АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2003 г. по делу N А73-3239/2003-14
Арбитражный суд в составе:
судьи Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания специалистом судьи
Томас В.И.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального
предпринимателя Яровой Татьяны Анатольевны, о признании
недействительным решения Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-
Амуре N 91 от 31.01.2003,
при участии:
от заявителя: адвокат Дмитриенко А.В.,
от налогового органа: не явились,
установил:
Индивидуальный предприниматель Яровая Татьяна Анатольевна
обратился с заявлением о признании недействительным решения
(уведомления) Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре N 91 от
31.01.2003 о невозможности применения упрощенной системы
налогообложения.
Заявитель в судебном заседании заявление поддержал по тем
основаниям, что в связи с поздним принятием и опубликованием
Закона о системе налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход у него не было возможности для выбора упрощенной
системы налогообложения, в связи с чем были нарушены его
конституционные права.
Налоговый орган в судебное заседание не явился, о месте и
времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В
представленном отзыве просил в удовлетворении заявления отказать.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.05.2003 до
19.05.2003.
Заслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Яровая Т.Н., осуществляя
деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке
пассажиров, являлся, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи
3 Закона Хабаровского края "О едином налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельности в Хабаровском крае" плательщиком
единого налога на вмененный доход.
Законом РФ N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, а так же о признании утратившими силу отдельных
актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
раздел VIII.1 "Специальные налоговые режимы" дополнен главами 26.2
"Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности".
Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его
официального опубликования, с 30 августа 2002 г., а специальные
налоговые режимы, предусмотренные статьей 1, введены в действие с
1 января 2003 года.
В соответствии со статьей 346.11 раздела "Упрощенная система
налогообложения", упрощенная система налогообложения организациями
и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей
системой налогообложения, предусмотренной законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной
системе налогообложения или возврат к общему режиму
налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными
предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном Кодексом.
Такой порядок регламентирован статьей 346.13, в соответствии с
которой организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие
желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в
период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году,
начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную
систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего
нахождения (месту жительства) заявление. Кроме того, до начала
налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система
налогообложения, налогоплательщиком осуществляется выбор объекта
налогообложения: доходы, либо доходы, уменьшенные на величину
расходов.
Таким образом, законодатель, введя упрощенную систему
налогообложения наряду с общей системой налогообложения,
предоставил налогоплательщикам право выбора между ними, для чего
установил срок с 1 октября по 30 ноября предшествующего года, и
срок для выбора объекта вплоть до наступления налогового периода,
в котором впервые применена упрощенная система налогообложения, в
общей сложности три месяца.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, в соответствии со ст.
346.26 Кодекса устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в
действие законами субъектов Российской Федерации и так же
применяется наряду с общей системой налогообложения.
В указанной статье дан перечень видов деятельности, в отношении
которых, по решению субъекта Российской Федерации, может
применяться эта система, в том числе оказание автотранспортных
услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемое
организациями и индивидуальными предпринимателями,
эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
Законом Хабаровского края N 71 от 26.11.2002 в соответствии с
главой 26.3 НК РФ введена система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в
Хабаровском крае, в которые не был включен такой вид деятельности
как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и
грузов.
Закон введен в действие с 1 января 2003 г. и опубликован в
газете "Приамурские ведомости" в номере 218 за 29 ноября 2002 г.
Согласно сообщению ЗАО "Союзпечать" данный номер газеты
распространен в розничную торговую сеть г. Комсомольска-на-Амуре
30 ноября 2002 г.
Сопоставляя вышеуказанные нормы и порядок их введения, суд
приходит к выводу о том, что индивидуальный предприниматель Яровая
Т.А. узнал о том, что его деятельность не подпадает по систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и он
является плательщиком налогов в общеустановленном порядке 30
ноября 2002 г.
В это время срок, установленный статьей 346.13 НК РФ для выбора
упрощенной системы налогообложения уже истек. Таким образом,
предприниматель был лишен самой возможности такого выбора.
На заявление предпринимателя от 20.12.2002 о переходе на
упрощенную систему налогообложения, налоговый орган 31.12.2003
уведомил его о невозможности применения упрощенной системы
налогообложения в связи с несвоевременным представлением
заявления.
Данное уведомление суд расценивает как вынесенное в нарушение
норм налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах
и сборах основывается на признании всеобщности и равенства
налогообложения.
Между тем, в сложившейся ситуации, индивидуальный
предприниматель Яровая Т.А. оказался в неравном положении по
сравнению с налогоплательщиками, которые ранее уплачивали налоги в
общеустановленном порядке и имели возможность в течение двух
месяцев с 1 октября по 30 ноября 2002 г. для анализа упрощенной
системы налогообложения и своевременной подачи заявления в случае
ее выбора.
Нарушение налоговым органом норм налогового законодательства о
признании всеобщности и равенства налогообложения привело к
нарушению права предпринимателя на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской деятельности,
закрепленного в статье 34 Конституции Российской Федерации.
Между тем, в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и
свободы человека и гражданина являются непосредственно
действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, оспариваемое решение (уведомление) N 91 от
31.01.2003 Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре о
невозможности применения упрощенной системы налогообложения
противоречит закону и нарушает права и законные интересы
предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности,
фактически возлагая на него обязанность уплачивать налоги в
общеустановленном порядке и лишая его права выбора иной системы
налогообложения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение (уведомление) о невозможности
применения упрощенной системы налогообложения N 91 от 31.01.2003
инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре, принятое в отношении
индивидуального предпринимателя Яровой Татьяны Анатольевны как
противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации и
Конституции Российской Федерации и обязать Инспекцию МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре устранить допущенные нарушения прав и
законных интересов индивидуального предпринимателя Яровой Татьяны
Анатольевны.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Яровой Татьяне
Анатольевне из федерального бюджета государственную пошлину в
сумме 20 руб., перечисленную по квитанции от 07.04.2003.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья
А.И.Михайлова
|