МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 14 марта 2003 г. N 9-16-689
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Министерство образования края направляет рекомендации по
выбору аттестационных технологий и критериев аттестации
муниципальных образовательных учреждений Хабаровского края,
реализующих образовательные программы общего образования.
Министр образования
Л.Ф.Обухова
Приложение
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 14 марта 2003 г. N 9-16-689
РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПО ВЫБОРУ АТТЕСТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КРИТЕРИЕВ
АТТЕСТАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с приказом
министерства образования края от 31.07.2002 N 483 "Об утверждении
Положения об аттестационной комиссии по аттестации муниципальных
образовательных учреждений Хабаровского края и требований к
аттестационным технологиям".
Законом Российской Федерации "Об образовании" определено, что
"... целью и содержанием аттестации является установление
соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников
образовательного учреждения требованиям государственных
образовательных стандартов" (ст. 33, п. 20).
Указанная статья Закона конкретизирована в п. 10 Положения о
порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений (Приказ Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации от 22.05.98 N 1327 "Об
утверждении Положения о порядке аттестации и государственной
аккредитации образовательных учреждений" в редакции Приказа
Минобразования России от 11.08.2000 N 2439) следующим образом:
"... При аттестации образовательного учреждения
устанавливаются:
1) исполнение образовательным учреждением требований
государственных образовательных стандартов при организации
обучения по образовательным программам соответствующего уровня и
направленности в части обязательного минимума содержания основных
образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки
обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных
образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов,
образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением,
расписания учебных занятий, классных журналов;
2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки
выпускников образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов - на основе результатов
итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых
заданий, контрольных и других квалификационных работ,
рекомендованных к применению государственным органом управления
образованием соответствующего уровня...".
Таким образом, аттестация общеобразовательных учреждений не
сводится к комплексному инспектированию их деятельности и имеет
целью лишь установление соответствия содержания, уровня и качества
подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов.
Для реализации сформулированных выше задач аттестации
министерство образования края рекомендует муниципальным
подкомиссиям проводить экспертизу деятельности общеобразовательных
учреждений по двум направлениям:
1. Экспертиза исполнения образовательным учреждением
требований государственных образовательных стандартов при
организации обучения по образовательным программам
соответствующего уровня и направленности в части обязательного
минимума содержания основных образовательных программ; фиксация
максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников;
установление полноты (степени) выполнения основных образовательных
программ.
2. Экспертиза соответствия содержания, уровня и качества
подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов.
По первому направлению экспертизы муниципальная подкомиссия
рассматривает следующие документы:
1. Устав образовательного учреждения, лицензию на
осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным
программам с приложением (приложениями), в котором указаны
контрольные нормативы и предельная численность контингента
обучающихся для того, чтобы зафиксировать:
а) типы и виды реализуемых общеобразовательных программ;
б) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;
в) перечень видов локальных актов, регламентирующих
деятельность образовательного учреждения;
г) выполнение лицензионных требований.
2. Учебные планы текущего учебного года и двух предыдущих лет,
образовательные программы, расписания учебных занятий, классные
журналы.
Примечание. До введения в действие государственных
образовательных стандартов общего образования при определении
содержания образования, реализуемого общеобразовательным
учреждением, следует руководствуется требованиями нормативных
актов, определяющих минимум содержания образования, максимальный
объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по
соответствующим образовательным программам: Базисный учебный план
общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ
Минобразования России от 09.02.98 N 322), Обязательный минимум
содержания начального общего образования (Приказ Минобразования
России от 19.05.98 N 1235), Временные требования к обязательному
минимуму содержания основного общего образовании (Приказ
Минобразования России от 19.05.98 N 1236), Обязательный минимум
содержания среднего (полного) общего образования (Приказ
Минобразования России от 30.06.99 N 56).
По указанным выше документам в аттестуемом образовательном
учреждении изучается планируемое содержание образования и
устанавливается его соответствие определенной образовательной
программе.
