МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 14 июля 2003 г. N 11-9-3027
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Руководителям муниципальных
базовых учреждений в области
информатизации образования
Министерство образования Хабаровского края направляет
рекомендации об использовании учебно-методического обеспечения
образовательной области "Информатика" в преподавании информатики в
общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2003/2004
учебном году, подготовленные главным методистом Хабаровского
краевого института переподготовки и повышения квалификации
педагогических кадров Т.С.Крахмалевой.
Просим использовать настоящие рекомендации при подготовке
соответствующей документации, регламентирующей организацию
учебного процесса по информатике.
Заместитель министра образования
А.М.Король
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ИНФОРМАТИКА" В ПРЕПОДАВАНИИ
ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ХАБАРОВСКОГО КРАЯ В 2003/2004 УЧЕБНОМ ГОДУ
В проекте концепции содержания образовательной области
"Информатика" определены следующие цели обучения информатике:
- формирование основ научного мировоззрения - формирование
представлений об информации как одном из трех основополагающих
понятий науки - вещества, энергии, информации, на основе которых
строится современная научная картина мира;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с
информацией - развитие у школьников теоретического, творческого
мышления, формирование операционного мышления, направленного на
выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться
источниками информации, умение правильно организовать
информационный процесс, оценить информационную безопасность и
т.д.;
- подготовка школьников к последующей профессиональной
деятельности с учетом переноса центра тяжести в общественном
разделении труда из сферы материального производства в область
информационных процессов и технологий, т.е. с учетом смены
доминирующего вида деятельности человека, обусловленного переходом
от индустриального к информационному этапу развития общественного
производства;
- овладение информационными и телекоммуникационными
технологиями как необходимое условие перехода к системе
непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа
индивидуализации обучения, реализации индивидуальных
"образовательных траекторий" для обучаемых, которые могут быть
осуществлены в практике обучения только на основе средств
информационных технологий.
Для реализации данных целей необходимо соответствующее
учебно-методическое обеспечение образовательной области
"Информатика".
Структура изучения информатики в школе предусматривает три
этапа: пропедевтический (1 - 6 классы), основной или базовый (7 -
9 классы), профильный (10 - 11 классы). При таком подходе изучение
информатики должно отвечать следующим условиям:
- непрерывность изучения курса информатики (если изучение
информатики начинается, например, в 5-м классе, тогда данный
предмет должен быть представлен в учебных планах всех последующих
лет обучения);
- преемственность в обучении информатике при переходе от одной
ступени обучения к другой должна соблюдаться:
а) в преемственности содержания образования различных ступеней
обучения (например, базовый курс изучения информатики в 7 - 9
классах не может быть продолжен углубленным курсом изучения
информатики в 10 - 11 классах);
б) в преемственности учебно-методических комплектов по
информатике. Так, например, учебно-методический комплект для 10 -
11 классов авторов А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов, Н.А.Юнерман
(Информатика: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразовательных
учреждений / А.Г.Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман - М.:
Просвещение, 2000 - 2002) не является продолжением
учебно-методического комплекта для 7 - 9 классов авторов
И.Г.Семакин и др. (Информатика. Базовый курс для 7 - 9 классов.
И.Г.Семакин и др. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 - 2002).
Пропедевтический курс
Пропедевтический курс образовательной области "Информатика"
состоит из двух ступеней: начальный курс (1 - 4 классы) и вводный
курс (5 - 6 классы).
Рекомендуемый учебно-методический комплект (УМК) для
преподавания информатики в начальной школе и 5 - 6 классах (1 час
в неделю):
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1, 2, 3,
4, 5, 6 кл. / А.В.Горячев и др. - М.: Баласс, 1998 - 2002.
- Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1, 2, 3,
4, 5, 6 кл. Методические рекомендации для учителя. / А.В.Горячев и
др. - М.: Баласс, 1998 - 2002.
