АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 апреля 2003 г. по делу N А73-499/2003-12
Арбитражный суд в составе:
судьи М.В.Будылевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
А.В.Зверевой,
рассмотрев в заседании суда дело по иску (заявлению, жалобе) ГУ
"Литовский лесхоз" к Инспекции МНС по г. Амурску и Амурскому
району о признании недействительным решения N 1553 от 28.11.2002 в
части и по встречному иску Инспекции МНС по г. Амурску и Амурскому
району к ГУ "Литовский лесхоз" о взыскании штрафных санкций в
размере 41585 руб.,
при участии:
от истца: А.В.Концев - главный лесничий,
от ответчика: В.С.Елисеева - начальник отдела налогообложения
юридических лиц,
установил:
ГУ "Литовский лесхоз" обратился в суд с иском о признании
недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Амурску и
Амурскому району N 1553 от 28.11.2002 в части доначисления налога
на добавленную стоимость в размере 119498 руб., пени за
несвоевременную уплату НДС в размере 9770 руб., штрафных санкций
по данному налогу в размере 36018 руб., налога на пользователей
автомобильных дорог в размере 6865 руб., штрафных санкций по
данному налогу в размере 2637 руб. Всего на сумму 174788 руб.
Истец в заседании суда на исковых требованиях настаивал.
Ответчик против требований истца возражал. Просил отказать
истцу в иске.
До начала судебного заседания ответчиком представлен встречный
иск о взыскании с ГУ "Литовский лесхоз" штрафных санкций в размере
41585 руб.
Истец со встречным иском не согласен. Против рассмотрения
первоначального и встречного иска в одном заседании суда не
возражал.
Из материалов дела следует, что Инспекцией МНС РФ по г. Амурску
и Амурскому району проведена выездная налоговая проверка
Государственного учреждения "Литовский лесхоз" по вопросам
правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов
за период с 01.04.2000 по 30.06.2002.
По результатам проверки составлен Акт N 02-09/260 от 08.10.2002
и вынесено решение N 1553 от 28.11.2002.
Данным решением истец был привлечен к налоговой
ответственности:
По п. 1 ст. 199 НК РФ за непредставление налоговых деклараций в
сумме 13900 руб., из них:
- по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2002 г. в
размере 15% от суммы налога 80797 руб. в размере 12119 руб.;
- по налогу с продаж за 1 квартал 2002 г. в размере 25% от
суммы 1669 руб. - 417 руб., за 2 квартал - 100 руб. (517 руб.);
- по налогу на пользователей автомобильных дорог за 1 квартал
2002 г. в размере 25% от суммы налога 5058 руб. в размере 1264
руб.;
По п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 27685 руб., из них:
- по налогу на добавленную стоимость в сумму 23899 руб.;
- по налогу с продаж в размере 414 руб.;
- по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 1373
руб.;
- по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 1999 руб.
Кроме того, указанным решением истцу были доначислены налоги:
- налог на добавленную стоимость в размере 119498 руб.;
- налог с продаж в сумме 2071 руб.;
- налог на пользователей автомобильных дорог в размере 6865
руб.;
- налог с владельцев автотранспортных средств в размере 9996
руб.
Налоговым органом за несвоевременную уплату указанных налогов
была начислена пени:
- по налогу на добавленную стоимость в размере 3999 руб.;
- по налогу с владельцев автотранспортных средств в размере
3640 руб.
Представленные истцом в налоговый орган возражения на акт
рассмотрены налоговым органом 28.10.2002 и отклонены.
ГУ "Литовский лесхоз" согласен с решением налогового органа в
части начисления налога с продаж в сумме 2071 руб., штрафа по
данному налогу в размере 931 руб. (по п. 1 ст. 119 в размере 517
руб. и по п. 1 ст. 122 НК в размере 414 руб.), с начислением
налога на владельцев транспортных средств в сумме 9996 руб., пени
по данному налогу в размере 4122 руб., согласно требованию N 948
от 28.11.2002, и штрафа по указанному налогу по п. 1 ст. 122 НК РФ
в размере 1999 руб., всего на сумму 19119 руб.
С начислением налога на добавленную стоимость в размере 119498
руб., суммы пени по указанному налогу в размере 9770 руб.,
согласно требованию N 948 от 28.11.2002, штрафа по указанному
налогу в размере 36018 руб. (по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 12119
руб. и по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 23899 руб.), а также с
начислением налога на пользователей автомобильных дорог в сумме
6865 руб., штрафа по данному налогу в размере 2637 руб. (по п. 1
ст. 119 НК РФ в размере 1264 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере
1373 руб.) истец не согласен. Просит признать решение Инспекции
МНС РФ N 1553 от 28.11.2002 недействительным в части начисления
указанных налогов, пени и штрафов на общую сумму 174788 руб.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
находит исковые требования ГУ "Литовской лесхоз" подлежащими
удовлетворению, а исковые требования налогового органа,
подлежащими удовлетворению в части.
