КОМСОМОЛЬСКАЯ-НА-АМУРЕ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 01 августа 2003 г. N 57
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
"О РЫНКАХ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ"
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования
деятельности рынков города, обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения города и
защиты прав потребителей, руководствуясь ст. 6 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации", городская Дума решила:
1. Утвердить Положение "О рынках города Комсомольска-на-Амуре"
согласно приложению 1.
2. Утвердить форму паспорта рынка согласно приложению 2.
3. Администрации города привести ранее принятые документы в
соответствие с настоящим решением.
4. Решение опубликовать в газете "Дальневосточный
Комсомольск".
5. Контроль за выполнением решения возложить на постоянную
комиссию по социально-правовым вопросам.
Глава администрации города
В.П.Михалев
Приложение 1
к решению
Комсомольской-на-Амуре
городской Думы
от 01 августа 2003 г. N 57
ПОЛОЖЕНИЕ
"О РЫНКАХ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ"
1. Общие положения
1.1. Положение "О рынках города Комсомольска-на-Амуре" (в
дальнейшем - Положение) разработано в соответствии с законами
Российской Федерации:
- "О защите прав потребителей" от 04.02.1992 N 2300-1 (в
редакции от 17.12.1999);
- "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.1999 N 52-ФЗ;
- "О ветеринарии" от 20.07.1999 N 41-03;
- "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000
N 29-ФЗ;
- Санитарными Правилами N 2.3.6.1066-01
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и
обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов",
утвержденными Постановлением Главного государственного врача
Российской Федерации от 07.09.2001 N 23;
- правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998
N 55 (с последующими изменениями и дополнениями);
- другими нормативными документами.
1.2. Настоящее Положение определяет основные требования к
созданию и работе рынков города, обязательно к исполнению и
распространяется на все действующие и вновь создаваемые рынки на
территории города Комсомольска-на-Амуре (кроме оптовых).
1.3. Основными задачами рынков являются:
- обеспечение наиболее благоприятных и безопасных условий для
продажи продовольственных и непродовольственных товаров,
сельскохозяйственной и другой продукции;
- создание необходимых удобств для покупателей;
- соблюдение прав и интересов потребителей.
1.4. Основные понятия (термины), используемые в настоящем
Положении:
- рынок - хозяйствующий субъект, основными функциями которого
являются предоставление обслуживаемых оборудованных торговых мест
для реализации товаров и услуг населению города и создание условий
для ведения торговли на основе договоров купли-продажи;
- продавец - организация, индивидуальный предприниматель, а
также физическое лицо, осуществляющее реализацию по договору
розничной купли-продажи;
- потребитель - гражданин, приобретающий или имеющий намерение
приобрести товары для личных семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
1.5. Классификация рынков делится по специализации:
а) продовольственный - рынок по реализации продовольственных
товаров;
б) непродовольственный (вещевой) - рынок по реализации
непродовольственных товаров;
в) универсальный (смешанный) - рынок по реализации
продовольственных и непродовольственных товаров в
специализированных торговых зонах;
г) специализированный - рынок по реализации отдельных групп
товаров (авторынки, зоорынки и т.п.).
2. Организационные требования к рынкам
2.1. Статус "Рынок" на территории города определяется
администрацией города.
Ввод в эксплуатацию вновь строящихся рынков или
реконструируемых зданий под рынок осуществляется на основании
распорядительного акта главы города.
2.2. Рынки размещаются в выделенных администрацией города
зонах с учетом формирования торговой инфраструктуры города.
2.3. Требования к размещению рынков:
а) территория рынка должна находиться от проезжей части дорог,
общественных и жилых зданий на расстоянии не менее 15 метров;
авторынок - не менее 100 метров от жилой застройки;
б) вместимость рынков определяется, исходя из расчета не менее
6 кв. м торговой площади на одно торговое место, и должна
соответствовать его проектной мощности;
в) расстояние от рынков общей площадью более 1000 кв. м до
жилых зданий должно быть не менее 50 метров.
2.4. При устройстве и эксплуатации рынков должны быть
соблюдены архитектурные нормы, требования к
рекламно-художественному оформлению, освещению территории, Правила
пожарной безопасности.
2.5. Территория рынка должна быть изолирована от прилегающей
территории ограждением и разграничивается на функциональные зоны:
торговая, административно-бытовая, хозяйственная, стоянка для
транспорта.
2.6. По согласованию с органами госсанэпиднадзора и
госпожнадзора администрация рынка разрабатывает схему размещения
торговых мест, предусматривающую зонирование по видам продукции с
учетом товарного соседства и обеспечивающую потребителям свободный
доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной
безопасности и возможность экстренной эвакуации в случае аварийных
или чрезвычайных ситуаций.
