АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 01 июля 2003 г. по делу N АИ-1/562
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего: Шальневой О.В.,
судей: Бровкина В.Г., Манника С.Д.
при ведении протокола помощником судьи Акимцовым О.Ю.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Пискунова Е.А.,
от ответчика - не явились, уведомлены надлежащим образом о
месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ИМНС РФ по
г. Комсомольску-на-Амуре на решение от 24.04.2003 по делу N А73-
2008/2003-12 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей
Будылевой М.В.,
установил:
Инспекция МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре обратилась в
Арбитражный суд с иском к центральному округу администрации г.
Комсомольска-на-Амуре о взыскании налоговых санкций по ст. 122 ч.
1 НК РФ, в сумме 477 руб., за неуплату единого социального налога.
Решением суда первой инстанции истцу в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, инспекция направила
апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой
инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
По тем основаниям, что компенсационные выплаты матерям,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, подлежат
обложению единым социальным налогом на общих основаниях. Суд,
отказав в иске, дал неправильную оценку обстоятельствам дела и
неправильно применил нормы материального права в частности ст. 238
НК РФ.
В судебном заседании истец доводы апелляционной жалобы
поддержал по тем же основаниям.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим
образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В
ходе судебного разбирательства возражал по иску. Считал, что
указанные выплаты не подлежат налогообложению на основании ст. 217
п. 1 НК РФ.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной
инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Так, из материалов дела видно, что инспекцией проведена
выездная налоговая проверка центрального округа администрации г.
Комсомольска-на-Амуре по вопросам правильности исчисления, полноты
и своевременности уплаты страховых взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.1999 по 31.12.2000
и единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.03.2002.
Результаты проверки оформлены актом N 16-10/124 ДСП от
06.09.2002, согласно которому налоговым органом установлена
неполная уплата единого социального налога за 2001 г. в сумме 2384
руб., - с сумм компенсационных выплат в пользу работников,
находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (6695 x 35,6).
На основании решения N 65 от 25.09.2002 ответчик привлечен к
ответственности по ст. 122 ч. 1 НК РФ в виде штрафа в размере 20%
от доначисленной суммы налога.
В связи с неуплатой налоговых санкций в добровольном порядке до
установленного Требованием N 64 от 25.09.2002 срока - 05.10.2002,
истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ст. 235 НК РФ (в редакции от 29.12.2000), центральный
округ администрации г. Комсомольска-на-Амуре является плательщиком
единого социального налога, как организация-работодатель,
производящая выплаты наемным работникам.
В соответствии со ст. 238 НК РФ, не подлежат налогообложению
государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с
законодательством РФ, а также все виды компенсационных выплат,
установленных законодательством РФ. Статья содержит перечень
компенсационных выплат, анализ которого позволяет сделать вывод:
гарантии выплаты компенсации установлены законодательством, но
размер компенсации определяется в каждом конкретном случае
работодателем самостоятельно, исходя из юридических фактов -
причинения увечья работнику, увольнения работника, оплатой
стоимости натурального довольствия, наличия командировочных
расходов и т.д. То есть все перечисленные компенсации относятся к
гарантиям и компенсациям, предусмотренным разделом VII Трудового
кодекса РФ.
Указом Президента РФ N 1110 от 30.05.1994 (в редакции от
08.02.2001 N 136), в целях усиления социальной защищенности
отдельных категорий граждан, установлены ежемесячные
компенсационные выплаты лицам, состоящим с предприятием
(учреждением, органом) в трудовых отношениях и находящимся в
отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
При этом Правительству РФ предложено определить источники
финансирования и порядок назначения и выплаты указанных
компенсаций.
Во исполнение данного поручения Правительство РФ Постановлением
N 1206 от 03.11.1994 утвердило Порядок назначения и выплаты
ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Пунктом 20 этого Порядка, лицам, состоящим в трудовых
отношениях на условиях найма с предприятиями, организациями,
учреждениями, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет,
предусмотрено, что ежемесячные выплаты осуществляются за счет
средств, направляемых на оплату труда. При этом учреждения,
финансируемые из бюджета, реализуют указанные права за счет
соответствующих бюджетов.
Определением Верховного Суда РФ от 06.05.2003 признан
недействующим и не подлежащим применению п. 20 Порядка в части,
предусматривающей осуществление ежемесячных компенсационных выплат
за счет средств, направляемых на оплату труда.
Судом сделан вывод, что компенсационные выплаты,
предусмотренные Указом Президента РФ N 1110 от 30.05.1994,
являются по своей сути разновидностью государственной материальной
помощи отдельным категориям граждан, в связи с чем не могут
финансироваться за счет средств юридических лиц.
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.04.2003 по
делу N А73-2008/2003-12 оставить без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию в
течение 2-х месяцев со дня вынесения через Арбитражный суд
Хабаровского края.
Председательствующий:
О.В.Шальнева
Судьи:
В.Г.Бровкин
С.Д.Манник
|