Цели пропедевтического курса информатики (с точки зрения
непрерывного изучения курса) должны быть направлены на создание
максимально благоприятных условий подготовки школьников к началу
изучения базового курса информатики. В первую очередь, с точки
зрения авторов программы, к таким условиям относится развитие
мышления учеников, поэтому ими принят следующий набор целей
обучения пропедевтическому курсу информатики:
1. Формирование навыков решения задач с применением подходов
наиболее типичных и распространенных в информатике к их решению:
- применение формальной логики при решении задач: построение
выводов путем применения к известным утверждениям логических
операций ("если - то", "и", "или", "не" и их комбинаций -
"если ... и ..., то...");
- алгоритмический подход к решению задач - умение планировать
последовательность действий для достижения какой-либо цели, а
также решения широкого класса задач, для которых ответом является
не число или утверждение, а описание последовательности действий;
- системный подход - умение рассматривать сложные объекты и
явления в виде набора более простых составных частей, каждая из
которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом;
выявлять влияние изменений в одной составной части на поведение
всей системы;
- объектно-ориентированный подход: умение объединять отдельные
предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки
предметов этой группы и действия, выполняемые над этими
предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит
и что делает (можно с ним делать)" (самое важное - объекты, а не
действия).
2. Создание кругозора в областях знаний, тесно связанных с
информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами,
логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и
выигрывают") и некоторыми другими.
3. Формирование навыков решения логических задач и
ознакомление с общими приемами решения задач - "как решать задачу,
которую раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по
аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие
творческого воображения и др.).
Основная задача курса - развитие умений по проведению анализа
действительности для построения информационной модели и ее
изображения с помощью какого-либо системно-информационного языка.
Изучение информатики в начальной школе предполагается в
основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка
допустима, но не обязательна. Более того, учебный материал для
начальной школы позволяет вести занятия учителям начальной школы.
Такой подход оправдывает себя на практике уже в течение нескольких
лет обучения информатике в начальной школе. При этом, что очень
важно, сам факт преподавания информатики учителями начальных
классов можно рассматривать в качестве механизма переноса навыков
анализа и создания схем из информатики на другие предметы. В
результате изучение информатики в начальной школе оказывает
заметное положительное влияние на обучение учеников базовым
учебным предметам.
Особо следует подчеркнуть актуальность своевременного изучения
логически сложных тем на доступном уровне в пропедевтическом курсе
информатики. Психологи утверждают, что основные логические
структуры мышления формируются в возрасте 5 - 11 лет и что
запоздалое формирование этих структур протекает с большими
трудностями и часто остается незавершенным. Следовательно, обучать
детей в этом направлении целесообразно с начальной школы. В
материале пропедевтического курса выделяются следующие элементы:
статическая схема объекта - наборы признаков и их значения, состав
объектов, классы объектов; динамическая схема объекта - описание
поведения объекта, алгоритмы, состояния; причинно-следственная
логика объекта - логика высказываний, схемы логического вывода.
Предмет информатика реализует межпредметные связи. Примерные
темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по
информатике предложены авторами комплекта:
---------------T--------------T---------------T--------------T--------------¬
¦ Информатика ¦ Русский язык ¦ Чтение ¦ Математика ¦ Окружающий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мир ¦
+--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
¦План действий ¦Последователь-¦Последователь- ¦Последователь-¦Последователь-¦
¦и его ¦ность действий¦ность действий ¦ность действий¦ность действий¦
¦описание. ¦при: разборе ¦при разборе и ¦при решении ¦при выполнении¦
¦Последователь-¦предложений; ¦осмыслении ¦и вычислении ¦опытов. ¦
¦ность ¦разборе слов; ¦произведений. ¦выражений. ¦Последователь-¦
¦действий. ¦установление ¦Развитие ¦ ¦ность действий¦
¦Последователь-¦связи слов в ¦сюжетов в ¦ ¦в быту. ¦
¦ность ¦предложении; ¦произведениях ¦ ¦Последователь-¦
¦состояний. ¦проверке ¦(сказках, ¦ ¦ность действий¦
¦Выполнение ¦безударных ¦рассказах). ¦ ¦в школьной ¦
¦последователь-¦гласных в ¦Последователь- ¦ ¦жизни. ¦
¦ности ¦корне. ¦ность ¦ ¦Последователь-¦
¦действий. ¦ ¦постановки ¦ ¦ность ¦
¦Составление ¦ ¦вопросов к ¦ ¦происходящего ¦
¦линейных ¦ ¦тексту. ¦ ¦в природе. ¦