2.7. Санитарно-гигиенические требования:
1. Территория рынка должна иметь твердое покрытие, уклоны,
обеспечивающие сток дождевых и талых вод, достаточное количество
контейнеров и урн для сбора мусора.
2. Площадки для сбора мусора, туалет располагаются на
расстоянии не менее 25 метров от торговых рядов.
3. Рынки должны иметь централизованное водоснабжение,
канализационные сети и общественный туалет.
4. В случае невозможности подключения к городской канализации
вопрос сбора, обеззараживания сточных вод решается в каждом
конкретном случае по согласованию с городским центром
санэпиднадзора.
5. Для поддержания санитарного порядка на территории и в
помещениях рынок должен проводить санитарный день согласно
графику.
2.8. Администрация продовольственных и универсальных рынков
организует на рынках лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы
либо постоянный пост государственного ветеринарно-санитарного
контроля на основании заключенных договоров с ветеринарной
службой. На рынках, не имеющих лабораторию ветсанэкспертизы либо
поста ветсанконтроля, реализация пищевой продукции животного и
растительного происхождения не допускается.
2.9. Весы, гири и другие весоизмерительные приборы должны:
- устанавливаться на рабочем месте продавца таким образом,
чтобы в наглядной форме (визуально) обеспечивался весь процесс
взвешивания, определения стоимости и отпуска товаров;
- иметь ясные клейма и предоставляться в установленные сроки
на проверку органам государственной метрологической службы.
2.10. Использование бытовых весоизмерительных приборов
запрещается.
3. Требования к эксплуатации рынков
3.1. Рынки должны иметь паспорт предприятия утвержденной
формы.
3.2. Режим работы рынка устанавливается администрацией рынка
по согласованию с администрацией города.
3.3. Рынок обязан иметь:
3.3.1. Вывеску с указанием наименования,
организационно-правовой формы, юридического адреса и режима
работы.
3.3.2. Информационный стенд, где для сведения продавцов и
посетителей рынка размещаются:
- схема размещения торговых зон;
- схема эвакуации рынка при возникновении чрезвычайных
ситуаций;
- извлечения из настоящего Положения "О рынках города
Комсомольска-на-Амуре";
- установленная плата за торговые места;
- перечень оказываемых услуг и их стоимость;
- телефоны контролирующих органов;
- другая необходимая информация для потребителей.
3.4. Руководство рынков обеспечивает организацию торгового
процесса в соответствии с заявленной специализацией, в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации, в
полной мере обеспечивает надлежащие условия для завоза, хранения,
реализации товаров и соблюдения прав и интересов покупателей.
3.5. Оборудование торговых мест должно соответствовать
предъявляемым требованиям и включать в себя информацию о
наименовании торгующего лица. Торговые места должны быть
пронумерованы.
3.6. Содержание рынка и покрытие расходов, связанных с его
деятельностью, производится за счет собственных средств рынка.
4. Порядок предоставления торгового места
4.1. Предоставление торгового места осуществляется согласно
схеме размещения торговых мест рынка.
4.2. Торговые места предоставляются при наличии свободных
торговых мест.
4.3. За лицами, торгующими на рынке постоянно, администрация
по их заявлению может закрепить за ними торговое место, при этом
оплата за место вносится в кассу рынка единовременно за весь
период закрепления. Закрепление торгового места осуществляется на
договорной основе и администрация обязана вести учет (реестр)
заключенных договоров о предоставлении торгового места.
4.4. При неиспользовании закрепленного места до 10 часов
текущего дня (для дачников - до 9 часов) неиспользуемое торговое
место администрацией рынка сдается в свободное распределение на
этот день, при этом оплата за закрепленное место продавцу не
возмещается.
4.5. Закрепление торгового места осуществляется при наличии у
продавца - индивидуального предпринимателя или организации:
- свидетельства о государственной регистрации;
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- документа об отсутствии задолженности по уплате налогов.
Иностранные граждане, помимо указанных документов, обязаны
иметь подтверждение на право трудовой деятельности, оформленное
миграционной службой.
Граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и
реализующие продукцию с личных садово-огородных участков и
подсобных хозяйств, предоставляют документы, подтверждающие
владение садовыми и приусадебными участками (для продукции
растениеводства), и справки о наличии подсобного хозяйства (для
продукции животноводства).
4.6. Оплата за торговое место производится в кассу рынка до
начала торговли. Плательщику выдается кассовый чек с указанием
наименования рынка, номера кассового аппарата, даты, суммы
платежа, который сохраняется до конца торговли и предъявляется по
требованию контролера или другого ответственного представителя
администрации рынка, а также проверяющих.
4.7. Торговля без оплаты за место или передача кассового чека
другим лицам запрещается.
