АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 29 октября 2003 г. по делу N АИ-1/955
Арбитражный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего Меркуловой Н.В.,
судей Бровкина В.Г., Шальневой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания Пархаевой З.В.
При участии в судебном заседании:
от истца: директор общества Якимов В.Г., Якимова О.В.,
Филимоненко Т.И.,
от ответчика: Кузнецов В.А., Дранцева М.В.,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Хабаровского краевого отделения Ространсинспекции Минтранса России
на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 июля 2003 г.
по делу N А73-4475/2003-18, принятое судьей О.В.Горбачевой, по
иску общества с ограниченной ответственностью "Клир" к
Хабаровскому краевому отделению Ространсинспекции Минтранса России
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Клир" обратилось в
Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Хабаровскому краевому
отделению Ространсинспекции Минтранса России о признании
незаконным решения транспортной инспекции от 08.05.2003 о
приостановлении действия лицензии АСГ-27-032141 от 28.08.20001 и о
возложении на ответчика обязанности по принятию решения о
возобновлении действия лицензии.
В заседании арбитражного суда первой инстанции представитель
ООО "Клир" в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ, исковые
требования уточнил, просил признать незаконным решение
Хабаровского краевого отделения Ространсинспекции Минтранса России
от 08.05.2003 о приостановления действия лицензии АСГ-27-032141 от
28.08.2001.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.07.2003 иск
удовлетворен.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции,
ответчик обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с
апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда
первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт,
которым в удовлетворении иска отказать. Изготовление постановления
в полном объеме откладывалось на основании ст. 176 АПК РФ до
29.10.2003.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный
орган ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции
неправильно установлены фактические обстоятельства дела, кроме
того, суд, исследуя материалы дела, не учел ряд принципиальных
общих положений нормативных правовых актов, регламентирующих
организацию деятельности по перевозке пассажиров автомобильным
транспортом. По мнению ответчика, арбитражный суд первой инстанции
при вынесении решения основывался на фактах и установленных в
судебном заседании обстоятельствах, не относящихся к существу
рассматриваемого спора.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции
представители ответчика доводы, изложенные в жалобе, поддержали в
полном объеме и дали суду пояснения, аналогичные изложенному в
апелляционной жалобе.
Представители ООО "Клир" считают решение арбитражного суда
первой инстанции законным и обоснованным. По мнению истца, нормами
действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления
пассажирских перевозок, не предусмотрена обязанность владельца
автобуса согласовывать паспорт автобусного маршрута с органом
местного самоуправления - администрацией города Хабаровска. По
мнению истца, орган местного самоуправления обязан только
присвоить маршруту соответствующий номер, поскольку согласование
самого маршрута и утверждение паспорта маршрута в полномочия
администрации г. Хабаровска не входят, а относится к компетенции
органов исполнительной власти. В связи с чем вынесенное
транспортной инспекцией предписание N 71 от 28.02.2003 о
прекращении движения автобусов по специальному маршруту 333С
является незаконным. В судебном заседании представители истца
пояснили, что ООО "Клир" предпринимались действия для согласования
паспорта маршрута с администрацией г. Хабаровска, однако в
результате неправомерных действий должностных лиц, выразившихся в
непринятии решений по обращениям истца и в незаконном отказе в
согласовании схемы движения маршрута и паспорта маршрута, сделали
невозможным исполнить предписание в этой части. Фактически
движение автобусов по специальному маршруту 333С ООО "Клир" не
прекращало. Кроме того, ООО "Клир" считает, что у ответчика
отсутствовали правовые основания для проведения проверки и,
соответственно, для вынесения по результатам проверки предписания.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела,
апелляционной инстанцией установлено следующее.
16.07.2001 обществу с ограниченной ответственностью "Клир"
выдана лицензия N АСГ-27-032141 на право осуществления перевозки
пассажиров автомобильным транспортом сроком действия с 28.08.2001
по 27.08.2004. В соответствии с условиями осуществления
деятельности, указанными в лицензии, предприниматель обязан
представлять лицензионному органу по его требованию сведения о
лицензируемой деятельности, выполнять Устав автомобильного
транспорта, Правила перевозок, Правила технической эксплуатации
подвижного состава автомобильного транспорта, соблюдать
установленные требования по обеспечению безопасности дорожного
движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом,
осуществлять меры по предупреждению ДТП и соблюдению экологических
норм.
Из материалов дела следует, что на основании графика проведения
в январе, феврале, марте 2003 года совместных рейдов по выявлению
владельцев транспортных средств, осуществляющих незаконную
предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров,
комиссией с участием представителей ГИБДД УВД, ХКО РТИ, управления
здравоохранения и управления транспорта администрации города
Хабаровска установлен факт осуществления перевозки пассажиров
автобусом марки "ПАЗ" Х 988 СС, владельцем которого является ООО
"Клир", по маршруту 333С, не согласованному с администрацией г.