¦планов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦действий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Поиск ошибок в¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦последователь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦действий. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
¦Отличительные ¦Признаки: слов¦Названия ¦Характеристики¦Сравнение по ¦
¦признаки ¦(звукобуквен- ¦признаков в ¦чисел ¦признакам ¦
¦предметов. ¦ный анализ, ¦характеристиках¦(кратность, ¦предметов в ¦
¦Выделение ¦разбиение по ¦персонажей. ¦число знаков).¦природе, ¦
¦признаков ¦слогам); ¦Характеристики ¦Характеристики¦обществе, ¦
¦предметов. ¦частей речи ¦персонажей ¦фигур (форма, ¦технике. ¦
¦Узнавание ¦(род, число, и¦через значения ¦размер). ¦Классификация ¦
¦предметов по ¦т.д.); частей ¦признаков. ¦Составные ¦предметов и ¦
¦заданным ¦предложения ¦Сравнение ¦части задачи. ¦явлений в ¦
¦признакам. ¦(анализ ¦персонажей и ¦ ¦соответствии ¦
¦Сравнение ¦предложения). ¦распределение ¦ ¦со значениями ¦
¦двух или более¦ ¦их по группам ¦ ¦признаков в ¦
¦предметов по ¦ ¦в соответствии ¦ ¦природе, ¦
¦набору ¦ ¦со значениями ¦ ¦обществе, ¦
¦признаков. ¦ ¦их признаков. ¦ ¦технике. ¦
¦Распределение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предметов по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦группам в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦соответствии с¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦заданными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦признаками. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------+--------------+---------------+--------------+--------------+
¦Логика ¦Высказывания, ¦Вопросы к ¦Построение ¦Высказывания, ¦
¦высказываний. ¦относящиеся ¦тексту с ¦истинных ¦относящиеся ¦
¦Высказывания. ¦к словам, ¦ответами "да" и¦высказываний ¦к предметам ¦
¦Истинность и ¦частям речи, ¦"нет". Ложные и¦в процессе ¦в природе, ¦
¦ложность ¦членам ¦истинные ¦решения задач.¦обществе, ¦
¦высказываний. ¦предложения, ¦высказывания к ¦Логические ¦технике. ¦
¦Логические ¦предложениям. ¦прочитанным ¦рассуждения в ¦Логические ¦
¦операции и ¦Правила ¦текстам. ¦процессе ¦рассуждения о ¦
¦круги Эйлера. ¦русского языка¦Рассуждения о ¦решения задач.¦процессах в ¦
¦Логические ¦по схеме ¦прочитанном. ¦ ¦природе, ¦
¦рассуждения и ¦"если ... ¦ ¦ ¦обществе, ¦
¦выводы. ¦то...". ¦ ¦ ¦технике. ¦
¦Построение ¦ ¦ ¦ ¦Выводы из ¦
¦отрицаний для ¦ ¦ ¦ ¦наблюдений. ¦
¦простых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦высказываний. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+---------------+--------------+---------------
Обучение информатике можно реализовать несколькими вариантами.
I вариант. Бескомпьютерное обучение информатике в рамках
одного урока и интеграции с предметами.
Совместное обучение информатике с такими предметами как
математика, риторика, труд, музыка, окружающий мир при
бескомпьютерном варианте обучения, возможно, реализовать по схеме:
один урок информатики и использование практических заданий в
содержании других предметных уроков.
Обучение проводит учитель начальных классов без деления класса
на группы. Рекомендуется в расписании устанавливать урок
информатики перед или после уроков, рекомендованнымх для
интеграции авторами программы.
II вариант. Организация компьютерной поддержки предмета
"Информатика" в рамках отдельных уроков без деления на группы.
В том случае необходимо учитывать наличие компьютеров в
начальной школе (например, компьютер учителя или 3 - 7 компьютеров
в классе), электронные средства обучения и готовность учителей
начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках
информатики.
При обучении информатике с компьютерной поддержкой также
возможно использовать интегрированный подход по схеме I-го
варианта с использованием компьютерного практикума. В этом случае
практические занятия, возможно, проводить несколько раз: на уроках
информатики с одной группой учащихся, на уроке по изучению других
предметов с другими группами с привлечением компьютерных программ
из перечня средств обучения, рекомендованных для начального
обучения.
III вариант. Урок информатики с делением на группы в кабинете
информатики в рамках одного урока.
При выборе школой обучения информатике с компьютерной
поддержкой с использованием кабинета информатики рекомендуется
привлекать к проведению урока информатики учителя информатики для
совместного параллельного проведения занятий двумя учителями:
учителем начальной школы и учителем информатики.
При компьютерной поддержке обучения информатике необходимо
соблюдать требования к оборудованию кабинета информатики,
эргономические условия безопасного и эффективного использования
средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в
сфере общего среднего образования, санитарные нормы организации
труда детей за компьютером (СанПиН 2.2.2.542-96). Работу за
компьютером следует заканчивать профилактическими упражнениями для
зрения (1 мин.) и осанки (1 - 2 мин.). Максимальная длительность
работы за видеотерминалами во время учебных занятий в соответствии
с п. 9.4 СанПиН 2.2.96.542-96 составляет:
в 1 кл.- 10 минут;
в 2 - 5 кл. - 15 минут.
