ГУБЕРНАТОР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2003 г. N 222
О МЕТОДИКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
В целях исполнения Перечня мероприятий по реализации Программы
реформирования системы управления региональными финансами
Хабаровского края на 2002 - 2003 годы, утвержденного
постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 апреля 2002 г.
N 254 "Об участии Хабаровского края в Проекте технического
содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне для
получения средств из Фонда реформирования региональных финансов
федерального бюджета в 2002 - 2003 годах", постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения рейтинга
относительной кредитоспособности Правительства Хабаровского края.
2. Возложить проведение ежегодного мониторинга кредитного
рейтинга органов исполнительной власти регионов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа,
по показателям финансового состояния - на министерство финансов
края, по показателям уровня экономического развития - на
министерство экономического развития и внешних связей края.
3. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) в срок до 1 мая
года, следующего за отчетным, публиковать в средствах массовой
информации данные кредитного рейтинга Хабаровского края и
субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного
федерального округа.
4. Министерству экономического развития и внешних связей края
(Левинталь А.Б.) разместить настоящее постановление, сводные
рейтинги и ранги относительной кредитоспособности Правительства
края, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа,
за 2001 - 2002 годы, рассчитанные Институтом экономических
исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук,
на сайте Правительства края в сети Internet.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на заместителя Председателя Правительства края - министра финансов
края Кацубу А.С.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Губернатор края
В.И.Ишаев
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Губернатора края
от 23 июля 2003 г. N 222
МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЙТИНГА ОТНОСИТЕЛЬНОЙ
КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Сравнительный кредитный рейтинг Хабаровского края - это
ранжированная в сравнении с другими субъектами Российской
Федерации комплексная оценка способности органов государственной
власти рассматриваемого региона по выполнению долговых
обязательств в части обслуживания и погашения займов с учетом
состояния экономической и финансовой среды в регионе.
В рейтинге кредитоспособности оценивается относительная (в
сравнении с другими регионами) способность Правительства края
выполнять свои долговые обязательства.
Методика адаптирована к специфическим особенностям
регионального развития России и основывается на использовании
объективных показателей кредитоспособности.
Объективные финансово-экономические показатели
кредитоспособности органов исполнительной власти регионов России
определяются наличием у субъекта Федерации финансовых ресурсов для
погашения текущего или будущего долга, регулярностью поступления
денежных средств на счета заемщика с учетом характера общей
финансово-экономической ситуации в регионе, влияющей на
регулярность пополнения финансовых ресурсов региона в перспективе.
Для построения формализованного рейтинга кредитоспособности
используются две группы объективных финансово-экономических
показателей:
- показатели, определяющие финансовое состояние региона
(базируются на данных годовых отчетов об исполнении бюджетов
субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 января
конкретного года);
- показатели, определяющие уровень экономического развития
региона и формирующие предпосылки формирования доходной части
бюджета (базируются на данных Госкомстата России по состоянию на
ту же дату).
Источником информации об исполнении бюджетов субъектов
Российской Федерации является Министерство финансов Российской
Федерации, которое регулярно размещает необходимые данные в сети
Internet.
Базой данных информации об уровне экономического развития
регионов являются периодические статистические сборники, регулярно
публикуемые Госкомстатом России.
Перечень показателей финансового состояния
хозяйственной системы субъектов Российской Федерации,
используемых для расчета кредитного рейтинга
В число показателей, наиболее полно характеризующих состояние
финансовой базы субъекта Российской Федерации, используемых для
расчета кредитного рейтинга, включены:
1) отношение государственного регионального долга к доходам
бюджета;
2) отношение дефицита (профицита) бюджета к доходам
регионального бюджета;
3) доля собственных доходов в общем объеме доходов
регионального бюджета;
4) объем собственных доходов бюджета, приходящийся на одного
проживающего на территории региона, скорректированный на индекс
бюджетных расходов (ИБР);
5) доля финансовой помощи, направляемой в бюджеты других
уровней, в расходах регионального бюджета;
6) доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах
регионального бюджета.
Отношение государственного регионального долга к доходам
бюджета является наиболее значимым показателем, определяющим
долговую нагрузку на региональный бюджет и кредитоспособность
субъекта Федерации.
Чем больше долг субъекта Российской Федерации, тем выше риск
неисполнения обязательств регионом. При расчете рейтинга
используется отношение государственного долга региона к доходам
бюджета за соответствующий год.
Отношение дефицита (профицита) бюджета к доходам регионального
бюджета. Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов
над доходами бюджета. Большой дефицит бюджета свидетельствует о
несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям региона
и (или) уровню долговой нагрузки.
Увеличение дефицита бюджета при расчете кредитного рейтинга
рассматривается как повышение кредитного риска. Профицит
регионального бюджета трактуется как фактор снижения кредитного
риска.
