ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
В связи с многочисленными заявлениями хозяйствующих субъектов,
поступившими в территориальное управление в июле - августе 2003
года, обращением Хабаровского краевого объединения промышленников
и предпринимателей по поводу законности письма ГУ ЦГСЭН в
г. Хабаровске от 25.07.2003 N 965, адресованного хозяйствующим
субъектам и содержащего запрет на организацию завоза яйца из
других регионов со ссылкой на решение
санитарно-противоэпидемической комиссии от 18.07.2003 N 11 "Об
усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае"
Дальневосточное территориальное управление Министерства Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства разъясняет следующее.
Статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство
экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств, а статья 74 Конституции РФ определяет, что
ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в
соответствии с федеральным законом, если это необходимо для
обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны
природы и культурных ценностей.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
административные меры, направленные на предотвращение
распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие
особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение
передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и
животных, отнесены к числу ограничительных мероприятий.
Согласно пункту 5 статьи 29 названного Закона порядок и
условия осуществления санитарной охраны территории Российской
Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории
Российской Федерации устанавливаются федеральными законами,
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Статья 30 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", а также п. 2.7 санитарно-эпидемиологических правил
"Санитарная охрана территории Российской Федерации.
СП 3.4.1328-03" (введены в действие Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 30.05.2003 N 108,
зарегистрированным в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4754)
предусматривают, что ограничительные мероприятия (карантин)
вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний
главных государственных санитарных врачей и их заместителей
решением Правительства Российской Федерации или органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа
местного самоуправления, а также решением уполномоченных
должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его
территориальных органов, структурных подразделений, в ведении
которых находятся объекты железнодорожного транспорта, обороны и
иного специального назначения.
Санитарно-противоэпидемическая комиссия Правительства
Хабаровского края согласно Положению, утвержденному постановлением
главы администрации Хабаровского края от 13.10.1994 N 526,
является координационным органом и не наделена полномочиями
принимать нормативные правовые акты и другие решения, обязательные
для исполнения неопределенным кругом лиц. Решения комиссии,
направленные на ограничение прав граждан и хозяйствующих
субъектов, могут носить только рекомендательный характер. Так,
пунктом 4 Положения к функциям Комиссии отнесено определение
необходимости введения и отмены в установленном порядке на
территории края особых условий и режимов ведения хозяйственной
деятельности, а пунктом 8 Положения оговорено, что по вопросам,
требующим решения главы администрации (в настоящее время -
Правительства) края, Комиссия в установленном порядке вносит
соответствующие предложения. Следовательно, решение от 18.07.2003
N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском
крае" в части установления запретов, адресованных неопределенному
кругу лиц, принято санитарно-противоэпидемической комиссией
неправомочно.
Кроме того, п. 3 ст. 30 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" предусмотрено, что перечень инфекционных
заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых
вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливается
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации. В этот перечень, приведенный в Приложении 1
санитарно-эпидемиологических правил "Санитарная охрана территории
Российской Федерации. СП 3.4.1328-03", сальмонеллез не внесен.
Таким образом, санитарно-противоэпидемической комиссией
Правительства Хабаровского края принят документ, не
соответствующий законодательству РФ в области
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вне
правомочий, установленных постановлением главы администрации
Хабаровского края, и не являющийся нормативным правовым актом. В
связи с этим решение санитарно-противоэпидемической комиссии от
18.07.2003 N 11 "Об усилении мер по профилактике сальмонеллеза в
Хабаровском крае" не может служить основанием для регулирования
соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам,
должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в
них указаний.
В свете вышеизложенного ДВТУ МАП России не усматривает
признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях
санитарно-противоэпидемической комиссии Правительства Хабаровского
края, выразившихся в принятии решения от 18.07.2003 N 11 "Об
усилении мер по профилактике сальмонеллеза в Хабаровском крае".
Конкретные действия органов власти и управления, направленные
на ограничение завоза яйца и/или реализации завезенного яйца на
территории Хабаровского края, могут быть обжалованы хозяйствующими
субъектами в установленном законом порядке.
Заместитель руководителя
территориального управления
Е.В.Гуринович
|