Компьютерную поддержку рекомендуется осуществлять электронными
средствами учебного назначения сообразно планированию курса.
Приведем пример таких средств.
Примерный тематический перечень электронных средств учебного
назначения:
- путешествие в информатику (компьютерная поддержка к курсу
А.В.Горячева "Информатика в играх и задачах");
- пакет "Роботландия" (авторы Ю.А.Первин, А.А.Дуванов и др.);
- компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с
текстом;
- клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
- компьютерные лабиринты для управления объектом;
- компьютерные мозаики;
- логические игры на компьютере;
- компьютерные энциклопедии, путешествия;
- компьютерные топологические схемы (города, района);
- компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
- компьютерные вычислительные игровые и алгоритмические Среды;
- компьютерные синтезаторы звука;
- игры-кроссворды и азбуки на компьютере на иностранных
языках;
- компьютерные Среды управления исполнителем.
Базовый курс
Рекомендуемый УМК для преподавания информатики в 7 - 9
классах:
- Информатика. Базовый курс для 7 - 9 классов. И.Г.Семакин и
др. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998 - 2002 (1 час в
неделю).
- Задачник-практикум по информатике для 7 - 11 классов (в 2
частях) / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 1999 - 2002.
- И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса
информатики в средней школе: Методическое пособие для учителя. М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2000 - 2002.
- И.Г.Семакин, Г.С.Вараксин. Структурированный конспект
базового курса: Приложение к учебнику. М.: Лаборатория Базовых
Знаний, 2001 - 2002.
В рамках преподавания основного (базового)
общеобразовательного курса информатики решаются три основные
задачи школьного образования:
- формирование научного мировоззрения учащихся;
- развитие мышления учащихся;
- подготовка школьников к труду, практической деятельности.
В концепции базового курса можно выделить две компоненты -
теоретическую и практическую.
Теоретическая компонента - это научное содержание курса,
обеспечивающее решение первой задачи общего образования -
формирование основ научного мировоззрения учащихся. Применительно
к информатике речь идет о получении учащимися знаний об основах
научного подхода к информационной области действительности.
Теоретическое содержание курса должно носить целостный,
системный характер. В качестве системообразующего понятия в
базовом курсе выступает понятие информации. Оно является
центральным во всех разделах курса. При изучении любой темы
учащиеся должны видеть, как понятия этой темы соотносятся с
понятием информации; с представлением информации; с хранением,
обработкой или передачей информации.
Учебник по базовому курсу отражает основные содержательные
линии "Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего
образования по информатике". Наряду с этим в него включены темы,
перспективные для развития предмета в направлении его
фундаментализации: начальные представления о кибернетике, введение
в искусственный интеллект, элементы системологии.
Практическая компонента базового курса ориентирована на
освоение учащимися основных методов работы на компьютере с
прикладными программными средствами общего назначения. В учебнике
нет описания конкретных программных продуктов, его содержание
инвариантно относительно моделей используемых ЭВМ и версий
программ. В учебнике описываются общие свойства программ
определенного типа: назначение, режимы работы, данные, система
команд (выполняемые операции). Привязку к конкретным программам,
используемым на уроках, осуществляет учитель. Дидактический
материал для организации практической работы (задачи, упражнения,
компьютерный практикум) вынесен в отдельное пособие -
задачник-практикум. За счет большого разнообразия этого материала
практическое содержание уроков информатики может иметь разный
уровень как по объему, так и по сложности.
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика. 7 -
9 классы. - М.: Дрофа, 1998 - 2000 (2 часа в неделю).
Основной задачей курса является знакомство учащихся с
основными понятиями информатики и формирование навыков обработки
информации посредством современных компьютерных технологий.
Программа трактует базовый курс информатики как дисциплину,
направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы,
с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками
использования информационных технологий в различных сферах
человеческой деятельности.
На изучение курса отводится по 68 ч. в каждом классе (2 ч. в
неделю), при этом половина учебного времени используется для
лабораторных работ в компьютерном классе.
Курс состоит из четырех основных разделов:
- знакомство с информационными технологиями;
- основы алгоритмизации и организация данных;
- понятие информации и основы компьютерного моделирования;
- принципы работы вычислительной техники.