Через экспертизу учебного плана с перечнем учебных программ и
учебников, обеспечивающих учебный план; расписания учебных
занятий; классных журналов текущего учебного года и двух
предшествующих лет аттестационная комиссия (муниципальная
подкомиссия) устанавливает:
соответствие учебного плана образовательного учреждения
Базисному учебному плану в части объема максимальной учебной
нагрузки, инвариантного набора образовательных областей,
выполнение обязательной нормы часов, рассчитанной на одного
ученика;
соответствие учебного плана заявленным уровням (ступеням
обучения);
полноту (степень) выполнения основных образовательных
программ;
соответствие расписания учебных занятий в части реализуемого
спектра учебных предметов и количества часов утвержденному
учебному плану образовательного учреждения;
целостность системы обучения в начальной школе и (или)
конкретных учебных (предметных) программ по дисциплинам учебного
плана;
преемственность по годам обучения (программа, учебники),
завершенность курса.
В случае установления явных несоответствий между фактическим
положением дел и государственными требованиями, предъявляемыми к
реализации общеобразовательных программ, образовательное
учреждение по требованию муниципальной подкомиссии должно
представить дополнительные документы (локальные акты
образовательного учреждения), обосновывающие несоответствия и
определяющие способы корректировки расхождений.
То есть, если в процессе реализации общеобразовательных
программ в силу объективных или субъективных причин произошли
отклонения от первоначально заявленной утвержденной
образовательной программы, то образовательное учреждение должно
представить муниципальной подкомиссии внутренние локальные акты
(решения педагогического или методического совета, протокол
методического объединения, приказ директора школы, протокол
производственного совещания, утвержденное дополнение к
пояснительной записке к учебному плану, иные локальные акты
правомочного органа управления образовательным учреждением),
содержащие объяснение причин изменений, пути и способы
корректировки образовательной программы, формы и периодичность
контроля за восполнением отставания от программы. Значительные
корректировки графика учебного процесса должны найти отражение в
календарно - тематических планах учебных дисциплин.
Таким образом, одним из обязательных критериев положительной
аттестации образовательного учреждения считается максимальное
выполнение государственных требований, предъявляемых к содержанию
общего образования, и умения педагогического коллектива оперативно
и гибко корректировать содержание и ход учебного процесса в
зависимости от реально складывающихся обстоятельств (карантин,
болезнь учителя, длительное наличие вакансий, текучесть кадров,
отвлечение на сельхозработы и др.) при неукоснительном выполнении
требований государственных образовательных стандартов.
Второе направление экспертизы заключается в проверке
муниципальной подкомиссией соответствия содержания, уровня и
качества подготовки выпускников образовательного учреждения
требованиям государственных образовательных стандартов. Данное
соответствие устанавливается на основе одного из ниже
перечисленных способов:
на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников
и выполнения ими специализированных тестовых заданий, контрольных
и других работ;
только на основе анализа результатов итоговых аттестаций
выпускников;
только на основе анализа результатов выполнения выпускниками
специализированных тестовых заданий, контрольных и других работ.
При этом в содержание специализированных тестовых заданий,
контрольных и других работ для выпускников (учащиеся 4-х, 9-х,
11-х классов) включаются только те вопросы, которые включены в
Обязательный минимум содержания образования соответствующей
ступени и в соответствии с календарно - тематическим планированием
считаются пройденными на момент проверки.
На этапе запуска механизмов аттестации общеобразовательных
учреждений в Хабаровском крае условием аттестации образовательного
учреждения являются положительные результаты (отметки "3", "4",
"5") итоговой аттестации или специализированных тестовых заданий
не менее чем половины его выпускников. В дальнейшем (по мере
накопления среднестатистических данных по краю) данный критерий
будет уточнен.