Хабаровска. По результатам проверки транспортной инспекцией ООО
"Клир" выдано предписание о нарушении условий лицензирования от
27.02.2003 N 71.
В соответствии с данным предписанием, обществу предлагалось
прекратить движение автобусов по специальному маршруту 333С и
согласовать паспорт специального автобусного маршрута 333С с
управлением транспорта администрации г. Хабаровска и только после
этого продолжать осуществлять перевозку пассажиров.
В ходе проверки выполнения предписания в период с 28.02.2003 по
08.05.2003 транспортной инспекцией установлено, что ООО "Клир"
продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по
перевозке пассажиров по маршруту 333С без утвержденного органом
местного самоуправления паспорта маршрута, о чем были составлены
рапорта от 04.03.2003, от 13.03.2003, от 24.04.2003, от 08.05.2003
и протокол об административном правонарушении от 18.03.2003.
08.05.2003 руководителем Хабаровского отделения
Ространсинспекции вынесено решение (в виде приказа N 06-13) о
приостановлении действия лицензии на перевозку пассажиров
автомобильным транспортом АСГ-27-032141 от 28.08.2001 предприятию
ООО "Клир" с 08.05.2003 по 08.06.2003 за неоднократные нарушения
лицензионных требований.
Не согласившись с принятым решением транспортной инспекции, ООО
"Клир" обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения от
08.05.2003 незаконным, который арбитражным судом первой инстанции
был удовлетворен.
Принимая решение об удовлетворении иска ООО "Клир", арбитражный
суд первой инстанции исходил из того, что у административного
органа отсутствовали основания для приостановления действия
лицензии, поскольку общество не допустило нарушение лицензионных
требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров
маршрутом 333С. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции
пришел к выводу об отсутствии в нормативных актах обязанности
лица, осуществляющего перевозку пассажиров, согласовывать паспорт
маршрута с органом местного самоуправления.
Оценив в совокупности установленные при рассмотрении
апелляционной жалобы обстоятельства, проверив изложенные в ней
доводы, апелляционная инстанция считает, что судом первой
инстанции неправильно применены нормы материального права в виду
неправильного толкования нормативно-правовых актов, регулирующих
спорные правоотношения, в связи с чем решение арбитражного суда
первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с нормами Федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с
изменениями и дополнениями), одним из обязательных лицензионных
требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых
видов деятельности является соблюдение законодательства Российской
Федерации и, в том числе, положений о лицензировании конкретных
видов деятельности. Условия и требования осуществления
пассажирских перевозок автомобильным транспортом регламентированы
в Положении о лицензировании перевозок пассажиров и грузов
автомобильным транспортом, утвержденном Постановлением
Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402, и
определяются в выдаваемой лицензии. В силу требований настоящего
Положения лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий,
указанных в лицензии, и выполнять установленные требования по
обеспечению безопасности движения и пассажиров при их перевозке
автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению
дорожно-транспортных происшествий.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса РФ, общие
условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами,
иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В
пункте 76 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного
Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 N 12 (с учетом
внесенных изменений), определено, что движение автобусов и
таксомоторов на маршрутах организуется по расписанию, порядок
утверждения которого устанавливается Правилами перевозок
пассажиров и багажа автомобильным транспортом. Соответствующий
порядок согласования и утверждения расписания движения автобусов и
таксомоторов на городских и пригородных маршрутах предусмотрен в
параграфе 5 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным
транспортом в РСФСР, утвержденных Приказом Министерства
автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 N 176 (в редакции
Приказа от 12.06.1990 N 63) и в пункте 55 Правил организации
пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных
Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от
31.12.1981 N 200. В данных правовых нормах предусмотрено
согласование автотранспортными предприятиями, оказывающими услуги
по перевозке пассажиров, с органами местного самоуправления
расписания движения автобусов и таксомоторов в целях более
правильной организации движения автомобильного транспорта и
обеспечения безопасности перевозки пассажиров.
В соответствии с пунктом 2.3.6 Положения об обеспечении
безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от
08.01.1997 N 2 (далее - Положение N 2 от 08.01.1997),
предусмотрена обязанность владельца автобуса обеспечить водителя
необходимыми путевыми и иными документами, установленными
действующими нормативными правовыми актами. На основании пункта
5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в
предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки
пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства
транспорта РФ от 09.03.1995 N 27, к путевым документам относятся
путевые листы, документы на перевозимый груз, графики движения
установленной формы. При этом, в силу пункта 5.7.3 настоящего
Положения, графики (расписания) движения должны разрабатываться в
соответствии с установленными правилами на основании нормирования
скоростей перед открытием маршрутов регулярных перевозок, а также
на действующих маршрутах. А в пунктах 5.2.1, 5.2.2 "Положения об
обеспечении перевозок пассажиров автобусами" N 2 установлена
обязанность владельцев автобусов составлять и утверждать на каждый
маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт, схему маршрута с
указанием опасных участков и разрабатывать (с их утверждением)
графики (расписание) движения, что является неотъемлемой частью
организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные
условия перевозок пассажиров.
