АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2003 г. по делу N А73-1366/2003-16
Арбитражный суд в составе:
Судьи Софриной З.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Никитиной Т.Н.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению закрытого
акционерного общества "Валерия" к Межрайонной Инспекции МНС России
N 3 по Хабаровскому краю о признании недействительным
постановления.
В заседании приняли участие:
от заявителя: Фридман Г.Е., директор, Раева Г.М., зам.
директора,
от ответчика: Симонович М.Н.,
от третьего лица: Алиева О.М.
Предмет спора:
Закрытое акционерное общество "Валерия" обратилось в суд к
Межрайонной Инспекции МНС России N 3 по Хабаровскому краю о
признании недействительным постановления инспекции о взыскании
налога (сбора), пени за счет имущества и (или) присужденного
штрафа за счет имущества от 18.11.2002 N ПВ 272012020012. Исковые
требования обоснованы тем, что инспекция не имеет полномочий на
взыскание арендной платы за пользование участком лесного фонда; ею
нарушен установленный порядок принудительного взыскания;
задолженности по арендной плате, земельному налогу нет.
Ответчик письменный отзыв на заявленный иск в суд не
представил.
В ходе судебного заседания истец исковые требования поддержал в
полном объеме, при этом пояснил, что правоотношения, вытекающие из
договора аренды, являются гражданско-правовыми и на них не
распространяются нормы законодательства о налогах и сборах; расчет
арендной платы произведен без скидки за сохранение подроста лесных
насаждений.
Ответчик, третье лицо на стороне ответчика исковые требования
не признали, при этом пояснили, что нарушений законодательства не
допускали; недоимка по арендной плате, земельному налогу
подтверждается лицевыми карточками налогоплательщика; расчет
составлен в заниженном размере, исходя из объема 50 и 70 тыс. куб.
м, следовало 100 тыс. куб. м; скидка доставляется после
освидетельствования мест рубок.
Суд
установил:
Согласно договору аренды участков лесного фонда между ЗАО
"Валерия" и Падалинским лесхозом от 01.05.2000,
зарегистрированного Хабаровским краевым учреждением юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним 31.08.2000, регистрационный N 27-01-24/2000-562, истцу
предоставлены в аренду сроком до 01.12.2024 участки лесного фонда
для осуществления заготовки древесины (пн. 2.3.) с ежегодным
размером лесопользования в размере 100 тыс. м куб. (пн. 2.4.), при
этом арендатор обязан своевременно и в установленном порядке
вносить плату за пользование лесным фондом (пн. 6.2.12.), порядок
уплаты арендной платы, лесных податей определен разделом 7
договора, за несвоевременное перечисление платежей за лесные
ресурсы виновные уплачивают пени (пн. 8.3.).
Согласно лицевым карточкам у истца по состоянию на 14.11.2002
числится недоимка по арендной плате в размере 886116,84 руб., пени
в размере 135216,6 руб., всего 1021333 руб.; по земельному налогу
в размере 33949,41 руб., пени в размере 5764,63 руб., всего
39714,04 руб.
18.11.2002 заместителем руководителя Межрайонной Инспекции МНС
России N 3 по Хабаровскому краю в связи с отсутствием денежных
средств на счетах ЗАО "Валерия" принято решение N РИ272012020012 о
взыскании за счет имущества истца не уплаченных (не полностью
уплаченных) налогов (сборов), пени, в связи с чем в Подразделение
судебных приставов N 6 направлено постановление от 18.11.2002 N ПВ
272012020012 о взыскании налога (сбора), пени за счет имущества и
(или) присужденного штрафа за счет имущества, в соответствии с
которым подлежит взысканию неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов (сборов) в сумме 920066,25 руб. (в том числе арендная
плата за пользование лесным фондом в размере 886116,84 руб.,
земельный налог на другие земли несельхозяйственного назначения в
размере 41 руб.), пени в сумме 140980,79 руб., всего 1061047,04
руб.
Не согласившись с данным постановлением, ЗАО "Валерия"
обратилось в суд с настоящим иском.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по
следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ
каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьями 79, 80, 103, 104 Лесного кодекса РФ установлена платность
лесопользования.
В соответствии со статьей 105 Лесного кодекса РФ, статьей 614
Гражданского кодекса РФ, пунктом 70 Постановления Правительства РФ
"Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах
Российской Федерации" от 01.06.1998 N 551 размер, порядок, условия
и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды
участка лесного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ к
налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым
законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и
сборы, а также пени и штрафы.
В соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации
Российской Федерации" от 15.08.1996 N 115-ФЗ (Приложение N 2)
арендная плата за пользование лесным фондом - код 1050402,
земельный налог за другие земли несельскохозяйственного назначения
- код 1050703 являются платежами за пользование природными
ресурсами и относятся к налоговым доходам.
Как следует из материалов дела, Падалинский лесхоз произвел
расчет размера арендной платы, земельного налога за участок
лесного фонда, выделенный ЗАО "Валерия", на 2000 год, исходя из
объема 50 тыс. куб. м в размере 267724,25 руб. и 14090,75 руб.
соответственно; на 2001 год, исходя из объема 50 тыс. куб. м, в
размере 497301,25 руб. и 26173,75 руб. соответственно, а также на
2002 год, исходя из объема 70 тыс. куб. м, в размере 784819,70
руб. и 41306,30 руб. соответственно.
Представленные в суд истцом копии платежных документов
подтверждают частичную оплату арендной платы и земельного налога.
Так, в ходе сверки оплаты платежей с расчетами установлено, что
реквизиты счетов УФК (ОФК), а также ИНН и наименование получателя,
а также код бюджетной классификации должен быть указан в платежных
документах следующий: ИНН/КПП 2720025002/272001001 УФК по
Хабаровскому краю (Межрайонная ИМНС России N 3 по Хабаровскому
краю - 2720), Р/с 40101810300000010001 ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по
Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Для арендной платы
за пользование лесным фондом код - 1050402, для земельного налога
за другие земли несельскохозяйственного назначения код - 1050703.
Фактически в платежных документах указаны иные реквизиты. Так,
в платежных документах по оплате земельного налога: N 33 от
29.01.2001 на сумму 179,00 руб. указан код налога 1050702; N 40 от
05.02.2001 на сумму 432,00 руб. указан ИНН получателя 2721009290;
N 1 от 08.02.2001 на сумму 68,00 руб. указан код налога 1050702; N
43 от 15.02.2001 на сумму 49,63 руб. указан ИНН получателя
2720000008; N 109 от 27.02.2001 на сумму 81,00 руб. указан ИНН
получателя 2721009290; N 139 от 15.03.2001 на сумму 599,90 руб.
указан ИНН получателя 2721009290; N 196 от 07.05.2001 на сумму
2960,52 коп. указан ИНН получателя 2721009290; N 935 от 11.09.2001
на сумму 15000,00 руб. указан код налога 1050708; N 29 от
23.03.2002 на сумму 5823,10 руб. налог зачислен ИМНС г. Амурск.
В платежных документах по оплате арендной платы: N 2 от
10.01.2001 на сумму 99726,00 руб. указан ИНН 2706009908,
получатель Падалинский лесхоз; N 3 от 10.01.2001 на сумму 37482,00
руб. указан ИНН 2720015406, получатель Уликанский лесхоз
Управления лесами Хабаровского края; N 34 от 29.01.2001 на сумму
3397,00 руб. указан код налога 1050401, код ИМНС 2706, ИНН
получателя 2721000920; N 39 от 05.02.2001 на сумму 8224,55 руб.
указан код налога 1050401; N 3 от 08.02.2001 на сумму 1289,16 руб.
указан код налога 1050401; N 44 от 15.02.2001 на сумму 849,63 руб.
указан код налога 1050401; N 110 от 27.02.2001 на сумму 1539,00
руб. указан код налога 1050401; N 141 от 15.03.2001 на сумму
11393,04 руб. указан код налога 1050401; N 197 от 07.05.2001 на
сумму 148026,25 руб. указан код налога 1050401; N 934 от
11.09.2001 на сумму 160000,00 руб. указан ИНН получателя
2720000008; N 30 от 29.03.2002 на сумму 44500,75 руб. платеж
зачислен ИМНС г. Амурск.
Оплата подтверждается следующими представленными истцом
платежными ордерами с отметками банка: N 018 от 06.12.2001 на
сумму 3004,69 руб., N 018 от 29.12.2001 на сумму 2176,42 руб., N
2018 от 11.03.2002 на сумму 2880,93 руб., N 018 от 17.06.2002 на
сумму 7514 руб. по арендной плате за пользование лесным фондом.
Ссылка заявителя на то, что оплата должна быть зачтена
налоговым органом, так как произведена в бюджет, не может быть
принята судом, так как в соответствии со статьей 20 Бюджетного
кодекса РФ классификация доходов бюджетов РФ основывается на
законодательных актах РФ, определяющих источники формирования
доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ; группы доходов
состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по
источникам и способам их получения.
