АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 октября 2003 г. по делу N А73-7292/2003-19
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Кравченко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кравченко
Л.П.,
рассмотрев в заседании суда первой инстанции дело по заявлению
ООО "Ковэс" г. Хабаровск к Инспекции МНС по Краснофлотскому району
г. Хабаровска о признании недействительным уведомления от 14 мая
2003 года N 23,
при участии:
от заявителя - юрист Напалков А.П.,
от Инспекции - ст. гос. нал. инспектор Стишенко О.А.
установил:
ООО "Ковэс" (далее - Общество) обратилось с заявлением о
признании недействительным уведомления от 14 мая 2003 года N 23 "о
невозможности применения упрощенной системы налогообложения",
выданного Инспекцией МНС по Краснофлотскому району г. Хабаровска.
В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в
судебном заседании объявлялся перерыв с 08 по 09 октября 2003
года.
В обоснование заявленных требований представитель ООО "Ковэс"
пояснил следующее.
ООО "Ковэс" зарегистрировано в качестве юридического лица
18.12.2002 и 25.12.2002 Инспекция МНС по Краснофлотскому району
выдала уведомление N 84 "о возможности применения упрощенной
системы налогообложения" с 01.01.2003, что соответствует ст.
346.12, п. 2 ст. 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса РФ,
введенной в действие по ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N
104-ФЗ с 01.09.2002. В 2002 году Общество деятельности не
осуществляло и специальный режим налогообложения (упрощенную
систему налогообложения), предусмотренный главой 26.2 НК РФ, не
применяло. В 2003 году Общество начало деятельность с применением
упрощенной системы налогообложения.
14 мая 2003 года Инспекцией вынесено уведомление N 23 в адрес
Общества "об отказе в применении упрощенной системы
налогообложения" с 01.07.2003 со ссылкой на то, что на момент
регистрации ООО "Ковэс" Закон не действовал. Указанное уведомление
заявитель полагает не соответствующим действующему налоговому
законодательству, поскольку для перехода Общества на общий режим
налогообложения основания отсутствуют, а также у налогового органа
нет полномочий для перевода налогоплательщика с упрощенной системы
налогообложения на общий режим в уведомительном порядке, в связи с
чем настаивает на признании уведомления N 23 недействительным.
Представитель Инспекции полагает требования Общества не
подлежащими удовлетворению, поскольку на момент регистрации
организации 18.12.2002 действие специального налогового режима не
распространялось, он введен в действие только с 01.01.2003.
Поэтому вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на
упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявления об
этом одновременно с подачей заявления о постановке на налоговый
учет в 2003 году. В 2002 году это правило не действовало, поэтому
налогоплательщику направлено уведомление N 23 о необходимости
перейти с 01.07.2003 на общепринятую систему налогообложения.
Кроме того, уведомление не является ненормативным актом, который
подлежит оспариванию в судебном порядке.
Из материалов дела и пояснений представителей участников дела
усматривается:
В соответствии с п. 2 ст. 29 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны
дела об оспаривании ненормативных правовых актов, государственной
власти Российской Федерации, органов местного самоуправления,
решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов и должностных лиц,
затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации,
каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать
акты налоговых органов ненормативного характера..., если, по
мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты...
нарушают их права. Акты налоговых органов могут быть обжалованы в
вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) иди в
суд (ст. 138 НК РФ).
С учетом изложенного и поскольку ООО "Ковэс" считает, что
уведомление N 23 "о невозможности применения упрощенной системы
налогообложения" нарушает его права как налогоплательщика, который
занимается предпринимательской деятельностью, поэтому он вправе
оспорить этот акт в судебном порядке. Возражение Инспекции в этой
части судом не принимается, дело рассматривается по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N
104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации", статья 1 о дополнении раздела VIII.1 части второй
Налогового кодекса РФ главой 26.2, вступила в силу с 01.09.2002.
Сам же специальный режим упрощенной системы налогообложения,
предусмотренный главой 26.2, введен в действие 01.01.2003.
Из содержания ст. 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ,
а также главы 26.2 Налогового кодекса РФ вытекает, что все
организации, в том числе, и вновь созданные, добровольно
изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения,
отвечающие требованиям ст. 346.12 НК РФ и подавшие в 2002 году
заявления в налоговый орган в соответствии со ст. 346.13 НК РФ,
вправе применять упрощенную систему налогообложения с момента
создания, но не ранее 01.01.2003. В соответствии с указанной
нормой, Инспекцией и было выдано Обществу уведомление N 84 от
25.12.2002 "о возможности применения упрощенной системы
налогообложения" с 01.01.2003.
Направлением 14.05.2003 в ООО "Ковэс" уведомления N 23 "о
невозможности применения упрощенной системы налогообложения"
Инспекция фактически отменила ранее выданное уведомление N 84 и
ограничила права вновь созданной в конце 2002 года организации.
Уведомление N 23 не соответствует Налоговому кодексу РФ и
Федеральному закону от 24.07.2002 N 104-ФЗ, так как согласно п. 2
ст. 346.13 НК РФ, вновь созданные организации вправе применять
упрощенную систему налогообложения с начала своей деятельности в
текущем году, однако это не означает, что организация не вправе
зарегистрироваться в конце года, а начать осуществление
деятельности и применение упрощенной системы налогообложения с
начала нового 2003 года, что и имело место у ООО "Ковэс".
Таким образом, выдача оспариваемого уведомления N 23
осуществлена Инспекцией при отсутствии оснований для перехода
налогоплательщика на общий режим налогообложения, предусмотренных
п. 3 ст. 346.12 НК РФ (когда налогоплательщик не вправе применять
упрощенную систему), а также ч. 4 ст. 346.13 (превышение дохода
свыше 15 млн. рублей). Кроме того, Налоговым кодексом РФ либо иным
нормативным актом не предусмотрены полномочия налогового органа на
перевод налогоплательщика с упрощенной системы на общий режим
налогообложения в уведомительном порядке.
На основании изложенного, требование ООО "Ковэс" о признании
недействительным уведомления N 23 обоснованно и подлежит
удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 29, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 137, 138,
142, главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
Признать недействительным уведомление от 14 мая 2003 года N 23
Инспекции МНС по Краснофлотскому району г. Хабаровска
"невозможности применения упрощенной системы налогообложения",
выданное ООО "Ковэс".
Возвратить ООО "Ковэс" их федерального бюджета 1000 руб. 00
коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N
237 от 21.07.2003. Выдать справку.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном
порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу
в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через
Арбитражный суд Хабаровского края.
Резолютивная часть решения объявлена 09 октября 2003 года.
Судья
Л.П.Кравченко
|