МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 23 июля 2003 г. N 2-26-3130
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Министерство образования края направляет для использования в
работе методические рекомендации по оптимизации двигательной
активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений,
разработанные главным методистом Хабаровского краевого института
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Л.Н.Шатанковой при участии главного специалиста департамента
общего образования министерства образования края А.Ф.Дрокиной.
Настоящие методические рекомендации будут опубликованы в
выпуске N 5 информационного бюллетеня министерства образования
края.
Первый заместитель
министра образования
И.А.Иванцева
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей в ДОУ
является забота об укреплении их здоровья. Образовательный процесс
неизбежно сопровождается интеллектуальной, психологической и
физиологической нагрузкой.
С позиции гигиены детства важно, чтобы предлагаемая ребенку
учебно-воспитательная нагрузка и формы ее организации
соответствовали его возрастно-половым и морфофункциональным
особенностям.
Особую актуальность проблема нормализации образовательных
перегрузок приобретает в условиях складывающихся негативных
тенденций состояния здоровья дошкольников. Для большинства детей
характерно снижение функциональных возможностей. В этих условиях
среди общего времени в ДОУ следует отводить 50% занятиям,
требующим от детей умственного напряжения, остальные 50% -
занятиям физкультурно-оздоровительного, эстетического циклов. На
активную двигательную деятельность детей в режиме дня должно
отводиться не менее 3,5 - 4 часов в день.
Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо
проводить не менее 3-х раз в неделю независимо от реализуемых
образовательных программ.
Длительность занятия регламентируется в зависимости от
возраста детей и составляет:
- в младшей группе - не менее 15 минут;
- в средней группе - не менее 20 минут;
- в старшей группе - не менее 25 минут;
- в подготовительной - не менее 30 минут.
Одно из трех физкультурных занятий проводится круглогодично на
открытом воздухе при наличии у детей спортивной одежды,
соответствующей погодным условиям и отсутствии у них медицинских
противопоказаний.
В теплое время года при благоприятных метеорологических
условиях максимальное число занятий физическими упражнениями
следует проводить на открытом воздухе.
Во исполнение приказа министерства образования Хабаровского
края от 20.08.2002 N 515 "О совершенствовании физического
воспитания в образовательных учреждениях" рекомендуем
руководствоваться прилагаемой моделью двигательной активности
воспитанников в ДОУ края.
Модель двигательной активности воспитанников в ДОУ
---------------------T---------------------------T---------------¬
¦ Виды занятий ¦ Особенность организации ¦ Длительность ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 1. Физкультурно-оздоровительные занятия ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. Утренняя ¦Ежедневно на открытом ¦8 - 10 мин. ¦
¦гимнастика ¦воздухе или в зале ¦(3 - 5 лет) ¦
¦ ¦ ¦10 - 15 мин. ¦
¦ ¦ ¦(5 - 7) лет ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦2. Двигательная ¦Ежедневно во время перерыва¦7 - 10 мин. для¦
¦разминка ¦между занятиями ¦всех возрастов ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦3. Физкультминутка ¦Ежедневно по мере ¦3 - 5 мин. для ¦
¦ ¦необходимости в зависимости¦всех возрастов ¦
¦ ¦от вида и содержания ¦ ¦
¦ ¦занятий ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦4. Подвижные игры и ¦Ежедневно по подгруппам ¦10 - 20 мин. ¦
¦физические ¦(подобранным с учетом ¦(3 - 5 лет) ¦
¦упражнения на ¦двигательной активности ¦25 - 30 мин. ¦
¦прогулке ¦детей) ¦(5 - 7 лет) ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦5. Оздоровительный ¦Ежедневно подгруппам (5 - 7¦3 - 5 мин. ¦
¦бег ¦человек) во время утренней ¦(3 - 5 лет) ¦
¦ ¦прогулки ¦3 - 7 мин. ¦
