АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 11 марта 2003 г. по делу N АИ-1/157
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Хрустиковой Р.А.
судей Борисовой Г.В., Мельниковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Кошевой М.А.
при участии в судебном заседании:
от истца: Калаев И.В.
от ответчика: Колотыгина З.А., Хальчицкий А.С.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение от 20 января
2003 г. по делу N А73-7128/2002-4 Арбитражного суда Хабаровского
края, принятого судьей Кильдюшевской А.А.,
установил:
Открытое акционерное общество Энергетики и Электрификации
"Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети (далее - ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края
с иском к Правительству Российской Федерации, к Министерству
финансов Российской Федерации, к Управлению федерального
казначейства МФ РФ, к Правительству Хабаровского края, к
Министерству финансов Хабаровского края о взыскании убытков за
предоставленную льготную скидку в оплате стоимости тепловой
энергии (горячая вода и отопление) за период с 01.01.2001 по
30.12.2001 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
аварии на Чернобыльской АЭС и проживающими в муниципальном
жилищном фонде г. Хабаровска.
Свои требования истец обосновал Законом РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьями 16 и 307 Гражданского
кодекса РФ.
Определением арбитражного суда от 15.10.2002 в качестве 3-го
лица в порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к
участию в деле судом привлечено МУ "Хозрасчетный расчетно-кассовый
центр" г. Хабаровска.
Решением арбитражного суда от 20.01.2003 по делу
N А73-7128/2002-4 с Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в
пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" взыскан убыток 122123 руб.
76 коп.
Остальные ответчики от ответственности освобождены.
Министерство финансов РФ не согласно с вынесенным решением по
следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ N 506 от 24.04.1996 утвержден
порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с
которым расходы за счет средств федерального бюджета, связанные с
предоставлением льгот, могут регулироваться при определении
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов
Российской Федерации в соответствии с действующим
законодательством.
Письмом Минфина России и Центрального банка России от
25.12.1992 N 120/-5-1 установлено, что финансовые органы
территорий осуществляют финансирование расходов на предоставление
льготных скидок чернобыльцам за счет средств местных бюджетов с
последующим возмещением из федерального бюджета с предоставлением
отчетности по форме N 2-ЧАЭС. Указанный порядок сохранен Письмом
Минфина России N 36 от 29.03.1994.
В органы федерального казначейства Хабаровского края не
поступало отчетов Минфина края, финансовых органов города
Хабаровска о произведенных в 2001 году расходах на реализацию
законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации, на предоставление льготных скидок по оплате
коммунальных услуг.
Денежные средства на предоставление льготной скидки в оплате
коммунальных услуг лицам, подвергшимся радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, в федеральном бюджете на 2001 год
не планировались, то есть Федеральный закон РФ "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" в указанной части не был
обеспечен источниками финансирования. Расходы на реализацию закона
не были заложены отдельной строкой в законе о бюджете на
соответствующий год.
Приведены другие доводы и возражения.
Просит решение арбитражного суда от 20.01.2003 отменить и
принять новое решение, которым в иске к Министерству финансов
Российской Федерации отказать.
В заседании апелляционной инстанции представитель Министерства
финансов РФ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Кроме того, пояснил, что в апелляционной жалобе ошибочно
указано, что денежные средства на реализацию Закона РФ "О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в федеральном бюджете
на 2001 год не закладывались. Фактически, что видно из приложения
1 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", на
Программу ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
выделено 5385982,5 тыс. руб.
Министерство финансов Хабаровского края считает решение
арбитражного суда законным и обоснованным по основаниям,
изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель истца возражений против доводов апелляционной
жалобы не представил.
Остальные участники процесса о времени и месте заседания суда
извещены надлежащим образом. В заседание суда не явились.
Исследовав материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на
апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон,
апелляционная инстанция считает, что решение арбитражного суда
должно быть отменено.