В период эксперимента по единому государственному экзамену
(ЕГЭ) рекомендуется использовать материалы ЕГЭ при проведении
экспертизы соответствия уровня и качества подготовки выпускников
образовательного учреждения требованиям государственных
образовательных стандартов. Результаты ЕГЭ обеспечивают полное
отражение объективной картины качества подготовки выпускников
старшей ступени по математике. Результаты ЕГЭ по дисциплинам,
которые выпускники сдают в форме ЕГЭ по выбору, с большой долей
вероятности так же свидетельствуют о качестве подготовки
школьников по соответствующим предметам. Контрольно -
измерительные материалы (КИМ) составлены с таким расчетом, что
достаточно легко определить - выполнил выпускник минимальные
требования стандарта или нет. То, что выпускник знает и умеет
сверх минимальных требований, не является задачей проверки
выпускников в ходе аттестации образовательного учреждения и не
анализируется.
В случае, если муниципальная подкомиссия примет решение об
использовании в аттестационных технологиях результатов ЕГЭ, то
рекомендованным критерием положительной аттестации муниципального
образовательного учреждения, участвующего в ЕГЭ, являются
следующие показатели:
для общеобразовательных школ - 80% выпускников, получивших
положительные оценки ("3", "4", "5");
для школ, реализующих программы повышенного или профильного
уровня (лицеев и гимназий, школ с углубленным изучением отдельных
предметов) - 40% выпускников, выполнивших задания на "4" и (или)
"5" по каждому предмету, включенному в ЕГЭ (математика
обязательная для всех, остальные предметы по выбору выпускников) и
предмету, определяющему направленность конкретного класса или
образовательного учреждения в целом (для всех выпускников
профильных классов или классов с углубленным изучением отдельных
предметов).
Для образовательных учреждений, участвующих в ЕГЭ,
муниципальная подкомиссия вправе установить свои формы проверки
выпускников на ступенях начальной и основной школы.
Министерство образования края обращает внимание, что в ходе
аттестации общеобразовательного учреждения аттестационной
комиссией проверяется результативность работы именно
образовательного учреждения, а не выпускников. Образовательное
учреждение должно обеспечить соответствие качества подготовки
выпускников требованиям государственных образовательных
стандартов. Если выпускники определенной ступени демонстрируют
выполнение этих требований, результативность работы
образовательного учреждения оценивается положительно.
Образовательное учреждение, готовясь к аттестации, может по
своему желанию пройти процедуру самообследования. Итог работы
аттестационной комиссии представляет собой аттестационное
заключение, в котором должны быть выводы о том, соответствуют ли
содержание, уровень и качество подготовки выпускников требованиям
государственных образовательных стандартов (государственных
нормативных документов, их заменяющих) по каждому уровню
образования и общий вывод.
Примерная структура аттестационного заключения муниципальной
подкомиссии прилагается.
Приложение
к Рекомендациям
Министерства образования
Хабаровского края
по выбору аттестационных
технологий и критериев аттестации
муниципальных образовательных
учреждений Хабаровского края,
реализующих образовательные
программы общего образования
Утверждено решением головной (краевой)
подкомиссией "____" ______ 200 __,
протокол N ________
АТТЕСТАЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ
___________________________________________
(полное наименование ОУ)
Полное наименование образовательного учреждения ______________
__________________________________________________________________
Полный юридический адрес _____________________________________
__________________________________________________________________
Настоящее аттестационное заключение составлено на основании
приказа министерства образования Хабаровского края от 14.03.2003
N 210 "О создании аттестационной комиссии по аттестации
общеобразовательных учреждений", экспертных заключений
муниципальной подкомиссии.
Председатель муниципальной подкомиссии _______________________
Члены муниципальной подкомиссии ______________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Основанием для проведения процедуры аттестации _______________
(наименование образовательного ОУ) является заявление директора
школы от (дата подачи заявления, N ______).
