МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 21 июля 2003 г. N 2-4-3089
Руководителям
муниципальных органов
управления образованием
Министерство образования Хабаровского края направляет для
информации и использования в работе общеобразовательных
учреждений, в которых имеется опыт углубленного, профильного
изучения предметов, рекомендации Государственного университета -
Высшей школы экономики "Цели, содержание и организация
предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы".
Просим создать в 2003/2004 учебном году базовые школы по
предпрофильному обучению в целях перехода в 2004 - 2006 г.г. к
реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени
общего образования, утвержденной Приказом Минобразования России от
18.07.2002 N 2783.
Доводим до Вашего сведения, что министерство образования края
присвоило статус "Краевая экспериментальная площадка - 2003 г."
пяти общеобразовательным учреждениям г. Хабаровска по проблемам
предпрофильной школы (гимназия N 1), введению
социально-экономического, естественно-математического профилей на
старшей ступени обучения (экономическая гимназия, математический
лицей), организации профильного обучения в старшей школе (гимназия
N 6), проектной деятельности старшеклассников в условиях
профильного обучения (сош N 80).
Кроме того, министерство образования края совместно с ХК ИППК
ПК направило в январе 2003 г. в адрес муниципальных органов
управления образованием Перечень программ, учебников,
рекомендованных Минобразования России для углубленного,
профильного обучения в общеобразовательных учреждениях.
И.о. министра образования
И.А.Иванцева
РЕКОМЕНДАЦИИ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ, РУКОВОДИТЕЛЯМ
РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЕМ
"ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ"
Для использования в
эксперименте по предпрофильной
подготовке (2003 - 2004 уч. г.)
Рекомендации разработаны в рамках реализации проекта
Минобразования России "Отработка основных направлений реализации
Концепции профильного обучения на старшей ступени общего
образования (включая организацию предпрофильной подготовки
учащихся 9-х классов)" и предназначены для экспериментальной
апробации в 2003 - 2004 уч. г. в экспериментальных регионах
проекта.
Направление Федеральной программы развития образования -
"Федеральные экспериментальные площадки для апробации новой
структуры и содержания общего образования".
Управление заказчика (от Минобразования России) - Департамент
общего образования.
Авторский коллектив:
А.А.Пинский (руководитель пректа, редактор текста)
С.С.Кравцов (координатор проекта)
А.М.Водянский
А.Г.Каспржак
А.Г.Капустняк
И.И.Колисниченко
М.А.Пинская
Е.Л.Рачевский
Н.Ф.Родичев
С.Н.Чистякова
При составлении Рекомендаций использовались материалы,
разработанные и предоставленные А.В.Ивановым, Л.Ф.Ивановой,
А.А.Кузнецовым, С.А.Ловягиным, М.В.Рыжаковым.
Авторский коллектив благодарит Первого заместителя Министра
образования РФ В.А.Болотова, предложившего ряд важных идей по
структуре и содержанию текста.
Организационная поддержка проекта - Е.Ивлева, М.Савельева
(Центр социально-экономического развития школы Института развития
образования ГУ-ВШЭ).
Проект реализуется на базе Государственного университета -
Высшая школа экономики.
1. Общие положения
1.1. Этапы перехода на профильное обучение
Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение
определена Правительством России в "Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 г." <1>, где ставится
задача создания "системы специализированной подготовки
(профильного обучения) в старших классах общеобразовательной
школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию
обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей
ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования".
--------------------------------
<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.12.2001, N 1756-р.
Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В
соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени
общего образования" <2> и Распоряжением Минобразования России "Об
утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей
ступени общего образования" <3>, переход на профильное обучение
должен начаться с 2005/2006 учебного года, чему будет
предшествовать с 2004/2005 учебного года - введение в школах
предпрофильной подготовки в 9-х классах. Соответственно, в
2003/2004 учебном году пройдет эксперимент, в котором должны быть
отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.
--------------------------------
<2> Концепция утверждена Приказом Минобразования России N 2783
от 18.07.2002.
<3> Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002,
N 970-13.
Для удобства восприятия представим сказанное в табличной
форме.
------T-------------------T-------------------T------------------¬
¦Время¦ 2003 г. ¦С сентября 2004 г. ¦С сентября 2005 г.¦
+-----+-------------------+-------------------+------------------+
¦Этапы¦Эксперимент (9-е ¦Завершающий год ¦Начало перехода на¦
¦ ¦классы) по ¦эксперимента по ¦профильное ¦
¦ ¦предпрофильной ¦профильной ¦обучение ¦
¦ ¦подготовке (с ¦подготовке (с ¦ ¦
¦ ¦сентября). ¦сентября). ¦ ¦
¦ ¦Разработка ¦Завершение ¦ ¦
¦ ¦программно- ¦подготовки ¦ ¦
¦ ¦методического ¦методического ¦ ¦
¦ ¦обеспечения для ¦обеспечения ¦ ¦
¦ ¦старшей школы ¦(10 - 11-е кл.) ¦ ¦
L-----+-------------------+-------------------+-------------------
Отметим, что органам управления образованием субъектов
Российской Федерации будет предложено разработать и принять
собственные региональные программы введения профильного обучения,
учитывающие специфику региона - на основе примерной ("модельной")
программы, предложенной федеральным министерством в 1-м полугодии
2003 г. В этих региональных программах уже должны будут получить
отражение конкретные количественные показатели самого процесса
перехода (какие доли профильных и непрофильных "универсальных"
школ и классов будет функционировать в регионе в ближайшей и
среднесрочной перспективе, какова будет структура мероприятий по
повышению квалификации учителей региона, как будут
реструктурироваться муниципальные образовательные сети и т.д.).
Решение о введении в той или иной школе профильного обучения
(создание тех или иных профильных классов, равно как и решение о
превращении всей школы старшей ступени в профильную,
однопрофильную или многопрофильную) - должен будет принимать
учредитель, по представлению от администрации и органа
самоуправления конкретной школы.
Для более полного уяснения задач предпрофильной подготовки
целесообразно кратко изложить основные особенности профильного
обучения.
1.2. Старшая школа: три типа учебных курсов - три составляющих
БУПа
Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения
предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций
учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками <4>. Эта система
включает в себя курсы трех типов:
- базовые общеобразовательные;
- профильные общеобразовательные;
- элективные.
--------------------------------
<4> См.: Основы формирования содержания образования и БУП для
профильной школы. - Вестник образования: Профильное
обучение/Тематический выпуск, декабрь 2002. (Материал написан
А.А.Кузнецовым).
Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для
всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий
набор обязательных общеобразовательных курсов (образовательных
областей):
- математика,
- русский язык и литература,
- иностранный язык,
- история,
- физическая культура,
- интегрированные курсы обществознания (для
"необществоведческих" профилей, напр. для
естественно-математического),
- интегрированный курс естествознания (для
"неестественнонаучных" профилей, напр. для гуманитарного).
Профильные общеобразовательные курсы - курсы повышенного
уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы),
определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Например, физика, химия, биология - профильные курсы в
естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные
языки - в филологическом профиле; право, экономика и др. - в
социально-экономическом профиле и т.д.
