АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 01 августа 2003 г. по делу N А73-10987/2002-6/22
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Малиновской Л.В.,
судей Брагиной Т.Г., Чаковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Шаповаловой Т.Ю.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску Дальневосточного
территориального управления МАП России к Хабаровской городской
Думе о признании недействующим решения N 231 от 16.07.2002,
при участии:
от истца: Гуринович Е.В.,
от ответчика: Коваленко М.В.
установил:
Дальневосточное территориальное управление Министерства РФ по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
обратилось к Хабаровской городской Думе с иском о признании
недействующим решения N 231 от 16.07.2002 "Об утверждении
положения об организации перевозки пассажиров автомобильным
транспортом в городе Хабаровске".
Истец на иске настаивает, поскольку он противоречит ст.ст. 8,
34, 55, 71 Конституции РФ, ст. 1, 10, 23, 49, 128, 421, 447, 784
ГК РФ, ст. 32 Закона РФ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Закона РФ "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках".
Ответчик с иском не согласен, так как статья 72 Закона РФ "О
местном самоуправлении", Закон РФ "Об организации местного
самоуправления", Устав муниципального образования города
Хабаровска относят организацию транспортного обслуживания
населения к предметам ведения муниципального образования.
Материалами дела установлено: 16.07.2002 Хабаровской городской
Думой принято решение N 231 "Об утверждении положения об
организации перевозки пассажиров автомобильным транспортом в
городе Хабаровске". 21 января 2003 г. Арбитражным судом
Хабаровского края принято решение об отказе в исковых требованиях
Дальневосточному территориальному управлению МАП России в части
признания недействующими пунктов решения 1, 2, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1
- 6.4, 6.6, 8, 9, 10, 15, 16.1, 17.1, 17.2. В части требований о
признании несоответствующими пунктов 3.1, 3.2, 5.3, 5.6, 5.7, 6.5,
7.1, 7.2, 11.1 - 14.4, 16.2 решения Хабаровской городской Думы
производство по делу прекращено. 09.04.2003 в кассационном порядке
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил
решение суда первой инстанции в части отказа в исковых требованиях
по пунктам 1, 2, 4, 5.1, 5.2, 5.4, 6.1 - 6.4, 6.6, 8, 9, 10, 15,
16.1, 17.1, 17.2 спорного решения, направив дело на новое
рассмотрение. В остальной части решение Арбитражного суда
Хабаровского края оставлено без изменения.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела в
совокупности с нормами права, подлежащими применению при
рассмотрении настоящего спора, считает требование обоснованным в
части.
Так, при рассмотрении содержания пунктов 1, 2, 4, 5.1, 5.5, 6.1
- 6.3, 16.1, 17.2 решения Думы N 231 истец ссылается на отсутствие
нормативных актов, которым бы противоречили названные пункты.
Соответственно сами по себе эти пункты, по утверждению последнего,
не нарушают законов и чьих-либо прав и интересов.
Далее, решением Хабаровской городской Думы N 344/1 от
20.05.2003 "О внесении изменений в Положение об организации
перевозки пассажиров автомобильным транспортом в городе
Хабаровске, утвержденное решением Хабаровской городской Думы от
16.07.2002 N 231" в спорный акт внесены следующие изменения:
Исключен абзац 3-й пункта 17.1 раздела 17, из абзаца 11-го
этого пункта исключены слова "обязательном сертификате
соответствия на оказываемые услуги".
Статьей 15 Федерального закона N 154-ФЗ от 28.08.95 "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" установлено,
что в исключительном ведении представительных органов местного
самоуправления находится принятие общеобязательных правил по
предметам ведения муниципального образования, предусмотренных
уставом муниципального образования. Организация транспортного
обслуживания населения, как определено статьей 9 Устава
муниципального образования города Хабаровска, относится к вопросам
местного самоуправления. В пункте 1 решения Думы N 231 изложены
общие положения. В частности, в нем делается акцент на нормы
Федеральных законов и Устав муниципального образования города
Хабаровска, определяющие порядок привлечения пассажирского
транспорта к регулярным пассажирским перевозкам на маршрутной сети
города Хабаровска. Назначение пассажирского транспорта указано в
пункте 2. В настоящем Положении, и это следует из 4-го пункта,
применяются понятия и термины, изложенные в Уставе автомобильного
транспорта, Правилах организации пассажирских перевозок на
автомобильном транспорте. При таких обстоятельствах суд приходит к
выводу об отсутствии противоречий перечисленных пунктов Положения
антимонопольному законодательству и Гражданскому кодексу РФ,
поскольку сами по себе они не ущемляют прав и законных интересов
владельцев транспортных средств и не ограничивают конкуренцию.