Как следует из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго"
Хабаровские тепловые сети в период с 01.01.2001 по 30.12.2001
предоставило за свой счет льготную скидку в размере 50 процентов
по тепловой энергии гражданам, подвергшимся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживающим в
муниципальном жилищном фонде г. Хабаровска, на общую сумму
122123 руб. 76 коп.
Против размера оказанных льгот и суммы иска стороны не
возражают.
Предоставление льгот указанной категории граждан регулируется
Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1 в редакции от
25.07.2000.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией
указанного закона, утвержден Постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.04.1996 N 506, в п. 7 которого указано,
что финансирование расходов на указанную льготу осуществляется за
счет средств федерального бюджета по факту предоставления льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг и регулируется при определении
взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации.
Согласно п. 3 Письма Министерства финансов Российской
Федерации от 25.12.1992 N 120 и Центрального банка Российской
Федерации от 25.12.1992 N 05-1 "О порядке финансирования, учета и
отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС" в
редакции Письма Министерства финансов России от 25.08.1997
N 02-07-14 финансовые органы осуществляют финансирование указанных
расходов за счет средств местного бюджета с последующим
возмещением их из республиканского бюджета Министерства финансов
Российской Федерации по предоставлению отчета по прилагаемой
форме.
Таким образом, названное законодательство в качестве источника
таких льгот указывает средства бюджетов субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований с возмещением им
произведенных затрат из федерального бюджета, а также учитывает
эти расходы при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетом
субъектов Российской Федерации.
Следовательно, в материально-правовых обязательственных
правоотношениях по возмещению истцу указанных расходов
законодательство называет субъект Российской Федерации, что
соответствует ст. 72 Конституции Российской Федерации и статье 85
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в 2001 году бюджетным регулированием, закрепленным
в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", предусмотрен порядок
финансирования субъектов федерации для выполнения, в том числе
законодательства о государственной социальной помощи различным
категориям граждан, через трансферты для компенсации
дополнительных расходов, возникающих в результате решений,
принятых органами власти другого уровня.
Суммы трансфертов рассчитывались в соответствии с Методикой
распределения средств фонда финансовой поддержки субъектов
Российской Федерации, основанной на Концепции реформирования
межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах,
одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.07.1998 N 862, раздел 3.3 которого содержит название фонда
финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и расчетную
методику определения доли того или иного субъекта в фонде на
основании индекса бюджетных расходов субъекта Российской
Федерации.
Статьей 37 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Хабаровскому
краю предусматривалось 2260836000 руб. на выравнивание бюджетной
обеспеченности.
Из акта сверки, проведенной Управлением федерального
казначейства и Министерством финансов Хабаровского края,
установлено, что указанная сумма поступила полностью.
Кроме того, из приложения 1 к Федеральному закону "О
федеральном бюджете на 2001 год" "Ведомственная структура расходов
федерального бюджета на 2001 год" видно, что Программа ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС профинансирована в сумме
5385982,5 тыс. рублей.
Из смысла Постановления Правительства Российской Федерации
N 85 от 10.02.2003 "О мерах по реализации Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2003 год" следует, что субъект Российской
Федерации не лишен возможности компенсировать свои затраты в части
затрат, понесенных от ранее предоставленных льгот.
При таких условиях Хабаровский край не лишен возможности и в
настоящее время компенсировать истцу затраты, понесенные последним
в результате оказанной гражданам льготы, с последующим ее
возмещением из федерального бюджета.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268 - 271
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
постановил:
Решение арбитражного суда от 20.01.2003 по делу
N А73-7128/2002-4 отменить.
Взыскать с Хабаровского края в лице Министерства финансов
Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" убыток 122123 руб. 76 коп.
Остальных ответчиков от ответственности освободить.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд
кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края не
позднее 2-х месяцев со дня вынесения постановления.
Председательствующий:
Р.А.Хрустикова
Судьи:
Г.В.Борисова
Н.Ю.Мельникова
|