АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 13 августа 2003 г. по делу N АИ-1/794
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.,
судей Сутурина Б.И., Карасева В.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания Червенко К.Г.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Маркова Г.В.,
от ответчиков: Колотыгина З.А., Бертина Н.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на
решение от 02 июня 2003 г. по делу N А73-392/2003-26 Арбитражного
суда Хабаровского края, принятого судьей Кустовой Т.С. по иску ОАО
"Хабаровскэнерго" к Министерству финансов РФ и Министерству
финансов Хабаровского края, третьи лица: Финансовое управление
администрации Ванинского района, Комитет социальной защиты
администрации Ванинского района о взыскании 337607 руб. 64 коп.
установил:
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" обратилось с иском к Министерству
финансов РФ и Министерству финансов Хабаровского края о взыскании
денежных средств в размере 337605 руб. 64 коп. за предоставление
льготы в размере 50% по оплате коммунальных услуг инвалидам.
Решением от 02.06.2003 Арбитражный суд Хабаровского края
исковые требования в размере 307210 руб. 52 коп. удовлетворил за
счет Министерства РФ в лице Министерства финансов РФ за счет казны
РФ.
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления
Федерального казначейства с вынесенным решением не согласно и
обжаловало его. Считает, что в соответствии с пунктом 6
Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 "О
предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов"
льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет
средств федерального бюджета и в порядке установленном субъектами
РФ и органами местного самоуправления, в зависимости от того, в
чьей собственности находится государственный жилой фонд.
Министерство финансов Хабаровского края с решением суда
согласно. Распределение и закрепление между бюджетами, разных
уровней указанных расходов производятся по согласованию органов
государственной власти РФ и субъектов РФ и утверждаются
соответствующими законами о бюджетах.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб и
возражений суд апелляционной инстанции оснований для отмены
принятого решения не находит.
Судом установлено, что истец за счет собственных денежных
средств, предоставил вышеуказанным категориям граждан льготы за
отпущенную энергию.
Суд первой инстанции правильно установил, что всего за период с
января 2002 по октябрь 2002 года истцом было предоставлено льгот
на сумму 307210 рублей 52 копейки, что подтверждается материалами
дела и не оспаривается же сторонами.
Ввиду не возмещения ответчиками указанной суммы истец предъявил
свои исковые требования на основании статьи 15, 16, 1069 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Российской
Федерации в лице УФК по Хабаровскому краю суд апелляционной
инстанции считает несостоятельными.
Судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы
материалы дела и дана правильная юридическая оценка сложившимся
правоотношениям.
Инвалиды всех категорий в соответствии со ст. 17 ФЗ "О
социальной защите инвалидов в РФ" и Постановлением РФ N 901 от
27.07.1996 имеют право на получение льгот при оплате коммунальных
услуг.
Пунктом 16 данного Постановления, определено, что расходы,
связанные с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных
услуг возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами
местного самоуправления. Однако Постановление не указывает
источник финансирования данной льготы.
Впервые источник финансовой реализации Закона "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" установлен лишь в 2003
году в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной
политики и другие законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг"
- федеральный бюджет.
Хабаровский край постановлением N 150 от 03.05.2000 не принимал
на себя обязанность обеспечивать финансирование мероприятий
социальной защиты населения. В нем указано, что финансирование
мероприятий обеспечивается на соответствующий финансовый год "в
пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах в
соответствии с учетом их наполняемости".
Кроме п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901,
эта обязанность вытекает из положений Правительства РФ от
14.07.2001 N 536, где предусмотрена передача финансовых средств в
бюджет муниципального образования, если расходы, предусмотренные
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской
Федераций" производится органами социальной защиты населения
муниципальных образований, ввиду чего источником финансирования и
названы бюджеты муниципальных образований края.
Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 по факту
возникновения аналогичных споров, установлено, что "впредь до
надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений
федеральным законом, предусматривающим распределение
соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, должно
производиться за счет средств федерального бюджета".
Так часть 2 ст. 85 БК РФ гласит, что распределение и
закрепление между бюджетами разных уровней указанных расходов
производятся по согласованию органов государственной власти РФ и
субъекта РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах.
Процедура согласования расходных полномочий отчасти
федеральными органами исполнительной власти была реализована в
частности в 2001 году между Администрацией Хабаровского края и
Министерством финансов РФ был заключен акт сверки исходящих данных
для расчета финансовой помощи бюджету края на 2002 год, где были
установлены основные показатели для установления фактической
потребности в средствах на реализацию Закона "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", однако фактически в 2002 году в
законе о федеральном бюджете была предусмотрена субсидия в размере
меньше согласованного. Суд первой инстанции дал надлежащую оценку
данному обстоятельству, установив факт недостаточности
финансирования на реализацию федерального закона в 2002 году из
федерального бюджета, в связи с чем, обоснованно возложил
ответственность на казну Российской Федерации.
Пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ, ст. 85 Бюджетного
кодекса РФ, а так же Постановления Правительства РФ от 30.07.1998
N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в
Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" предусмотрено, что все
перечисленные нормативно-правовые акты относятся к сфере
совместного финансирования обеспечение социальной защиты
населения, а отнюдь не мероприятия, предусмотренные Федеральным
законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В
этой связи суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том,
что субъект РФ надлежащим образом исполняет обязательства по
финансированию вопросов отнесенных к сфере совместного ведения и
финансирования, поскольку вышеуказанным краевым законом
предусмотрен целый перечень мероприятий направленных на
обеспечение социальной защиты населения, проживающего на
территории Хабаровского края. При этом собственные обязательства,
направленные на социальную защиту данной категории граждан,
установленных именно краевыми законами, дополнительно к
федеральным мероприятиям, Хабаровский край в лице его
государственных органов исполняет надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов РФ по
Хабаровскому краю для компенсации затрат по данной категории
граждан выделена сумма в размере 149855 рублей. Фактическое
финансирование расходов по компенсации затрат составило 159000
рублей, что говорит о недостаточности финансирования Министерством
финансов РФ расходов по компенсации затрат на возмещение льгот и о
надлежащем исполнении обязательств Министерством финансов
Хабаровского края.
Расчет, предлагаемый Министерством финансов РФ как
подтверждение достаточности выделенных средств бюджету на
реализацию федерального закона об инвалидах, напротив
свидетельствует об обратном: так согласно расчету Министерства
финансов РФ на предоставление льготы по оплате электрической
энергии потребность на территории края составляет 27000000 рублей,
при этом если по этой формуле рассчитать потребность на все
остальные виды коммунальных услуг, то ее размер превысит даже
рассчитанную сумму потребности на основании акта сверки исходных
данных для формирования финансовой помощи бюджету Хабаровского
края Министерством финансов Хабаровского края, и предоставленную
суду первой инстанции.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно
применены нормы материального права. Норм процессуального права
судом не нарушено.
На основании изложенного решение Арбитражного суда Хабаровского
края следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без
удовлетворения.
Расходы по апелляционной жалобе следует отнести на подателя
апелляционной жалобы, но следует учесть, что в соответствии с
Законом РФ "О государственной пошлине" Министерство финансов
Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства
по Хабаровскому краю освобождено от ее оплаты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02 июня 2003 по
делу N А73-392/2003-26 оставить без изменения, а апелляционную
жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок в установленном
законом порядке.
Председательствующий:
Л.Г.Малышева
Судьи:
Б.И.Сутурин
В.Ф.Карасев
|