МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕШЕНИЕ
СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
от 13 августа 2003 г. N 2
О СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ
ДЕТСКИХ ДОМОВ И ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
В условиях социально-экономической нестабильности и ухудшения
уровня жизни населения, дефицита рабочих мест обостряется проблема
социально-трудовой адаптации воспитанников детских домов и
школ-интернатов.
В 63 учреждениях края для детей-сирот и детей, имеющих
отклонения в умственном и физическом развитии, обучаются и
воспитываются 5718 человек.
Министерством образования, муниципальными органами управления
образованием проводится работа по социально-трудовой адаптации
воспитанников детских домов и школ-интернатов. Сложилась система
работы в данном направлении в городе Комсомольске-на-Амуре,
Вяземском, Бикинском, Комсомольском районах. Укрепляется
материально-техническая база учреждений образования. За 48-ю
учреждениями (78%) закреплены приусадебные земельные участки общей
площадью 44,7 га. В 8% учреждений созданы подсобные хозяйства.
Заслуживает внимания работа педагогических коллективов детских
домов и школ-интернатов по созданию материально-технической базы
мастерских для трудового обучения в школах-интернатах г. Амурска,
Вяземского, Солнечного районов, NN 2, 31 г. Хабаровска, N 3
г. Комсомольска-на-Амуре, реализации правовых,
социально-образовательных программ "Становление", "Шаги", "Жизнь
без страха", "Пути взросления", привлечению воспитанников для
занятий в кружках учреждений дополнительного образования. В
кружках и секциях спортивно-оздоровительного,
художественно-эстетического, гражданско-правового направления
занимается 79% с воспитанников учреждений общественного воспитания
края. Развитию детского самоуправления способствует создание в 65%
учреждений детских общественных организаций. Наметились
положительные тенденции в психолого-медико-педагогическом
сопровождении воспитанников в процессе обучения и воспитания.
Вместе с тем, совет департамента отмечает, что в
социально-трудовой адаптации воспитанников существует целый
комплекс нерешенных проблем. В учреждениях Хабаровского,
Ульчского, Вяземского, им. Лазо, Бикинского, Ванинского районов
слабая материальная база. Не во всех учреждениях оборудованы
комнаты социально-бытовой ориентации. Без учета потребностей рынка
труда ведется трудовая подготовка воспитанников коррекционных
школ-интернатов. Педагогическими коллективами проводится
недостаточная работа по профессиональной ориентации,
профдиагностике выпускников детских домов и школ-интернатов, не
всегда учитываются их интересы при определении в учреждения
начального профессионального образования. У многих выпускников
развито потребительское отношение к жизни, они не готовы к
созданию семьи, планированию расходов своего бюджета.
Остается низким качественный состав педагогических кадров в
детских домах, 47,7% педагогов имеют специальное дошкольное
образование и не прошли профессиональную переподготовку. Из-за
отсутствия узких специалистов в ряде учреждений должным образом
не осуществляется социально-психологическое сопровождение
воспитанников. Низка роль попечительских советов в
социально-трудовой адаптации воспитанников детских домов и
школ-интернатов.
На основании вышеизложенного совет решил:
1. Руководителям муниципальных органов управления
образованием:
1.1. На основании Договора о взаимном сотрудничестве между
департаментом федеральной государственной службы занятости
населения по Хабаровскому краю, министерством образования
Хабаровского края, министерством социальной защиты населения
Хабаровского края от 24 июля 2003 года составить планы работы по
профессиональной ориентации и трудоустройству воспитанников
детских домов и школ-интернатов с учетом потребностей рынка труда;
1.2. Проанализировать состояние материально-технической базы
школ-интернатов для организации трудового обучения учащихся,
привести ее в соответствии с профилями трудового обучения до
01.09.2004. Изучить возможность открытия в специальных
коррекционных школах-интернатах профилей трудовой подготовки
воспитанников в соответствии с потребностями рынка труда;
1.3. Изучить возможность включения в штатное расписание
учреждений для детей сирот, имеющих подсобные хозяйства, штатных
единиц по их обслуживанию;
1.4. Разработать и представить в министерство образования края
до 01.12.2003 перспективные пятилетние планы по подготовке и
переподготовке педагогических руководящих кадров детских домов и
школ-интернатов;
1.5. Организовать работу руководителей учреждений интернатного
типа по определению на проживание детей-сирот из детских домов и
школ-интернатов в семьи граждан в каникулярное время под контролем
органов опеки и попечительства.
1.6. Совместно с органами опеки и попечительства муниципальных
образований отработать до 01.01.2004 механизмы взаимодействия
образовательных учреждений организаций, ведомств по сопровождению
выпускников детских домов и школ-интернатов в течение трех лет
после выхода из учреждений общественного воспитания с учетом
особенностей каждого района (города).
2. Отделу специального образования департамента общего
образования министерств образования края (Зотова И.А.),
Хабаровскому краевому институту переподготовки повышения
квалификации (Кузнецова А.Г.):
2.1. Провести в декабре 2003 года краевую научно-практическую
конференцию "Социальная адаптация и социальная защищенность
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
подготовка их к жизни: проблемы, пути их решения";
2.2. Обобщить в 2004 году опыт работы: детского дома N 2
с. Лермонтовка Бикинского района по социально-трудовой адаптации
воспитанников; специальной коррекционной школы-интерната N 3
г. Комсомольска-на-Амуре по социально-трудовой адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
2.3. Разработать до 01.01.2004 совместно с департаментом
начального профессионального образования и департаментом высшего и
средне-специального профессионального образования алгоритм
преемственности учащихся учреждений общественного воспитания,
профтехучилищ, средне-специальных учебных заведений, апробировать
его в 2004 - 2008 годах на базе учреждений Вяземского района.
3. Финансово-экономическому отделу министерства образования
Хабаровского края (Макарова Н.В.) совместно с отделом специального
образования (Зотова И.А) организовать и провести в 2004 году
смотр-конкурс попечительских советов детских домов и
школ-интернатов.
4. Краевому центру психолого-медико-педагогического
сопровождения (Кудряшова В.В) разработать до 01.07.2004
методические рекомендации в помощь руководителям, педагогам
детских домов и школ-интернатов, по
психолого-медико-педагогическому сопровождению воспитанников в
образовательном процессе.
5. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
Зотову И.А. - начальника отдела специального образования.
Председатель Совета
И.А.Иванцева
Секретарь Совета
М.А.Храмова
|