ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Вопрос: Правомерно ли применение льготы по налогу на
добавленную стоимость по пп. 23 п. 2 ст. 149 НК РФ муниципальному
предприятию по подвозу и продаже воды на морские суда собственным
автотранспортом на морские причалы и в порты? В портовые сборы
порта такие услуги не включаются, счет-фактура выставляется
судовладельцу предприятия непосредственно.
Ответ: Подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации установлено, что не подлежит обложению НДС
реализация на территории Российской Федерации работ (услуг,
включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов
внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых
сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка
(в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ).
До введения в действие Федерального закона от 29 мая 2002 года
N 57-ФЗ при применении подпункта 4 пункта 1 статьи 148 и подпункта
22 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует руководствоваться Письмом
МНС России от 22 мая 2001 года N ВГ-6-03/411@. В соответствии с
пунктом 2 Письма снабжение судов водой относится к другим работам
(услугам), непосредственно связанным с обслуживанием морских судов
и судов внутреннего плавания.
Таким образом, до введения вышеуказанного Закона подвоз воды
на морские суда не облагался налогом на добавленную стоимость.
Вопрос: В каком налоговом периоде налогоплательщик, являющийся
плательщиком единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности и в то же время имеющий обороты, облагаемые
налогом на добавленную стоимость (оптовая торговля), должен
восстановить налоговые вычеты, заявленные ранее к вычету из
бюджета: если он приходует товары на оптовую базу и в связи с этим
заявляет НДС, оплаченный поставщикам, к вычету, а потом при
передаче его в розничную сеть (5 магазинов) в последующие
налоговые периоды восстанавливает его к уплате в бюджет в том
налоговом периоде, в котором передал в розничную сеть, а не в том
периоде, в котором заявил к вычету? При этом указанные действия он
осуществляет на постоянной основе.
Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 170 Кодекса суммы
налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг)
налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и
освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету,
либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они
используются для производства и (или) реализации товаров (работ,
услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам,
услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом,
так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от
налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости
отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых
подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей
стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по
приобретенным товарам.
Таким образом, при оприходовании товара (работ, услуг)
налогоплательщик принимает к вычету суммы налога на добавленную
стоимость, рассчитанные по удельному весу исходя из стоимости
отгруженных товаров.
Вопрос: Должен ли налогоплательщик, имеющий свидетельство на
оптовую реализацию нефтепродуктов, уплачивать акциз при
приобретении топлива судового маловязкого?
Ответ: Согласно подпунктам 7, 8, 9, 10 пункта 1 статьи 181
Кодекса с 1 января 2003 года подакцизными товарами признаются
автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для
дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,
прямогонный бензин.
Понятие "топливо судовое маловязкое" Кодексом как подакцизный
товар не определено. Следовательно, акциз при приобретении топлива
судового маловязкого не начисляется.
При определении видов топлива считаем возможным пользоваться
Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
Вопрос: Что подразумевается под "суммой уплачиваемых за
отчетный период страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование" - сумма начисленных за этот период взносов или сумма
уплаченных взносов? Если сумма уплаченных взносов, то каких:
фактически уплаченных за этот период, например, за 1 кв. 2003 года
с 01.01.2003 по дату сдачи декларации или по 31.03.2003, с учетом
или без учета недоимки за предыдущие периоды; а в случае уплаты
взноса больше начисленной суммы его за квартал - в пределах
начисленной суммы взносов или фактически уплаченную сумму взносов?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 346.21 Кодекса
налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения
и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе
уменьшать сумму исчисленного ими за отчетный (налоговый) период
единого налога на сумму страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, подлежащих уплате за этот же период
времени.
Согласно статье 346.20 Кодекса отчетными периодами при
применении упрощенной системы налогообложения признаются первый
квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, а налоговым
периодом - календарный год.
Пример 1. По итогам отчетного периода величина доходов
налогоплательщика составила 543750 руб.
Расчет суммы единого налога за отчетный период выглядит
следующим образом:
1) налоговая база по единому налогу за отчетный период -
543750 руб.;
2) сумма единого налога, исчисленная по итогам отчетного
периода - 543750 руб. x 6% = 32625 руб.;
3) взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные
и уплаченные в этом отчетном периоде - 10000 руб.;
4) 50% от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет,
составляет: 32625 руб. / 2 = 16312,5 руб.;
5) сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам
отчетного периода с учетом сумм уплаченных взносов на обязательное
пенсионное страхование: 32625 руб. - 10000 руб. = 22625 руб.
