МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 04 августа 2003 г. N 2-28-3758
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Министерство образования Хабаровского края направляет
аналитическую справку об итогах контрольных работ выпускников 3
(4) классов общеобразовательных учреждений края для информации,
использования в работе и принятия конкретных мер педагогическими
коллективами школ по устранению отмеченных недостатков
(прилагается).
Первый заместитель
министра образования
И.А.Иванцева
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ОБ ИТОГАХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВЫПУСКНИКОВ 3 (4) КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КРАЯ В 2002 ГОДУ
В целях контроля обученности учащихся начальной школы,
согласно плану работы министерства образования края (приказ от
09.04.2003 N 293 "О проведении итоговых контрольных работ за курс
начальной школы") во всех общеобразовательных учреждениях края
были проведены контрольные работы по математике, русскому языку,
проверена техника чтения у выпускников 1 ступени общего
образования. Работу по русскому языку - контрольный диктант
выполняли 10533 человек (87,2%), работы по математике - 10534
(87,2%), по чтению - 10799 (89,4%), в т.ч. учащихся, обучающихся
по традиционной системе 70,7% выпускников (2002 г. - 84,6%), по
системе Л.В.Занкова - 23,35% (2002 г. - 13,2%), по УМК "Школа
2100" - 5,3%.
Проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки
по математике и русскому языку проводилась по заданиям
обязательного уровня, составленным на материале, включенном в
обязательный минимум содержания образовательных программ для
начальной школы и отвечающим требованиям к подготовке выпускников
начальной школы, что позволило обеспечить единые требования к
уровню подготовки независимо от систем обучения.
Без ошибок выполнили диктант 32% выпускников. Учащиеся, не
усвоившие минимум содержания образования по русскому языку, а
таких - 7% (разброс по районам от 3% до 9,3%), имеют пробелы в
базовой подготовке, которые не позволят им самостоятельно
обучаться в основной школе. Наибольшее количество орфографических
ошибок допущено учащимися на правописание безударных гласных -
46,4%, падежных окончаний прилагательных - 11,4%, звонких и глухих
согласных - 10,4%, что обусловлено игнорированием учителями общего
принципа методики орфографии - опоры на опознавательные признаки
орфограмм. В течение трех последних лет каждый третий младший
школьник допускает ошибки на пропуски и замену букв.
Полученные результаты контрольной работы по русскому языку
напрямую зависят от главнейшего общеучебного навыка - чтения (даже
программные требования - читать от 80 до 90 слов в минуту -
недостаточны для успешного обучения в среднем звене). Безошибочно
справились с чтением текста 43,7% выпускников (УМК "Школа 2100" -
53%), осознанно читают с соблюдением всех норм 64,8%, с
использованием основных средств выразительности - 63,4% .
Вместе с тем ниже нормы, используя чтение по слогам и целыми
словами, читает каждый пятый выпускник начальной школы края (УМК
"Школа 2100" - 5%, система Л.В.Занкова - 7,4%).
Полностью усвоили содержание образовательного стандарта по
математике (контрольная работа N 1) 51,3% выпускников
(традиционная система - 51,2%, УМК "Школа 2100" - 70,7%, система
Л.В.Занкова - 51,1%). Остальные выпускники имеют в базовой
подготовке недочеты, которые могут быть скорректированы в процессе
дальнейшего обучения в основной школе.
Наиболее высокое качество подготовки показали выпускники,
обучающиеся по УМК "Школа 2100". Разброс в процентах "правильных"
ответов на задания контрольной работы N 1 составил 70,4% - 100%
(традиционная система - 51,7% - 86,1%, система Л.В.Занкова -
56,7% - 85,6%).
Анализ приведенных результатов позволяет сделать выводы о том,
что большинство учащихся по ряду требований достигает уровня
обязательных требований, в то же время 26% учащихся выпускных
классов затрудняются в сравнении многозначных чисел, 38%
выпускников ошибаются в вычислениях значения выражения, что
сказывается на получении результатов при решении уравнений и
задач.
Даже при самом высоком проценте уровня выполнения задания N 3
(выполнили 72,8% учащихся) - преобразование и сравнение
именованных чисел - интервал по районам (53,6% - 81%)
свидетельствует об отсутствии устойчивых навыков действий с
именованными числами.
Низкий процент правильных ответов при решении геометрических
задач говорит о том, что значительная часть младших школьников не
обладает элементарным геометрическим видением, что впоследствии
негативно скажется на изучении курсов геометрии, на восприятии
графических объектов в основной школе.
Приступили к выполнению заданий по математике повышенного
уровня (контрольная работа N 2) - 6855 человек (65% выпускников).
Из них только 5,9% справились с заданиями полностью (традиционная
система - 5,2%, система Л.В.Занкова - 6,6%, УМК "Школа 2100" -
12,3%). Разброс в процентах "правильных" ответов составил по
"Школе 2100" - 27,3% - 90,1%, традиционной системе - 20,7% -
64,7%, системе Л.В.Занкова - 24,9% - 70,4%.
Результаты "правильных" ответов при решении задания N 4 -
найти значение выражения - 64,7%, задания N 3 - расставить скобки
так, чтобы получились верные равенства - 59,7%, задания N 1 -
решение тестовых задач - 20,7% позволяет сделать вывод о том, что
наиболее сложным для выпускников начальной школы являются задания,
требующие умения анализировать условия, оценивать полученные
результаты.
Результаты проведенной проверки свидетельствуют о
необходимости усилить практическую значимость базового уровня
подготовленности учащихся, достичь более оптимального соотношения
между отработкой умений и навыков и их умственным развитием,
уделить особое внимание формированию геометрического видения
выпускников начальной школы.
|