¦ ¦ ¦(5 - 7 лет) ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦6. Индивидуальная ¦Ежедневно во время вечерней¦10 - 15 мин. ¦
¦работа по развитию ¦прогулки ¦для всех ¦
¦движений ¦ ¦возрастов ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦7. Гимнастика после ¦Ежедневно по мере ¦10 - 15 мин. ¦
¦сна в сочетании с ¦пробуждения и подъема детей¦для всех ¦
¦закаливающими ¦ ¦возрастов ¦
¦процедурами ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 2. Учебные занятия ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. По физической ¦Три раза в неделю по ¦15 - 20 мин. ¦
¦культуре ¦подгруппам (одно на ¦(3 - 5 лет) ¦
¦ ¦воздухе) ¦25 - 30 мин. ¦
¦ ¦ ¦(5 - 7) лет ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦2. По плаванию ¦Два раза в неделю во вторую¦20 - 25 мин. ¦
¦ ¦половину дня, по подгруппам¦(4 - 5 лет) ¦
¦ ¦(при отсутствии ¦30 - 35 мин. ¦
¦ ¦плавательного бассейна ¦(6 - 7 лет) ¦
¦ ¦рекомендуем проводить ¦ ¦
¦ ¦физкультурные занятия ¦ ¦
¦ ¦сюжетно-тематического ¦ ¦
¦ ¦характера из набора ¦ ¦
¦ ¦подвижных и спортивных игр)¦ ¦
¦ ¦во 2 половину дня ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 3. Для специализированных групп ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. Лечебная ¦Три раза в неделю в ¦25 - 30 мин. ¦
¦физкультура ¦чередовании с плаванием ¦(5 - 7 лет) ¦
¦ ¦(при отсутствии бассейна с ¦ ¦
¦ ¦физкультурным занятием) ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦2. Коррекционная ¦Ежедневно ¦10 - 15 мин. ¦
¦гимнастика ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦3. Логоритмика ¦Два раза в неделю ¦25 - 30 мин. ¦
¦(логопед) ¦ ¦5 - 7 лет ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 4. Самостоятельные занятия ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. Самостоятельная ¦Ежедневно под руководством ¦Зависит от ¦
¦двигательная ¦воспитателя в помещении и ¦индивидуальных ¦
¦деятельность ¦на открытом воздухе ¦особенностей ¦
¦ ¦ ¦детей ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 5. Физкультурно-массовые занятия ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. Неделя здоровья ¦Два - три раза в год ¦Начиная со ¦
¦(каникулы) ¦(последняя неделя квартала)¦средней группы ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦2. Физкультурный ¦Один раз в месяц на воздухе¦25 - 35 мин. ¦
¦досуг ¦ ¦(3 - 5 лет) ¦
¦ ¦ ¦50 - 60 мин. ¦
¦ ¦ ¦(5 - 7 лет) ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦3. Физкультурно- ¦Два - три раза в год ¦75 - 90 мин. ¦
¦спортивные праздники¦ ¦(5 - 7 лет) ¦
¦на воздухе ¦ ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦4. Спартакиады вне ¦Один - два раза в год в ¦Не более ¦
¦детского сада ¦спортивной школе своего ¦120 мин. ¦
¦ ¦микрорайона, (участвуют ¦(5 - 7 лет) ¦
¦ ¦дети с высоким уровнем ¦ ¦
¦ ¦физической ¦ ¦
¦ ¦подготовленности по ¦ ¦
¦ ¦специальной программе) ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦5. Прогулки-походы в¦Два - три раза в квартал ¦От 200 - 300 м ¦
¦лес, ближайший парк ¦ ¦до 4 - 5 км ¦
¦ ¦ ¦(туда и ¦
¦ ¦ ¦обратно) ¦
¦ ¦ ¦(5 - 7 лет) ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦ 6. Дополнительные виды занятий ¦
+--------------------T---------------------------T---------------+
¦1. Группы ОФП ¦По желанию родителей и ¦25 - 30 мин. ¦
¦(общефизической ¦детей не более двух раз в ¦(5 - 7 лет) ¦
¦подготовки) ¦неделю ¦ ¦
+--------------------+---------------------------+---------------+
¦2. Спортивные ¦По желанию родителей и ¦35 - 40 мин. ¦
¦кружки, танцы ¦детей не более двух раз в ¦(5 - 7 лет) ¦
¦ ¦неделю ¦ ¦
L--------------------+---------------------------+----------------
Сетка двигательной активности детей 3 - 5 лет
в режиме дня ДОУ
---------------------T-----------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Дни недели ¦Понедельник¦Вторник¦ Среда ¦Четверг¦Пятница¦