В данном примере налогоплательщик вправе уменьшить сумму
исчисленного за отчетный период единого налога на всю сумму
уплаченных за этот же отчетный период взносов на обязательное
пенсионное страхование в размере 10000 руб., т.к. она не превышает
50% суммы единого налога, подлежащей уплате в бюджет (16312,5
руб.).
Общая сумма платежей за отчетный период составит 32625 руб., в
том числе:
- сумма единого налога - 22625 руб. (32625 руб. - 10000 руб.);
- сумма уплаченных страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование - 10000 руб.
Пример 2. По итогам отчетного периода величина доходов
налогоплательщика составила 543750 руб.
Расчет суммы единого налога за этот отчетный период выглядит
следующим образом:
1) налоговая база по единому налогу за отчетный период -
543750 руб.;
2) сумма единого налога, исчисленная по итогам отчетного
периода, 543750 руб. x 6% = 32625 руб.;
сумма взносов на обязательное пенсионное страхование,
исчисленная и уплаченная за этот же отчетный период - 20000 руб.;
50% от суммы единого налога, подлежащей уплате в бюджет,
составляет: 32625 руб. / 2 = 16312,5 руб.;
сумма единого налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам
отчетного периода, с учетом сумм уплаченных взносов на
обязательное пенсионное страхование составляет: 32625 руб. -
- 16312,5 руб. = 16312,5 руб.
В данном примере налогоплательщик вправе уменьшить сумму
исчисленного за отчетный период единого налога лишь на 16312,5
руб., т.к. сумма уплаченных взносов на обязательное пенсионное
страхование 20000 руб. превышает 50% от суммы исчисленного единого
налога.
Общая сумма платежей за отчетный период составит 36312,5 руб.,
в том числе:
сумма единого налога - 16312,5 руб.;
сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование - 20000 руб.
В связи с тем, что упрощенная система налогообложения введена
в действие с 1 января 2003 года, то к уменьшению суммы единого
налога следует принимать только сумму страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, уплаченных после 1 января
2003 года.
Таким образом, суммы уплаченной в 2003 году задолженности по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
образовавшейся до 1 января 2003 года, не уменьшают сумму единого
налога, т.к. они не связаны с выполнением плательщиком налоговых
обязательств по единому налогу и обязательств по уплате страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий
налоговый период 2003 года.
Вопрос: Вправе ли некоммерческая организация - Хабаровское
региональное отделение политической партии, состоящая на учете как
юридическое лицо, применять упрощенную систему налогообложения?
Ответ: В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12
главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса
Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему
налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, организации, в
которых доля непосредственного участия других организаций
составляет более 25 процентов.
При определении понятия "доля непосредственного участия других
организаций" в целях применения законодательства об упрощенной
системе налогообложения следует руководствоваться нормами
гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса
Российской Федерации под участием в организации понимается участие
в образовании имущества организации ее учредителей и участников.
Согласно положениям подпунктов 2 и 3 статьи 48 ГК РФ в связи с
участием в образовании имущества юридического лица его учредители
(участники) могут иметь имущественные права в отношении данного
юридического лица, а могут и не иметь таких прав.
Учитывая, что в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не
указано, что под непосредственным участием в организации других
организаций понимается только участие учредителей и участников,
которые имеют в отношении этой организации имущественные права, то
в данном случае под непосредственным участием в организации других
организаций понимается участие в образовании имущества учредителей
(участников) - организаций, независимо от того, имеют они
имущественные права в отношении данной организации или не имеют
их. Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.07.2001
N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее по тексту - Закон N 95-ФЗ)
под региональным отделением политической партии понимается
структурное подразделение политической партии, созданное по
решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее
свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 28 Закона N 95-ФЗ собственником имущества
политической партии, в том числе имущества ее региональных
отделений и иных структурных подразделений, является политическая
партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в
отношении имущества политической партии. Региональные отделения и
иные зарегистрированные структурные подразделения политической
партии обладают правом оперативного управления имуществом,
закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс
или смету.
Учитывая, что политическая партия и Хабаровское региональное
отделение этой партии являются самостоятельными юридическими
лицами, они относятся к организациям.
Исходя из этого, в Хабаровском региональном отделении
политической партии доля участия политической партии Российской
Федерации составляет более 25 процентов, и, соответственно,
отделение не вправе с 01.01.2003 применять упрощенную систему
налогообложения, установленную главой 26.2 НК РФ.