ГУ "Литовский лесхоз" является государственным бюджетным
учреждением, специально уполномоченным государственным органом в
области использования, охраны, защиты и воспроизведения лесов,
действует на основании Положения "О лесхозе Федеральной службы
лесного хозяйства", разработанного на основании ст. 53 Лесного
кодекса РФ. Имущество лесхоза находится в федеральной
собственности. Лесхоз осуществляет в отношении закрепленного
имущества право оперативного управления в соответствии со ст. 120,
296 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 4 пункта 2 ст. 146 НК РФ не признается
реализацией товара (работ, услуг) и не является объектом обложения
НДС выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в
систему органов государственной власти, в рамках возложенных на
них функций в случае, если обязанность выполнения указанных работ
(оказания услуг) установлена законодательством Российской
Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и
актами местного самоуправления.
В соответствии со ст.ст. 52, 53 Земельного кодекса РФ лесхозы
являются территориальными органами федерального органа управления
лесным хозяйством и осуществляют государственное управление в
области использования, охраны, защиты лесного фонда и
воспроизводства лесов.
В соответствии со ст. 91 Земельного кодекса РФ к обязанностям
лесхозов отнесены рубки промышленного пользования (рубки ухода),
работы по селекции, лесному семеноводству и др.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ"
плательщиками налога на пользователей автомобильных налог, в
частности, являются предприятия, организации, учреждения. Налог на
пользователей автодорог уплачивается от выручки, полученной от
реализации продукции (работ, услуг), и от суммы разницы между
продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате
заготовительной, снабженческо-сбытовой деятельности.
Материалами дела подтверждается и не отрицается налоговым
органом, что истцом в период с 2000 по 2002 год получены средства
от переработки и утилизации низкорослой и мелкотоварной древесины,
от рубок ухода за лесом, от реализации семян, посадочного
материала и продукции побочного пользования.
Таким образом, средства, полученные лесхозам от указанной
деятельности и зачисленные на текущий счет "Суммы по поручениям",
открытый в учреждениях Банка РФ, являются средствами целевого
назначения дофинансирования бюджетной деятельности, а не выручкой
от реализации продукции (работ, услуг) и не подлежат включению в
налоговую базу по НДС и налогу на пользователей автомобильных
дорог.
Таким образом, налоговым органом неправомерно начислен ГУ
"Литовский лесхоз" налог на добавленную стоимость и налог на
пользователей автомобильных дорог, пени и штрафы по данным налогам
в общей сумме 174788 руб., и решение Инспекции МНС РФ по г.
Амурску и Амурскому району N 1553 от 28.11.2002 должно быть
признано недействительным в части начисления НДС, налога на
пользователей автомобильных дорог, пени и штрафов по данным
налогам.
Встречный иск Инспекции МНС РФ по г. Амурску и Амурскому району
подлежит удовлетворению в части взыскания суммы по решению N 1553
от 28.11.2002, не оспоренной ГУ "Литовский лесхоз".
Суд считает, что налоговый орган правомерно привлек
налогоплательщика по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление
налоговых деклараций по налогу с продаж за 1, 2 квартал 2002 г. к
ответственности в виде штрафа на общую сумму 517 руб.
В соответствии с п.п. "е" п. 16.1 ст. 16 Закона Хабаровского
края "О налогах и сборах Хабаровского края" (в редакции Закона
Хабаровского края от 30.07.1998 N 43) ГУ "Литовский лесхоз" как
государственное учреждение является плательщиком налога с продаж.
В соответствии со ст. 6 Закона Хабаровского края "О налоге с
продаж" налоговый период по налогу с продаж устанавливается как
календарный месяц.
Материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком
несвоевременно представлена в налоговый орган декларация по налогу
с продаж за 1 квартал 2002 г. При сроке представления 30.04.2002
количество дней просрочки на 20.09.2002 составило 143 дня. Кроме
того, несвоевременно представлена декларация по данному налогу за
2 квартал 2002 г., по сроку предоставления 31.07.2002 число дней
просрочки на 20.09.2002 составило 52 дня.
Таким образом, сумма штрафа в размере 517 руб. подлежит
взысканию с налогоплательщика.
Ответчиком за проверяемый период сумма налога с продаж в
размере 2017 руб. не была исчислена и уплачена в бюджет.
Так, сумма налога в размере 1918 руб. не была исчислена и
уплачена в бюджет в результате непредставления (несвоевременного
представления) налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу с
продаж.
Сумма налога в размере 153 руб. не исчислена и не уплачена в
бюджет в результате занижения налогоплательщиком налогооблагаемой
базы в налоговых декларациях, по сравнению с данными
бухгалтерского учета в 2001 году на сумму 2693 руб.
Суд считает, что налоговый орган правомерно привлек
налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК за неуплату
в бюджет налога с продаж в сумме 414 руб.
