АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции
от 23 октября 2003 г. по делу N АИ-1/962
Арбитражный суд в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.,
судей: Карасева В.Ф., Хрустиковой Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания -
председательствующим,
при участии в заседании:
от заявителя - Зыков А.Л., Солодовник О.В.,
от ответчика - Гриднева Ю.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ
"Хабаровское региональное отделение ФСС РФ" на решение
арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2003 по делу N А73-
5337/2003-18 (фамилии судей, принявших судебный акт, - Горбачева
О.В.) по заявлению - ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное
производственное объединение имени Ю.А.Гагарина" (ОАО "КнААПО") к
ответчику - ГУ "Хабаровское региональное отделение Фонда
социального страхования РФ" (ФСС РФ) о признании незаконными
решений от 21.10.2002 N 174 и от 03.02.2003 N 12.
Суд,
установил:
ОАО "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное
объединение имени Ю.А.Гагарина" (ОАО "КнААПО") обратилось в суд с
заявлением к государственному учреждению "Хабаровское региональное
отделение Фонда социального страхования РФ" о признании
незаконными решений от 21.10.2002 N 174 и от 03.02.2003 N 12 о
непринятии к зачету расходов, произведенных предприятием, на
выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам за счет средств социального страхования в сумме 229252
рублей за период с 01.07.2002 по 30.09.2002 и в сумме 271389
рублей за 4 квартал 2002 г., в связи с исчислением пособий с
учетом районного коэффициента 1,5, а не 1,2.
Решением суда первой инстанции заявленные требования ОАО
"Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение
имени Ю.А.Гагарина" удовлетворены в полном объеме. Оспариваемые
ненормативные акты признаны незаконными.
Не согласившись с решением суда первой инстанции,
государственное учреждение "Хабаровское региональное отделение
Фонда социального страхования РФ" направило апелляционную жалобу,
в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный
акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель государственного учреждения
"Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования
РФ" поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что
судом при вынесении решения неправильно применены нормы
материального права и не в полном объеме выяснены обстоятельства
дела.
Представитель предприятия с доводами апелляционной жалобы не
согласился, возражения изложил в отзыве и просил в удовлетворении
апелляционной жалобы отказать, оставив решение суда первой
инстанции без изменения.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по
основаниям и в порядке, предусмотренными статьями 258, 266 - 271
АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
обсудив доводы апелляционной жалобы, суд не находит оснований для
удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, филиалом N 11 ГУ "Хабаровское
Региональное отделение Фонда социального страхования РФ" проведены
камеральные проверки правильности начисления и расходования
средств ФСС РФ, представления отчетности ОАО "КнААПО" за 3 и 4
кварталы 2002 г.
По результатам проверок составлены акты от 18.10.2002 и от
15.01.2003, на основании которых приняты решения N 174 от
21.10.2002 о непринятии к зачету расходов, произведенных
страхователем с нарушением требований законодательных и иных
нормативных правовых актов по государственному социальному
страхованию в сумме 229252 рублей за 3 квартал 2002 г. и N 12 от
03.02.2003 о непринятии к зачету расходов в сумме 271389 рублей за
4 квартал 2002 г.
ОАО "КнААПО" с указанными решениями не согласилось и обратилось
в суд с заявлением.
Камеральными проверками установлено, что предприятием в отчетах
проверяемых периодов указаны расходы на выплату пособий за счет
средств социального страхования с применением районного
коэффициента 1,5.
Расходование средств ФСС РФ осуществляется на основании
Инструкции, утвержденной постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 N 11,
согласно которой выплата пособий производится страхователем в
порядке и на условиях, установленных законодательством РФ и иными
нормативными правовыми актами по вопросам государственного
страхования, на основании документов, подтверждающих право
работника на получение соответствующего пособия.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и ст. 9 ФЗ от
12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", размер пособий
в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к
заработной плате, определяется с применением районных
коэффициентов.
Федеральным законом от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете фонда
социального страхования Российской Федерации на 2002 год"
установлено, что в районах и местностях, где в установленном
порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате,
максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и
максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с
учетом этих коэффициентов.
По мнению ответчика, заявитель должен был размер пособий
определять с применением районного коэффициента, установленного
Правительством РФ для данной территории для непроизводственных
отраслей. Коэффициенты, установленные решениями органов
исполнительной власти, при определении размера пособий не
применяются.
Между тем, Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N
1032 с 01.01.1968 введены районные коэффициенты к заработной плате
рабочих и служащих предприятий, организаций и Учреждений легкой и
пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-
коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей
народного хозяйства, расположенных в Приморском и Хабаровском
краях, Амурской, Читинской и Архангельской областях, Бурятской
АССР, Коми АССР и Карельской АССР.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР
и Президиума ВЦСПС от 20.11.1967 N 512/П-28 утверждены размеры
районных коэффициентов, для Хабаровского края районный коэффициент
установлен - 1,2.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О
некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов
Севера", субъектам РФ предоставлено право устанавливать районные
коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах
действующих на их территории минимальных размеров этих
коэффициентов. Этим же Постановлением Правительству РФ поручено
разработать и утвердить механизм возмещения предприятиям,
учреждениям, организациям в районах крайнего Севера и приравненных
к ним местностях затрат на выплаты районных коэффициентов и
процентных надбавок за работу в этих регионах и местностях.
В соответствии с указанным Постановлением решением Исполкома
Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18.07.1991 N
154 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и
служащих" предельный районный коэффициент в г. Комсомольске-на-
Амуре установлен - 1,5. Выплата указанного коэффициента
предусмотрена за счет средств предприятий, организаций и
соответствующих бюджетов.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции сделал
правильный вывод о том, что районный коэффициент в размере 1,5 для
производственной и непроизводственной отраслей следует считать
законно установленным и подлежащим применению в общем порядке.
В соответствии со ст. 316 Трудового кодекса РФ размер районного
коэффициента к заработной плате, порядок его выплаты
устанавливаются федеральным законом.
Поскольку до настоящего времени федеральный закон,
устанавливающий районные коэффициенты, не принят, в силу ст. 423
Трудового кодекса РФ, изданные до введения в действие Кодекса
нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и
применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР
действуют впредь до введения в действие соответствующего
федерального закона.
Суд первой инстанции правильно признал несостоятельной ссылку
ответчика на письма ФСС РФ от 14.05.2002 N 02-18/05-3320, от
02.12.2002 N 02-18/05-8417, разъясняющие порядок применения
коэффициентов при начислении и выплате пособий, поскольку они не
подлежат применению, как не прошедшие надлежащую государственную
регистрацию, установленную Указом Президента РФ от 20.03.2001 N
318 "О введении государственной регистрации актов, издаваемых
Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного
медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ и
Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ".
Таким образом, у ответчика не было оснований отказывать
заявителю в приеме к зачету произведенных расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
за счет средств социального страхования с применением районного
коэффициента 1,5.
Кроме того, ответчиком неоднократно проводились выездные
проверки по вопросам правильности исчисления, уплаты страховых
взносов и расходования средств ФСС РФ, никаких нарушений
установлено не было, и все расходы принимались к зачету ФСС РФ,
что подтверждено материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает,
что суд первой инстанции дал правильную оценку всем
обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение,
оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК
РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Хабаровского края от 30.07.2003 по
делу N А73-5337/2003-18 оставить без изменения, апелляционную
жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию
ФАС ДВО в течение 2 месяцев через арбитражный суд Хабаровского
края.
Председательствующий:
Г.В.Борисова
Судьи:
В.Ф.Карасев
Р.А.Хрустикова
|