Имеются две важные характеристики профильных курсов.
Во-первых, в их состав входят только курсы, углубляющие содержание
базовых общеобразовательных предметов. Во-вторых, на профильном
уровне базовые предметы (образовательные области) могут быть
представлены совокупностью отдельных профильных курсов. Например,
образовательная область "Естествознание" на профильном уровне
может быть представлена совокупностью естественнонаучных курсов -
физики, химии, биологии, физической географии. Обществознание -
курсами экономики, права, социологии, культурологии и т.д.
Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно
определяться стандартом, а их недельный объем - федеральным
базисным учебным планом.
Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся,
входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы выполняют три основных функции:
а) Одни из них могут выступать в роли "надстройки", дополнения
содержания профильного курса. В этом случае такой дополненный
профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа
(класс), в котором он изучается, превращается в традиционную
спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов.
б) Другой тип элективных курсов может развивать содержание
одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе
(классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои
познавательные потребности и получить дополнительную подготовку,
например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.
в) Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение
познавательных интересов отдельных школьников в областях
деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им
профиля. Например, вполне естественной выглядит ситуация, когда
школьник, обучающийся в классах гуманитарного профиля, проявит
интерес к курсу "Информационный бизнес" или "Экология", а школьник
из класса технологического направления захочет расширить свои
знания в области искусства или изучить элективный курс "Зарубежная
литература XX века".
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля,
должно превышать количество таких курсов, которые обязан выбрать
учащийся.
Наконец, отметим, что в "Концепции профильного обучения" было
заложено примерное соотношение объемов базовых, профильных и
элективных курсов: 50% - 30% - 20%.
1.3. Что такое "профиль"?
На основе вышесказанного можно дать ясное представление о том,
что представляет собой понятие профиля.
Профиль есть та или иная комбинация (сочетание) базовых,
профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным
требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки:
минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в
неделю) и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в
неделю).
Легко оценить, что имея 6 - 7 учебных "стандартизируемых"
предметов базового уровня, - причем некоторые из них могут
распадаться на учебные предметы профильного уровня (напр., базовое
естествознание делится для соответствующего профиля на физику,
химию и др.), - уже только за счет этих варьируемых составляющих
можно составить теоретически несколько сот профилей. Это число еще
значительно возрастет с учетом того, что имеется и
"нестандартизируемое" пространство около 6 недельных часов,
отведенное на элективные курсы. При этом, в принятой логике, любая
подобная комбинация оказывается де-юре правомерной.
Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и
профильных курсов в пределах нормативов учебного времени,
установленного СанПиНами и БУПом, каждая школа, каждый класс, а в
принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный
план. В таком учебном плане - образовательной траектории - вполне
могут, теоретически говоря, соседствовать базовая математика,
профильная история, профильная физика и элективные курсы по числам
Фибоначчи и экономике сельскохозяйственного растениеводства в
условиях Крайнего Севера.
Однако, очевидно, что в подготовке программно-методического
обеспечения для профильного обучения правильным и возможным будет
сосредоточиться на нескольких немногочисленных примерных профилях,
которые, окажутся наиболее "естественными" и распространенными.
Вряд ли широко актуальной окажется, например, сочетание профильной
литературы и профильной химии, хотя бы по тому понятному
обстоятельству, что абсолютное большинство учеников-гуманитариев с
большими затруднениями осваивает даже нынешний непрофильный курс
химии. В примере из предыдущего абзаца натяжкой выглядит
совмещение базовой математики и профильной физики, ибо последняя
объективно требует для себя расширенных знаний из математики.
Именно для подобных примерных профилей и должна, в основном,
вестись большая работа по их программно-методическому обеспечению,
по подготовке и переподготовке учителей, по разработке новых
учебников и т.п.
Таким образом, ряд реальных обстоятельств - от "природы
ребенка" до объективных связей между учебными предметами и
организационных факторов организации школьных учреждений и
школьных сетей - говорит о том, что профильное обучение не есть
синоним просто стихийного количественного роста вариативности
обучения и степени его дифференциации в старших классах <5>. В
действительности, профильное обучение будет по преимуществу
развертываться в определенных структурных формах - в отношении
конфигурации содержания образования такой ведущей структурой,
"матрицей" становится собственно профиль, а в отношении
институциональной организации обучения - профильная школа или
профильный класс <6>.
--------------------------------
<5> Подобная позиция нередко озвучивалась при обсуждениях
различных версий проекта "Концепции профильного обучения".
<6> Или группа, - что может стать особенно актуальным для
малокомплектных (однокомплектных) школ, в том числе в сельской
местности. Но вряд ли большое распространение сможет в ближайшие
годы получить "американская" модель, когда обучение в high-school
строится по схеме изучения всего 2 - 3 обязательных предметов,
плюс к тому получения заданной суммы "образовательных кредитов"
путем любого выбора курсов и модулей из предлагаемого
ассортимента, состоящего из полусотни таких модулей.
При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное
учреждение может стать однопрофильным (реализовывать только один
избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько
профилей обучения). Предполагается и сохранение непрофильных
(универсальных) старших школ и классов.
Вместе с тем, не следует "примерные профили", описанные в
Концепции профильного обучения, рассматривать как догму, как
жесткую норму. Легко представить, что вместо
естественно-математического профиля, предложенного в Концепции,
школа может организовывать (или школьник может самостоятельно
выбрать) физико-математический или естественнонаучный профиль с
другими вариантами наборов базовых и профильных курсов. Например,
в физико-математическом профиле может изучаться информатика в
объеме 4 часа в год и не изучаться биология и география и т.д.
Специализация профиля, получающаяся за счет содержательных
различий в использовании времени, отводимого на элективные курсы,
также может дать существенную модификацию в результирующем профиле
(например, экономический профиль может реализовываться либо в
залоге усиленной математической подготовки, либо в аспекте
прикладного менеджмента; существуют самые разные возможности
реализации технологического профиля и т.п.).
Важно пояснить, что предлагаемый подход к формированию
содержания образования по каждому профилю исходит из идеи
построения более широкого профиля, чем это принято в школах с
углубленным изучением отдельных предметов ("спецшколах").
Несколько упрощая вопрос, можно сказать, что профиль представляет
собой "промежуточную форму" дифференциации обучения - между, с
одной стороны, сегодняшним недифференцированным подходом и, с
другой стороны, глубокой специализацией, присущей для лицеев и
спецшкол (математическая школа, химический класс и т.п.). Впрочем,
подобная степень специализации ("профиль как спецшкола") тоже
вполне может реализовываться в принятых концептуальных рамках,
когда практически все содержание и время элективного компонента
отводится "предметно-жестко" на углубление двух-трех профильных
предметов и суммируется с часами последних.
Вместе с тем важно иметь в виду, что вышеназванные "примерные
профили", охарактеризованные в Концепции профильного обучения, не
составляют исчерпывающего перечня; в ряде школ, - с учетом
потребностей обучающихся, возможностей школы, особенностей местной
образовательной сети школы - вполне смогут открываться и иные
профили, в том числе и как специализации примерных "широких"
профилей (исторические, медицинские, агро-технологические,
литературные, педагогические и др.). Для подобной специализации
Концепцией профильного обучения предусмотрен и соответствующий
резерв времени, отводимый на элективные курсы.