Вопрос: Просим разъяснить порядок исчисления валовой выручки
(дохода) строительными организациями, выполняющими
ремонтно-строительные работы собственными силами и частично
субподрядными организациями, применяющими упрощенную систему
налогообложения и исчисляющие единый налог на совокупный доход,
исходя:
- в 2002 году из валовой выручки,
- в 2003 году из доходов.
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона
от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности" валовая выручка исчисляется как сумма выручки,
полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены
имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных
доходов. При исчислении единого налога во избежание двойного
налогообложения в составе валовой выручки следует учитывать объемы
строительно-монтажных работ, выполненные только собственными
силами. В соответствии с Порядком отражения в Книге доходов и
расходов хозяйственных операций субъектами малого
предпринимательства, применяющими упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности, утвержденным Приказом
Министерства финансов Российской Федерации от 22.02.1996 N 18,
выручку от реализации строительно-монтажных работ, учитываемую
организациями-генподрядчиками в графе 4 "Доходы" Книги учета
доходов и расходов, для целей налогообложения следует уменьшать на
объемы субподрядных работ, отражаемые в графе 5 "Доходы, не
принимаемые для расчета налога".
С 01.01.2003 порядок применения упрощенной системы
налогообложения регулируется главой 26 Налогового кодекса
Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения".
В соответствии со статьей 346.15 указанной главы организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, независимо от
выбранного объекта налогообложения, в составе доходов учитывают в
том числе доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со
статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из
всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары
(работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и
(или) натуральной формах.
При этом при определении объекта налогообложения организациями
не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового
кодекса Российской Федерации, перечень которых носит закрытый
характер и не включает доходы, полученные организациями
(генподрядчиками) для перечисления за приобретенные работы и
услуги производственного характера, выполняемые организациям или
предпринимателям (субподрядчикам).
Таким образом, в 2002 году организации-генподрядчики,
применяющие упрощенную систему налогообложения и исчисляющие
единый налог из валовой выручки, не вправе в составе валовой
выручки учитывать объемы строительно-монтажных работ,
произведенные сторонними организациями. В то же время, оставшись
на упрощенной системе в 2003 году и продолжая определять объект
налогообложения по доходам, указанные налогоплательщики обязаны
включить в состав облагаемых доходов все поступления, в том числе
за работы, выполненные не собственными силами и предназначаемые
для оплаты за указанные работы субподрядным организациям.
Вопрос: Наша организация является автономной некоммерческой
организацией, созданной для осуществления дополнительного
образования подростков в области информатики и программирования.
Кроме этого, мы осуществляем предпринимательскую деятельность -
проводим платные курсы по обучению бухгалтеров работе на ПЭВМ,
используя полученную прибыль на уставные цели. В состав наших
учредителей входят два юридических и одно физическое лица. Надо
отметить, что у нашей организации нет уставного капитала, а,
соответственно, у учредителей нет доли участия в автономной
организации.
Вправе ли мы перейти на упрощенную систему налогообложения?
Ответ: Подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусмотрено, что
не вправе применять упрощенную систему налогообложения
организации, в которых доля непосредственного участия других
организаций составляет более 25 процентов.
При определении понятия "доля непосредственного участия других
организаций" в целях применения законодательства об упрощенной
системе налогообложения следует руководствоваться нормами
гражданского законодательства Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) под участием в
организации понимается участие в образовании имущества организации
ее учредителей (участников).
Согласно положениям подпунктов 2 и 3 статьи 48 ГК РФ в связи с
участием в образовании имущества юридического лица его учредители
(участники) могут иметь имущественные права в отношении данного
юридического лица, а могут и не иметь таких прав.
Учитывая, что в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не
указано, что под непосредственным участием понимается только
участие учредителей и участников, которые имеют в отношении этой
организации имущественные права, то в данном случае под
непосредственным участием в организации других организаций
понимается любое участие учредителей и участников-организаций,
независимо от того, имеют они имущественные права в отношении
данной организации или не имеют их.
Исходя из вышеизложенного следует отметить, что если доля
участия в образовании имущества вашей организации других
организаций составляет более 25 процентов, то вы не можете перейти
на упрощенную систему налогообложения.
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью, согласно
уставу, будет оказывать ремонтные работы для физических и
юридических лиц. В настоящее время нами получена соответствующая
лицензия, но к реальной работе организация еще не приступила в
связи с тем, что возникли сложности с определением
налогооблагаемой базы.