Доля собственных доходов в общем объеме доходов регионального
бюджета. К собственным доходам бюджетов субъектов Российской
Федерации относятся все доходы бюджета без учета финансовой помощи
бюджетов других уровней. Доля собственных доходов в общем объеме
доходов регионального бюджета показывает степень независимости
региона от федерального центра.
С ростом доли финансовой помощи повышаются вероятные
финансовые потери из-за риска несвоевременного поступления помощи
и повышается опасность неисполнения обязательств. Недостаток
собственных доходов показывает слабость источников формирования
доходной базы региона, что ведет к увеличению вероятности
невозврата долгов и росту кредитных рисков.
Объем собственных доходов бюджета, приходящийся на одного
проживающего на территории региона, скорректированный на индекс
бюджетных расходов. Среднедушевой объем собственных средств
регионального бюджета, скорректированный на индекс бюджетных
расходов, в абсолютном выражении характеризует объем собственной
доходной базы бюджета субъекта Федерации, приходящийся на одного
проживающего в регионе, и косвенно характеризует возможности
региона выполнять свои обязательства по долгам.
Доля финансовой помощи, направляемой в бюджеты других уровней
в расходах регионального бюджета. Данный показатель характеризует
"внутреннюю" независимость регионального бюджета. Высокая доля
финансовой помощи, направляемой в бюджеты других уровней,
свидетельствует о финансовой зависимости региона от расположенных
на территории субъекта Российской Федерации городов и других
муниципальных образований. Увеличение в расходах регионального
бюджета доли финансовой помощи, направляемой в бюджеты других
уровней, то есть усиление привязки регионального бюджета к
территориям, определяется как снижение возможности финансового
маневра региональной администрации или как повышение кредитного
риска региона.
Доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах
регионального бюджета. Увеличение объема выделяемых региональными
властями кредитов и бюджетных ссуд приводит к росту риска их
невозврата, что усиливает зависимость финансовой системы региона
от качества других заемщиков и увеличивает риск невыполнения
субъектом Федерации своих обязательств.
Перечень показателей уровня экономического
развития субъектов Российской Федерации,
используемых для расчета кредитного рейтинга
В число показателей уровня экономического развития субъекта
Российской Федерации, используемых для расчета кредитного
рейтинга, входят:
1) индекс налогового потенциала региона;
2) доля прибыльных предприятий в общем числе предприятий,
зарегистрированных на территории региона;
3) сальдо прибылей и убытков предприятий, приходящееся на
одного жителя региона;
4) среднедушевые денежные доходы населения региона.
Индекс налогового потенциала региона (ИНП) рассчитывается на
основе суммарной величины добавленной стоимости отраслей экономики
(в основных ценах) на душу населения по конкретному субъекту
Российской Федерации.
Рост индекса налогового потенциала отражает рост
среднедушевого валового регионального продукта, производимого в
регионе, и улучшает механизм формирования денежных потоков, что
положительно воздействует на кредитоспособность региона, так как
налоговые доходы - основа собственных доходов бюджета субъекта
Российской Федерации.
Доля прибыльных предприятий в общем числе предприятий,
зарегистрированных на территории региона, определяет уровень
поступления налога на прибыль в доходную часть регионального
бюджета. Отчисления от налога на прибыль формируют значительную
часть поступлений практически всех региональных бюджетов.
Ухудшение финансового положения предприятий ведет к снижению
налоговых поступлений и повышает риск неплатежеспособности
региональной администрации.
Сальдо прибылей и убытков предприятий, приходящееся на одного
жителя региона, косвенно определяет уровень поступлений налога на
прибыль в региональный бюджет. Этот показатель рассматривается
самостоятельно. В отличие от предыдущего показателя он напрямую не
зависит от общего числа предприятий, функционирующих на территории
региона, и характеризует сальдо прибылей и убытков в абсолютном
выражении.
Среднедушевые денежные доходы населения региона косвенно
определяют уровень поступлений налога на доходы физических лиц,
которые занимают значительную долю в доходах регионального
бюджета.
Снижение денежных доходов населения ведет к уменьшению
поступления соответствующего налога в региональный бюджет, что
увеличивает кредитный риск региона.
Алгоритм расчета относительного кредитного
рейтинга Правительства Хабаровского края
Существующие рейтинговые оценки, применяющиеся при определении
сравнительных преимуществ субъектов Российской Федерации по тем
или иным показателям, позволяют ранжировать регионы по их месту на
шкале выбранных показателей, но не дают количественной оценки
величины "разрыва" между рангами (местами).
Чтобы иметь возможность не только определить ранг (место),
занимаемое регионом среди других субъектов Федерации по
рассматриваемым показателям, но и рассчитать интегральный рейтинг
и ранг региона, целесообразно оперировать ранжированными по
нормированной линейке значениями показателей для рассматриваемых
регионов.