4.8. Предоставление торговых мест иностранным гражданам
осуществляется при наличии у рынка разрешения и квоты на
привлечение иностранной рабочей силы, оформленных Федеральной
миграционной службой.
4.9. Администрация рынка имеет право лишать торгового места
продавцов, не соблюдающих и нарушающих требования настоящего
Положения.
5. Организация торговли пищевыми продуктами
5.1. Продажа пищевых продуктов осуществляется на
продовольственных и смешанных (универсальных) рынках. Торговые
места для реализации продовольственных и непродовольственных
товаров должны размещаться раздельно.
5.2. К реализации на рынках города допускаются только
доброкачественные продукты при наличии документов, подтверждающих
их происхождение, качество и безопасность (фактура, закупочный
акт, иные товарно-сопроводительные документы,
санитарно-гигиеническое заключение, удостоверение качества и
безопасности пищевых продуктов).
5.3. Продовольственное сырье и пищевые продукты, признанные не
соответствующими требованиям нормативной и технической
документации, представляющие опасность для здоровья населения,
снимаются продавцом с реализации.
Возможность и порядок их дальнейшего использования, утилизации
или уничтожения решается в соответствии с действующим
законодательством. Расходы на экспертизу, хранение, перевозку,
утилизацию продуктов оплачиваются владельцем.
5.4. Для реализации и хранения скоропортящейся продукции
необходимо наличие холодильных витрин и морозильных камер (ларей).
Не допускается использование бытовых холодильников.
5.5. Не допускается продажа продовольственных товаров с
автомашин.
5.6. На продовольственных рынках дополнительно разрешается
торговля:
семенами, посадочным материалом плодово-ягодных культур,
рассадой, цветами.
Не допускается продажа:
а) пищевых изделий, полуфабрикатов и консервов домашнего
изготовления (мясных, рыбных (в т.ч. икры), овощных, кулинарных,
кондитерских);
б) растениеводческой продукции, в том числе семенного и
посадочного материала, лесных декоративных и сельскохозяйственных
культур, завозимых из других стран и территорий России, без
карантинного сертификата и сертификата соответствия;
в) домашних животных, птицы, скота.
5.7. Санитарно-гигиенические требования к организации торговли
продуктами питания:
5.7.1. Запрещается реализация продуктов питания с истекшим
сроком годности.
5.7.2. Не допускается совместное хранение и реализация сырой и
готовой продукции одним продавцом с одного рабочего места.
5.7.3. Не допускается реализация хозяйственных,
парфюмерно-косметических изделий и товаров бытовой химии совместно
с продуктами питания.
5.7.4. Не разрешается торговля продуктами в неприспособленных
местах с ящиков, корзин, земли.
5.7.5. Отпуск продуктов, идущих непосредственно в пищу и не
подлежащих последующей обработке (мед, сало, молочные продукты и
др.), должен производиться при помощи специальных приспособлений
(совков, вилок, лопаток, щипцов и др.).
5.7.6. Покупателям не разрешается касаться руками непроданных
им продуктов.
5.7.7. Опробование пищевых продуктов (масло, сметана, мед и
т.п.) разрешается только специальными деревянными лопаточками или
лучинками одноразового использования.
5.7.8. Перевозка пищевых продуктов юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями должна осуществляться в
специальном транспорте, на который имеется санитарный паспорт
единого образца.
5.7.9. Лица, работающие с продуктами питания на всех этапах,
должны проходить медицинский осмотр, гигиеническую подготовку и
иметь на рабочих местах личные медицинские книжки установленного
образца.
5.7.10. Продавцы, а также лица, работающие с пищевыми
продуктами, должны иметь специальную одежду (халат, фартук,
нарукавники и т.п.).
6. Организация торговли на непродовольственных рынках
6.1. На территории непродовольственного, рынка осуществляется
торговля непродовольственными товарами промышленного и кустарного
производства.
6.2. Продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов,
драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга и кораллов,
технически сложных товаров бытового назначения (телевизоров,
радиотоваров (за исключением автомагнитол), компьютерной техники,
электробытовых товаров допускается в специализированных отделах.
6.3. Продажа непродовольственных товаров допускается при
наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность.
6.4. На территории непродовольственного рынка должны быть
оборудованы примерочные.
6.5. При реализации товаров детского ассортимента, посуды,
парфюмерно-косметических товаров, дератизационных, дезинсекционных
препаратов, строительных материалов необходимо согласование с
городским центром санэпиднадзора.
6.6. Не допускается продажа непродовольственных товаров с
автомашин.
7. Продажа товаров на специализированных рынках
7.1. Специализированные рынки предназначены для реализации
определенных видов товаров и требуют специального оборудования.
