ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2003 г. N 1735
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ,
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
В системе образования города сложились определенные направления
технологической, допрофессиональной подготовки учащихся и
профориентационной работы: преподавание трудового обучения и
технологии в общеобразовательных школах, межшкольные учебные
комбинаты, в которых учащиеся старших классов получают профильную
подготовку, и учреждения дополнительного образования, в которых
действуют кружки с профессиональной ориентацией.
Обучение технологии осуществляется на базе технических
мастерских и кабинетов обслуживающего труда. В образовательных
учреждениях города действуют 51 кабинет обслуживающего труда, из
них 8 - оборудованные швейные цеха (МОУ СОШ NN 9, 14, 15, 23, 27,
34, 42, 45). Среди технических мастерских - 31 столярная
мастерская, 30 - слесарных, 13 комбинированных мастерских.
К началу учебного года подготовлены с учетом необходимых
требований мастерские в школах NN 1, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 15, 16,
22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 32, 34, 35, 37, 41, 42, 45, 51, 53, 62
(директора Глушко Л.Н., Апрелкова Т.В., Иванова В.Н., Вохминцева
Т.И., Парахонько Н.А., Шутенок Т.Н., Иванова Т.И., Чжан О.Л.,
Овсейко Т.Г., Демченко В.Д., Паздникова Л.А., Шугина И.Н.,
Сенкевич Е.Е., Капустина В.И., Пшеничникова Т.Д., Макаров С.А.,
Кныш А.В., Брябрина Л.Я., Егорова С.И., Щукина Е.Р., Хавкина В.П.,
Никулина Е.В., Атрохименок Н.М., Биличенко Н.А., Максимова Л.Ю.,
Кириленко Л.Ф.).
Продолжается работа по модернизации материально-технической
базы образовательной области "Технология". На развитие школьных
мастерских в 2003 году из городского бюджета выделено 4277,9 тыс.
рублей. Осуществляется поставка деревообрабатывающих
многооперационных станков, верстаков слесарных и столярных,
наборов инструментов, швейных машин и др.
В новом учебном году открыто 80 профильных классов. Из них 42
класса естественно-научного профиля, в том числе технического, 7
классов - технологического и 8 - социально-экономического профиля.
Впервые в этом году открыто 24 технических предпрофильных (8, 9)
классов.
В целях внедрения новых педагогических технологий Комсомольским-
на-Амуре государственным педагогическим университетом и отделом
образования администрации города начата работа по внедрению метода
проектов в образовательную область "Технология", начиная с 5, 6
классов в школах NN 8, 25, 51, 53 (директора Цыбульская Н.А.,
Шугина И.Н., Биличенко Н.А., Максимова Л.Ю.), в рамках краевой
экспериментальной лаборатории.
Большое значение для технологического образования и
профессиональной ориентации учащихся имеют межшкольные учебные
комбинаты Центрального и Ленинского округов. Обучение
осуществляется по 14 профессиям, в том числе слесарь, токарь,
фрезеровщик, швея, электрик, водитель.
Образовательные учреждения в рамках городской комплексной
программы "Профессиональная ориентация школьников" активно
сотрудничают с краевым центром профориентации, техническими
училищами, проводят профориентационные беседы, экскурсии. Стали
традиционными конкурсы "Лучший по профессии", Дни открытых дверей,
ярмарки учебных мест.
В целях содействия профессиональному самоопределению школьников
на базе учреждений дополнительного образования действует 96
кружков технической направленности (1315 учащихся), в
общеобразовательных школах открыто 58 кружков (1114 учащихся). На
уроках и во внеурочное время учащиеся изготавливают полезную
продукцию - простейшие инструменты для мастерских, ремонтируют
мебель, шьют шторы и др. По итогам полугодия образовательными
учреждениями Центрального и Ленинского округа реализовано
продукции на 4773,3 тыс. рублей.
Вместе с тем в преподавании технологии, организации
профориентации и трудового воспитания существует ряд серьезных
проблем. Недостаточно программно-методическое обеспечение по
различным направлениям технологического образования: профильная
технология, информационная технология, черчение в 10 - 11 классах.
Сохраняются проблемы кадрового обеспечения. В настоящее время не
закрыты вакансии в школах NN 8 и 24 (директора Цыбульская Н.А,
Фисенко Л.А.). Для решения вопроса закрепления учителей технологии
в школах с малым количеством учащихся (школы NN 2, 10, 13, 20, 28,
38, 62) необходимо разработать систему переподготовки учителей по
программе "Многопрофильный учитель". Из 59 учителей технического
труда только 29 педагогов (51%) прошли курсовую переподготовку.