При подобном подходе по каждому из выделенных показателей
определяется место региона на нормированной линейке значений для
анализируемых субъектов Российской Федерации или рассчитывается
локальный рейтинг по частному показателю.
Локальный рейтинг определяется как величина отставания
регионального значения по локальному показателю от максимального
(минимального) значения локального показателя среди анализируемых
регионов. Данный разрыв (величина отставания) измеряется в
процентных пунктах. Это позволяет расположить регион на
нормированной линейке значений для анализируемых субъектов
Российской Федерации и рассчитать его сводный рейтинг
относительной кредитоспособности.
Значения локальных рейтингов частных показателей с весовыми
коэффициентами суммируются. Просуммированные частные показатели
ранжируются и формируют сводные рейтинги по финансовым и
экономическим показателям.
Состав показателей и весовые коэффициенты, с которыми данные
показатели учитываются при оценке характеристики экономического и
финансового состояния субъекта Федерации для расчета рейтинга
относительной кредитоспособности регионов:
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Показатели, определяющие состояние региона в части: ¦
+--------------------------------T-------------------------------+
¦ финансового состояния ¦ экономического состояния ¦
+---T--------------------T-------+---T-------------------T-------+
¦ N ¦ Показатели ¦Весовые¦ N ¦ Показатели ¦Весовые¦
¦п/п¦ ¦коэффи-¦п/п¦ ¦коэффи-¦
¦ ¦ ¦циенты ¦ ¦ ¦циенты ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 1.¦Отношение ¦ 0,20 ¦ 1.¦Индекс налогового ¦ 0,25 ¦
¦ ¦государственного ¦ ¦ ¦потенциала региона ¦ ¦
¦ ¦долга к доходам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 2.¦Доля собственных ¦ 0,20 ¦ 2.¦Доля прибыльных ¦ 0,25 ¦
¦ ¦доходов в общем ¦ ¦ ¦предприятий в общем¦ ¦
¦ ¦объеме доходов ¦ ¦ ¦числе предприятий, ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦зарегистрированных ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦на территории ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦региона ¦ ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 3.¦Отношение дефицита ¦ 0,15 ¦ 3.¦Сальдо прибылей и ¦ 0,25 ¦
¦ ¦(профицита) бюджета ¦ ¦ ¦убытков ¦ ¦
¦ ¦к доходам ¦ ¦ ¦предприятий, ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦приходящееся на ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦одного жителя ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦региона ¦ ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 4.¦Объем собственных ¦ 0,15 ¦ 4.¦Среднедушевые ¦ 0,25 ¦
¦ ¦доходов бюджета, ¦ ¦ ¦денежные доходы ¦ ¦
¦ ¦приходящийся на ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦
¦ ¦одного проживающего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региона, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦скорректированный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦на индекс бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 5.¦Доля финансовой ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦помощи, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направляемой в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджеты других ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уровней, в расходах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+--------------------+-------+---+-------------------+-------+
¦ 6.¦Доля выделяемых ¦ 0,15 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджетных ссуд в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расходах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L---+--------------------+-------+---+-------------------+--------
Формула для расчета значений локальных рейтингов по частным
показателям различается в зависимости от того, максимальное или
минимальное значение анализируемого показателя соответствует
наилучшей позиции региона в ранжируемом списке субъектов
Федерации.
Если максимальное значение ранжируемого показателя
соответствует наилучшей позиции региона в списке, то:
Тек.зн - Мин.зн
Рейтинг = ---------------- x 100
Макс.зн - Мин.зн
Если максимальное значение ранжируемого показателя
соответствует наихудшей позиции региона в списке, то:
Макс.зн - Тек.зн
Рейтинг = ----------------- x 100,
Макс.зн - Мин.зн
где:
Тек.зн - значение показателя для рассматриваемого субъекта
Российской Федерации;
Макс.зн - максимальное значение показателя из рассматриваемой
выборки субъектов Российской Федерации;
Мин.зн - минимальное значение показателя из рассматриваемой
выборки субъектов Российской Федерации.
Интегральный рейтинг относительной региональной
кредитоспособности рассчитывается как ранжированная сумма значений
сводного рейтинга по финансовым показателям и сводного рейтинга по
экономическим показателям с весовыми коэффициентами 0,65 и 0,35
соответственно.
Использование официальной статистической базы и ранжирование
по нормированной линейке значений показателей позволяет проверить
подлинность полученных результатов и отслеживать изменение
количественных оценок величины разрыва между рангами (местами)
регионов на нормированной шкале значений, выявляя наиболее важные
направления в деятельности региональных администраций по повышению
рейтинга и ранга сравнительной кредитоспособности субъекта
Российской Федерации.
|