АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 02 апреля 2003 г. по делу N А73-8624/2002-4
Арбитражный суд в составе:
судьи А.А.Кильдюшевской,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Я.Н.Жук,
рассмотрев в заседании суда дело по иску ОАО ЭиЭ
"Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей к
администрации г. Комсомольска-на-Амуре, министерству финансов
Хабаровского края, управлению федерального казначейства по
Хабаровскому краю, Министерству финансов Российской Федерации,
финансовому управлению администрации г. Комсомольска-на-Амуре о
взыскании 17085669 руб. 01 коп.,
при участии: от истца - Юнина Р.Т.;
от ответчиков: МФ РФ в лице УФК по Хабаровскому краю - Бертина
Н.В., МФ Хабаровского края - Тимошенко С.Н.;
установил:
Истец обратился в арбитражный суд с иском к администрации г.
Комсомольска-на-Амуре, министерству финансов Хабаровского края,
управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю,
Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 17085669
руб. 01 коп., составляющих убытки в виде выпадающих доходов от
предоставления населению льгот по оплате за потребленную тепловую
энергию в 2001 году согласно законов.
Определением суда от 11.11.2002 соответчиком по делу привлечено
финансовое управление администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Определением суда от 19.02.2003 ряд требований на общую сумму
6155664 руб. 62 коп. выделены в отдельные производства, вследствие
чего размер исковых требований по настоящему делу составил
10917481 руб. 10 коп.
В судебном заседании истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил
размер исковых требований - убытки в сумме 10945258 руб. 45 коп.,
из которых связанные с предоставлением льгот:
- по ФЗ "О ветеранах" - 3649374 руб. 07 коп.,
- по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
- 4344823 руб. 12 коп.,
- по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" - 411959
руб. 63 коп.,
- по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям
Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
- 28263 руб. 75 коп.,
- по Закону РФ "О донорстве крови и ее компонентов" - 307230
руб. 46 коп.,
- по Закону РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" -
18396 руб. 07 коп.,
- по постановлению главы администрации Хабаровского края N 150
от 03.05.2000 (члены семей лиц рядового и начальствующего состава
ОВД и ФСБ, погибших при исполнении воинской службы) - 18696 руб.
66 коп.,
- по Закону Хабаровского края N 281 от 27.12.2000 "О краевой
целевой программе "Социальная защита граждан, инвалидов,
малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001
- 2003 гг." (одинокие престарелые граждане свыше 65 лет, в том
числе неработающие супружеские пары) - 144007 руб. 24 коп.,
- тот же Закон (одинокие и престарелые граждане свыше 80 лет) -
6517 руб. 68 коп.,
- тот же Закон (пенсионеры, имеющие стаж свыше 15 лет) - 901797
руб. 14 коп..
- тот же Закон (участники боевых действий на территории Чечни)
- 33338 руб. 59 коп.,
- тот же Закон, Указ Президента РФ N 432 от 05.05.1992 "О
социальной поддержке многодетных семей" (многодетные семьи) -
667935 руб. 39 коп.,
- по Городской программе "О социальной поддержке населения.
Неполные семьи" (малоимущие многодетные семьи) - 260888 руб. 66
коп.
Ответчики иск не признали по мотивам, изложенным в отзывах.
Изготовление решения в полном объеме откладывалось до 02.04.2003.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
арбитражный суд установил следующее.
13.02.2001 ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских
тепловых сетей заключило договора на расчеты и приемку платежей за
тепловую энергию от населения за NN 1, 2, 3, 4 с МУП
"Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест N 1"
(далее МУП "ПЖРЭТ N 1"), МУП "ПЖРЭТ N 2", МУП "ПЖРЭТ N 3", МУП
"ПЖРЭТ N 4" соответственно, согласно которым последние обязались
производить начисление за потребляемую тепловую энергию населению,
проживающему в жилом фонде, находящемся на его обслуживании, в
соответствии с действующими нормами и законодательством по
тарифам, утвержденным Главой администрации г. Комсомольска-на-
Амуре, выписывать квитанции и доставлять их населению, а также
производить прием платежей от населения в пользу истца по
платежным документам. Обеспечение контроля за правильностью
начислений и полнотой перечисления принятых от населения платежей
возложен на истца путем ведения сверок сторонами и составления
ежемесячно актов сверки.
В обоснование исковых требований истец ссылается на
невозмещение ему по вине ответчиков расходов, понесенных в 2001
году в связи с предоставлением за счет собственных средств льгот,
предусмотренных вышеуказанными законами на общую сумму 10945258
руб. 45 коп.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" скидка по оплате
коммунальных услуг ветеранам предоставляется за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы органов
власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением
указанных льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
имеют целевое назначение.
В соответствии со ст. 37 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2001
год" Хабаровскому краю были предусмотрены на выравнивание уровня
минимальной бюджетной обеспеченности денежные средства,
предназначенные на компенсацию расходов возникших в результате
предоставления ветеранам льгот по коммунальным услугам в размере
2260836000 руб. Кроме того, в приложении 27 к ФЗ РФ "О федеральном
бюджете на 2001 год" Хабаровскому краю было запланировано 81639000
руб. дотации на возмещение потерь в связи с изменением объема и
порядка формирования фонда компенсаций.
Согласно акту сверки расчетов по межбюджетным отношениям за
2001 год по состоянию на 01.01.2002 Хабаровскому краю поступило
средств дотаций на возмещение потерь в связи с изменением объема и
порядка формирования фонда компенсаций и на выравнивание бюджетной
обеспеченности в размере 81639000 руб. и 2260836000 руб.
соответственно, тем самым ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год"
выполнен в полном объеме.