До принятия нового закона о едином налоге на вмененный доход в
нормативных актах Хабаровского края "ремонтно-строительные работы
для физических лиц" относятся к деятельности, которая облагается
единым налогом на вмененный доход. В законах
"ремонтно-строительные работы для физических лиц" выделены
отдельной статьей, в постановлении "О порядке исчисления и уплаты
единого налога на вмененный доход для определенных видов
деятельности в Хабаровском крае" определен порядок исчисления
данного налога. В настоящее время в главе 26.3 Налогового кодекса
РФ, в законе Хабаровского края данного вида деятельности, который
бы облагался налогом на вмененный доход, нет.
Кроме того, согласно Методическим рекомендациям по применению
главы 26.2 Налогового кодекса РФ, уточняется, что
налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на
вмененный доход хотя бы по одному виду предпринимательской
деятельности, не вправе применять упрощенную систему
налогообложения в отношении иных, осуществляемых ими видов
деятельности. В ст. 346.12 Налогового кодекса перечислены
организации, которые не могут применять упрощенную систему
налогообложения.
1. Являются ли налогоплательщиками единого налога на вмененный
доход организации, осуществляющие ремонт помещений для физических
лиц?
2. Если данная деятельность облагается единым налогом на
вмененный доход и организация оказывает данный вид услуг, может ли
организация в этом случае применять упрощенную систему
налогообложения? Какими нормативными актами это предусмотрено?
Ответ: 1. Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ,
а также о признании утратившими силу отдельных актов
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с
01.01.2003 вводится в действие гл. 26.3 "Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности" части второй Налогового кодекса РФ.
Статьей 346.26 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее по тексту - Кодекс) установлено, что система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и
вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2003 года на территории Хабаровского края действует
Закон Хабаровского края от 26.11.2002 N 71 "О системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности в Хабаровском крае" (далее по
тексту - Закон N 71).
Пунктом 2 статьи 1 Закона N 71 установлены виды
предпринимательской деятельности, в отношении которых на
территории Хабаровского края применяется система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход, в том числе деятельность в
сфере оказания бытовых услуг.
Для целей настоящего Закона к бытовым услугам относятся
платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг
ломбардов) и классифицируемые в соответствии с Общероссийским
классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным
Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (группа 01
"Бытовые услуги"). В данном Классификаторе по коду ОКУН 016000
поименованы ремонтные работы, относящиеся к подгруппе "Ремонт и
строительство жилья и других построек".
Следует отметить, что существенным критерием для отнесения
данного вида предпринимательской деятельности к видам
деятельности, в отношении которых принимается система
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является
юридическая принадлежность потребителя, то есть данная услуга (по
оказанию ремонтных работ) является бытовой только в том случае,
когда ее потребителем является физическое лицо.
Исходя из вышеизложенного, деятельность организации по
оказанию ремонтных работ для физических лиц подлежит
налогообложению в виде единого налога на вмененный доход,
деятельность же по оказанию ремонтных услуг для юридических лиц и
частных предпринимателей подлежит налогообложению в
общеустановленном порядке.
При этом напоминаем, что налогоплательщики, осуществляющие
наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей
налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской
деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества,
обязательств и хозяйственных операций в отношении
предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению
единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении
которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим
режимом налогообложения (пункт 7 статьи 346.26 Кодекса).
2. Пунктом 3 статьи 346.12 главы 26.2 "Упрощенная система
налогообложения" Кодекса установлены обстоятельства, при которых
организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять
упрощенную систему налогообложения, в том числе переведенные на
систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3
настоящего Кодекса.
Отличительной особенностью системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности, предусмотренной гл. 26.3 Кодекса, является то, что
перевод на эту систему является обязательным для всех организаций
и индивидуальных предпринимателей, если такие лица осуществляют на
территории этого субъекта Российской Федерации деятельность,
предусмотренную в статье 346.26 Кодекса, и если такая деятельность
в соответствии с законом этого субъекта Российской Федерации
переведена на систему налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона N 71 деятельность
по оказанию бытовых услуг попадает под систему налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход.
На основании вышесказанного следует, что налогоплательщики,
переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по одному
или нескольким видам предпринимательской деятельности,
поименованным в пункте 2 статьи 1 Закона N 71 (в данном случае -
оказание бытовых услуг), не вправе применять упрощенную систему
налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов
предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению в
общеустановленном порядке.
При этом сообщаем, что в соответствии с пунктом 41 статьи 1
Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации
и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а
также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов
(положений законодательных актов) Российской Федерации",
вступающего в силу с 1 января 2004 года, организации и
индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с
главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или
нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе
применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных
осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При
этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности
работников и стоимости основных средств и нематериальных активов,
установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям
и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех
осуществляемых ими видов деятельности.
|