Разновидностями специализированных рынков являются: автомобильный,
зоорынок, рынок строительных материалов и др.
8. Обязанности администрации рынка, продавцов
8.1. Администрация рынка обязана:
8.1.1. Организовать работу рынка и связанных с его
деятельностью процессов в соответствии с нормами, установленными к
данному виду деятельности.
8.1.2. Организовать контроль за исполнением договоров
предоставления торгового места, за соблюдением правил торговли на
рынке, наличием медицинских книжек у продавцов и иных лиц,
работающих с пищевыми продуктами.
8.1.3. Принимать меры к увеличению торговых мест для продажи
сельскохозяйственной продукции в весенне-летний период.
8.1.4. Согласовывать ассортиментный перечень товаров,
разрешенных к реализации на продовольственных рынках, с городским
центром санэпиднадзора и отделом торговли администрации города.
8.1.5. Оказывать продавцам дополнительные, за отдельную плату,
услуги:
- предоставление весоизмерительных приборов и инвентаря;
- хранение товара в хранилищах, складах и т.п.;
- разрубка мяса и другие услуги.
8.1.6. Установить контрольные весы до 10 кг.
8.1.7. Иметь книгу жалоб и предложений.
8.1.8. Ежемесячно, не позднее 10-го числа следующего месяца
представлять в отдел торговли, питания и бытового обслуживания
администрации города информацию о заполнении торговых мест по
установленной форме.
8.2. Продавцы обязаны:
8.2.1. Соблюдать требования настоящего Положения, Закона "О
защите прав потребителей", санитарные и ветеринарные правила,
иметь на рабочем месте документы, подтверждающие качество и
безопасность реализуемых продуктов и товаров, свидетельство об
осуществлении предпринимательской деятельности без образования
юридического лица, договор закрепления торгового места и квитанцию
(кассовый чек) об оплате за место, свидетельство об уплате единого
налога на вмененный доход и другие необходимые документы.
8.2.2. Обеспечить наличие на рабочем месте информации о
фирменном наименовании торгующей организации, месте ее нахождения
(юридический адрес) либо фамилии, имени, отчестве индивидуального
предпринимателя, номере и дате государственной регистрации и
наименовании зарегистрировавшего его органа.
8.2.3. Соблюдать условия, сроки и правила хранения и отпуска
продуктов, товарное соседство.
8.2.4. Содержать торговые места в чистоте, соблюдать правила
личной гигиены, работать в чистой санитарной одежде, своевременно
проходить медицинские осмотры и иметь на рабочем месте личные
медицинские книжки.
8.2.5. Пользоваться исправными весоизмерительными приборами,
своевременно и в установленном порядке прошедшими метрологическую
поверку.
8.2.6. Применять контрольно-кассовые машины при осуществлении
денежных расчетов с населением в соответствии с действующим
законодательством.
9. Система контроля
9.1. Контроль за исполнением настоящего Положения осуществляют
государственные контролирующие органы в соответствии с
законодательством Российской Федерации, отдел торговли
администрации города в пределах своей компетенции.
9.2. Проверка рынка осуществляется в присутствии представителя
администрации рынка. Администрация рынка оказывает содействие
представителям контролирующих органов в ходе проверки, принимает
действенные меры по устранению выявленных нарушений.
9.3. При нарушении требований законодательства, регулирующего
правила продажи товаров, настоящего Положения, санитарных и
ветеринарных правил, постановлений и предписаний контролирующих и
иных уполномоченных органов, администрация рынка, руководители
предприятий, предприниматели, продавцы, осуществляющие торговлю,
привлекаются к административной, уголовной и иной ответственности
в порядке, установленном законодательством.
Секретарь городской Думы
Ю.С.Качан
Приложение 2
к решению
Комсомольской-на-Амуре
городской Думы
от 01 августа 2003 г. N 57
ПАСПОРТ РЫНКА
Наименование рынка _______________________________________________
Профиль __________________________________________________________
Принадлежность ___________________________________________________
Адрес рынка ______________________________________________________
Телефон рынка ____________________________________________________
Ф.И.О. руководителя рынка ________________________________________
Дата ввода рынка _________________________________________________
(по акту госкомиссии)
Юридический адрес предприятия ____________________________________
__________________________________________________________________
Телефон __________________________________________________________
Ф.И.О. руководителя предприятия __________________________________
__________________________________________________________________
Режим работы рынка _______________________________________________
Выходной день ____________________________________________________
Санитарный день __________________________________________________
Общая площадь рынка ______________________________________________
Количество торговых мест _________________________________________
Наличие лаборатории ветсанэкспертизы _____________________________
Наличие автопарковки _____________________________________________
Подпись руководителя ______________________
подпись
М.П.
Секретарь городской Думы
Ю.С.Качан
|