ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2003 г. по делу N 3-122/03
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Медведева В.В.,
с участием прокурора Александровой В.А.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о
признании подпункта 29 п. 35.1 ст. 35 Устава Хабаровского края в
части слов "федеральными законами полномочий федеральных органов
исполнительной власти" противоречащим федеральному
законодательству,
установил:
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации
обратился в суд с заявлением о признании подпункта 29 п. 35.1 ст.
35 Устава Хабаровского края в части слов "федеральными законами
полномочий федеральных органов исполнительной власти"
противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявления Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации указал, что подпунктом 29 п. 35.1 ст. 35
Устава к полномочиям Губернатора края отнесено осуществление
контроля за выполнением органами местного самоуправления
переданных им федеральными законами полномочий федеральных органов
власти. Заместитель Генерального прокурора считает, что данная
норма противоречит федеральному законодательству и просит признать
ее не действующей и не подлежащей применению.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры
Александрова В.А. заявление поддержала.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края Кузнецова
Т.Б., действующая по доверенности N 2.12-173 от 03.02.2003 с
заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что в
соответствии с частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации
в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской
Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации образуют единую систему исполнительной власти в
Российской Федерации.
Высшие должностные лица республик и других субъектов Федерации
входят в единую систему исполнительной власти Российской
Федерации. Особенно тесное взаимодействие органов исполнительной
власти всех уровней необходимо при осуществлении полномочий по
предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а равно
полномочий, переданных в порядке делегирования федеральными
органами исполнительной власти органам исполнительной власти
субъектов Федерации и наоборот.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы
местного самоуправления могут наделяться законом отдельными
государственными полномочиями с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых средств. Реализация
переданных полномочий подконтрольна государству.
Такой контроль, по общему правилу, означает возможность
соответствующих государственных органов давать указания органам
местного самоуправления по поводу реализации переданных
полномочий, оценивать принимаемые ими решения с точки зрения не
только законности, но и целесообразности, а также отменять, при
необходимости, такие решения или приостанавливать их.
Передавая органам местного самоуправления государственные
полномочия, соответствующий орган государственной власти может
установить порядок контроля за решениями органов местного
самоуправления, а также определить контрольный орган.
Учитывая закрепленный в статье 77 Конституции Российской
Федерации принцип единства системы федеральных исполнительных
органов власти и органов исполнительной власти субъектов
Федерации, вполне возможно, что в федеральном законе, наделяющем
органы местного самоуправления Хабаровского края полномочиями
федеральных органов исполнительной власти, контроль за переданными
полномочиями будет возложен на Губернатора Хабаровского края.
Поэтому, принимая оспариваемое положение Устава Хабаровского
края, предполагалось, что Губернатор Хабаровского края будет
осуществлять контроль за выполнением органами местного
самоуправления Хабаровского края переданных им полномочий
федеральных органов исполнительной власти только в тех случаях,
когда такое право будет прямо предусмотрено федеральным законом.
Считаю, что норма, содержащаяся в подпункте 29 пункта 35.1 статьи
35 Устава Хабаровского края, носит отсылочный характер и будет
применяться только в том случае, если это будет предусмотрено
федеральным законом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд находит
заявление обоснованным, подлежащим удовлетворению.
30 ноября 1995 г. постановлением N 150 Хабаровской краевой
Думой утвержден Устав Хабаровского края.
Подпунктом 29 п. 35.1 ст. 35 Устава к полномочиям Губернатора
края отнесено осуществление контроля за выполнением органами
местного самоуправления переданных им федеральными законами
полномочий федеральных органов власти. Данная норма, по мнению
суда, противоречит федеральному законодательству по следующим
основаниям.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 28.08.1995 N
154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления
федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации,
передача им материальных и финансовых средств, необходимых для
осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией
отнесено к компетенции органов государственной власти Российской
Федерации в области местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона условия и порядок
контроля за осуществлением органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий определяются федеральными
законами.
Доводы представителя Законодательной Думы о том, что норма,
содержащаяся в подпункте 29 пункта 35.1 статьи 35 Устава
Хабаровского края, носит отсылочный характер и будет применяться
только в том случае, если это будет предусмотрено федеральным
законом, судом быть приняты не могут, поскольку обжалуемая норма
противоречит Федеральному закону.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным подпункт 29 п. 35.1 ст. 35 Устава
Хабаровского края в части слов "федеральными законами полномочий
федеральных органов исполнительной власти" со дня вступления
решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение
10 суток, через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
В.В.Медведев
|