МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 04 августа 2003 г. N 2-28-3252
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
Направляем для использования в работе рекомендации по
организации и проведению промежуточной аттестации учащихся
общеобразовательных учреждений, подготовленные департаментом
общего образования министерства образования края. Приложение на
4-х листах.
Первый заместитель
министра образования
И.А.Иванцева
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Формы, порядок проведения, система оценок при промежуточной
аттестации в обязательном порядке указываются в уставе
образовательного учреждения или прописываются в локальном акте
"Положение о промежуточной аттестации", который утверждается
правомочным органом образовательного учреждения (педагогическим
советом или советом школы). С порядком организации и проведением
промежуточной аттестации знакомятся учащиеся и их родители
(законные представители) при поступлении в общеобразовательное
учреждение, а также при необходимости в начале каждого учебного
года.
Промежуточная аттестация учащихся подразделяется на текущую
аттестацию (поурочное, почетвертное, полугодовое оценивание) и
итоговую в переводных классах.
Цель промежуточной аттестации:
- анализ процесса формирования знаний и умений учащихся;
- выявление уровня усвоения базового и повышенного компонентов
стандарта учащимися, их затруднений в усвоении требований
стандарта;
- получение учителями данных об овладении учащимися знаний,
умений, навыков по предметам, о развитии учебной деятельности,
познавательных способностей учащихся;
- развитие у учащихся навыков подготовки и сдачи экзаменов;
- стимулирование учебной активности, самоконтроля учащихся,
определение индивидуальной траектории их развития.
Текущая аттестация
Формы текущей аттестации выбираются учителем с учетом
контингента обучающихся, содержания учебного материала,
используемых педагогических технологий и отражаются в
календарно-тематических планах.
Результаты контрольных работ учащихся по предметам обязательно
отражаются в классных журналах, как правило, к следующему уроку.
При повторном проведении работы по данной теме отметки
выставляются через дробь.
Отметки за письменные самостоятельные работы обучающего
характера не требуют обязательного выставления в классный журнал.
Отметка за четверть, как правило, складывается из результатов
письменных работ, устных ответов учащихся, имеющих контрольный
характер. При выставлении итоговой отметки при равных соотношениях
между "5" и "4", "4" и "3", право повышения или понижения итоговой
отметки остается за учителем. В начальной школе отдается
предпочтение более высоким отметкам.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся по предметам
приводятся в Программах по предметам, в "Инструктивно-методических
рекомендациях о повышении качества урока физической культуры
(бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР М.,
1984, N 3), в "Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по
литературе" (Приказ Министерства просвещения РСФСР от 5.09.84
N 239), в "Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку" (Приказ Министерства просвещения РСФСР от 3.09.84
N 234), в "Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по
иностранным языкам" (Приказ Министерства просвещения РСФСР от
4.09.84 N 235).
Текущая аттестация учащихся начальных классов определяется
Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от
19.11.98 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной
школе", "Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся 1 - 3-х
классов по русскому языку, математике, природоведению",
утвержденными Министерством просвещения РСФСР в 1984 г. N 239.
Уставом образовательного учреждения определяется, в каких классах
начальной школы проводится качественная оценка знаний учащихся.
Заслуживает внимание текущая диагностика по выявлению
отставания учащихся в изучении определенной темы по признакам,
которые выделил В.С.Цетлин в своих исследованиях (Цетлин В.С.
"Предупреждение неуспеваемости учащихся". М.: Знание, 1989).
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Все естественнонаучные курсы, история, общество, экономика ¦
+-T--------------------------------------------------------------+
¦-¦Затрудняется в воспроизведении теоретических положений, ¦
¦ ¦воспринятых из рассказа учителя или из текста учебника: ¦
¦ ¦- не может ответить на вопросы; ¦
¦ ¦- выделить главное; ¦
¦ ¦- определить части изложения; ¦
¦ ¦- оценить правильность рассказа товарища, правильность его ¦
¦ ¦ответов на вопросы. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может воспроизвести формулу, определение понятия, ¦
¦ ¦формулировку закона, неправильно употребляет термины, не ¦
¦ ¦замечает ошибок в этом у других учащихся. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может применить формулу, закон, правило для решения задачи ¦
¦ ¦знакомого типа, то есть воспроизвести по образцу ¦
¦ ¦соответствующие мыслительные операции, в частности, объяснить ¦
¦ ¦или воспроизвести схему, график. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может применить закон, формулу для решения задачи нового ¦
¦ ¦типа - самостоятельно проанализировать данные, привлечь ¦
¦ ¦имеющиеся знания, комбинировать их; не может составить план ¦
¦ ¦решения задачи или оценить план товарища: не может определить,¦
¦ ¦в чем трудности задачи (увидеть проблему); не может сказать, ¦
¦ ¦какое новое знание получено в результате решения задачи. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Затрудняется в составлении целостного рассказа по структурной ¦
¦ ¦схеме или не может оценить рассказ товарища. Затрудняется при ¦
¦ ¦перестройке рассказа в зависимости от цели изложения. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не пишет, не читает дополнительной литературы по предмету. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не задает учителю вопросов по существу изучаемого. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Отвлекается в те моменты урока, когда требуется напряжение ¦