В аттестационную комиссию, в соответствии с Положением о
порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений (утверждено Приказом Министерства общего и
профессионального образования Российской Федерации от 22.05.98
N 1327 в редакции приказа Минобразования России от 11.08.2000
N 2439) представлены следующие документы и материалы:
(перечислить)
Целью и содержанием проведенной аттестации, а также предметом
деятельности аттестационной комиссии в соответствии с Положением о
порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных
учреждений являлось установление:
исполнения образовательным учреждением требований
государственных образовательных стандартов при организации
обучения по образовательным программам соответствующего уровня и
направленности в части обязательного минимума содержания основных
образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки
обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных
образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов
образовательных программ, реализуемых ОУ, расписания учебных
занятий, классных журналов;
соответствия содержания, уровня и качества подготовки
выпускников образовательного учреждения требованиям
государственных образовательных стандартов - на основе результатов
итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых
заданий, контрольных и других квалификационных работ,
рекомендованных Министерством образования Хабаровского края.
Документальная экспертиза деятельности образовательного
учреждения проведена на основе материалов самоанализа в период с
____________ по ____________.
Работа экспертов и муниципальной аттестационной подкомиссии
непосредственно в образовательном учреждении проведена в период с
____________ по ____________.
В аттестационный период экспертами и членами аттестационной
комиссии было выборочно посещено ___ уроков, проведены контрольные
срезы в следующих классах по предметам ___________________________
_________________________________________________________________.
На основании материалов самоанализа и экспертизы учебного
плана с перечнем учебных программ и учебников, расписания учебных
занятий, классных журналов текущего учебного года и двух
предшествующих лет государственной аттестационной комиссией
установлено следующие:
- ОУ (полное наименование ОУ) зарегистрировано и внесено в
единый государственный реестр юридических лиц (взять данные из
свидетельства о государственной регистрации юридического лица);
- ОУ (полное наименование ОУ) имеет лицензию (указать вид
деятельности, серию, N, дату выдачи, срок окончания действия, кем
выдана), со следующими контрольными нормативами (указать);
- учебный план на _____ учебный год соответствует (или не
соответствует) Базисному учебному плану в части объема
максимальной учебной нагрузки, инвариантного набора
образовательных областей, выполнение обязательной нормы часов,
рассчитанной на одного ученика; заявленным уровням; полноте
выполнения основных образовательных программ (в случае явного
несоответствия - коротко подтвердить примерами);
- расписание учебных занятий (количество часов) на _______ уч.
год соответствует (или не соответствует, указать несоответствие)
учебному плану на ____ уч. год;
- годовой календарный учебный график выполняется, т.е.
отставания в изучении программного материала нет (в противном
случае - коротко подтвердить примерами);
- соблюдается преемственность по годам обучения, т.е.
перспективный план по учебным курсам и годам обучения выполняется
(или не выполняется, указать причину).
Проверка качества подготовки выпускников показала, что не
менее половины выпускников справились с заданиями. Далее указать %
выпускников каждой ступени, получивших положительные оценки ("3",
"4", "5") по всем предметам, по которым проводились контрольные
срезы и % выпускников каждой ступени, выполнивших задания на "4" и
"5".
Данные о результатах итоговых аттестаций выпускников трех
последних лет свидетельствуют о положительной оценке результатов
деятельности ОУ в соответствии с показателями аттестации по
образовательной программе каждого уровня.
Аттестационная комиссия установила:
1) исполнение (наименование ОУ) требований государственных
образовательных стандартов при организации обучения по
образовательным программам начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования в части обязательного
минимума содержания основных образовательных программ,
максимального объема учебной нагрузки и полноты выполнения
образовательных программ соответствует требованиям, предъявляемым
к общеобразовательным учреждениям Хабаровского края, имеющим
государственный статус;
содержание, уровень, и качество подготовки выпускников
(наименование образовательного учреждения) соответствуют
требованиям государственных образовательных стандартов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Признать (полное наименование ОУ) аттестованной
(аттестованным) по образовательным программам начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования на период
до ________________.
Председатель муниципальной подкомиссии,
заместитель председателя
аттестационной комиссии
Члены муниципальной подкомиссии:
"___" __________ 2000 ___
|