Программа предусматривает наличие в школе средств
вычислительной техники - не менее 12 рабочих мест. В части
обучения основам информационных технологий программа ориентирована
на использование вычислительной техники класса не ниже чем
IBM-286-совместимые компьютеры с цветным монитором, один из
которых оснащен модемом.
- Информатика. 7 - 9 класс. Базовый курс. Теория. / Под ред.
Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2001.
- Информатика. 7 - 9 класс. Базовый курс. Практикум по
информационной технологии. / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.:
Питер, 2001.
- Информатика. 7 - 9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник
по моделированию / Под ред. Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2001.
Учебник является теоретической частью учебно-методического
комплекса по базовому курсу информатики, куда еще входит практикум
по информационной технологии, задачник по моделированию и
программа курса. В учебнике отражены теоретические вопросы
информатики, рекомендуемые в обязательном минимуме содержания
Министерства образования РФ ("Обязательный минимум содержания
образования по информатике", Приказ МО РФ от 30.06.1999 N 56).
Дополнительно введен раздел "Информационная картина мира", который
отражает системно-информационную концепцию информатики. В этом
разделе формируется представление об объекте, системе и их
моделях, даются основы классификации и приводится классификация
моделей, рассматриваются основные этапы моделирования. В основу
учебника заложен модульный принцип представления материала.
Учебник может быть использован как для работы в классе, так и для
самостоятельной работы.
Учебник состоит из пяти разделов:
- информация и информационные процессы;
- информационная картина мира;
- программное обеспечение информационных технологий;
- техническое обеспечение информационных технологий;
- история и перспективы развития компьютерной техники.
Профильный курс
Рекомендуемый УМК для преподавания информатики в 10 - 11
классах:
Информатика: Учеб. пособие для 10 - 11 кл. общеобразовательных
учреждений / А.Г.Гейн, А.И.Сенокосов, Н.А.Юнерман - М.:
Просвещение, 2000 - 2002.
Информатика: Кн. для учителя: Метод. рекомендации к учеб. 10 -
11 кл. / А.Г.Гейн, Н.А.Юнерман - М.: Просвещение, 2001 - 2002.
Этот учебник может быть использован для реализации
общеобразовательного курса информатики (базового) в тех классах,
где не проводилось изучение информатики в основной школе.
Основная цель - обеспечение прочного и сознательного овладения
учащимися основами знаний о процессах получения, хранения,
передачи и преобразования информации. Достижение этой цели
сопровождается раскрытием перед учащимися значения информационных
процессов в формировании научной картины мира и роли
информационных технологий в развитии современного общества. В ходе
обучения учащиеся должны научиться сознательно и рационально
использовать возможности, предоставляемые компьютерной техникой,
для решения разнообразных задач. Тем самым содержание базового
курса отражает три важнейших аспекта общеобразовательной
значимости курса информатики:
- мировоззренческий аспект, связанный с формированием
представлений о системно-информационном подходе к анализу
окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях
самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных
процессов;
- "пользовательский" аспект, связанный с подготовкой
школьников к практической деятельности в условиях широкого
использования информационных компьютерных технологий;
- алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с
развитием мышления учащихся.
В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в
следующих четырех основных дидактических линиях:
- информация и ее представление средствами языка;
- моделирование как основа решения задач с помощью компьютера;
- алгоритмы как средство управления и организации
деятельности;
- основы вычислительной техники.
Эти линии носят сквозной характер, т.е. изучение учебного
материала, содержащегося в каждой из них, начинается с первых
уроков 10-го класса и продолжается до заключительных уроков 11-го
класса. Программа трактует базовый курс информатики как
дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование
теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися
конкретными навыками использования компьютерных технологий в
различных сферах человеческой деятельности.
К теоретической базе относят знание общих принципов решения
задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить
задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов
алгоритмизации, а также общее представление об информации и
информационных системах, о принципах строения компьютера.
Навыки использования информационных технологий предполагают
умения работать с готовыми программными средствами:
информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и
графическими редакторами, электронными таблицами и другими
пакетами прикладных программ.
В соответствии с этим занятия по информатике делятся на
теоретическую и практическую части. На теоретической части
осваиваются основные понятия, разрабатываются информационные
модели и алгоритмы для решения задач. В ходе практических работ
(лабораторных работ в компьютерном классе) учащиеся пишут
программы и проводят компьютерные эксперименты.
