АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 05 августа 2003 г. по делу N АИ-1/737
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Сутурина Б.И.,
судей Малышевой Л.Г., Карасева В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником Яцишиной
Е.Е.,
от истца: Маркова Г.В.,
от ответчиков: Хальчицкий А.С., Колотыгина З.А.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации на решение от
10.06.2003 по делу N А73-8433/2002-43 Арбитражного суда
Хабаровского края, принятого судьей Иноземцевым И.В.,
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации
"Хабаровскэнерго" обратилось в арбитражный суд с исковым
заявлением к Комитету социальной защиты Администрации Хабаровского
района, Финансовому управлению Администрации Хабаровского района,
Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ
в лице Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о
взыскании 28473 руб. (с учетом уточнений) убытков, составляющих
выпадающие доходы от предоставления в июне 2002 года льгот
инвалидам, проживающим в Хабаровском районе.
Решением от 10.06.2003 исковые требования удовлетворены в
полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице
Министерства финансов Российской Федерации.
Правильность принятого решения проверяется в порядке статей 266
и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по
апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации,
которое с данным решением не согласно, просит его отменить и в
иске к Министерству финансов РФ - отказать. Заявитель считает, что
факт недостаточности финансовых средств на реализацию закона об
инвалидах, предусмотренных в составе фонда компенсации, не может
служить основанием для возложения ответственности на казну РФ,
поскольку действующее законодательство не предусматривает
исключительное финансирование мероприятий по предоставлению льгот
инвалидам из федерального бюджета, как не предусматривает и
последующего полного возмещения расходов субъектов РФ. Считает,
что объем ответственности субъектов не может ограничиваться
объемом оказанной им финансовой помощи, поскольку оказание
финансовой помощи является не единственным доходным источником
субъекта РФ.
Министерство финансов Хабаровского края в отзыве на
апелляционную жалобу считает ее доводы необоснованными, просит
обжалуемое решение оставить без изменения.
Заслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела,
суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены
судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой
инстанции, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в июне 2002 года осуществляло
расчет оплаты за электрическую энергию для категорий граждан, на
которых распространяется действие Федерального закона РФ "О
социальной защите инвалидов", с учетом установленных Законом РФ
"Об основах федеральной жилищной политики в РФ" субсидий при
оплате коммунальных услуг.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы в размере
предоставленной им льготы по оплате потребленной электроэнергии
указанной категории граждан составили истребуемую сумму убытков,
которую истец просит взыскать в соответствии со статьями 16 и 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возложение ответственности на основании указанных нормативных
актов на ответчика - Министерство финансов Российской Федерации
суд апелляционной инстанции считает правомерным и обоснованным в
связи со следующим.
В соответствии со статьей 17 ФЗ РФ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" льготы при оплате коммунальных
услуг имеют инвалиды всех категорий.
Статьей 15 ФЗ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной
жилищной политики" установлено, что источники финансирования
субсидий, обеспечивающих гражданам оплату жилья в пределах
социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, определяются
законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и
пунктом 1 статьи 76 Бюджетного кодекса Хабаровского края
определено, что расходы на обеспечение социальной защиты населения
финансируются совместно за счет федерального бюджета, средств
краевого бюджета и средств бюджетов муниципальных образований.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 "О
предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов,
по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья, и коммунальных
услуг" на субъекты РФ и органы местного самоуправления возложена
обязанность по определению порядка возмещения расходов, связанных
с предоставлением льгот по оплате, в том числе и коммунальных
услуг по государственному жилищному фонду, находящемуся в
собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду и по
общественному жилищному фонду.
Во исполнение настоящего Постановления Законом Хабаровского
края от 27.12.2000 N 281 "О краевой целевой программе "Социальная
защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми
на 2001 - 2003 года" установлен порядок возмещения указанных
расходов путем их компенсаций за счет средств бюджетов
муниципальных образований.
Между тем, пунктом 2 статьи 49 Федерального закона РФ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в РФ" органы
местного самоуправления несут ответственность за осуществление
отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти
полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
передаваемых на другие уровни власти, в том числе на орган
государственной власти субъекта РФ, относится к расходам,
финансируемым исключительно из федерального бюджета.
В соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса Российской
Федерации финансовые средства, необходимые для осуществления
полномочий Российской Федерации, не относящиеся к предмету ведения
субъекта Российской Федерации, передаваемые из бюджета Российской
Федерации, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов
бюджета и учитываются отдельно по каждому виду расходов. На
основании данной нормы средства компенсаций на осуществление
государственных полномочий, переданных субъекту Российской
Федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в
бюджет субъекта целевым назначением согласно федеральному закону о
федеральном бюджете на соответствующий год.
Дав надлежащую оценку представленным доказательствам в их
совокупности, судом первой инстанции правильно установлено, что
объем запланированных в федеральном бюджете финансовых средств на
реализацию Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов"
на 2002 год не соответствует объему фактических расходов,
затраченных Хабаровским краем на реализацию настоящего Закона.
При таких обстоятельствах следует признать не исполненной
надлежащим образом обязанность обеспечения финансовыми средствами
Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов",
возложенной на органы государственной власти РФ.
На основании вышеуказанных нормативных актов, а также статей 16
и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной
инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной
жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
постановила:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.06.2003 по
делу N А73-8433/2002-43 оставить без изменения, апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Б.И.Сутурин
Судьи:
В.Ф.Карасев
Л.Г.Малышева
|