиме налогообложения.
25. Вопрос: Должна ли организация подавать декларацию по ЕСН,
если в 2002 г. она являлась плательщиком единого налога на
вмененный доход?
Ответ: Статьей 4 Федерального закона N 104-ФЗ в Федеральный
закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход
для определенных видов деятельности" внесены изменения,
исключающие единый социальный налог из состава платежей, которые
взимаются с налогоплательщиков, переведенных на уплату единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Таким образом, организации, в 2002 году являющиеся
плательщиками единого налога на вмененный доход, не обязаны
представлять налоговую декларацию по единому социальному налогу.
26. Вопрос: Если с 1 января 2003 года организация или
предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения,
то как будут засчитываться суммы излишне уплаченного единого
социального налога, которые должны быть зачтены в счет уплаты
единого налога на вмененный доход?
Ответ: Статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ был предусмотрен
зачет излишне уплаченных сумм единого социального налога в счет
сумм единого налога на вмененный доход, подлежащих уплате в
федеральный бюджет и соответствующие социальные внебюджетные фонды
согласно статье 7 Федерального закона N 148-ФЗ.
Учитывая, что на 2003 год для налогоплательщиков, перешедших с
1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения,
установлены другие коды для распределения уплаченных сумм налога с
дохода, зачесть излишне уплаченные суммы единого социального
налога в счет сумм налога с доходов не представляется возможным, в
связи с чем налоговые органы, в соответствии со статьей 78 НК,
после представления налогоплательщиком уточненных расчетов по
авансовым платежам по единому социальному налогу, по заявлению
налогоплательщика должны вернуть излишне уплаченные суммы ЕСН.
27. Вопрос: Предприниматель на упрощенной системе
налогообложения. База для расчета ЕСН в 2002 году определяется от
стоимости патента или как выручка x 0,1%?
ИМНС направила уведомление на уплату ЕСН исходя из стоимости
патента. Нужно ли требовать новое уведомление?
Ответ: Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении
дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах", введенным в действие с 01.01.2002, в гл. 24 Кодекса
внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности,
определения объекта налогообложения и налоговой базы для
индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности.
В соответствии с п. 2 ст. 236 НК РФ (в ред. Федерального
закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения единым
социальным налогом для индивидуальных предпринимателей,
применяющих упрощенную систему налогообложения, является валовая
выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п. 3
ст. 237 НК РФ.
При этом согласно п. 3 ст. 237 НК РФ для индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
налоговая база определяется как произведение валовой выручки и
коэффициента 0,1.
Расчет сумм авансовых платежей по единому социальному налогу,
подлежащих уплате в течение 2002 г., для индивидуальных
предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения,
производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного
налогоплательщика за предыдущий налоговый период (произведение
валовой выручки за 2001 г. и коэффициента 0,1) и ставок налога,
указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ.
Таким образом, с 1 января 2002 г. индивидуальный
предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения,
учета и отчетности и получивший в налоговом органе по месту
постановки на учет патент в декабре 2001 г., уплачивает единый
социальный налог исходя из налоговой базы за предыдущий период,
определяемой как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
ИМНС России по месту регистрации предпринимателя, обязана
направить ему уведомление об уплате единого социального налога,
рассчитанного исходя из налоговой базы за предыдущий период,
определяемой как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
28. Вопрос: В связи с ликвидацией организации подлежат ли
налогообложению ЕСН:
- предусмотренная в трудовом договоре выплата 2 окладов в
связи с досрочным расторжением договора в связи с ликвидацией
организации;
- компенсация за отпуск;
- выходное пособие в связи с ликвидацией по Трудовому кодексу
за 1 месяц, за последующие месяцы?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК объектом
обложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 9 статьи 255 НК предусмотренные
трудовым договором начисления работникам, высвобождаемым в связи с
реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением
численности или штата работников налогоплательщика, включаются в
расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли.
Учитывая изложенное, предусмотренная в трудовом договоре
выплата 2 окладов при досрочном расторжении трудового договора в
связи с ликвидацией организации облагается единым социальным
налогом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 НК не
подлежат налогообложению все виды установленных законодательством
Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников,
включая компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии со статьей 178 ТК при расторжении трудового
договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением
численности или штата увольняемому работнику выплачивается
выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также
за ним сохраняется средний месячный заработок на период
трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с
зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок
сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со
дня увольнения по решению органа службы занятости населения при
условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник
обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, выплаченные, при расторжении трудового договора
в связи с ликвидацией организации, увольняемому работнику
компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие и
выплаты, сохраненные в размере средних месячных заработков, в
соответствии со статьей 178 ТК, не облагаются единым социальным
налогом.