В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ сумма
излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих
платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения
недоимки либо возврату налогоплательщику в установленном настоящим
Кодексом порядке. Налоговый орган в силу статьи 78 Налогового
кодекса РФ, статьи 20 Бюджетного кодекса РФ, Приказа Минфина РФ от
11.12.2002 N 127н "Об утверждении указаний о порядке применения
бюджетной классификации Российской Федерации" самостоятельно
зачесть по назначению указанные платежи не может.
Судом отклоняется довод истца о том, что при расчете арендной
платы 20% снижение минимальных ставок за сохранение подроста
должно производиться заранее. Постановление Правительства РФ от
19.02.2001 N 127 "О минимальных ставках платы за древесину,
отпускаемую на корню", предусматривающее в пункте 13, что при
проведении рубок с сохранением подроста минимальные ставки
снижаются на 20 процентов, не содержит указания о применении
данной нормы авансом. Данное требование не предусмотрено и
условиями договора аренды, в то время как согласно статье 105
Лесного кодекса РФ, статьи 614 Гражданского кодекса РФ
установлено, что размер арендной платы, порядок, условия и сроки
ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.
На этом же основании отклоняется заключение ООО "Росэкспертиза" от
27.05.2003 N 09-143 по данному вопросу.
Кроме того, правильность расчета по арендной плате за
пользование лесным фондом, недоимка по арендной плате за
пользование лесным фондом подтверждены материалами дел N А73-
3378/2002-40 (постановление суда апелляционной инстанции от
13.11.2002 N АИ-1/1011), N А73-8387/2002-46 (постановление суда
апелляционной инстанции от 17.02.2003 N АИ-1/81) Арбитражного суда
Хабаровского края, что явилось одним из оснований досрочного
расторжения договора аренды. В соответствии с пунктом 2 статьи 69
АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу
судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не
доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого
дела, в котором участвуют те же лица.
Судом отклоняется довод истца о том, что ответчик не имел
полномочий на взыскание арендной платы за пользование участком
лесного фонда. В соответствии со статьей 19 Закона РФ "Об основах
налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1
(с изм. и доп.) платежи за пользование природными ресурсами
отнесены к федеральным налогам. В соответствии с Федеральным
законом "О федеральном бюджете на 2002 год" 30.12.2001 N 194-ФЗ (с
изм. и доп.) арендная плата за пользование лесным фондом относится
к региональным налогам и сборам. Таким образом, арендная плата за
пользование лесным фондом является налоговым платежом.
Довод истца о нарушении налоговым органом статей 46, 47
Налогового кодекса РФ опровергается материалами дела: требованиями
об уплате налога; инкассовыми поручениями на списание денежных
средств со счетов налогоплательщика, отозванных без исполнения.
Ссылка истца на то, что в 2002 году он лесным фондом не
пользовался и поэтому не должен производить оплату арендной платы
и земельного налога судом отклоняется, так как договор аренды
расторгнут решением арбитражного суда Хабаровского края от
20.12.2002 по делу N А73-8387/2002-46 (постановление апелляционной
инстанции от 17.02.2003 N АИ-1/81, оставившее решение без
изменения).
Ссылки на текущие акты сверки между ЗАО "Валерия" и Падалинским
лесхозом не могут быть приняты во внимание судом, так как в
соответствии с нормами Налогового кодекса РФ контроль за
соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и
сборах возложен на налоговые органы. В соответствии с Инструкцией
Госналогслужбы РФ от 19.04.1994 N 25 "О порядке и сроках внесения
платы за древесину, отпускаемую на корню" (зарегистрировано в
Минюсте РФ 13.05.1994 N 561) с изм. и доп. Госналогслужбы РФ N 1
от 08.05.1996, налоговые органы обязаны вести карточки лицевых
счетов лесопользователей и отражать платежи, уплаченные
плательщиками за истекший период при получении от учреждений
банков платежных документов.
Суд считает вывод налогового органа о неуплате (неполной
уплате) арендной платы за пользование лесным фондом и земельного
налога на другие несельскохозяйственного назначения обоснованным,
постановление от 18.11.2002 N ПВ 272 012020012 правомерным.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В иске закрытого акционерного общества "Валерия" о признании
недействительным постановления Межрайонной Инспекции МНС России N
3 по Хабаровскому краю от 18.11.2002 N ПВ 272012020012 о взыскании
налога (сбора), пени за счет имущества и (или) присужденного
штрафа за счет имущества отказать полностью.
Постановление проверено на соответствие нормам Налогового
кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской
Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края не
позднее месячного срока со дня его принятия.
Судья
З.Ф.Софрина
|