Несмотря на существенное пополнение материальной базы школьных
мастерских, остаются проблемы эстетического оформления кабинетов
обслуживающего труда, обеспечение школ материалами (особенно
металлом). Не решен вопрос организации технических мастерских в
школах NN 10, 38.
Следует обратить внимание директоров школ на недостаточное
оформление уголков по профориентации. Анализ совместной
деятельности школ и Центра профориентации выявил случаи
неоднократных срывов запланированных мероприятий школами NN 5, 19,
28, 31, 36, 45 (директора Иванова В.Н., Демина Т.Ю., Мосина Н.А.,
Макаров С.А., Загорских В.И., Атрохименок Н.М.).
Наконец, недостаточен контроль администрации школ за качеством
проведения уроков технологии и профориентационной работы с
учащимися. Так в течение 2002 - 2003 учебного года не прошли
профориентационное обследование в Центре профориентации учащиеся
школ NN 20, 29, 51 (Файзулина О.Д., Соколова В.Ю., Биличенко
Н.А.). На педагогических советах практически не рассматриваются
вопросы по внедрению одного из самых прогрессивных методов -
метода проектов в содержание образовательной области "Технология".
В настоящее время отсутствует система планового введения
предпрофильного обучения в 8, 9 классах.
В целях повышения эффективности технологического образования и
профессиональной ориентации школьников постановляю:
1. Считать работу системы образования города по вопросам
технологического образования, трудового воспитания и
профориентации школьников недостаточной.
2. Заместителям главы администрации города, начальникам
Центрального и Ленинского округов (Соколов В.В., Сафонов С.И.),
начальнику отдела образования администрации города (Худа Т.Н.):
2.1. Разработать в срок до 01.04.2004 систему планового
открытия предпрофильных (8, 9) классов технической направленности.
2.2. Взять под контроль создание кабинетов профориентации
школьников, эстетического оформления школьных мастерских и
кабинетов обслуживающего труда.
2.3. Обеспечить занятость школьных мастерских во внеурочное
время.
2.4. В срок до 01.03.2004 внести предложения по восстановлению
школьных теплиц.
2.5. В срок до 01.02.2004 разработать и внедрить систему
целевого обеспечения общеобразовательных школ расходными
материалами для работы школьных мастерских.
3. Начальнику отдела образования администрации города (Худа
Т.Н.), начальникам отделов образования Центрального и Ленинского
округов (Федоренко С.С., Душкина Т.А.):
3.1. Провести в срок 01.03.2004 мониторинг состояния
преподавания образовательной области "Технология" и разработать
программу поэтапного перехода на профильное обучение в старшей
ступени с учетом соблюдения преемственности в обучении, конкретных
условий деятельности школ, состояния материально-технической базы
образовательных учреждений, кадрового и учебно-методического
обеспечения.
3.2. Усилить контроль за состоянием преподавания предметов
образовательной области "Технология" и выполнения практической
части уроков трудового обучения.
3.3. Принять меры по совершенствованию профессиональной
ориентации учащихся образовательных учреждений города.
3.4. Обучить на курсах повышения квалификации филиала
Хабаровского краевого института переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (ФХКИППК) необходимые категории
педагогов, преподающих технологию и трудовое обучение.
3.5. Оказать поддержку базовым школам (МОУ СОШ NN 8, 25, 51,
53) по внедрению метода проектов в образовательную область
"Технология".
4. Директору ФХКИППК ПК (Наймушина Г.Г.):
4.1. Организовать в 2004, 2005 годах курсы повышения
квалификации учителей технического труда, черчения.
4.2. В срок до 01.01.2004 рассмотреть вопрос организации
переподготовки учителей по специальности "Многопрофильный
учитель".
5. Руководителям общеобразовательных учреждений:
5.1. В срок до 01.03.2004 разработать планы поэтапного открытия
предпрофильных и профильных классов технической и технологической
направленности до 2007 года.
5.2. Организовать занятость школьных мастерских во внеурочное
время.
5.3. В срок до 01.12.2003 разработать планы по выпуску
продукции на базе собственных мастерских для нужд образовательных
учреждений.
5.4. Активизировать работу по восстановлению шефских связей
через попечительские советы, по привлечению спонсорских средств
для развития материально-технической базы мастерских и кабинетов
обслуживающего труда.
5.5. Повысить действенность внутришкольного контроля за
преподаванием предметов образовательной области "Технология".
5.6. Принять исчерпывающие меры по укомплектованию школ
учителями технологии, по повышению их квалификации.
5.7. Распределить ставки педагогов дополнительного образования
с учетом выделения до 50% на техническую, прикладную
направленность.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на
заместителя главы администрации города Родионову Н.Г.
7. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. главы администрации города
Ю.В.Есипов
|