Данные пункты приняты в пределах компетенции представительных
органов местного самоуправления и соответствуют указанным в них
федеральным законам.
К ведению администрации города по решению отнесена разработка и
открытие новых маршрутов автобусов и маршрутных таксомоторов,
внесение изменений в уже существующие (п. 5.2). Порядок открытия
маршрутов регламентируется Правилами организации пассажирских
перевозок на автомобильном городском электрическом транспорте.
Содержание указанного пункта соответствует требованиям ст. 72 п. 6
Закона РФ о "О местном самоуправлении" и статье 21 Федерального
закона "О безопасности дорожного движения". Так, администрация
руководит транспортными предприятиями и организациями,
находящимися в муниципальной собственности, осуществляет контроль
за работой иных транспортных предприятий и организаций,
обслуживающих население города, утверждает маршруты и графики
движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к
транспортному обслуживанию населения предприятия и организации,
действующие на территории города, организует и контролирует
обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах.
Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в
целях повышения его безопасности и пропускной способности
автомобильных дорог органами исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления. По пункту 76 Устава
автомобильного транспорта РСФСР организация новых маршрутов
производится (городских и пригородных) территориальными
объединениями автомобильного транспорта. В настоящее время
территориальные объединения автомобильного транспорта упразднены,
их функции в этой части выполняют органы местного самоуправления.
Из содержания п.п. 4.15 - 4.19 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом
Минтранса РФ N 2 в редакции от 18.07.2000) видно, что вопросы об
открытии или продолжении эксплуатации маршрута решаются
соответствующими органами исполнительной власти. Согласно ст. 26
Устава города Хабаровска мэр города является как главой
муниципального образования, так и руководителем администрации
города. Термин "муниципальный маршрут" согласуется со ст. 1
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ", определяющей территориальные и
компетенционные рамки деятельности местного самоуправления. На
основании изложенного и это подтвердил Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа (дело Ф03-А73/02-2/907), администрация
вправе разрабатывать и открывать новые маршруты автобусов.
Что касается фразы "формирование рациональной маршрутной сети
муниципального образования", изложенной в пункте 5.4 решения, то в
перечисленных нормативных и подзаконных актах, касающихся спорного
вопроса, это понятие отсутствует. Кроме того, оно не включает в
себя конкретные критерии, способствующие разработке, утверждению и
обновлению комплексной транспортной сети, поэтому указанную
формулировку необходимо исключить из пункта.
Пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.6 в разделе "Основные принципы
организации пассажирских перевозок" корреспондируют с содержанием
статьи 30 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления",
устанавливающей право органа местного самоуправления для
реализации поставленных перед ним задач создавать предприятия,
учреждения, организации. Организация маршрутной сети, движение по
маршрутам осуществляется на основании паспортов перевозок, схемы
маршрута, графиков движения (п. 5.2 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами). Порядок содержания
и уборки автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек,
обеспечивающих движение пешеходов к остановке, определяется
органами исполнительной власти соответствующей территории (4.7).
Месторасположение автобусных остановок согласовывается с
дорожными... и утверждается органами исполнительной власти.
Поэтому суд отклоняет доводы заявителя о несоответствии закону
вышеназванных пунктов.
В основу организованных перевозок пассажиров на городских
маршрутах положен договор, заключаемый между перевозчиком и
администрацией города в лице транспортного органа. Суд не находит
противоречий в содержании последнего пункта гражданскому
законодательству, в частности, статье 421 ГК РФ. Статья 32 ФЗ "Об
общих принципах местного самоуправления в РФ" регулирует отношения
органов местного самоуправления с предприятиями и организациями,
не находящимися в муниципальной собственности, а также физическими
лицами, договором. Заключение договоров необходимо для координации
участия предприятий, учреждений и организаций в комплексном
социально-экономическом развитии территории муниципального
образования. Порядок согласования условий договора, его
заключения, основные принципы изложены в статьях 420, 421, 425 ГК
РФ. Сам принцип организации пассажирских перевозок на договорной
основе оговорен в разделе 7 спорного решения, который решением
арбитражного суда от 27.01.2003 (дело N А73-10472/2002-40) признан
законным. Поскольку основания для расторжения и изменения договора
устанавливаются ст. 450 ГК РФ либо по соглашению сторон,
законодательный орган был не в праве излагать в разделе 15
перечень оснований, могущих послужить причиной для расторжения
договора с перевозчиком по инициативе администрации в
одностороннем порядке.