29. Вопрос: Облагаются ли ЕСН выплаты материальной помощи до
2000 руб. в бюджетных организациях?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 238 НК не подлежат
налогообложению выплаты материальной помощи, не превышающие
2000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период, оказываемой
своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в
связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту,
организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов.
30. Вопрос: Командировка, связанная с производством, оплачена
физическому лицу, не состоящему в штате организации. Она отнесена
за счет прибыли. Начисляются ли ЕСН и страховые взносы на
стоимость проездных билетов? Облагаются ли подарки сотрудницам к 8
марта?
Ответ:
1. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК не подлежат обложению единым
социальным налогом все виды установленных законодательством
Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
Федерации, решениями представительных органов местного
самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм,
установленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации), в том числе компенсационные выплаты, связанные с
командировочными расходами.
Порядок и условия командирования работников, а также нормы
возмещения командировочных расходов установлены ст. 168 Трудового
кодекса РФ, Инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от
07.04.1988 N 62, Постановлением Правительства РФ от 26.02.1992
N 122, Приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н, Письмом
Минфина России от 12.05.1992 N 30.
Указанными законодательными и нормативными документами
предусмотрена возможность служебных командировок за счет
организации - работодателя только при наличии между организацией и
физическим лицом (работником) взаимоотношений по трудовым
договорам, регламентируемым ТК.
В соответствии со статьей 16 ТК трудовые отношения возникают
на основании трудового договора в результате фактического
допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его
представителя независимо от того, был ли трудовой договор
надлежащим образом оформлен.
При отсутствии зачисления работника, выполняющего задания,
связанного с производством, в штат предприятия, возникают
отношения гражданско - правового характера, которые должны быть
оформлены гражданско - правовым договором, регламентируемым
Гражданским кодексом РФ.
Согласно положениям названного Кодекса затраты на поездки,
связанные с выполнением работ (услуг) по договору гражданско -
правового характера, не предусмотренные в сумме договора, можно
квалифицировать как дополнительные расходы исполнителя на
выполнение условий договора. Такие расходы по договоренности
сторон могут быть компенсированы исполнителю организацией -
заказчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 236 НК выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу
физических лиц по трудовым и гражданско - правовым договорам,
предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за
исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным
предпринимателям), а также по авторским договорам, являются
объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Главой 24 НК не предусмотрено исключения из общей суммы выплат
по гражданско - правовым договорам суммы расходов, связанных с
выполнением работ (оказанием услуг).
На основании вышеизложенного, если организация произвела
оплату расходов на командировку лица, не состоящего в штате
организации (работающего по договору гражданско - правового
характера), стоимость таких расходов, в том числе стоимость
проездных билетов, должна быть включена в налоговую базу при
исчислении единого социального налога.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК, указанные в
пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от
формы, в которой они производятся) не признаются объектом
налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие
выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по
налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом)
периоде.
Перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей
налогообложения прибыли предусмотрен статьей 255 НК, за
исключением расходов, прямо указанных в статье 270.
На основании вышеизложенного не включается в налоговую базу
при исчислении единого социального налога стоимость выданных
подарков (п.п. 16, 21 ст. 270 НК), в том числе стоимость подарков
сотрудницам к 8 марта у организаций, формирующих прибыль.