Учебные программы по определенной части предметов,
соответствующих профилю, будут основываться на профильном уровне
государственного образовательного стандарта. Учебные программы
предметов, изучаемых на непрофильном уровне, будут основываться на
базовом уровне стандарта. Содержание элективных курсов может
описываться в форме примерных учебных программ, но фиксации в
форме государственного образовательного стандарта оно не подлежит.
Ряд школ будет создавать и реализовывать такие модели, которые
позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, но еще
более дифференцировано, то есть в рамках малой группы, а также
строить индивидуальные учебные траектории старшеклассников.
Таким образом, вся идеология и Концепция профильного обучения
предоставляет значительную степень вариативности в реализации.
Соответственно, возрастает значение и необходимость четкого
проектирования и организации предпрофильной подготовки учащихся
выпускных классов основной школы.
1.4. Значение предпрофильной подготовки
"Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит
выпускника основной ступени перед необходимостью совершения
ответственного выбора - предварительного самоопределения в
отношении профилирующего направления собственной деятельности"
("Концепция профильного обучения").
Важность подготовки к этому ответственному выбору - в
предстоящих условиях много более вариативного и
дифференцированного обучения на старшей ступени, чем то имеет
место в традиционной школе сегодня - определяет серьезное значение
предпрофильной подготовки 9-классников.
Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции
профильного обучения, становится упорядочение (и перевод на более
объективную, справедливую и прозрачную для общества основу)
вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано
планируемое изменение форм итоговой аттестации выпускников
основной ступени, переход к "внешней", проводимой муниципальными
экзаменационными комиссиями, процедуре проведения выпускных
экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней "внутришкольной" формы
итоговой аттестации.
Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное
обучение в старшей школе явится серьезной институциональной
трансформацией для системы общего образования, фактически для
каждой городской или районной образовательной сети.
Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно
быстро осознаваться школьниками и их родителями. Во многом от
правильного выбора профиля будет серьезно зависеть дальнейшая
судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к
успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на
продолжение образования после школы.
Соответственно, особую важность приобретают задачи
предпрофильной подготовки 9-классников - как комплексной их
подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-ом классе основной
школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях
продолжения образования, - причем совершенно конкретно, в
отношении территориально доступных ему образовательных
учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение.
Важно понимать, что если раньше выпускник основной школы совершал
выбор между обучением в 10-ом классе "в своей школе" и системой
профессионального образования (поступление в гимназии, лицеи,
школы с углубленным изучением ряда предметов не носило массового
характера), то теперь, по окончанию основной школы нормой
становятся и переходы из школы в школу. Готовность к
"академической мобильности" у выпускников 9-х классов должна
существенно повыситься.
Данные Рекомендации по предпрофильной подготовке 9-классников
составлены для участников эксперимента, на 2003/2004 учебный год,
в ходе которого планируется отработать само понятие предпрофильной
подготовки (интуитивно достаточно ясное, но во многом новое для
отечественной педагогической науки и практики), апробировать ее
общую структуру, содержание и различные формы реализации. Модели и
различные составляющие предпрофильной подготовки во многом должны
будут строиться и оптимизироваться непосредственно в ходе
эксперимента, в живой практике, поэтому следующим разделом данного
текста мы даем описание основного замысла и организации этого
эксперимента.
2. Цели, содержание и организация эксперимента по
предпрофильной подготовке
Цели эксперимента - разработка, апробация и сравнение
различных вариантов:
- предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (подготовка к
выбору профиля и места обучения в 10-м классе);
- новых форм итоговой аттестации за основную школу;
- постепенной реструктуризации муниципальной образовательной
сети в связи с подготовкой перехода на профильное обучение
(старшее звено общего образования).
Экспериментальный регион - субъект РФ, который входит в
эксперимент своими муниципальными экспериментальными площадками. В
эксперимент планируется включить следующие регионы:
Владимирская обл.,
Калининградская обл.,
Краснодарский край,
Московская обл.,
Новгородская обл.,
Псковская обл.,
Самарская обл.,
Смоленская обл.,
Республика Татарстан,
Челябинская обл.
В каждом из экспериментальных регионов в проект входят, как
правило, 2 муниципальные экспериментальные площадки.
Муниципальная образовательная сеть - основной тип
экспериментальной площадки (базовая "экспериментальная единица",
"экспериментальная территория").
В каждой экспериментальной площадке (муниципальной) в
эксперименте участвуют:
а) школы, уже имеющие на старшей ступени фактически профильное
обучение (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных
предметов);
б) школы, в которых в ближайшей перспективе планируется
начинать профильное обучение (открывать профильные классы,
превращать школу в однопрофильную и проч.); отметим, что для
ближайшей перспективы введения профильного обучения именно эти
школы становятся опорными, ибо главное в эксперименте будет
(начиная непосредственно с 2004 г.) собственно отработка
механизмов перехода "обычной" школы на работу в режиме профильного
обучения;
в) школы, в отношении которых пока нет реальных планов
профилирования, но которые своими контингентами выпускников 9-х
классов будут в значительной мере формировать старшие классы школ
категорий (а) и (б), а также контингенты учреждений НПО/СПО. С
учетом этого обстоятельства, численность школ и классов,
участвующих в работах по предпрофильной подготовке, может
оказаться значительно выше, чем численность школ и классов
существующего и планируемого профильного обучения (собственно
"профильных школ" и "профильных классов").
В экспериментальные муниципальные образовательные сети могут и
в ряде случаев должны войти:
- учреждения начального и среднего профессионального
образования, на которых также должна происходить информационная и
ориентационная работа среди 9-классников;
- межшкольные учебные комбинаты (МУК, УПК), на базе которых, в
частности, могут реализовываться отдельные составляющие
предпрофильной подготовки.
В проекте возможно участие, в порядке исключения, и отдельных
общеобразовательных учреждений, не входящих в избранную
совокупность избранных муниципальных экспериментальных площадок
(школы, в которых введение предпрофильной подготовки и профильного
обучения происходит в сочетании с отработкой инновационных
образовательных технологий; также отдельные школы могут выступать
в экспертном качестве).
Каждая экспериментальная площадка должна будет составить
своего рода "образовательную карту" территории (города, района),
которую надо будет довести также и до сведения учащихся и их
родителей. Проектирование развития и, далее, реализация конкретных
изменений этой "образовательной карты" (образовательной сети)
является, собственно, одной из основных задач эксперимента.
Рамки эксперимента по времени - крайне сжаты. По существу, это
одногодичный эксперимент, на 2003/2004 уч. год. Имеется в виду,
что по завершении указанного экспериментального года, уже начиная
с сентября 2004 года, предпрофильная подготовка 9-классников
должна начать осуществляться в массовых масштабах, в тысячах школ
страны.