Пункты 9, 10 посвящены регулированию тарифов и цен на
регулярные пассажирские перевозки. Компетенция по установлению
тарифов Думой распределена между администрацией города и
владельцами коммерческого автотранспорта. Между тем,
Постановлением Правительства РФ N 239 "О мерах по упорядочению
государственного регулирования цен (тарифов)" государственному
регулированию со стороны органов исполнительной власти субъектов
РФ подлежат "перевозки пассажиров и багажа всеми видами
общественного транспорта в городском и пригородном сообщении".
Таким образом, законодательно установлена необходимость
регулирования тарифов на услугу для всех субъектов, которые ее
оказывают, независимо от их организационно-правовой формы.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 N 252
"Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в
Хабаровском крае" полномочия по регулированию тарифов переданы
главам муниципальных образований городов и районов Хабаровского
края. Определяя порядок регулирования тарифов на перевозку
пассажиров общественным транспортом в городском и пригородном
сообщении, городская Дума вышла за пределы своей компетенции.
Поставив порядок определения тарифов в зависимость от
организационно-правовой формы перевозчиков, законодательный орган
тем самым поставил их в неравные условия на одном товарном рынке
услуг, а это приведет к созданию дискриминирующих или, напротив,
благоприятствующих условий деятельности хозяйствующих субъектов,
что противоречит требованиям ст. 7 п. 1 Федерального закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках". В разделе 8 обозначены принципы тарифной
политики на пассажирском транспорте. Как суд уже указывал ранее,
вопросы тарифной политики вне полномочий Думы. Однако содержание
пунктов раздела не ущемляет прав и законных интересов
хозяйствующих субъектов, поскольку принципы основаны на
действующем федеральном законодательстве, дающем право применения
льготных тарифов и бесплатного проезда определенной категории
пассажиров.
Подраздел 3 раздела 17.1 "перевозчик пассажиров обязан:
получить в установленном порядке сертификат услуг по перевозке
пассажиров автомобильным транспортом" решением Хабаровской
городской Думы от 20.05.2003 N 344/1 исключен. Одновременно из
подраздела 11 исключены слова "обязательном сертификате
соответствия на оказываемые услуги". Остальные перечисленные в
разделе 17 обязанности, как то: получение в установленном порядке
лицензии на право перевозки пассажиров, соблюдение лицензионных
требований, выполнение перевозки пассажиров в соответствии с
нормативными актами Российской Федерации, заключение договоров,
представление информации отчетности заказчику перевозок,
выполнение предписаний контролирующих органов, соблюдения
транспортного Устава, рассмотрение жалоб пассажиров не
противоречат требованиям пунктов 1, 3 "Положения о лицензировании
перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом" (утв.
Постановлением Правительства РФ N 402 от 10.06.2002). Названный
вид деятельности является лицензируемым, лицензионные условия
обязательны к исполнению. Приняты многочисленные нормативные акты
в виде законов РФ, постановлений Правительства РФ, приказов
Минтранса РФ, регулирующих вопросы перевозки пассажиров,
требование их выполнения соответствует содержанию перечисленных
нормативных актов. Контроль за выполнением лицензионных требований
возложен на лицензирующий орган. Неисполнение лицензиатом
предписаний или распоряжений государственных органов (п. 17.1)
является основанием для аннулирования лицензии или приостановлении
деятельности. Рассмотрение жалоб пассажиров производится по Закону
РФ "О защите прав потребителей". То есть, Дума в пункте 17.1 лишь
продублировала положения уже действующих нормативных актов.
Интерпретация п. 17.2 решения продиктована трудовым
законодательством, а также ст. 402 ГК РФ. Как видно из названной
нормы, действие работников должника по исполнению его обязательств
считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия,
если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязательств. Отсюда возложение ответственности на перевозчика как
за свои собственные действия, так и за действия своих служащих и
всех других юридических лиц, к услугам которых он прибегает для
осуществления перевозки, в рамках, возложенных данной перевозкой,
правомерно.
Спорное решение принято полномочным органом, это обстоятельство
установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда
Хабаровского края (дело N А73-10472/2002-40) и не доказывается
вновь.
Руководствуясь статьями 191 - 195 Арбитражного процессуального
кодекса российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования Дальневосточного территориального управления
Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства удовлетворить частично.
Признать недействующими пункты 5.4, 9, 10, 15 решения
Хабаровской городской Думы N 231 от 16.07.2002 "Об утверждении
положения об организации перевозки пассажиров автомобильным
транспортом в городе Хабаровске", как не соответствующие
Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону "Об общих принципах
местного самоуправления в Российской Федерации" N 154-ФЗ.
В остальной части иска отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть
обжаловано в кассационную инстанцию.
На решение может быть подана кассационная жалоба.
Председательствующий:
Л.В.Малиновская
Судьи:
Т.Г.Брагина
Т.И.Чакова
|