В соответствии с п. 5 ст. 7 Закона Хабаровского края "О налогах
и сборах Хабаровского края" в число региональных налогов и сборов
до введения в действие соответствующих глав части второй
Налогового кодекса на территории края включен налог с продаж.
Сумма штрафа в размере 414 руб. (2071 руб. x 20%) подлежит
взысканию с налогоплательщика.
Суд считает, что налоговый орган правомерно привлек
налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за
неполную уплату налога на владельцев транспортных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона от 18 октября 1991 г. N 1759-
1 "О дорожных фондах в Российской Федерации", также п. 46
Инструкции ГНС РФ "О порядке исчисления и уплаты налогов,
поступающих в дорожные фонды", ГУ "Литовский лесхоз" является
плательщиком налога с владельцев транспортных средств.
В соответствии со ст. 6 Закона "О дорожных фондах в Российской
Федерации" и п. 48 Инструкции, налогом с владельцев транспортных
средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации
автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на
территории Российской Федерации". К ним относятся
автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50
куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час.,
трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины, а также
прицепы к ним, принадлежащие предприятиям, учреждениям и
организациям независимо от их форм собственности и ведомственной
принадлежности, гражданам Российской Федерации, иностранным
юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В статье 6 Закона, а также в п. 49 Инструкции указаны ставки
данного налога (по виду транспортного средства и мощности
двигателя) с каждого транспортного средства.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона "О дорожных фондах" и п. 53
Инструкции, уплата налога производится ежегодно в сроки,
установленные законами субъектов Российской Федерации, не позднее
сроков, указанных в п. 54 Инструкции.
Налоговая декларация в соответствии с п. 60 Инструкции
представляется налогоплательщиками-организациями ежегодно в сроки,
установленные для представления бухгалтерской отчетности за
соответствующий год, в котором уплачен (подлежит уплате) налог.
Материалами дела подтверждается, что ГУ "Литовский лесхоз" не
включил в расчеты по налогу с владельцев транспортных средств
следующие транспортные единицы: за 2000 год - одна транспортная
единица (ГАЗ-66); за 2001 год - 6 транспортных единиц - ЛУАЗ, ГАЗ-
66, ЗИЛ-131, ЛЕНД-КРУЗЕР, ГАЗ-66, УАЗ-452, не исчислил и не
уплатил сумму налога по данным транспортным средствам.
Сумма неисчисленного и неуплаченного налога на владельцев
транспортных средств составила 9996 руб. (за 2000 г. - 2391 руб.,
за 2001 г. - 7605 руб.).
Таким образом, налоговый орган правомерно привлек ГУ "Литовский
лесхоз" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за
неполную уплату налога на владельцев транспортных средств в
размере 20% от суммы неисчисленного и неуплаченного налога.
Сумма штрафа по налогу на владельцев транспортных средств
составила 1999 руб. (9996 руб. x 20%).
Требование об уплате штрафных санкций ГУ "Литовский лесхоз" не
исполнило.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым
удовлетворить исковые требования ГУ "Литовский лесхоз" признать
недействительным решение налогового органа в части начисления НДС,
налога на пользователей автомобильных дорог, пени и штрафов по
данным налогам.
По встречному иску суд, принимая во внимание, что судом
установлен факт совершения ГУ "Литовских лесхоз" налоговых
правонарушений по налогу с продаж и налогу на владельцев
транспортных средств и не отрицается налогоплательщиком, суд
считает необходимым встречные исковые требования Инспекции МНС РФ
по г. Амурску и Амурскому району в части взыскания с ответчика
штрафных санкций по налогу с продаж в сумме 931 руб. и по налогу
на владельцев транспортных средств в сумме 1999 руб., всего на
сумму 2930 руб., удовлетворить, а в части взыскания штрафных
санкций на налогу на добавленную стоимость и по налогу на
пользователей автомобильных дорог отказать в иске налоговому
органу.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Иск ГУ "Литовский лесхоз" удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по г.
Амурску и Амурскому району N 1553 от 28.11.2002 в части
доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 119498 руб.,
пени по указанному налогу в сумме 9770 руб. и штрафных санкций по
ст. 119, 122 НК РФ в сумме 36018 руб.; налога на пользователей
автомобильных дорог в сумме 6865 руб., штрафных санкций по ст.
119, 122 НК РФ по указанному налогу в сумме 2637 руб., всего на
сумму 174788 руб.
Иск инспекции МНС РФ по г. Амурску и Амурскому району
удовлетворить частично.
Взыскать с ГУ "Литовский лесхоз" (Хабаровский край, Амурский
район, п. Литовка, ул. Комсомольская, 59, ИНН 2706009785, гос.
регистрация от 07.10.19997, N 003182-АГ, ИНН N 2702031349) в доход
бюджета налоговые санкции по налогу с продаж по ст. 119 НК РФ в
сумме 517 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 414 руб. и по налогу
на владельцев транспортных средств по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме
1999 руб. Всего - на сумму 2930 руб.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья
М.В.Будылева
|