ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июля 2003 г. по делу N 58-Г03-15
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в
составе:
председательствующего В.П.Кнышева
судей В.И.Нечаева и А.В.Харланова
рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2003 г. кассационную
жалобу Законодательной Думы Хабаровского края на решение
Хабаровского краевого суда от 13 мая 2003 г., которым признаны
недействующими со дня принятия статьи 7, 8, 20, 52, 57, 109, 112,
113, 117, 120, 182, 183, 188 Бюджетного кодекса Хабаровского края,
в редакции законов Хабаровского края от 25 сентября 2000 г. N 250,
от 30 октября 2001 г. N 340, от 29 января 2003 г. N 92.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации
Нечаева В.И., заключение прокурора управления Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей
оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела,
коллегия
установила:
Бюджетным кодексом Хабаровского края от 28 июля 1999 г. N 152,
в редакции законов Хабаровского края от 25 сентября 2000 г. N 250,
от 30 октября 2001 г. N 340 и от 29 января 2003 г. N 92
установлены: компетенция органов государственной власти края и
органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных
правоотношений (ст.ст. 7, 8); права Законодательной Думы и органов
местного самоуправления в области детализации объектов бюджетной
классификации Российской Федерации (ст. 20); полномочия
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления по
формированию доходов бюджетов (ст.ст. 52, 57), права органов
государственной власти края при предоставлении финансовой помощи
местным бюджетам (ст. 109); бюджетные полномочия Законодательной
Думы, представительных органов местного самоуправления.
Правительства края и исполнительных органов местного
самоуправления (ст.ст. 112, 113); ответственность главного
распорядителя и распорядителя бюджетных средств (ст. 117); права и
обязанности получателей бюджетных средств (ст. 120); права
бюджетного учреждения при неполном финансировании и задержке
финансирования (ст. 182); права получателей бюджетных средств при
исполнении бюджета (ст. 183); полномочия Правительства края и
исполнительных органов местного самоуправления в области
применения мер принуждения (ст. 188).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству указанных
статей Бюджетного кодекса Хабаровского края, ссылаясь на то, что
данные нормы Закона края приняты Законодательной Думой
Хабаровского края с превышением полномочий, в связи с чем являются
незаконными и нарушают принцип разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъекта Российской
Федерации.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В
кассационной жалобе Законодательная Дума Хабаровского края просит
отменить решение суда и отказать прокурору в заявлении, считая,
что представительный орган Хабаровского края вправе был принять
оспоренные правовые нормы. Обсудив доводы кассационной жалобы,
коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации настоящий Кодекс устанавливает правовой статус
участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий
привлечения к ответственности за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации.
Так, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены:
компетенция органов государственной власти субъектов Российской
Федерации (ст. 8) и органов местного самоуправления в области
регулирования бюджетных отношений (ст. 9); права законодательных
(представительных) органов субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в области детализации объектов
бюджетной классификации Российской Федерации (ст. 27); полномочия
законодательных (представительных) и исполнительных органов
Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации (ст. 59) и полномочия органов местного
самоуправления по формированию доходов местных бюджетов (ст. 64);
права органов государственной власти субъектов Российской
Федерации при предоставлении финансовой помощи местным бюджетам
(ст. 140); бюджетные полномочия законодательных (представительных)
органов (ст. 153) и органов исполнительной власти (ст. 154);
ответственность главного распорядителя и распорядителя бюджетных
средств (ст. 160); права и обязанности получателей бюджетных
средств (ст. 163); права бюджетного учреждения при неполном
финансировании и задержке финансирования (ст. 237); права
получателей бюджетных средств при исполнении бюджета (ст. 238);
полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской
Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения
(ст. 284-1).
Как видно из содержания данных правовых норм и оспариваемых
прокурором правовых норм, последние приняты Законодательной Думой
Хабаровского края по вопросам, правовое регулирование которых
осуществляется федеральным законодательством.
Согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, в последующих редакциях,
законодательный орган государственной власти субъекта Российской
Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам
совместного ведения в пределах полномочий субъектов Российской
Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в
силу п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принимают
нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения,
в пределах своей компетенции.
По смыслу приведенных подп. "б" п. 1 ст. 5 названного
Федерального закона и п. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса Российской
Федерации субъект Российской Федерации не вправе принимать
правовые нормы по вопросам, законодательное регулирование которых
осуществляется Российской Федерацией.
Довод представителя Законодательной Думы Хабаровского края о
том, что содержание оспариваемых статей Бюджетного кодекса
Хабаровского края повторяет содержание названных выше статей
Бюджетного кодекса Российской Федерации, судом обоснованно
отвергнут. Дублирование положений федеральных правовых норм в
правовых нормах субъекта Российской Федерации по вопросам,
правовое регулирование которых осуществляется Российской
Федерацией, не исключает нарушение пределов компетенции,
установленной для субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия
определила:
Оставить решение Хабаровского краевого суда от 13 мая 2003 г.
без изменения, кассационную жалобу Законодательной Думы
Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
В.П.Кнышев
Судьи:
В.И.Нечаев
А.В.Харланов
|