Начальник отдела
единого социального налога
В.А.Кукушкина
Приложение
к информации
Управления МНС РФ
по Хабаровскому краю
от 21 февраля 2003 г. N 11-18/46
ПРИМЕР НАЧИСЛЕНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И
СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
НА ВЫПЛАТЫ РАБОТНИКА ОРГАНИЗАЦИИ, 1960 ГОДА РОЖДЕНИЯ,
УСТАНОВЛЕНА ИНВАЛИДНОСТЬ 18 МАЯ 2002 ГОДА
--------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T---------T------T---------T---------T---------T----------
|начислено |ян- |фев- |март |ап- | май |июнь | июль |август|сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
|выплат |варь |раль | |рель | | | | | | | | |
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|по месяцам |15000|15000|15000|15000|15000|15000| 15000| 15000| 20000 | 20000 | 20000 | 20000 |
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|с начала года|15000|30000|45000|60000|75000|90000| 105000|120000|140000 |160000 |180000 |200000 |
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|начислено ЕСН| | | | | | | | | | | | |
|по месяцам | 3240| 3240| 3240| 3240| 0| 0| 0| 0| 1613,29| 2420 | 2420 | 2420 |
|с начала года| 3240| 6480| 9720|12960|12960|12960| 12960| 12960| 14573,29| 16933,29| 19413,29| 21833,29|
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|в том числе: | | | | | | | | | | | | |
|Федеральный | | | | | | | | | | | | |
|бюджет | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 14%| 14%| 14%| 14%| 0| 0| 0| 0| 7,9%| 7,9%| 7,9%| 7,9%|
|по месяцам | 2100| 2100| 2100| 2100| 0| 0| 0| 0| 1053,31| 1580 | 1580 | 1580 |
|с начала года| 2100| 4200| 6300| 8400| 8400| 8400| 8400| 8400| 9453,31| 11033,31| 12613,31| 14193,31|
| | | | | | | | | | | | | |
|ФСС | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 4%| 4%| 4%| 4%| 0| 0| 0| 0| 2,2%| 2,2%| 2,2%| 2,2%|
|по месяцам | 600| 600| 600| 600| 0| 0| 0| 0| 293,32| 440 | 440 | 440 |
|с начала года| 600| 1200| 1800| 2400| 2400| 2400| 2400| 2400| 2693,32| 3133,32| 3573,32| 4013,32|
| | | | | | | | | | | | | |
|ФФОМС | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 0,2%| 0,2%| 0,2%| 0,2%| 0| 0| 0| 0| 0,1%| 0,1%| 0,1%| 0,1%|
|по месяцам | 30| 30| 30| 30| 0| 0| 0| 0| 13,33| 20 | 20 | 20 |
|с начала года| 30| 60| 90| 120| 120| 120| 120| 120| 133,33| 153,33| 173,33| 193,33|
| | | | | | | | | | | | | |
|ТФОМС | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 3,4%| 3,4%| 3,4%| 3,4%| 0| 0| 0| 0| 1,9%| 1,9%| 1,9%| 1,9%|
|по месяцам | 510| 510| 510| 510| 0| 0| 0| 0| 253,33| 380 | 380 | 380 |
|с начала года| 510| 1020| 1530| 2040| 2040| 2040| 2040| 2040| 2293,33| 2673,33| 3053,33| 3433,33|
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|начислено | | | | | | | | | | | | |
|страховых | | | | | | | | | | | | |
|взносов на | | | | | | | | | | | | |
|ОПС | | | | | | | | | | | | |
|по месяцам | 2100| 2100| 2100| 2100| 2100| 2100| 1795| 1185| 1580 | 1580 | 1580 | 1580 |
|с начала года| 2100| 4200| 6300| 8400|10500|12600| 14395| 15580| 17160 | 18740 | 20320 | 21900 |
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|в том числе: | | | | | | | | | | | | |
|страховая | | | | | | | | | | | | |
|часть | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 12%| 12%| 12%| 12%| 12%| 12%|12% 6,8%| 6,8%| 6,8%| 6,8%| 6,8%| 6,8%|
|по месяцам | 1800| 1800| 1800| 1800| 1800| 1800| 1540| 1020| 1360 | 1360 | 1360 | 1360 |
|с начала года| 1800| 3600| 5400| 7200| 9000|10800| 12340| 13360| 14720 | 16080 | 17440 | 18800 |
| | | | | | | | | | | | | |
|накопительная| | | | | | | | | | | | |
|часть | | | | | | | | | | | | |
|ставка | 2%| 2%| 2%| 2%| 2%| 2%| 2% 1,1%| 1,1%| 1,1%| 1,1%| 1,1%| 1,1%|
|по месяцам | 300| 300| 300| 300| 300| 300| 255| 165| 220 | 220 | 220 | 220 |
|с начала года| 300| 600| 900| 1200| 1500| 1800| 2055| 2220| 2440 | 2660 | 2880 | 3100 |
+-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+---------+
|Всего ЕСН и | | | | | | | | | | | | |
|ОПС: | | | | | | | | | | | | |
|по месяцам | 5340| 5340| 5340| 5340| 2100| 2100| 1795| 1185| 3193,29| 4000 | 4000 | 4000 |
|с начала года| 5340|10680|16020|21360|23460|25560| 27355| 28540| 31733,29| 35673,29| 39733,29| 43733,29|
L-------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------+------+---------+---------+---------+----------
|