АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2003 г. по делу N А73-8065/2002-41-14
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания специалистом судьи
Винокурцевой Н.Н.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению индивидуального
предпринимателя Пак Вячеслава Владимировича о признании
недействительным решения Инспекции МНС РФ по Кировскому району г.
Хабаровска N 08-11/345 от 28.08.2002 в части доначисления
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме
412581 руб. 67 коп.,
3-и лица: Отделение Пенсионною фонда РФ по Хабаровскому краю,
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю,
при участии:
от заявителя: представитель Гущина О.Ю.,
от налогового органа: нач. юротдела Пименова Е.В.,
от Пенсионного фонда: Сукова Н.А.,
от УФК: не явился,
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Вячеслав Владимирович
обратился с заявлением о признании недействительным решения
Инспекции МНС РФ по Кировскому району г. Хабаровска в части
доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в сумме 412581 руб. 67 коп.
В качестве 3-х лиц привлечены Отделение Пенсионного фонда РФ по
Хабаровскому краю и Управление Федерального казначейства по
Хабаровскому краю.
В судебном заседании заявитель свое заявление поддержал.
Налоговый орган и орган Пенсионного фонда в судебном заседании
с заявлением не согласились.
Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю в
судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела
извещено надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,
суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией МНС РФ по Кировскому району г. Хабаровска проведена
выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Пак
Вячеслава Владимировича по вопросам соблюдения законодательства о
налогах и сборах за период с 05.02.2001 по 31.03.2002.
По результатам проверки составлен акт, которым установлена
неполная уплата единого налога, налога на добавленную стоимость,
единого социального налога, целевого сбора на благоустройство
территории, на нужды образования, на финансирование работ,
связанных с подготовкой города к осенне-зимнему периоду и другие
цели в общей сумме 2054105 руб. 17 коп., в том числе неполная
уплата единого социального налога в сумме 1055197 руб. 34 коп.
Предпринимателем представлены возражения на акт проверки, в
частности по вопросу неполной уплаты единого социального налога.
По рассмотрении возражений, а также в связи с принятием
Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации, а также о признании
утратившими силу отдельных актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" N 104-ФЗ от 24.07.2002 налоговым
органом принято решение, которым предпринимателю предъявлены к
уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
сумме 415077 руб. 32 коп. и том числе направленные на выплату
страховой части трудовой пенсии 332075 руб. 53 коп. и направленные
на выплату накопительной части трудовой пенсии 83001 руб. 79 коп.,
другие налоги, пеня за просрочку их уплаты, а также произведено
привлечение к налоговой ответственности за неполную уплату
налогов.
Предпринимателем оспаривается указанное решение в части
доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование в сумме 415077 руб. 32 коп. по тем основаниям, что им
уплачены платежи в государственные внебюджетные фонды в составе
единого налога на вмененный доход, уплата которого произведена
авансом за период с июля 2001 г. по июнь 2002 г. В момент уплаты с
плательщиков единого налога на вмененный доход указанные платежи
не взимались. Следовательно, введение Федерального закона N 167-ФЗ
от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации", которым установлена уплата страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, увеличивает его налоговое
бремя, а следовательно, не имеет обратной силы.
Кроме того, считает, что Федеральный закон N 167-ФЗ принят с
нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, и должен
вступить в силу только с 01.01.2003.
Также указывает на нарушение порядка проведения проверки,
поскольку проверка правильности исчисления и уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование решением о
назначении проверки не предусмотрена.
Налоговый орган и орган Пенсионного фонда считают принятое
решение законным и обоснованным.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об
обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для
лиц, производящих выплаты физическим лицам, в том числе
индивидуальных предпринимателей, установлена уплата страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование (ст. 6 Закона).
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в
бюджет Пенсионного Фонда РФ, учитываются на его индивидуальном
лицевом счете. Объектом обложения страховыми взносами и базой для
начисления страховых взносов являются объект налогообложения и
налоговая база по единому социальному налогу (взносу),
установленные главой 24 "Единый социальный налог (взнос)
Налогового кодекса РФ (ст. 10 Закона).