Кроме того, в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О
безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 186-ФЗ,
мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в
целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог
определенными органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых
находятся автомобильные дороги. В статье 6 Федерального закона "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ предусмотрено, что организация
пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного
самоуправления. А согласно статье 72 Закона РФ "О местном
самоуправлении в Российской Федерации", привлечение предприятий и
организаций, не являющихся муниципальной собственностью, к
транспортному обслуживанию перевозок населения производится только
на договорной основе. Согласование обязательного для перевозчика
расписания (графика) движения маршрутных автобусов возложено на
орган местного самоуправления - администрацию на основании
нормативных правовых актов местных органов самоуправления города
Хабаровска.
Из приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что ООО
"Клир", являясь владельцем транспортных средств, осуществляющих
перевозку пассажиров, обязано иметь паспорт, утвержденный органом
местного самоуправления, на каждый маршрут и выдать данный паспорт
и другие документы, установленные действующими нормативно-
правовыми актами, водителю автобуса.
В связи с чем доводы истца о незаконности требований,
изложенных в предписании транспортной инспекции от 28.02.2003 N
71, являются несостоятельными.
Не может апелляционная инстанция согласиться с доводами
представителей ООО "Клир" о нарушении транспортной инспекцией
порядка проведения контрольной деятельности при проведении
проверок хозяйствующих субъектов, установленных Приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 23.10.2002 N 33
"Об утверждении методических рекомендаций о проведении отделениями
Российской транспортной инспекции Министерства транспорта
Российской Федерации государственного контроля (надзора) в
транспортном комплексе Российской Федерации", поскольку
предписание транспортной инспекции выдано на основании результатов
комплексной проверки автотранспорта на линии, проведенной
представителями ГИБДД УВД, ХКО РТИ, Управления здравоохранения и
управления транспорта администрации г. Хабаровска. Комплексная
проверка проведена на основании согласованного данными службами
графика проведения совместных рейдов в январе, феврале, марте 2003
года, разработанного на основании соглашения "О координации
контрольной деятельности и взаимодействии государственных
контрольных и надзорных органов на территории Хабаровского края в
транспортном комплексе края" и во исполнение п. 9 постановления
Правительства Хабаровского края от 22.11.2002 N 21-пр "О состоянии
безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и
железнодорожных переездах в Хабаровском крае и мерах по
предупреждению аварийности".
Материалами дела подтверждается факт обращения представителя
ООО "Клир" 24.03.2003 в Управление транспорта г. Хабаровска для
согласования предложенного маршрута 333С, как городского, на что
28.04.2003 администрацией г. Хабаровска был дан ответ за N 19-976
о том, что предложение об открытии маршрута будет рассмотрено
комиссией после подачи в администрацию г. Хабаровска официального
предложения и принятия данной комиссией решения о целесообразности
открытия такого маршрута. Факты неоперативного рассмотрения
администрацией г. Хабаровска обращений ООО "Клир" по согласованию
маршрута, а также наличие согласования маршрута 333С с другими
органами (ГИБДД УВД и ПЧ-6) не являются основаниями, дающими
обществу право на неисполнение предписания лицензирующего органа в
части устранения допущенных нарушений условий лицензирования -
прекращения движения автобусов по маршруту 333С до согласования
паспорта маршрута с органом местного самоуправления.
Поскольку материалами дела подтверждается факт неполного
исполнения предписания лицензирующего органа, а также факт
постоянного осуществления пассажирских перевозок автобусами ООО
"Клир" по маршруту 333С без утвержденного в установленном порядке
паспорта маршрута после вынесения предписания о прекращении таких
перевозок, о чем свидетельствуют рапорта от 04.03.2003,
13.03.2003, 24.04.2003, 08.05.2003 и не отрицалось в заседании
апелляционной инстанции представителями истца, лицензирующий орган
правомерно пришел к выводу о неоднократном нарушении истцом
лицензионных требований, в связи с чем обоснованно на основании
ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов
деятельности" N 128-ФЗ от 08.08.2001 приостановил действие
лицензии.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Хабаровского края
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 июля 2003
года по делу N А73-4475/2003-18 отменить.
В иске обществу с ограниченной ответственностью "Клир" о
признании незаконным приказа Хабаровского краевого отделения
Российской транспортной инспекции N 06-13 от 08 мая 2003 года о
приостановлении действия лицензии на перевозку пассажиров
автомобильным транспортном N АСГ-27-032141 от 28.08.2001 отказать.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в
арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд
Хабаровского края.
Председательствующий:
Н.В.Меркулова
Судьи:
О.В.Шальнева
В.Г.Бровкин
|