Что должно происходить на экспериментальной площадке
- Определение совокупности ОУ, в которых будет вестись
предпрофильная подготовка 9-классников (общеобразовательные школы,
а также, межшкольные учебные комбинаты и некоторые ОУ
начального/среднего и высшего профессионального образования,
привлекаемые к проведению мероприятий по предпрофильной
подготовке).
- Предварительное проектирование сети профильного обучения (на
2004/2005 уч. год) - профильные школы, классы, группы.
- Отработка различных моделей предпрофильной подготовки
(различные варианты конструирования учебного плана 9-х классов,
организация курсов и модулей по выбору для 9-классников, апробация
их методического обеспечения, различные формы внешкольной
предпрофильной ориентации).
- Организация информационной работы для общеобразовательных
учреждений, населения. Получение и обобщение обратной связи, учет
выявленных ориентаций обучающихся (в том числе и за счет возможных
социологических опросов) в целях оптимизации проектируемой сети
профильного обучения.
- Создание муниципальных экзаменационных комиссий по
проведению итоговой аттестации выпускников 9-х классов (на
экзаменационную сессию июня 2004 г.). Проведение экзаменов за
основную школу в новой форме, на основе единых федеральных
экзаменационных заданий.
- Отработка системы интегральной накопительной оценки и
вариантов построения образовательного рейтинга выпускников
основной школы. Отработка различных вариантов формирования
учащихся контингентов старших (10 - 11) классов на 2004 - 2005
уч. г. (для профильных и непрофильных школ и классов).
- Отработка различных звеньев оптимизации взаимодействия
образовательных учреждений в рамках сетевой формы (по типу
взаимоотношений "школа - школа", "школа - техникум", "школа -
ПТУ", "школа - УПК", "школа - вуз" и др.), включая академические,
организационные, экономические аспекты взаимодействия.
- Отработка моделей реализации дистанционного образования в
процессах предпрофильной и профильной подготовки.
- Создание типологии территориальных образовательных сетей.
Важно подчеркнуть, что в ходе и в целях эксперимента должны
сформироваться экспериментальные площадки (муниципальные
образовательные сети) различных типов. Иными словами, эти площадки
не должны быть однотипными и не должны просто нарастать в своей
численности умножением на количество экспериментальных регионов.
Задачи работы муниципальной экспериментальной площадки
Муниципальная экспериментальная площадка (далее - площадка):
- утверждает перечни школ всех трех вышеназванных категорий
(существующие профильные; планируемые профильные, как
однопрофильные, так и многопрофильные; непрофильные, но
участвующие, своими 9-классниками, в эксперименте по
предпрофильной подготовке);
- определяет ответственного за эксперимент в каждой школе
(непосредственно директор школы, либо его заместитель и т.д.);
- определяет ответственного за эксперимент на муниципальной
площадке в целом;
- на основе списка действующих профильных школ и классов и
"школ-кандидатов", (реально готовящихся к переходу на профильное
обучение) составляет планируемую структуру профильного обучения в
территории (на уровне плана-прогноза 2004 г.); этот пункт крайне
важен, см. заключение;
- определяет форму организации и работы муниципальной
экзаменационной комиссии по итоговой аттестации выпускников 9-х
классов (на экзаменационную сессию 2004 г.).
На основе данных Рекомендаций площадка составляет программу и
план экспериментальной работы на год.
3. Базовая модель предпрофильной подготовки
Предпрофильная подготовка может реализовываться в различных
вариантах. Вместе с тем представляется целесообразным кратко
описать некую ее базовую, исходную модель, в которой были бы
отражены, возможные объемы и основные составляющие предпрофильной
подготовки.
Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-98 и
экспериментальные учебные планы) <7>, базовый объем предпрофильной
подготовки следует определить примерно в 100 часов. Точнее - 102
часа, если считать 3 учебных часа в среднем на 34 учебные недели в
году.
--------------------------------
<7> БУП-98 выбран как основной, поскольку он содержит меньший
объем школьного компонента по сравнению с экспериментальными
базисными учебными (так называемые БУП-1, БУП-2 и БУП-3),
утвержденными для широкомасштабного эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Использование школой одного из экспериментальных учебных планов
дает несколько большие резервы для предпрофильной подготовки.
Из имеющихся 100 часов рекомендуется большую часть времени -
ориентировочно, 2/3, т.е. 2 часа в неделю - отводить на специально
организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по
выбору. Предполагается, что содержание, форма организации этих
курсов будут ориентированы не только на расширение знаний ученика
по тому или иному предмету (образовательной области), а прежде
всего на организацию занятий, способствующих самоопределению
ученика относительно профиля обучения в старшей школе.
1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30 -
35 часов за год, предлагается отводить на информационную работу
(знакомство с местными учреждениями возможного продолжения
образования после 9-го класса, изучение особенностей их
образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых
дверей и др., - не менее половины этого времени), а также на
мероприятия профориентационного характера и на
психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и
консультирование 9-классников.
Сказанное можно обобщить в виде следующей простой схемы:
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Предпрофильная подготовка = 100 часов ¦
+------------------------------------------T---------------------+
¦Курсы по выбору ¦ 70 часов ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦Информационная работа ¦ 15 часов ¦
+------------------------------------------+---------------------+
¦Профконсультирование, профориентационная ¦ 15 часов ¦
¦работа ¦ ¦
L------------------------------------------+----------------------
4. Резервы базисного учебного плана для организации
предпрофильной подготовки
Определим возможности, в отношении объемов учебного времени
для предпрофильной подготовки, исходя из действующего на сегодня
для массовой школы БУП-98 и для вариантов 5-дневной и 6-дневной
учебной недели:
-----------------------------------------------------------------¬
¦ 9-й класс ¦
+----------------T-----------------------------------------------+
¦ Учебная неделя ¦ Школьный компонент ¦
¦ ¦ (недельных часов в год)/всего часов ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 5-дневка ¦ 2/68 ¦
+----------------+-----------------------------------------------+
¦ 6-дневка ¦ 5/170 ¦
L----------------+------------------------------------------------
Из представленной таблицы следует:
- При 5-дневной учебной неделе, когда школьный компонент
составляет всего 2 часа в неделю, возможности предпрофильной
подготовки весьма ограничены; вряд ли возможно ее нормальное
проведение даже по самому минимальному формату. Вероятно, с
переходом на профильное обучение и, соответственно, с введением
обязательной предпрофильной подготовки, следует переходить на
6-дневную учебную неделю в 9-х классах. Другая возможность -
ввести промежуточный вариант между 5-ти и 6-дневной учебной
неделей, добавив к объему, предусмотренному 5-дневкой, еще минимум
1 урок в неделю, тем самым доведя объем предпрофильной подготовки
до 3-х недельных часов. При этом часы вариативного компонента
используются только на организацию предпрофильной подготовки.
- При 6-дневной учебной неделе БУП-98 вполне достаточен для
организации предпрофильной подготовки по базовому варианту (3
недельных часа). Оставшееся время школьного компонента - еще
примерно 70 часов в год - может использоваться традиционно, как
оно использовалось в каждой школе и ранее, до введения
предпрофильной подготовки (либо это время, или его часть, могут
отводиться на проведение предпрофильной подготовки по какому-либо
расширенному варианту).