¦ ¦мысли, идет объяснение сложного материала. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Неохотно принимается за выполнение сложных упражнений. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Равнодушен к своим успехам или неудачам, неохотно выполняет ¦
¦ ¦работу, за которую не ставят отметок. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦ Технология, физическая культура, черчение, иностранный язык ¦
+-T--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может выполнить определенное действие. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может выполнить системы действий по осознаваемому правилу, ¦
¦ ¦неправильно выполняет отдельные действия, путает их порядок. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может указать правила, которыми надо руководствоваться при ¦
¦ ¦выполнении упражнений, не знает, правильно ли выполнено ¦
¦ ¦упражнение. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может выполнять действия автоматически в системе сложной ¦
¦ ¦деятельности. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может комбинировать усвоенные действия, применяя их в новой¦
¦ ¦ситуации. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не стремится совершенствовать свои умения, не обращается к ¦
¦ ¦учителю или другим людям, которые могли бы помочь ему овладеть¦
¦ ¦деятельностью, не старается исправлять ошибки. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Неохотно принимается за трудную работу, особенно творческую, а¦
¦ ¦если есть возможность, выбирает более легкую. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не пытается применить усваиваемые умения, не ищет сфер их ¦
¦ ¦применения. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Равнодушен к своим успехам и неудачам в овладении умениями. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦ Музыка, изобразительное искусство, литература, МХК ¦
+-T--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не стремится приобщиться к искусству, не читает по своей ¦
¦ ¦инициативе художественную литературу, не слушает музыку, не ¦
¦ ¦интересуется живописью. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не стремится выработать свое личное отношение к содержанию ¦
¦ ¦произведений искусства, предпочитает пользоваться чужими ¦
¦ ¦оценками. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Не может выразить своего впечатления при первом знакомстве с ¦
¦ ¦произведением искусства. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Оценивает произведение искусства на уровне наивного реализма, ¦
¦ ¦не видит отношения автора к изображаемому, не замечает тех ¦
¦ ¦художественных средств, которые для этого использованы, не ¦
¦ ¦может оценить произведение в целом, видит только отдельные ¦
¦ ¦детали. ¦
+-+--------------------------------------------------------------+
¦-¦Остается равнодушным при восприятии произведений искусства и ¦
¦ ¦прекрасного в жизни, не замечает и проявлений безобразного. ¦
L-+---------------------------------------------------------------
Учащиеся, находящиеся на длительном лечении в больницах,
занимаются по типовому учебному плану для группового обучения
учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах (Типовое
положение об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном
лечении в больницах от 4.06.81), проходят текущую аттестацию. При
выписке из лечебного учреждения им выдается справка об обучении с
текущими или четвертными оценками по каждому учебному предмету,
подписанная директором школы и главным врачом больницы и
заверенная печатью общеобразовательной школы, на которую возложена
организация обучения в данной больнице.
Итоговый контроль
Формы итогового контроля:
- переводные экзамены;
- зачетная система;
- контрольные работы.
Переводные экзамены
Сроки окончания учебного года для учащихся, которым определена
форма итогового контроля в виде переводных экзаменов совпадают со
сроками окончания года для учащихся 1-х, 9-х, 11-х классов.
Переводные экзамены проводятся в профильных классах и классах
с углубленным изучением предметов; в общеобразовательных классах
по предметам, определяемым педагогическим советом (советом школы)
или выбираемым учащимися (согласно Положению о промежуточной
аттестации каждого общеобразовательного учреждения). Выбор
предмета и формы сдачи экзаменов определяются учащимися не менее,
чем за месяц до начала экзаменов по согласованию с учителем.
Формы сдачи переводных экзаменов: ответы на
билеты, собеседование, тесты, защита рефератов.
При прохождении итоговой аттестации в форме переводных
экзаменов в Положении о промежуточной аттестации необходимо
определить:
- порядок проведения переводных экзаменов (сроки проведения
консультаций, экзаменов; подготовки экзаменационного материала для
утверждения), состав экзаменационных комиссий;
- перечень предметов обязательных для сдачи всеми учащимися по
классам на ступенях обучения и предметов, сдаваемых в текущем
учебном году (по решению педагогического совета (совета школы) на
начало учебного года);
- порядок выставления итоговой отметки по предметам (с учетом
отметки по экзаменам или нет);
- порядок допуска учащихся к экзаменам;
- категории учащихся, имеющих право на освобождение от
экзаменов;
- порядок проведения экзаменов для учащихся, нуждающихся в
щадящей форме сдачи (больные дети).
Зачетная система
Зачетная система включает тематические зачеты по предметам,
определяемым педагогическим советом школы, и итоговые зачетные
недели за полугодия (триместры) или год. Число тематических
зачетных работ, график, дополнительные сроки их проведения
доводятся до сведения учащихся в начале полугодия. Все зачетные
работы (устные и письменные) должны входить в общий график
контрольных работ, учитывающий общую нагрузку учащихся.
При использовании зачетной системы в Положении о промежуточной
аттестации необходимо прописать:
- систему отметок (оценка, "зачет", "незачет");
- порядок выставления итоговой отметки по предметам (с учетом
отметки зачета или нет);
- порядок допуска учащихся к зачетам;
- категории учащихся, имеющих право на освобождение от
зачетов.
|