АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2003 г. по делу N А73-1929/2003-11
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
судьи Бруева Д.В.,
при специалисте Горбуновой Т.М., ведущей протокол,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Банка России
в лице Полевого учреждения "Станционное" к Инспекции МНС РФ по г.
Бикину и Бикинскому району о признании действий сотрудников
налоговой службы неправомерными.
При участии:
от заявителя - Смолян В.Ф.,
от ответчика - Цацорина С.Б., Трофимова Т.А.,
Сущность спора:
Банк России в лице Полевого учреждения "Станционное" обратился
с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по городу Бикину и Бикинскому району о признании
действий сотрудников налоговой службы неправомерными, которые
выражаются в установлении правильности исчисления и уплаты
заявителем единого социального налога за 2002 год и признании
неправомерным решения Инспекции МНС РФ по г. Бикину и Бикинскому
району N 03-14/3110 от 09.08.2002 в части привлечения к налоговой
ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа на сумму 81778
руб., доначисления единого социального налога в сумме 408892 руб.,
пени в сумме 73987 руб. и страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в сумме 8317 руб.
Свои требования заявитель обосновывает тем, согласно ст. 25
Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2001 год" Министерство обороны РФ и другие федеральные органы
исполнительной власти, в составе которых проходят службу
военнослужащие освобождено в 2001 - 2002 году от уплаты единого
социального налога в части, зачисляемой в 2001 году в Фонд
социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского
страхования и в 2002 году - в Пенсионный фонд РФ. По мнению Банка
России, он, его учреждения и структурные подразделения,
действующие в составе территориальных учреждений, вправе
претендовать на льготу по уплате единого социального налога,
поскольку Банк России относится органам государственной власти.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи
49 АПК РФ уточнил свои требования и просил признать решение
Инспекции МНС РФ по г. Бикину и Бикинскому району N 03-14/3110 от
09.08.2002, поскольку нарушает его право на получение освобождения
от уплаты налога, в остальной части от своих требований отказался.
Отказ принят судом.
Ответчик с предъявленными требованиями не согласен, свои
возражения мотивирует тем, что Банк России не отнесен Указом
Президента РФ от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов
исполнительной власти" к числу федеральных органов исполнительной
власти, освобожденных в 2001 - 2002 году от уплаты единого
социального налога. Финансировался заявитель не Министерством
обороны РФ, а Банком России. Заявитель имел объект налогообложения
- денежное содержание военнослужащих полевого учреждения по
контракту, как разновидностью трудового договора, следовательно,
являлся плательщиком данного налога, в связи с чем считает решение
законным и обоснованным и просит в удовлетворении требований
заявителя отказать.
Суд
установил:
Инспекцией МНС РФ по г. Бикину и Бикинскому району на основании
решения ее руководителя от 07.05.2002 N 134/03 проведена выездная
налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, удержания,
полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических
лиц (подоходного налога) за период с 01.04.2000 по 30.04.2002,
единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.03.2002 и
полноты и своевременности представления сведений по форме N 3.
Результаты проверки отражены в акте N 03-176/703 от 17.07.2002,
на основании которого вынесено решение Инспекции МНС РФ по г.
Бикину и Бикинскому району N 03-14/3110 от 09.08.2002, которым
Полевое учреждение "Станционное" Банка России за неуплату
(неполную уплату) единого социального налога привлечено к
налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа на
сумму 81778 руб. Этим же решением доначислен единый социальный
налог в сумме 408892 руб., пени в сумме 73987 руб., страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 8317 руб.
Не согласившись с указанным решением налоговой инспекции, Банк
России в лице Полевого учреждения "Станционное" обратился в суд о
признании его недействительным.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы
дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению
по следующим основаниям.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен
Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены
его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть
1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля
(часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов
государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные, касающиеся
банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью
кредитных организаций и осуществления денежно-кредитной политики,
по своей правовой природе относятся к функциям органов
государственной власти, поскольку их реализация предполагает
применение мер государственного принуждения.
Полномочия Банка России согласно Федерального закона от
10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" также предусматривают его исключительные права и
обязанности по установлению обязательных для органов
государственной власти, всех юридических и физических лиц правил
по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Поскольку в ст. 25 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ
"О федеральном бюджете на 2001 год", ст. 245 НК РФ федеральные
органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу
военнослужащие освобождено от уплаты единого социального налога,
Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе
воспользоваться данной льготой.
Банк России, согласно ст. 83 Федерального закона от 10.07.2002
N 86-ФЗ представляет собой единую централизованную систему с
вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят
центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые
центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные
заведения и другие организации, в том числе подразделения
безопасности и Российское объединение инкассации, которые
необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Таким образом, правом на освобождение от уплаты единого
социального налога пользуются и его полевые учреждения, через
которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах.
Таким образом, довод ответчика со ссылкой на Указ Президента РФ
от 17.05.2000 N 867 о том, что Банк России не отнесен к числу
субъектов, указанных в ст. 235 НК РФ и освобожденных от уплаты
единого социального налога, не обоснован.
Несостоятельна ссылка ответчика о наличии у заявителя объекта
налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для
налогоплательщиков-организаций, производящих выплаты физическим
лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и
гражданско-правовым договорам, предметом которых является
выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые
налогоплательщиками в пользу физических лиц.
Контракт о прохождении военной службы в полевом учреждении, не
является разновидностью трудового или гражданско-правового
договора, поскольку регулируется Федеральным законом от 28.03.1998
N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 32) и не
отвечает признакам, установленным ст. 56 Трудового кодекса РФ, ст.
420 ГК РФ. Следовательно, денежное содержание, выплачиваемое
полевым учреждениями Банка России военнослужащим, не является
объектом обложения единым социальным налогом.
Из Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(статей 2, 4, 6) вытекает что финансирование пенсий по
государственному пенсионному обеспечению военнослужащих
производится не за счет средств федерального бюджета, а не за счет
средств Пенсионного фонда РФ.
Военнослужащие не отнесены к числу застрахованных лиц - лиц, на
которых распространяется обязательное пенсионное страхование в
соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Следовательно, заявитель не является плательщиком и страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование.
Не принимается во внимание, как не основанная на законе, и
ссылка ответчика на источник финансирования заявителя, поскольку
право налогоплательщика на освобождение от уплаты единого
социального налога законодательством не связывается с источником
его финансирования.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ, Арбитражный
суд Хабаровского края
решил:
Решение Инспекции МНС РФ по г. Бикину и Бикинскому району N 03-
14/3110 от 09.08.2002 признать недействительным, как
несоответствующим ст. 75 Конституции РФ, ст. 245 НК РФ, ст. 25
Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете
на 2001 год", ст. 86 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 32
Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности
и военной службе", ст. 56 Трудового кодекса РФ, ст. 420 ГК РФ,
ст.ст. 2, 4, 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации".
Возвратить Банку России из бюджета государственную пошлину в
сумме 1000 руб., уплаченную им по мемориальному ордеру N 1 от
03.03.2003 в ГРКЦ ГУ Банка России Станционное г. Бикин-1.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края в
течение месяца после принятия обжалуемого решения через
Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья
Д.В.Бруев
|