Для определения примерного количества курсов по выбору можно
принять принцип, что эти курсы будут краткосрочными (месяц,
четверть или полугодие) и двухчасовыми.
-------------T---------------------------------------------------¬
¦Часов в год ¦ Продолжительность курса ¦
¦на курсы по +---------------T----------------T------------------+
¦ выбору ¦ Месяц ¦ Четверть ¦ Полугодие ¦
¦ ¦ (~ 8 часов) ¦ (~ 16 часов) ¦ (~ 34 часа) ¦
¦ +---------------+----------------+------------------+
¦ ¦ Максимально возможное количество курсов в год ¦
+------------+---------------T----------------T------------------+
¦ 68 ¦ 8 ¦ 4 ¦ 2 ¦
L------------+---------------+----------------+-------------------
Примечание. Сравнение вариативного компонента БУП-98 и
экспериментальных базисных учебных планов.
При использовании школой экспериментальных учебных планов,
школам следует учитывать, что варианты БУП-1 и БУП-2 рассчитаны
только на 12-ти летнюю школу (продолжительность обучения в
основной школе - 6 лет). Это означает, что пока - до принятия
государственного решения о переходе на 12-летнее школьное
обучение - уместно сравнивать БУП-98 лишь с третьим вариантом
экспериментального плана БУП-3.
БУП-3, рассчитанный на пятилетнее обучение в основной школе,
предполагает такое перераспределение часов, выделенных на изучение
образовательных областей "Обществознание" и "Естествознание" между
5 - 8 классами, при котором, школьный (вариативный) компонент
учебного плана 9-го класса, составляет 8 часов в неделю.
----------T------------------------------------------------------¬
¦ ¦ Число часов вариативного компонента ¦
+---------+------------------T-----------------------------------+
¦ Вариант ¦ БУП-98 ¦ Экспериментальные ¦
¦ +--------T---------+----------T------------T-----------+
¦ ¦ 5 дн. ¦ 6 дн. ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+---------+--------+---------+----------+------------+-----------+
¦ А ¦ 2 ¦ 5 ¦ Не определено ¦ 8 ¦
+---------+--------+---------+ +-----------+
¦ В ¦ 5 ¦ 8 ¦ ¦ 10 ¦
L---------+--------+---------+-----------------------+------------
Из приведенной таблицы видно, что при использовании
экспериментального БУП-3, школа, работающая в режиме пятидневки,
может иметь даже больший временной ресурс для организации
предпрофильной подготовки, чем при работе по БУП-98, рассчитанному
на 6 дней занятий в неделю. Хотя очевидно, что быстрый массовый
переход на работу по БУП-3 невозможен, тем не менее следует иметь
его в виду как план, задающий новые перспективы, в том числе и в
отношении расширенных резервов времени для предпрофильной
подготовки.
5. Курсы по выбору в составе предпрофильной подготовки
При разработке и организации курсов по выбору в составе
предпрофильной подготовки 9-классников следует с самого начала
иметь в виду следующее:
- Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный
характер, их количество должно быть "избыточным" (то есть у
ученика должна быть возможность реального выбора). Набор курсов по
выбору (их "ассортимент") в школе желательно наметить в конце 8-го
класса, на основе соответствующего анкетирования и опросов
учащихся, собеседований с ними т.п. <8>.
--------------------------------
<8> Для эксперимента 2003 - 2004 уч. года это означает, что
соответствующее выстраивание структуры курсов по выбору в
экспериментальных школах должно произойти уже весной 2003 года.
Необходимо создать такие условия в организации учебного
процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение
индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два
раза за учебный год.
Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не
только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и
знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для
успешного освоения программы того или иного профиля.
В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому
или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более
сложных способов деятельности, содержание курсов предпрофильной
подготовки может включать оригинальный материал, выходящий за
рамки школьной программы (например - история права, журналистика,
элементы математической статистики, различного рода практикумы и
т.д.).
Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на следующие
два основных вида:
А) Предметно ориентированные (пробные)
Задачи курсов данного типа:
- Дать ученику возможность реализовать свой интерес к
выбранному предмету.
- Уточнить готовность и способность ученика осваивать
выбранный предмет на повышенном уровне.
- Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е.
по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Таким образом, подобные курсы являются прогностическими
(пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного
уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает
вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный
и успешный выбора профиля.
Содержание курсов.
Программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем
базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е.
изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких
курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют
базовую программу, не нарушая ее целостности. Удобно то, что
многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным
предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их
программы могут быть модифицированы, дополнены элементами
подготовки к экзаменам по выбору.
Школы, давно реализующие программы дифференциации и
индивидуализации обучения, могут использовать собственный
творческий опыт для разработки оригинальных программ для курсов
подобной направленности.
Продолжительность курсов:
Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными,
оптимальной продолжительностью одного курса может быть четверть
или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2 - 4
курса по разным предметам.
Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет
определяться набором предметов, наиболее часто встречающихся в
различных вариантах профилей.
Б) Межпредметные (ориентационные) курсы
Задачи курсов данного типа:
- Создать базу для ориентации учеников в мире современных
профессий. Познакомить учеников на практике со спецификой типичных
видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным
профессиям.
- Поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым,
внутрипрофильной специализации.
Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность,
аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10 -
11-х классов.
Содержание курсов.
Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных
учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными
проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду
предметов, и способами их разработки в различных профессиональных
сферах.
Перечень подобных курсов может включать, например, такие как
"Основы журналистики", "Современные направления в медицине",
"Эксперимент в естественных науках", "Социология и статистика" и
др.
Продолжительность курсов:
Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и
часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса -
одна четверть.
В) Курсы предпрофильной подготовки в учебном плане школы
Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде
различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для
организации предметно ориентированных курсов по выбору основная
школа имеет достаточный внутренний ресурс. Межпредметные курсы
могут разрабатываться и проводиться за счет привлечения ресурсов
иных образовательных учреждений единой образовательной сети,
частью которой является школа.
Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и
ориентированными на инновационные педагогические технологии.
Перспективными являются коммуникативные методы, групповые,
проектно-исследовательская деятельность, разработка индивидуальных
учебных планов и другие способы обучения, развивающие
самостоятельность и творческую инициативу учеников. Таким образом,
в школе может осуществляться целенаправленная, опережающая работа
по развитию у ученика самой способности принятия решения, освоению
им поля возможностей и ответственности.
Различные достижения учащихся по выполнению проектов,
творческих работ на курсах, составляющих школьный компонент,
могут, в перспективе, некоторым компонентом войти в состав
индивидуальной накопительной оценки ("портфолио", см. ниже).
6. Новая форма итоговой аттестации 9-классников
Важным нововведением, следующим из Концепции профильного
обучения, становится упорядочение (и перевод на более объективную,
справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов приема в
профильные школы и классы. Это потребует изменения форм итоговой
аттестации выпускников основной ступени, перехода к "внешней",
проводимой муниципальными экзаменационными комиссиями, процедуре
проведения выпускных экзаменов 9-классников, взамен сегодняшней
внутришкольной формы итоговой аттестации.
