АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 03 марта 2003 г. по делу N АИ-1/1109
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Карасева В.Ф.
судей Сутурина Б.И., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Демидовой М.В.
при участии в судебном заседании:
от истца - Пискунова О.В.,
от ответчика - Тимошенко С.Н., Бертина Н.В., Безрукова А.Г.,
представители Министерства обороны РФ в судебное заседание не
прибыли, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу открытого
акционерного общества "Хабаровскэнерго" на решение от 14 октября
2002 г. по делу N А73-7155/2002-10 Арбитражного суда Хабаровского
края, принятого судьей Киселевым А.В., по иску открытого
акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Администрации
Хабаровского района, финансовому управлению Администрации
Хабаровского района, Министерству финансов Хабаровского края,
Министерству финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю,
Министерству финансов РФ, Министерству обороны РФ о взыскании
144438 руб. 37 коп.,
установил:
Решением Арбитражного суда Хабаровского края в иске о взыскании
с ответчика и соответчиков 144438 руб. 37 коп. отказано.
При принятии решения по делу суд первой инстанции пришел к
выводу, что на день рассмотрения спора право истца на компенсацию
выпадающих доходов, возникших в течение 2002 года, не нарушено.
При неполной компенсации выпадающих доходов по окончанию
финансового года, истец вправе обратиться в суд за защитой
нарушенного права после 31.12.2002.
Истец не согласен с названным судебным актом. В апелляционной
жалобе просит отменить его и принять по делу новое решение.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что при принятии решения
по делу суд первой инстанции неправильно применил нормы
материального права, в частности ст. 85 БК РФ, Закон РФ "О статусе
военнослужащих", Закон РФ "О бюджете на 2002 год".
Кроме того, при принятии решения по делу суд первой инстанции
нарушил требования ст. 167 АПК РФ.
В связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении сторон
о времени и месте судебного заседания, рассмотрение дела
неоднократно откладывалось.
В судебном заседании представитель истца повторил содержание
апелляционной жалобы и настаивает на ее удовлетворении.
Представители Министерства финансов Хабаровского края и
Министерства финансов Российской Федерации доводы апелляционной
жалобы отклонили как несостоятельные и просят суд оставить
апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство обороны Российской Федерации о времени и месте
судебного заседания уведомлено надлежащим образом, однако явку
своих представителей в судебное заседание не обеспечили, также не
представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся в деле
доказательства, апелляционная инстанция установила следующее.
11 декабря 2002 года ОАО "Хабаровскэнерго" выставило
Администрации Хабаровского района Хабаровского края счет-фактуру N
268 на сумму 655877 руб. 61 коп.
Требование об уплате названной суммы мотивировано тем, что за
период январь - июнь 2002 года, в соответствии с законами РФ "О
милиции", "О статусе военнослужащих", истец представлял
работникам милиции, военнослужащими и членам их семей, проживающих
на территории Хабаровского края услуги по снабжению энергией по
льготным ценам. Факт представления перечисленным категориям
граждан льгот по оплате представленных жилищно-коммунальных услуг
подтверждается имеющимися в деле доказательствами и не
оспаривается сторонами.
Платежным поручением N 198 от 20 января 2002 года Администрация
Хабаровского района на счета ОАО "Хабаровскэнерго" перечислено
545609 руб. 84 коп.
Перечисления денежных средств имело место и после вынесения
решения суда первой инстанции и на момент рассмотрения
апелляционной жалобы долг составил 112065 руб. 21 коп.
На остальную сумму истец заявил отказ от апелляционной жалобы,
который принят судом апелляционной инстанции.
Как пояснили представители сторон, 112065 руб. 21 коп.
представляют собой сумму предоставленных льгот военнослужащим,
проживающим в федеральном жилом фонде.
В апелляционной жалобе истец ссылается на ст. 85 БК РФ,
согласно которой мероприятия по социальной защите населения
финансируются за счет средств федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ. Однако данный довод не может быть принят по
следующим основаниям.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих",
военнослужащие и совместно проживающие с ними члены семьи
оплачивают коммунальные услуги в размере 50%, независимо от
жилищного фонда.