Вышеуказанное учебное пособие не рекомендуется использовать
для классов, изучавших информатику на более ранних ступенях
обучения. При выборе профильного курса в 10 - 11 классах
необходимо руководствоваться принципом преемственности в обучении
информатике и основываться на учебно-методических комплектах,
использованных на более ранних ступенях обучения для каждого
конкретного класса.
- И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Информатика. 10 класс. - М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2001 - 2002.
- И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. Информатика. 11 класс. - М.:
Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Задачник-практикум по информатике для 7 - 11 классов (в 2
частях) / Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. М.: Лаборатория
Базовых Знаний, 1999 - 2002.
Данный комплект является продолжением базового курса
информатики тех же авторов. Курс ориентирован на гуманитарный,
естественный и социально-экономический профили специализации. Этот
курс может быть использован и в общеобразовательных классах, не
имеющих определенной профессиональной ориентации. Курс рассчитан
на учебный план общим объемом 68 часов.
Курс состоит из двух разделов: теоретического раздела и
компьютерного лабораторного практикума. Работа учащихся по этим
двум разделам происходит параллельно.
Теоретическое содержание курса отражает тенденцию развития
школьной информатики в направлении фундаментализации, углубления
общеобразовательного научного содержания. Курс продолжает начатое
базовым курсом информатики ознакомление учащихся с основными
содержательными линиями предмета. Это, прежде всего, линии:
- информация и информационные процессы (информационная
культура человека, информационное общество, информационные основы
процессов управления);
- моделирование и формализация (Моделирование как метод
познания. Материальные и информационные модели. Информационное
моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные,
иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных
моделей из различных предметных областей);
- информационные технологии (технологии работы с текстовой и
графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки
данных; технологии обработки числовой информации с помощью
электронных таблиц; мультимедийные технологии);
- компьютерные коммуникации (информационные ресурсы глобальных
сетей, организация и информационные услуги Интернет).
Курс ориентирован на все основные педагогические цели, которые
ставятся перед школьным курсом информатики в нормативных
документах Минобразования РФ (в т.ч. и в проекте концепции
информатики для 12-летней школы):
- способствует формированию научного мировоззрения,
основанного на понимании единства основных информационных законов
в природе и обществе;
- развивает представления учащихся об информационных объектах
и их преобразовании с помощью средств информационных технологий,
технических и программных средствах, реализующих эти технологии;
- способствует формированию совокупности общеобразовательных и
профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм
поведения людей в информационной среде XXI века.
Для реализации образовательной области "Информатика" могут
быть использованы и другие УМК, вошедшие в федеральный Перечень
учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2003/2004
учебный год.
Напомним, что обучение информатике в общеобразовательных
учреждениях Хабаровского края должно осуществляться в соответствии
со следующими нормативными и инструктивно-методическими
документами:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от
30.06.99 N 56 "Об утверждении обязательного минимума содержания
среднего (полного) общего образования по информатике";
рекомендованные Министерством образования Российской Федерации
учебные программы по информатике;
приказ комитета общего образования администрации Хабаровского
края от 11 апреля 2001 года N 143 "Об утверждении новой редакции
краевого стандарта образовательной дисциплины "Информатика";
письмо комитета общего образования администрации Хабаровского
края от 03 июля 2001 года N 11-9-1698 "О рекомендациях по
преподаванию информатики в общеобразовательных учреждениях
Хабаровского края в 2001/2002 учебном году";
письмо комитета общего образования администрации Хабаровского
края от 26 июня 2000 года N 11-9-1555 "О преподавании информатики
в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2000/2001
учебном году";
Крахмалева Т.С. Новые подходы к организации учебного процесса
образовательной дисциплины "Информатика" // Основные пути
реализации Концепции модернизации российского образования в
Хабаровском крае: Метод. рекомендации к началу 2002 - 2003
учебного года - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002. - С. 89 - 101.
При составлении предметной (учебной) программы необходимо
учитывать следующие условия:
- материальное обеспечение курса "Информатика" (наличие
современной вычислительной техники, ее соответствие современным
требованиям, программное обеспечение, наличие выхода в локальные и
глобальные вычислительные сети);
- тенденции развития дисциплины "Информатика": развитие
информационных технологий, изменение технологий программирования,
изменение объема теоретических основ информатики, предлагаемых для
изучения школьникам;
- возраст учеников, изучающих информатику (при изучении
информатики в более ранних классах).
Главный методист центра
компьютерных технологий
в образовании ХК ИППК ПК
Т.С.Крахмалева
|