В этом отношении важно, что уже сейчас приняты "Изменения и
дополнения в Положение о государственной (итоговой) аттестации
выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений
Российской Федерации" (Приказ Минобразования России 21.01.2003,
N 135), в которых, в частности, записано, что "Местные
(муниципальные) органы управления образованием могут создавать
экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой)
аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
по предметам профильного обучения в классах III ступени общего
образования".
Особенно значимые обсуждаемые изменения в формах итоговой
аттестации 9-классников явятся в отношении поступления в школы (а
также в учреждения системы начального и среднего профессионального
образования), пользующиеся повышенным интересом у населения,
запрос на которых нередко значительно превышает реальные
возможности школы по объему приема старшеклассников. По сути, тем
самым будет введена в легальные и объективные рамки широко
распространенная ныне практика неупорядоченного конкурсного приема
в старшие профильные классы и школы <9>.
--------------------------------
<9> При этом безусловным остается требование законодательства
(Федеральный закон "Об образовании", ст. 16, п. 1) о том, что все
граждане, проживающие на данной территории (муниципальное
образование) и имеющие право на получение полного среднего
образования, должны иметь возможность реализации этого права;
ответственность за создание условий по реализации данного права
лежит на учредителе (для школ, как правило, это органы местного
самоуправления), который, должен устанавливать соответствующие
правила приема во всю сеть подведомственных себе учреждений,
реализующих программы полного среднего образования. Однако
очевидно, что гарантированная Законом возможность получения
полного среднего образования (в том числе, в универсальной
непрофильной старшей школе, либо в учреждениях начального и
среднего специального образования, реализующих программы полного
среднего общего образования) - не есть синоним безоговорочного
права на неограниченную запись всех желающих в конкретную
профильную школу.
6а. "Портфолио" и построение образовательного
рейтинга выпускника
В своем ответе на вопрос газеты ("Комсомольская правда",
14.01.2003) "Для того чтобы попасть в профильный класс, будут ли
учитываться участие в олимпиадах и занятия в кружках?" - министр
В.М.Филиппов ответил: "Обязательно. У каждого ученика будет
"портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных
достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные
самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при
определении готовности школьника к углубленному изучению ряда
предметов".
Безусловно, результаты экзаменов, проводимых на объективной,
"внешней" основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны
стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников.
Однако, не единственной. Ибо очевидно, что нельзя пренебрегать и
иными реальными образовательными достижениями ученика, полученными
им в иных, внеэкзаменационных формах. Тем более если речь идет о
выявлении объективных оснований оценки качества его выбора профиля
обучения в ближайшем будущем.
Общеизвестна ситуация, когда школьник, увлеченный каким-либо
отдельным предметом (будь то иностранный язык, физика и т.д.) и
имеющий порой по нему даже выдающиеся результаты, побеждающий на
конкурсах и олимпиадах, - в целом, то есть по многим остальным
учебным предметам, учится не "энциклопедично хорошо, то есть
неинтересные для такого ученика предметы у него "западают". В
результате, применительно к обсуждаемой нами выше модели итоговой
аттестации и "суммарного рейтинга", суммарная оценка у него может
оказаться ощутимо ниже, чем у школьника, равномерно хорошо
обучающегося по всем предметам, но еще не имеющего ярко выраженной
направленности на ту или иную область знаний и деятельности
(профиль!).
Кроме того, в настоящее время школа не может и не должна
рассматривать себя как единственный, монопольный источник,
информации, знаний, образовательного развития подростка. В
частности, имеется большая совокупность различных учреждений,
мероприятий, в том числе в системе дополнительного образования
детей, которые, с одной стороны, обладают большим и реальным
образовательным эффектом для детей. Соответственно, результаты,
достигаемые ребятами во внешкольных образовательных сетях и
системах, крайне важны для оценки их уровня и направленности их
"образованности" и, очевидно, не могут не учитываться при
определении их возможностей обучения по избранным профильным
направлениям.
Отсюда возникает вопрос о разработке индивидуальной
накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений
или, заимствуя распространенный англоязычный термин, -
"портфолио".
Это тем более оправдано, что в настоящее время, на основе
последней редакции Закона "Об образовании" победы на олимпиадах
международного и всероссийского уровней будут являться достаточным
основанием даже для зачисления в вуз без экзаменов, а выдающиеся
результаты, показанные в мероприятиях системы дополнительного
образования - для приема в вуз вне конкурса.
Подчеркнем, что в предлагаемой нами версии под "портфолио"
понимается совокупность сертифицированных индивидуальных учебных
достижений. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами,
имеющими достаточную степень объективности. К сожалению, в
настоящее время выглядит проблематичной идея включения в
"портфолио" результатов, достигнутых внутри "своей" школы, - в
силу общей проблемы крайне необъективности самой системы школьного
оценивания.
Приоритетными должны стать "профильные" достижения, то есть
результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на
10 - 11 классы профилю обучения.
Примерная схема исчисления образовательного рейтинга <10>
(по результатам итоговой аттестации за основную школу)
------------------------T--------------------T-------------------¬
¦ Позиция ¦ Компоненты ¦ Результаты (балл) ¦
+-----------------------+--------------------+-------------------+
¦Обязательные экзамены ¦Математика ¦ до 5 ¦
¦(федеральные) +--------------------+-------------------+
¦ ¦Русский язык ¦ до 5 ¦
+-----------------------+--------------------+-------------------+
¦Два экзамена по выбору ¦Экз. 1 ¦ до 5 ¦
¦(по единым +--------------------+-------------------+
¦муниципальным заданиям)¦Экз. 2 ¦ до 5 ¦
+-----------------------+--------------------+-------------------+
¦Индивидуальная ¦Олимпиады ¦ ¦
¦накопленная оценка ¦Международная ¦ ¦
¦("портфолио"): один ¦- победитель или ¦ 10 ¦
¦максимальный балл из ¦призер ¦ ¦
¦штрихованного поля +--------------------+-------------------+
¦ ¦Всероссийская ¦ ¦
¦ ¦- победитель ¦ 9 ¦
¦ ¦- призер ¦ 8 ¦
¦ +--------------------+-------------------+
¦ ¦Республ., областная,¦ ¦
¦ ¦краевая ¦ ¦
¦ ¦- победитель ¦ 8 ¦
¦ ¦- призер ¦ 7 ¦
¦ +--------------------+-------------------+
¦ ¦Городская ¦ ¦
¦ ¦- победитель ¦ 7 ¦
¦ ¦- призер ¦ 6 ¦
¦ +--------------------+-------------------+
¦ ¦Районная ¦ ¦
¦ ¦- победитель ¦ 6 ¦
¦ ¦- призер ¦ 5 ¦
¦ +--------------------+-------------------+
¦ ¦Иные сертификаты ¦ до 5 ¦
¦ ¦(мероприятий и ¦ ¦
¦ ¦конкурсов системы ¦(вес данного ¦
¦ ¦дополнительного ¦параметра ¦
¦ ¦образования, ¦оценивается ¦
¦ ¦образовательных ¦муниципальной ¦
¦ ¦тестирований по ¦экзаменационной ¦
¦ ¦предметам (TOEFL и ¦комиссией) ¦
¦ ¦т.п.) и др.) ¦ ¦
+-----------------------+--------------------+-------------------+
¦Итоговый рейтинг = Сумма результатов по 4 экзаменам + 1 макс. ¦
¦балл из портфолио ¦
¦Максимальный рейтинг = 30 баллов ¦
¦Минимальный = 12 баллов ¦
¦ ¦
¦ Примечание. В схему счета не включена составляющая среднего¦
¦балла аттестата. Вопрос о его учете пока остается открытым. ¦
L-----------------------------------------------------------------
--------------------------------
<10> Содержание данной таблицы на сегодня ни в коем случае не
следует воспринимать как нечто "решенное", "утвержденное". Мы
приводим ее здесь лишь как возможный наглядный вариант, который,
наверняка подвергнется модификациям в самом ближайшем будущем. Об
оптимальности тех или иных подходов следует будет говорить после
их отработки в эксперименте.