Расходы, связанные с представлением льгот по муниципальному
жилью, оплачиваются за счет средств субъектов РФ, а в соответствии
с Постановлением Правительства РФ N 790 "О порядке возмещения
расходов, связанных с предоставлением льгот, предусмотренных
Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 15
и 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" возмещение расходов,
связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг
военнослужащим, проживающим в домах федерального государственного
жилищного фонда, производится за счет средств федерального
бюджета, выделяемых органам исполнительной власти. Одним из таких
органов является Министерство обороны РФ.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ
пояснил, что Министерству обороны денежные средства на компенсацию
льгот представленным военнослужащим и членам их семей, проживающим
в федеральном жилом фонде, в 2002 году не выделялись.
Финансирование текущих расходов в первом полугодии 2002 года, в
части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по
реализации Федерального закона РФ "О статусе военнослужащих",
Закона РФ "О милиции" предусмотрено ст. 57 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2002 год".
В Приложении 13 названного Закона предусмотрено выделение
бюджету Хабаровского края из фонда компенсации на возмещение льгот
по оплате жилищно-коммунальных услуг военнослужащим, сотрудникам
милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции и должностным
лицам таможенных органов 72024 тыс. руб.
На перечисленные цели Хабаровскому району выделялось 2295300
руб. Как следует из отчета об исполнении сметы расходов и доходов
по бюджетным средствам по состоянию на 1 января 2003 года
названная сумма полностью использована на компенсацию
предоставленных льгот. Также полностью использованы на компенсацию
представленных льгот и денежные средства в сумме 72024 тыс. руб.,
выделенные из фонда компенсации Хабаровскому краю.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и ст. 9 Федерального закона "О
принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти субъектов федерации",
определено, что раздел полномочий федерации и ее субъекта в
области социальной защиты производится на уровне государственной
власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Если
обязательства по социальной защите населения установлены
федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов
осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных
ресурсов.
Представленными сторонами доказательствами установлено, что
денежных средств, выделенных в 2002 году в соответствии с
федеральными законами о социальной защите военнослужащих
недостаточно для полной компенсации возникших обязательств.
Статьей 71 Конституции РФ установлено, что вопросы обороны
страны и федеральной государственной службы находятся в
исключительном ведении Российской Федерации.
Поэтому предоставленные федеральным служащим федеральным
законом льготы находятся в исключительном ведении Российской
Федерации, в связи с чем финансирование расходов на содержание
военнослужащих должно осуществляться из бюджета Российской
Федерации.
Поскольку выделенных бюджету Хабаровского края средств из фонда
компенсации на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг недостаточно для оплаты предоставленных жилищно-коммунальных
услуг военнослужащим, проживающим в федеральном жилом фонде, а
денежные средства на эти цели Министерству обороны РФ не
выделялись, 112065 руб. 21 коп. следует взыскать с Российской
Федерации.
В отношении вывода суда первой инстанции о том, что не наступил
срок защиты права.
Апелляционная инстанция считает этот вывод ошибочным, поскольку
на момент заявления иска истец исполнил свои обязательства по
предоставлению услуг, денежные средства, выделяемые из
федерального бюджета на возмещение представленных льгот поступили
и имеют строго целевое значение, а сроки, установленные ст. 12 и
242 БК РФ касаются исполнения бюджетов в целом, тогда как для
отдельных бюджетных обязательств предусмотрены определенные сроки.
В отношении нарушения судом первой инстанции требований ст. 167
АПК РФ.
Нарушения норм процессуального права, как безусловное основание
к отмене судебного акта перечислены п. 4 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 ст. 270 АПК РФ нарушение или
неправильное применение норм процессуального права является
основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда
первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к
принятию неправильного решения.
Утверждение истца, что суд первой инстанции решение принял не в
совещательной комнате никакими доказательствами не подтверждено.
Между тем, из протокола судебного заседания от 14 октября 2002
года следует, что суд после заслушивания сторон удалился на
совещание для принятия решения по делу. Истец, в порядке,
предусмотренном ст. 155 АПК РФ, замечаний на протокол не
представил.
Доводы апелляционной жалобы в этой части отклоняются как
несостоятельные.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 14.10.2002 по
делу А73-7155/2002-10 отменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства
финансов РФ в доход ОАО "Хабаровскэнерго" 112065 руб. 21 коп.
Производство по апелляционной жалобе в отношении 32373 руб. 16
коп. прекратить.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд
кассационной инстанции.
Председательствующий:
В.Ф.Карасев
Судьи:
Б.И.Сутурин
Л.Г.Малышева
|