+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Виды двигательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦активности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦Утренняя гимнастика ¦Ежедневно 8 - 10 мин. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Двигательная ¦Ежедневно 7 - 10 мин. ¦
¦деятельность ¦ ¦
¦между занятиями ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Физкульт-Минутки ¦Ежедневно 3 - 5 мин. ¦
+--------------------+-----------T-------T-------T-------T-------+
¦Физкультурные ¦15 - 20 ¦ ¦15 - 20¦ ¦15 - 20¦
¦занятия ¦мин. ¦ ¦мин. ¦ ¦мин. ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦Оздоровительный бег ¦Ежедневно 1 - 2 мин. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Двигательная ¦Ежедневно 10 - 20 мин. ¦
¦активность ¦ ¦
¦на прогулке N 1 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гигиеническая ¦Ежедневно 10 мин. ¦
¦разминка после сна ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Двигательная ¦Ежедневно 10 мин. ¦
¦активность на ¦ ¦
¦прогулке N 2 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Самостоятельная ¦Ежедневно 15 мин. ¦
¦двигательная ¦ ¦
¦деятельность ¦ ¦
+--------------------+-----------T-------T-------T-------T-------+
¦Итого: ¦79 - 102 ¦64 - 82¦79 - ¦64 - 82¦79 - ¦
¦ ¦мин. ¦мин. ¦102 ¦мин. ¦102 ¦
¦ ¦ ¦ ¦мин. ¦ ¦мин. ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦В неделю 7 - 8 часов ¦
L--------------------+--------------------------------------------
Сетка двигательной активности детей 5 - 7 лет
в режиме дня ДОУ
---------------------T-----------T-------T-------T-------T-------¬
¦ Дни недели ¦Понедельник¦Вторник¦ Среда ¦Четверг¦Пятница¦
+--------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Виды двигательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦активности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦Утренняя гимнастика ¦Ежедневно 10 - 15 мин. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Двигательная ¦Ежедневно 7 - 10 мин. ¦
¦деятельность ¦ ¦
¦между занятиями ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Физкульт-Минутки ¦Ежедневно 3 - 5 мин. ¦
+--------------------+-----------T-------T-------T-------T-------+
¦Физкультурные ¦25 - 30 ¦ ¦25 - 30¦ ¦25 - 30¦
¦занятия ¦мин. ¦ ¦мин. ¦ ¦мин. ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦Оздоровительный бег ¦Ежедневно 2 - 3 мин. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Двигательная ¦Ежедневно 25 - 30 мин. ¦
¦активность на ¦ ¦
¦прогулке N 1 ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Гигиеническая ¦Ежедневно 10 - 15 мин. ¦
¦разминка после сна ¦ ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Прогулка N 2 ¦Ежедневно 15 - 20 мин. ¦
+--------------------+-------------------------------------------+
¦Самостоятельная ¦Ежедневно 20 мин. ¦
¦двигательная ¦ ¦
¦деятельность ¦ ¦
+--------------------+-----------T-------T-------T-------T-------+
¦Итого: ¦117 - 148 ¦92 - ¦117 - ¦92 - ¦117 - ¦
¦ ¦мин. ¦118 ¦148 ¦118 ¦148 ¦
¦ ¦ ¦мин. ¦мин. ¦мин. ¦мин. ¦
+--------------------+-----------+-------+-------+-------+-------+
¦ ¦В неделю 10 - 12 часов ¦
L--------------------+--------------------------------------------
Данная модель и сетка двигательной активности детей 3 - 7 лет
поможет педагогам ДОУ не только создать благоприятные условия для
формирования двигательной активности детей в режиме дня, но и
своевременно развивать у них такие физические качества, как
выносливость, силу, быстроту, гибкость.
Литература
1. Структура государственного стандарта дошкольного
образования. - М., 2001.
2. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года - М., 2002.
3. Решетнева Г.А., Шнейдер О.С., Шатанкова Л.Н. Оценка
физического развития и физической подготовленности детей 3 - 7 лет
в условиях Хабаровского края. - Хабаровск, 2003.
4. Организация двигательной активности детей и формирование
основ гигиенической культуры в воспитательно-образовательной
работе. - Хабаровск: ГНМИЦ, 2003.
5. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по
физической культуре в дошкольном учреждении. - М., 2002.
|