Обобщим содержание раздела 6 в условной упрощенной схеме:
ВСЕ ШКОЛЫ
(выпускники
9-х классов)
-------¬ ----------------¬ ------------¬
¦ ¦ ¦ Муниципальная ¦ --+----------¬¦
¦ +---->¦экзаменационная¦ -----------------¬ -+-----------¬¦¦
L------- ¦ комиссия ¦ ¦ Построение ¦ ¦ Зачисление ¦¦¦
-------¬ ¦ (4 экзамена: ¦ ¦образовательного¦ ¦в профильны妦¦
¦ ¦ ¦ русск. яз.; ¦ ¦ рейтинга ¦ ¦ классы и ¦¦¦
¦ +---->¦ математика; ¦ ¦ каждого ¦ ¦ школы, ¦+-
L------- ¦ 2 по выбору. ¦ ¦ выпускника ¦ ¦ учр-ия СПО +-
-------¬ ¦ Задания ¦ L----------------- L-------------
¦ ¦ ¦ формируются ¦
¦ +---->¦ субъектами РФ ¦
L------- L----------------
7. Информационные и организационные аспекты
предпрофильной подготовки. Профильная ориентация
7.1. Информационная работа как компонент предпрофильной
подготовки
Предпрофильная подготовка должна начинаться со спланированных
действий по информированию учащихся и их семей об образовательных
возможностях территориально доступной им муниципальной
образовательной сети. Школьники и их родители должны получить
сведения о различных учреждениях общего, профессионального и
дополнительного образования, где ребята смогут продолжить
образование после основной школы. Целесообразно проведение
школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание
информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой
требований и особенностями профильного обучения в различных
учреждениях.
Очень желательно, чтобы каждое муниципальное образование
(город, район) составило в этих целях уже к началу учебного
года <11> свою "образовательную карту", издав ее в форме буклета,
и распространило последний среди 9-классников.
--------------------------------
<11> В отношении эксперимента, обсуждаемого в данных
Рекомендациях, - к сентябрю 2003 г.
Руководителям школ, муниципальных управлений образования, в
рамках настоящего эксперимента, следует предусмотреть
осуществление ряда заранее спланированных мероприятий,
направленных на решение сформулированных задач. По существу,
информационная работа здесь должна стать "содержательным
путешествием" ребят по образовательной карте территории, для чего
необходимо спланировать соответствующий маршрут, формы, даты,
достичь конкретных договоренностей о времени и форме
ознакомительных мероприятий с руководителями образовательных
учреждений (профильных школ и лицеев - на будущий, 2004 - 2005
уч. г., - техникумов и др.). Часть времени, вероятно несколько
часов в целом, следует будет предусмотреть на внутришкольную
(урочную или лекционно-семинарскую) составляющую информационной
работы, когда необходимо будет отвечать на вопросы учащихся,
обобщать получаемую ими информацию и проч.
Из сказанного с необходимостью следует, что в муниципальном
органе управления образования должен появиться специалист,
строящий всю подобную работу в территории и отвечающий за
нее <12>, равно как и в школе должен будет появиться педагог,
отвечающий за эту работу (вероятно - кто-то из заместителей
директора, например по экспериментальной или воспитательной
работе, либо педагог дополнительного образования, либо
уполномоченный на то школьный психолог и т.д.).
--------------------------------
<12> Для планируемого эксперимента таким лицом, вероятно,
станет муниципальный координатор эксперимента.
В рамках планируемого эксперимента стоит задача уточнения
перечня проблем информационного характера, которые необходимо
решать системе образования, определения наиболее оптимальных и
легко тиражируемых моделей их решения.
7.2. Профильная ориентация как компонент предпрофильной
подготовки
При планировании предпрофильной подготовки необходимо
учитывать особый, сложный характер проблемы приобретения учащимся
основной школы первоначального опыта принятия ответственного
решения о выборе своего индивидуального маршрута в образовательном
пространстве старшей профильной школы.
Как показывает многолетний опыт, готовность к ситуациям
самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся
одиннадцатого класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор
направления продолжения образования под влиянием случайных
факторов <13>. Это определяет необходимость уделять особое
внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в
условиях модернизации образования возникает на более ранних
возрастных этапах, и с учетом этого разрабатывать и проверять
средства профильной ориентации.
--------------------------------
<13> По данным Центра социально-профессионального
самоопределения молодежи ИОСО РАО.
Профильная ориентация - это специально организованная
деятельность, направленная на оказание учащимся
психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов
продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей
школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная
ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии
школьником решения о выборе направления и места дальнейшего
обучения, она предполагает работу по повышению готовности
подростка к социальному, профессиональному и культурному
самоопределению в целом.
Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения
осуществляется поэтапно. Условно эти этапы можно обозначить:
- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) -
выявление образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование
видов образовательной деятельности, востребованных в профильной
школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9 класса) - оценка готовности
школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей
школе.
Каждый этап профильной ориентации сопровождается
соответствующими содержанием, формами и методами.
На пропедевтическом этапе осуществляется:
- презентация "образовательной карты" территории;
- предварительная диагностика образовательного запроса
школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов
предстоящего выбора, интересов и склонностей.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив
учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах
предпрофильной подготовки.
На основном этапе предусматривается:
- обучение способам принятия решений о выборе индивидуального
маршрута образовательной деятельности;
- организация процедур психолого-педагогической диагностики и
самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности
к тем или иным направлениям образовательной деятельности в
условиях профильного обучения;
- анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия
для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем)
свободы выбора профиля обучения.
На завершающем этапе:
- реализуются "пробы выбора профиля обучения", серии
эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие
личностной заинтересованности школьника в обучении на данном
профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого
профиля;
- используются "матрицы" и "схемы" альтернативного выбора,
позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, "количественно"
соотносить аргументы "за и против" совершаемого выбора профиля.
Целесообразно, чтобы в ранжировании ("взвешивании") факторов
независимо друг от друга принимали участие сам учащийся, учителя и
родители, что может обнаружить отличия приоритетных мотивов
профильной ориентации.
