АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 07 июля 2003 г. по делу N А73-4131АП/2003-23
Арбитражный суд в составе:
судьи Т.И.Чаковой,
при ведении протокола судебного заседания специалиста Горуновой
Л.Н.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску Автономной
некоммерческой организации акушеров-гинекологов к Контрольно-
ревизионному управлению Министерства финансов в Хабаровском крае о
признании незаконными действий должностных лиц КРУ МФ в
Хабаровском крае, проводивших проверку АНО акушеров-гинекологов,
указанных в акте ревизии факты совершения АНО акушеров-гинекологов
правонарушений и вынесших решение о наложении штрафа за совершение
правонарушения, которые не имели места,
при участии:
от истца - Бояркина Н.П., Пестрикова Н.В. - бухгалтер,
от ответчика - Рахубин А.П., Дахневский В.В., Зельцман Л.В. -
главный контролер-ревизор,
установил:
Истец просит признать незаконными действия должностных лиц, КРУ
МФ РФ в Хабаровском крае, проводивших проверку АНО акушеров-
гинекологов, и указавших в акте ревизии факты совершения АНО
акушеров-гинекологов правонарушений, и вынесших решение о
наложении штрафа за совершенные правонарушения, которые не имели
место.
Из представленных в дело документов и объяснений сторон
следует, что в период с января по март 2003 г. КРУ Минфина провело
проверку финансово-хозяйственной деятельности АНО акушеров-
гинекологов. Было выявлено: свою деятельность ответчик
осуществлял, не имея лицензии на право занятия медицинской
деятельностью, не оприходованы поступившие от граждан за
проведение анализов денежные средства в сумме 132282 руб.,
произведен расчет наличными денежными средствами в сумме 151000
руб. с "Дальжасо", допущено нарушение лимита остатка денежных
средств.
Данные факты нашли отражение в акте проверки от 28.03.2003.
Заявитель не согласен с данным актом, так как правонарушения не
имели место, документов, подтверждающих неоприходование денежных
средств, не имеется, анализы методом ПЦР диагностики в период с
01.07. по 01.10.2002 не проводились.
Представители КРУ не согласны с заявлением истца, так как
проверка проведена в пределах полномочий. При проведении проверки
выявлены факты нарушения порядка работы с денежной наличностью и
порядка ведения кассовых операций - в период с 04.07.2002 по
19.01.2003 выявлены факты неоприходования поступивших денежных
средств за проведенные анализы, оплата наличными денежными
средствами свыше предельного размера, установленного между
юридическими лицами.
Выявленные нарушения были отражены в акте проверки, что
является прямой обязанностью проверяющего. Исчисление в акте суммы
штрафа не придают акту статус ненормативного акта, т.е. документа,
подлежащего исполнению, акт не обязывает совершать какие-либо
действия.
Заслушав стороны, исследовав представленные документы суд
установил.
Одной из основных задач проверки в соответствии с пунктом 6
Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-
ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденных
Приказом Минфина N 42н от 14.04.2000, является соблюдение
финансовой дисциплины и правильность составления отчетности.
Ревизия, в силу п. 7 Инструкции, в организациях любых форм
собственности, проводится по требованиям правоохранительных
органов в порядке, установленном действующим законодательством.
Таким требованием является письмо Управления по борьбе с
экономическими преступлениями.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится как
путем проверки бухгалтерских документов, так и проведением
встречных проверок (п. 13 Инструкции).
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается
руководителями ревизионной группы, руководителем и главным
бухгалтером ревизируемой организации.
Акт ревизии должен содержать описание фактов нарушений,
выявленных в ходе ревизии, обязательную информацию о том, какие
законодательные акты нарушены, кем, за какой период, когда и в чем
выразились нарушения, размер документально подтверждаемого ущерба.
Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного
органа. Руководитель, в силу п. 22 Инструкции, определяет порядок
реализации материалов ревизии.
Таким образом, контролеру-ревизору не предоставлено право
вынесения решений.
Не представлено это право и должностной инструкцией контролера-
ревизора.
Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства
финансов РФ в субъекте Российской Федерации (утвержденной
Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 N 888) контрольно-
ревизионным управлениям в целом не представлено право привлечения
ревизируемого предприятия к ответственности.
Акт от 28.03.2003 не содержит властно-обязательных
распоряжений.
Акт ревизии одновременно не может являться решением.
Кроме того, при проведении проверки выявлено, что АНО акушеров-
гинекологов осуществляет деятельность без лицензии, а также
выявлены финансовые нарушения. В период с 04.07.2002 по 01.10.2002
проводились анализы методом ПЦР-диагностики без оприходования
денежных средств по кассе в сумме 114062 руб.
Поскольку финансовые документы у ответчика отсутствовали,
проверка проведена по медицинским картам женщин, в которых имелись
направления от АНО акушеров-гинекологов, а сами анализы сделаны в
поликлинике УФСБ врачами, с которыми заключен контракт, а также по
объяснениям врачей.
Таким образом, приобретение реагентов для проведения анализов в
октябре 2002 не может являться доказательством не проведения
анализов до 01.10.2002.
Возражение истца в части неправомерности указания на расчет
наличными денежными средствами сверх установленного лимита также
не могут быть приняты. Как следует из квитанции к приходным
кассовым ордерам, руководителем АНО Пестриковой Т.Ю. произведен
возврат предоплаты по договору медицинского страхования за АНО
акушеров-гинекологов.
Пестрикова Т.Ю. является должностным лицом АНО, а не физическим
лицом.
В части превышения лимита денежных средств в кассе истцом
представлено решение банка об установлении лимита на 2003 г. в
размере 5000 руб., однако, как следует из акта проверки,
установленный лимит на 2003 г. проверяющему представлен не был.
С учетом изложенного, у суда нет оснований для признания
незаконными действий должностных лиц КРУ Минфина РФ, так как
проверка проведена на основании предоставленных законом
полномочий, акт составлен с учетом выявленных нарушений.
Исчисление сумы штрафа за выявленное нарушение с указанием
нарушенного закона не является решением, так как не носит
обязывающего характера. Кроме того, решение о привлечении к
ответственности не может быть принято неуполномоченным лицом,
контролеру-ревизору такое право не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
Автономной некоммерческой организации акушеров-гинекологов в
иске о признании незаконными действий должностных лиц КРУ Минфина
РФ в Хабаровском крае, проводивших проверку в АНО акушеров-
гинекологов, и указавших в акте ревизии факты совершения
правонарушений, и вынесших решение о наложении штрафа, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда.
Судья
Т.И.Чакова
|