Материалами дела подтверждается предоставление истцом за счет
собственных средств в спорный период льгот, предусмотренных ФЗ "О
ветеранах" на сумму 16994684 руб. 66 коп., из которых возмещено
13399000 руб., вследствие чего образовались убытки в размере
3595684 руб. 66 коп. (здесь и далее сводный расчет за 2001 год,
утвержденный первым заместителем Главы администрации г.
Комсомольска-на-Амуре, л.д. 12), подлежащие взысканию в силу
ст.ст. 15, 16 ГК РФ с министерства финансов Хабаровской края за
счет казны Хабаровского края.
В соответствии со ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" инвалиды всех категорий имеют право на
получение скидки при оплате коммунальных услуг. Источник
предоставления указанных льгот предусмотрен Постановлением
Правительства Российской Федерации N 901 от 27.07.1996 "О
предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных
услуг", согласно п. 16 которого указанные расходы по
государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности
субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по
общественному жилищному фонду возмещаются в порядке, установленном
субъектами РФ и органами местного самоуправления.
Законом Хабаровского края от 27.12.2000 N 281 "О краевой
целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов,
малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001
- 2003 гг." и постановлением главы администрации Хабаровского края
от 03.05.2000 N 150 установлен порядок, возмещения льгот
инвалидам, проживающим в муниципальном жилом фонде, согласно
которому источником финансирования указанных льгот указаны бюджеты
муниципальных образований городов и районов края. Тем самым,
указав в качестве источников возмещения расходов бюджеты
муниципальных образований, Хабаровский край принял на себя
обязанность обеспечить финансирование последних по выполнению
указанных мероприятий.
Кроме того, в 2001 году в ФЗ "О федеральном бюджете на 2001
год" в составе фонда компенсаций были запланированы средства на
реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в размере 151583 000 руб. Актом сверки расчетов по
межбюджетным отношениям за 2001 год подтверждается поступление
указанных денежных средств в полном объеме.
Материалами дела подтверждается предоставление истцом за счет
собственных средств в спорный период льгот, предусмотренных ФЗ РФ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на сумму
6722201 руб. 11 коп., из которых возмещено 2398800 руб.,
вследствие чего образовались убытки в размере 4323401 руб. 11
коп., подлежащие взысканию в силу ст.ст. 15, 16 ГК РФ с
министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского
края.
Возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот при
реализации ФЗ РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"
осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419, а именно
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных
бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из
федерального бюджета.
Истцом не представлено доказательств обращения в финансовый
орган муниципального образования с предоставлением реестра лиц,
которым представлена льгота и соответствующего расчета понесенных
расходов, которое явимся основанием для получения денежных средств
организациям, осуществляющим предоставление льгот. Между тем,
материалами дела подтверждается возмещение истцу в 2001 году
расходов, связанных с предоставлением указанных льгот на сумму
795231 руб. 01 коп., что несоответствует его потребности.
Поскольку за счет собственных средств истцом предоставлено льгот
на сумму 1209283 руб. 04 коп., убытки с учетом произведенного
возмещения составили 411959 руб. 63 коп., которые суд считает
необходимым взыскать с Российской Федерации в лице Министерства
финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской
Федерации в силу ст.ст. 15, 16 ГК РФ.
Согласно ст. 7 ФЗ РФ "О предоставлении социальных гарантий
Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой
Славы" расходы, связанные с реализацией указанного закона
финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за
счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанного Закона в расходных частях
федерального бюджета и бюджета Хабаровского края на 2001 год не
предусматривались. Поскольку материалами дела подтверждается
предоставление истцом за счет собственных средств в 2001 году
льгот, предусмотренных вышеуказанным Законом на сумму 28263 руб.
75 коп., возмещение которых не производилось, убытки в размере
предоставленных льгот суд считает взыскать в силу ст.ст. 15, 16 ГК
РФ также за счет средств казны Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов"
для лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" предусмотрены
льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты
коммунальных услуг. При этом законодателем не установлено, за счет
каких средств обеспечивается предоставление указанных льгот.
Средства на реализацию упомянутого Закона в федеральном бюджете на
2001 год также не предусмотрены.
Материалами дела подтверждается предоставление истцом за счет
собственных средств льгот, предусмотренных указанным законом на
сумму 307230 руб. 46 коп., вследствие отсутствия компенсации
которых последний понес убытки, подлежащие взысканию в силу ст.ст.
15, 16 ГК РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Что касается требований истца по возмещению убытков на сумму
2278718 руб. 84 коп., арбитражный суд не находит оснований для их
удовлетворения в связи с отсутствием надлежащих доказательств как
в обоснование размера предоставленных льгот, так и правовых
оснований для их предоставления.
Согласно ст. 65 ГК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно
доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание
своих требований и возражений.
Судебные расходы возложить на участвующих в деле лиц в
соответствии со ст. 110 АПК РФ, принимая во внимание, что
ответчики освобождены от уплаты госпошлины. Размер подлежащей
взысканию с истца госпошлины суд считает уменьшить до 1000 руб.
согласно Закону РФ "О государственной пошлине", принимая во
внимание его имущественное положение, подтвержденное надлежащими
документами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов
Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в
пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 747453 руб. 84 коп. убытков.
Взыскать с Министерства финансов Хабаровского края за счет
средств казны Хабаровского края в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго"
7919085 руб. 77 коп. убытков.
В остальной части иска отказать.
Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре и финансовое управление
администрации г. Комсомольска-на-Амуре от ответственности
освободить.
Взыскать с ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в доход федерального
бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края либо по вступлении в
законную силу в срок, не превышающий двух месяцев, в кассационную
инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
через суд, принявший решение.
Судья
А.А.Кильдюшевская
|