При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной
школы желательно учитывать не только академические достижения и
"портфолио", но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной
в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения.
Массив учащихся может быть дифференцирован, например, по
следующим признакам:
- способные либо не способные к самостоятельному
формулированию запроса к образовательному учреждению;
- связывающие либо не связывающие профильное обучение с
дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью;
- обладающие либо не обладающие необходимым уровнем
сформированности общеобразовательных способностей универсального
характера, востребованных не только в том или ином профиле
обучения, но и соответствующих им вариантах дальнейшего
жизненного, профессионального и социального становления.
В соответствии с данными признаками с каждой группой учащихся
профильная ориентация осуществляется дифференцировано и
индивидуально.
На завершающем этапе профильной ориентации целесообразно
реализовать однодневное или двухдневное "погружение" в проблему
выбора направления дальнейшего образования, заранее
предусмотренное учебным планом школы.
Исходя из базового объема предпрофильной подготовки примерно в
100 часов, объем профильной ориентации школьников в 9 классе можно
определить величиной примерно в 24 часа, при этом желательно не
менее 6 часов отвести на ее завершающий этап.
Для эффективной организации профильной ориентации должны быть
использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений
профессионального и дополнительного образования, позволяющие
раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного
пространства, востребованный в старшей профильной школе.
Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору
профиля обучения в старшей школе могут выступать:
- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем
обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного
образования;
- представленность индивидуально выраженных целей профильного
обучения;
- информационная подготовленность в отношении значимости
профильного обучения для дальнейшего продолжения образования,
жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного
материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в
профильном обучении.
Организационно-методическое сопровождение профильной
ориентации учащихся в экспериментальных школах региона должен
осуществлять специалист, компетентный не только в
общепедагогических, но и в информационных, психологических и
организационных проблемах профильного обучения в целом.
Заключение
В заключение следует особо подчеркнуть, что предпрофильная
подготовка для конкретных учеников должна выступать не столько
абстрактной формой их подготовки к выбору "профиля вообще" (или
формировать некую крайне широкую "способность выбора у ребенка"),
сколько средством подготовки, помощью к выбору профиля и
конкретного места получения полного среднего образования в
следующем учебном году.
В этой связи, уже в самом начале сентября 2003 г. по
муниципальной школьной сети, на классных (школьных) ученических и
родительских собраниях должно быть объявлено 9-классникам и их
родителям примерно следующее:
"В нашем городе (районе) начинается эксперимент, суть которого
в том, что после окончания этого учебного года вы, 9-классники,
сможете начать обучаться в профильных классах и школах нашего
муниципалитета.
Эти школы следующие:
во-первых, как и раньше, вы сможете попробовать поступить в
уже существующий наш лицей X (профиль такой-то) и в две гимназии Y
и Z (профили такие-то);
во-вторых, школа N А станет профильной экономической, школы
NN В и С станут естественно-математическими, школы NN D и Е станут
гуманитарными;
в-третьих, в школах N F и G будут открыты классы по
информационно-технологическому профилю, на базе школы Н будут
открыты такие-то специальности технологического профиля (и т.д.,
например, что еще в каких-то школах будут открыты языковые классы,
биологические, группы медицинского профиля и проч.);
в-четвертых, после 9-го класса имеется возможность поступать в
ПТУ и техникумы, которые ведут подготовку по таким-то
специальностям, в таких-то формах и т.д.
Конечно, вы можете после окончания 9-го класса не переходить
на какой-либо профиль. В городе остаются универсальные
(непрофильные) школы и классы, и в любом случае вы сможете
получить полноценное среднее образование, закончить 11-летку -
если вы еще не определились с профилем или вам не удастся
поступить на желаемый профиль <14>.
--------------------------------
<14> Координаторам эксперимента. - Соответственно, вся
структура профильного обучения муниципальной школьной сети должна
быть четко описана в соответствующем буклете (брошюре).
Кроме того, по окончании 9-го класса вы будете сдавать
экзамены по новой системе; а именно, сдавать вы их будете не в
своей школе и принимать экзамены у вас будут не учителя вашей
школы, но сдавать их будете в Муниципальной (городской, районной)
экзаменационной комиссии. Вы должны будете сдавать экзамены
следующие: два обязательных (русский язык и математика) и два по
выбору. При поступлении в профильные школы и классы - если число
желающих поступить туда ребят будет больше числа мест -
приниматься во внимание будут результаты экзаменов по тем
предметам, которые соответствуют избранному профилю. Конкретно,
для профиля Х - это экзамены А и В; для профиля Y - это экзамены С
и D и т.д.
Помимо результатов экзаменов, в расчет будут приниматься и
ваши индивидуальные образовательные достижения, ваш
"образовательный портфолио", а именно успехи на районных и
городских, областных и российских олимпиадах, различных
официальных конкурсах, сертификаты из учреждений дополнительного
образования и т.д.
В связи со всем вышесказанным, в течение наступившего учебного
года с вами будет проводиться такая-то работа" (далее следует
конкретное развернутое описание предлагаемой модели предпрофильной
подготовки).
Практическим школьным работникам и управленцам ясно, что для
оглашения родителям подобного объявления в сентябре 2003 года, уже
сейчас, весной - летом, должна быть проделана очень большая
подготовительная работа.
Прочие ближайшие вопросы введения профильного обучения
1. Новые схемы финансирования и договорных отношений между
образовательными учреждениями (в первую очередь, при введении
элементов сетевой формы организации обучения).
2. Модель региональной программы перехода на профильное
обучение.
3. Профильное обучение в сельских районах (в том числе, в
связи с реструктуризацией сельских школьных сетей).
4. Методическое обеспечение курсов по выбору (9 кл.).
5. Муниципальные модели организации предпрофильной подготовки.
6. Веб-сайт. Публикация основных разработок по профильному
обучению.
Логика работы и общих встреч на 2003 г.
----------T--------------------T-----------T----------T----------¬
¦ Февраль ¦ Начало апреля ¦ Конец мая ¦ Конец ¦ Ноябрь ¦
¦ ¦ (3 дня) ¦ (2 дня) ¦ сентября ¦ (2 дня) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (2 дня) ¦ ¦
+---------+--------------------+-----------+----------+----------+
¦Установка¦Заслушивание ¦Определение¦Обсуждение¦Подведение¦
¦ ¦проектов ¦готовности ¦начала ¦итогов ¦
¦ ¦муниципальных ¦к началу ¦запуска ¦полугодия ¦
¦ ¦программ по ¦уч. года ¦проекта на¦ ¦
¦ ¦эксперименту ¦ ¦местах ¦ ¦
¦ ¦(муниципальный и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьный уровни). ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Обсуждение подходов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦к региональным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программам ¦ ¦ ¦ ¦
+---------+--------------------+-----------+----------+----------+
¦ ¦То есть - выбор ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базовых школ в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципалитете ¦ ¦ ¦ ¦
L---------+--------------------+-----------+----------+-----------
+ Получение сертификата о повышении квалификации.
|