При этом в соответствии со ст. 3 Закона страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование являются индивидуально
возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет
Пенсионного фонда РФ, и персональным целевым назначением которых
является обеспечение права гражданина на получение пенсии по
обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном
сумме страховых взносов, учтенном на его индивидуальном лицевом
счете. Право на обязательное пенсионное страхование реализуется в
случае уплаты страховых взносов (ст. 7 Закона).
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование не являются налоговыми платежами, понятие которых дано
в ст. 8 НК РФ, а страхователи - плательщики единого налога на
вмененный доход, будучи освобожденными от уплаты единого
социального налога, не освобождаются от уплаты страховых взносов в
Пенсионный фонд за наемных работников.
Уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды,
в том числе в Пенсионный фонд, произведенная в составе авансовых
платежей по единому налогу на вмененный доход за период с июля
2001 г. по июнь 2002 г., не может считаться уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку данная
уплата производится в порядке, установленном Федеральным законом N
167-ФЗ, а не Налоговым кодексом РФ, в том числе с учетом
требований Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуализированном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования".
С требованием о зачете части единого налога на вмененный доход,
приходящейся к уплате в Пенсионный фонд, в счет уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование предприниматель в
налоговые органы и органы Пенсионного фонда не обращался. Такой
вопрос не ставится им и в заявлении. Возможность проведения такого
зачета также не предусмотрена законодательством о налогах и
сборах, пенсионным законодательством в отличие от уменьшения сумм
единого налога на вмененный доход на суммы страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, что прямо предусмотрено
статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ от 24.07.2002 и Письмом МНС
РФ N СА-6-22/1497@ "О применении абзаца второго статьи 5
Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ".
Соответственно, у налоговых органов и органов Пенсионного
фонда, а также у суда нет оснований для зачета авансовых платежей
в Пенсионный фонд, произведенных предпринимателем в составе
единого налога на вмененный доход, в счет задолженности по
страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Доводы заявителя о нарушении порядка проведения проверки,
поскольку проверка правильности исчисления и уплаты страховых
взносов не была изначально предусмотрена, судом также отклоняются.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ
правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на
обязательное пенсионное страхование, в том числе в части
осуществления контроля за их уплатой, регулируются
законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не
предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 25 Закона контроль за уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется
налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ,
регулирующим деятельность налоговых органов. Взыскание недоимки по
страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного
фонда РФ в судебном порядке.
Порядок проведения выездных налоговых проверок определен
статьей 89 НК РФ, в соответствии с которой выездная налоговая
проверка производится на основании решения руководителя (его
заместителя) налогового органа и может быть проведена по одному
или нескольким налогам.
Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Кировскому
району г. Хабаровска принято решение N 236 от 18.04.2002, которым
назначена проверка индивидуального предпринимателя Пак В.В. по
вопросам соблюдения налогового законодательства согласно перечню
вопросов. Решение подписано заместителем руководителя налогового
органа Сумцовой И.П. В перечень вопросов, утвержденный 18.04.2002
также Сумцовой И.П., входит правильность исчисления, полнота и
своевременность уплаты в бюджет единого социального налога,
страховых взносов в Пенсионный фонд.
Предпринимателю передано требование N 19 от 12.04.2002 о
предоставлении документов для проверки. Указанные документы
получены представителем предпринимателя Серовой Е.В., действующей
на основании нотариально удостоверенной доверенности.
Следовательно, суд приходит к выводу о том, что порядок
назначения и, соответственно, проведения проверки по определенному
кругу вопросов налоговым органом соблюден.
Что касается доводов заявителя о нарушении порядка вступления в
силу Федерального закона N 167-ФЗ, предусмотренного ст. 5 НК РФ,
суд также не может согласиться с ними, поскольку данный Закон не
является актом законодательства о налогах и сборах и вступает в
силу в порядке, установленном статьей 34 самого Закона, то есть со
дня его официального опубликования.
На основании изложенного суд приходит к выводу о правомерности
проведения проверки и доначислении страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование в сумме 415077 руб. 32 коп.,
расчет которых произведен верно и об отсутствии оснований для
удовлетворения заявления индивидуального предпринимателя Пак В.В.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Судья
А.И.Михайлова
|