АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 11 сентября 2003 г. по делу N А73-6849/2003-14
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания специалистом судьи
Томас В.И.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению ООО "Частное
охранное предприятие "ШАТМИ" о признании недействительным решения
Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска N 11-
5693 от 23.05.2003,
при участии:
от заявителя: Перстнева Э.В., гл. бухг., Беспалова М.В., юрист,
от налогового органа: Булошина Т.Н., гос. налог. инсп.,
Степанова Е.Б., ст. гос. налог. инсп.,
установил:
ООО "Частное охранное предприятие "ШАТМИ" обратилось с
заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС РФ
по Железнодорожному району г. Хабаровска N 11-5693 от 23.05.2003 о
невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В судебном заседании заявитель заявление поддержал.
Налоговый орган в судебном заседании с заявлением не
согласился.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 03.09.2003 до
11.09.2003.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил
следующие обстоятельства.
ООО "Частное охранное предприятие "ШАТМИ" зарегистрировано в
качестве юридического лица Министерством РФ по налогам и сборам 6
декабря 2002 г., о чем выдано свидетельство серии 27 N 000314313.
Согласно Свидетельству серии 27 N 00474397 от 16 декабря 2002
г. поставлено на налоговый учет в Инспекции МНС РФ по
Железнодорожному району г. Хабаровска.
30 декабря 2002 г. Обществом подано в налоговый орган заявление
о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003
года в соответствии со статьями 346.12, 346.13 НК РФ.
По рассмотрении заявления налоговым органом принято уведомление
о возможности применения упрощенной системы налогообложения N 223
от 10 января 2003 г.
Позднее налоговым органом вновь было рассмотрено заявление
Общества о переходе на упрощенную систему налогообложения и
принято решение, выраженное в письме за N 11-5693 от 23.05.2003 о
невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 1
июля 2003 г.
Налогоплательщик, считая, что указанные уведомления ущемляют
его права и противоречат нормам Налогового кодекса РФ, просит
признать их недействительными.
Налоговый орган считает, что Общество не имеет права перехода
на упрощенный режим налогообложения как вновь созданное
предприятие, поскольку такой переход возможен только с момента
создания Общества, а в момент его создания упрощенный режим
налогообложения еще не действовал, в то же время как ранее
созданное Общество, желающее перейти на упрощенный режим
налогообложения, оно пропустило установленный срок для подачи
заявления о переходе.
Суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению
в связи со следующим.
Законом РФ N 104-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах, а так же о признании утратившими силу отдельных
актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"
раздел VIII.1 Кодекса "Специальные налоговые режимы" дополнен
главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его
официального опубликования, 30 августа 2002г., а специальный
налоговый режим, предусмотренный статьей 1, введен в действие с 1
января 2003 года.
В соответствии со статьей 346.11 раздела "Упрощенная система
налогообложения" упрощенная система налогообложения организациями
и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей
системой налогообложения, предусмотренной законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной
системе налогообложения или возврат к общему режиму
налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными
предпринимателям добровольно в порядке, предусмотренном Кодексом.
Такой порядок регламентирован статьей 346.13, в соответствии с
которой организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие
желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в
период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году,
начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную
систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего
нахождения (месту жительства) заявление. Кроме того, до начала
налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система
налогообложения, налогоплательщиком осуществляется выбор объекта
налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину
расходов.
Таким образом, законодатель, введя упрощенную систему
налогообложения, наряду с общей системой налогообложения,
предоставил налогоплательщикам право выбора между ними, для чего
установил срок с 1 октября по 30 ноября предшествующего года, и
срок для выбора объекта вплоть до наступления налогового периода,
в котором впервые применена упрощенная система налогообложения, в
общей сложности три месяца.
ООО "Частное охранное предприятие "ШАТМИ", будучи созданным
лишь 6 декабря 2002 г., заявление о переходе на упрощенную систему
налогообложения подало 30 декабря 2003 г., поскольку соблюсти
установленный статьей 346.13 НК РФ срок не имело возможности.
При таких обстоятельствах, налоговым органом правомерно было
вынесено уведомление о возможности применения упрощенной системы
налогообложения Обществом с 1 января 2003 г.
Оспариваемое решение о невозможности применения упрощенной
системы налогообложения суд считает противоречащим нормам
налогового законодательства, а так же Конституции Российской
Федерации в силу следующего.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ
законодательство о налогах и сборах основывается на признании
всеобщности и равенства налогообложения.
Принцип равного налогового бремени закреплен и в статьях 8 п.
2, 19 и 57 Конституции Российской Федерации.
Между тем, в сложившейся ситуации, ООО "Частное охранное
предприятие "ШАТМИ" оказалось в неравном положении по сравнению с
налогоплательщиками, которые были созданы до 30 ноября 2002 г. и
имели время в течение двух месяцев с 1 октября по 30 ноября 2002
г. проанализировать возможности упрощенной системы налогообложения
и своевременно подать заявление в случае ее выбора.
Кроме того, уведомление фактически обязывает Общество перейти с
упрощенного режима налогообложения на общий режим налогообложения
в текущем году, что не предусмотрено нормами Налогового кодекса
РФ.
В связи с этим, оспариваемое решение Инспекции МНС РФ по
Железнодорожному району г. Хабаровска противоречит закону и
нарушает права и законные интересы Общества в сфере
предпринимательской деятельности и подлежит признанию
недействительными.
Доводы сторон, касающиеся применения упрощенной системы
налогообложения вновь созданными организациями и индивидуальными
предпринимателями в текущем году, суд считает не относящимися к
предмету рассмотрения, поскольку указанная ситуация в данном
случае отсутствует.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат возвращению
заявителю из федерального бюджета в связи с освобождением
налоговых органов статьей 5 Закона "О государственной пошлине" от
уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по
Железнодорожному району г. Хабаровска N 11-5693 от 23.05.2003 как
противоречащие Конституции Российской Федерации и Налоговому
кодексу Российской Федерации.
Возвратить ООО "Частное охранное предприятие "ШАТМИ" из
федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.,
перечисленную платежным поручением N 50 от 30.07.2003.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в
апелляционную инстанцию арбитражного суда в течение месяца.
Судья
А.И.Михайлова
|