АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2003 г. по делу N А73-3733/2003-13
Арбитражный суд в составе:
судьи Бутиковой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания специалистом Беловой
Э.А.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску ПК Артель старателей
"Прибрежная" к МИМНС N 3 по Хабаровскому краю о признании
недействительным решения инспекции от 31.03.2003 N 12-15/55,
при участии:
от истца: Кузнецова О.Н., Усольцева М.В., Омельченко С.А.
от ответчика: Оленников В.В., Серякова С.П.,
установил:
Истец просит признать недействительным решение от 31.03.2003 N
12-15/55.
Истец на удовлетворении своих требований настаивает в полном
объеме, считая, что авансовые платежи не являются налогами,
поэтому нарушение сроков их внесения не является налоговым
правонарушением и пени на авансовые платежи, внесенные с
нарушением сроков, не начисляются.
Налоговый орган с доводами истца не согласен, считает
заявленные им требования необоснованными, а оспариваемое
налогоплательщиком решение - соответствующим фактическим
обстоятельствам и действующему налоговому законодательству.
Рассмотрев материалы дела, выслушав обе стороны, суд установил
следующее:
МИМНС N 3 по Хабаровскому краю проведена выездная налоговая
проверка ПК Артель старателей "Прибрежная" по вопросам соблюдения
законодательства о налогах и сборах в части правильности
исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет земельного
налога, платежей за право на пользование недрами, отчислений на
воспроизводство минерально-сырьевой базы, платы за пользование
водными объектами за период с 01.01.99 по 31.12.2001. При этом
выявлен ряд нарушений, отраженных в акте от 03.03.2003 N 10-15/96
ДСП, в связи с чем принято решение от 31.03.2003 N 12-15/55 о
привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с
предложением уплатить не полностью внесенные в бюджет платежи,
пени и налоговые санкции.
Налогоплательщик не согласен с выводами инспекции в части
начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременное
внесение авансовых платежей за право на добычу драгоценных
металлов за 1999 - 2001 г.г., за несвоевременную уплату авансовых
платежей по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой
базы.
Доводы налогоплательщика основываются на следующем:
По смыслу п. 1 ст. 75 НК РФ пени представляют собой денежную
сумму, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый
агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов
или сборов в более поздние по сравнению с установленным
законодательством о налогах и сборах сроки.
Истец не считает авансовые платежи налогами (сборами), ссылаясь
на ст. 52 НК РФ, которой установлен порядок исчисления налога:
налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую
уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и льгот.
Состав налоговой базы определен ст. 53 НК РФ: налоговая база
представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику
объекта налогообложения, исчисляемую по итогам каждого налогового
периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или)
иных документально подтвержденных данных, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением.
Далее истец ссылается на ст. 55 НК РФ, определяющую налоговый
период, согласно которой отчетным периодом для исчисления платежей
за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы считает месяц.
В то же время сроком уплаты этих платежей считает 20 число
месяца, следующего за отчетным месяцем, т.е. в сроки представления
в налоговый орган расчета.
Признавая, что Инструкциями Госналогслужбы N 44 от 31.12.96 и N
17 от 30.01.93 уплата авансовых платежей предусмотрена, истец
считает, что начисление пени за нарушение сроков внесения
авансовых платежей не предусмотрено и поэтому неправомерно.
Рассмотрев материалы дела, выслушав обе стороны, суд считает,
что исковые требования артели подлежат удовлетворению частично.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате
налогоплательщиком в случае образования у него недоимки - суммы
налога, не уплаченной в установленный законом срок.
В соответствии с положениями ст.ст. 52 - 55 НК РФ
налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого
налогового периода (отчетного периода) на основе налоговой базы,
т.е. на основе реальных финансовых результатов своей экономической
деятельности за конкретный налоговый период.
Согласно п. 1 ст. 55 налоговый период может состоять из одного
или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются
авансовые платежи.
Таким образом, пени могут быть взысканы с налогоплательщика в
том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый
платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой
базы, определяемой в соответствии со ст.ст. 53, 54 НК РФ.
При этом Кодекс не предусматривает возможности взыскания с
налогоплательщика пеней за нарушение сроков уплаты авансовых
платежей по налогам, исчисляемым расчетным путем вне привязки к
реальным финансовым результатам деятельности налогоплательщика и
уплачиваемых в течение налогового периода.
Проверив своевременность внесения в бюджет платежей за право на
добычу полезных ископаемых за 1999, 2000, 2001 г.г. в соответствии
с п. 22 Инструкции Минфина РФ от 04.02.93 N 8, Госналогслужбы РФ
от 30.01.93 N 17, Госгортехнадзора России от 04.02.93 N 01-17/41,
инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщиком допущены
нарушения сроков внесения в бюджет этих платежей. При этом
инспекция исходила из налоговой базы за предыдущий налоговый
(отчетный) период, что противоречит ст.ст. 53, 54 НК РФ.
С учетом изложенного, решение от 31.03.2003 N 12-15/55 следует
признать частично недействительным: п. 2.1.3 в части начисления
пени по платежам за право пользования недрами при добыче полезных
ископаемых в сумме 49966 руб. 50 коп., в т.ч. в бюджет Охотского
района 2912 руб. 11 коп., в бюджет Аяно-Майского района 47054 руб.
39 коп.
В части вывода налогового органа по начислению пени за
несвоевременную уплату отчислений на воспроизводство минерально-
сырьевой базы доводы истца несостоятельны и во внимание судом не
принимаются по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 44 Закона РФ "О недрах" от 21.02.92 N
2395-1 пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов
полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств,
производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Порядок исчисления и сроки уплаты этих отчислений определены
Инструкцией N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд
воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании
отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Ставки
отчислений установлены Федеральным законом от 30.12.95 N 224-ФЗ "О
ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы".
В процессе выездной налоговой проверки инспекцией выявлены
нарушения п. 17 Инструкции Госналогслужбы РФ от 31.12.96 N 44: ПК
артель старателей "Прибрежная" за проверенный период
несвоевременно вносил авансовые платежи по срокам 5, 15, 25 числа
месяца, следующего за отчетным в размере 1/3 налога, начисленного
за предыдущий месяц.
Учитывая изложенное, суд считает, что в этой части оспариваемое
решение признанию недействительным не подлежит.
В процессе судебного разбирательства установлено, что истцом
при обращении с иском в доход федерального бюджета уплачена
государственная пошлина в сумме 4085 руб. 43 коп., тогда как
следовало уплатить 1000 руб.
С учетом принятого решения на истца подлежат отнесению расходы
по госпошлине в размере 500 руб. Поэтому суд считает
целесообразным возвратить истцу госпошлину в сумме 4085 руб. 43
коп., с истца взыскать в доход федерального бюджета 500 руб.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования ПК артель старателей "Прибрежная" о
признании недействительным решения от 31.03.2003 N 12-15/55
удовлетворить частично, признать недействительным п. 2.1.3 в части
начисления пени в сумме 49966 руб. 50 коп. по авансовым платежам
за право на добычу полезных ископаемых.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ПК артель старателей "Прибрежная" в доход
федерального бюджета госпошлину 500 руб.
На возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 4085 руб.
43 коп., уплаченную платежным поручением от 25.04.2003 N 374, ПК
артель старателей "Прибрежная" выдать справку.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья
Л.В.Бутикова
|