МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 02 декабря 2003 г. N 4
ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ЕДИНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ В 2003
ГОДУ И ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ЭКСПЕРИМЕНТА НА 2004 ГОД
Заслушав и обсудив доклад первого заместителя министра
образования Хабаровского края И.А.Иванцевой по итогам проведения
эксперимента по введению единого государственного экзамена в
Хабаровском крае в 2003 году, коллегия отмечает, что во исполнение
постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N
119 "Об организации эксперимента по введению единого
государственного экзамена", Губернатора Хабаровского края от
11.12.2002 N 500 "Об участии образовательных учреждений общего
среднего образования, среднего специального и высшего
профессионального образования Хабаровского края в эксперименте по
введению единого государственного экзамена" министерство
образования края совместно с муниципальными органами управления
образования и образовательными учреждениями высшего и среднего
профессионального образования приняли участие в эксперименте по
введению единого государственного экзамена в Хабаровском крае
(далее - эксперимент).
В эксперименте участвовало 15 муниципальных образований, 294
общеобразовательных учреждения, 8 государственных учреждений
высшего профессионального образования и их филиалов, 25
государственных образовательных учреждений среднего
профессионального образования. Количество сдававших выпускные и
вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена в
первой "волне" составило 13740 человек, участников вступительных
испытаний во второй "волне" - 3389 абитуриентов.
В целях организации и обеспечения эксперимента в 2003 году в
крае:
разработана необходимая нормативно-правовая база,
регламентирующая процедуру проведения эксперимента, организацию
приема в вузы, ссузы;
созданы организационные структуры: координационный совет по
подготовке и проведению эксперимента, экзаменационная и
конфликтная комиссии, предметные комиссии, пункты первичной
обработки информации;
в структуре министерства образования края создан сектор оценки
качества образования и сопровождения единого государственного
экзамена, в структуре Хабаровского краевого института
переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров -
региональный центр обработки информации Хабаровского края;
начата работа по созданию региональной базы данных выпускников
образовательных учреждений, специалистов, обеспечивающих ЕГЭ,
выдачи свидетельств;
проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение
ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по
проверке открытых заданий и т.д.);
проведена работа по организации эксперимента со всеми
муниципальными органами управления образованием: разработаны схемы
эксперимента, краевые программы организации и проведения ЕГЭ,
краевые нормативные, инструктивные, методические документы и
материалы и др.;
осуществлена поставка оборудования в пункты первичной обработки
информации и региональный центр обработки информации;
проведена работа с ссузами и вузами по участию в эксперименте:
определение направлений и специальностей для зачисления по
результатам ЕГЭ, разработка правил приема в учебные заведения,
работа с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ и др.;
проведены 63 семинара, совещания, заседания государственной
экзаменационной комиссии, Координационного совета по организации
подготовки и проведения ЕГЭ;
организована работа по информированию заинтересованных
организаций, образовательных учреждений-участников эксперимента и
СМИ о подготовке и ходе проведения.
Анализ хода проведения ЕГЭ и его результатов показал, что
практически не было нарушений процедуры проведения экзамена,
отсутствовали нарушения, связанные с информационной безопасностью;
выпускникам были созданы комфортные условия при прохождении
итоговой аттестации и вступительных испытаний; возросло внимание
общественности, органов власти, средств массовой информации к
образованию и положению дел в образовательных учреждениях.
По итогам эксперимента были получены следующие результаты:
апробирован реальный механизм совмещения государственной
(итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и
вступительных испытаний в вузы. По предъявлению свидетельств по
результатам ЕГЭ 3625 выпускников общеобразовательных учреждений
края поступили в высшие учебные заведения;
подтверждена возможность достижения целей, поставленных при
проведении ЕГЭ: обеспечение преемственности между общим и
профессиональным образованием; расширение возможностей для выбора
профессионального учебного заведения; обеспечение государственного
контроля и управления качеством образования на основе независимой
оценки подготовки выпускников; повышение доступности высшего и
среднего профессионального образования;
получен первый опыт практического использования ЕГЭ как одного
из средств управления качеством образования;
получена более объективная и сравнимая оценка подготовленности
выпускников: неудовлетворительных отметок по разным предметам от
8% до 18% от числа сдававших (по России от 6,0% до 14,3%),
отличных отметок - от 3% до 8% (по России от 5,5% до 16,0%), в
т.ч. от 90 до 100 баллов - 0,6% (по России 0,7%).
Эксперимент обострил ряд проблем, которые нуждаются в
дальнейшей проработке в 2004 году:
в силу географических особенностей Хабаровского края,
территориальной удаленности населенных пунктов от краевого центра,
высоких энергетических и транспортных тарифов технология ЕГЭ-2003
не могла быть использована в северных территориях: Аяно-Майском,
им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Охотском районах;
существующая в Хабаровском крае телекоммуникационная сеть не
позволяла эффективно транспортировать большой объем информации;
требует усиления вертикаль управления подведомственными
Министерству образования Российской Федерации учреждениями
профессионального образования, участвующими в эксперименте, по
вопросам взаимодействия с региональными органами управления
образованием и общественно-государственными структурами,
созданными для организации и контроля за ходом ЕГЭ;
недостаточна проработка нормативной базы, регулирующей
процедуру экзаменов в ходе итоговой аттестации и вступительных
испытаний;
требует совершенствования практика привлечения общественных
наблюдателей за проведением ЕГЭ.
Ход эксперимента и его результаты в целом оцениваются
участниками эксперимента как положительные.
В соответствии с вышеизложенным коллегия решила:
1. Отметить положительные результаты организационно-
технологического сопровождения эксперимента по введению ЕГЭ в 2003
г. в Хабаровском крае.
2. Департаментам общего, высшего и среднего профессионального
образования министерства образования края (Иванцева И.А., Левченко
А.В.), совету ректоров высших учебных заведений (Григоренко В.Г.),
совету директоров учреждений среднего профессионального
образования (Корниенко Н.Н.), руководителям муниципальных органов
управления образованием:
2.1. Провести в 2004 г. эксперимент по введению ЕГЭ в 17
муниципальных образованиях края по 8 общеобразовательным
предметам: математике, русскому языку, физике, химии, истории
России, биологии, обществознанию, географии.
2.2. Организовать работу по выполнению Программы министерства
образования Хабаровского края по подготовке и проведению
эксперимента по введению единого государственного экзамена в
2003/2004 учебном году, утвержденную приказом министерством
образования края от 03.11.2003 N 797.
3. Департаменту высшего и среднего профессионального
образования (Левченко А.В.), совету ректоров высших
профессиональных учебных заведений (Григоренко В.Г.), совету
директоров учреждений среднего профессионального образования
(Корниенко Н.Н.):
3.1. Обеспечить выполнение пп. 7, 8, 9 Приказа Министерства
образования Российской Федерации от 31.10.2003 N 4089 "О
реализации решения коллегии Минобразования России "Об итогах
проведения эксперимента по введению единого государственного
экзамена в 2001 - 2003 гг. и планах его организации на 2004 год".
3.2. Предусмотреть в срок до 01.02.2004 информирование
участников ЕГЭ об утвержденных правилах приема через собственные
сайты, информационные стенды и средства массовой информации.
3.3. Провести анализ успеваемости студентов первого курса в
части определения корреляции между результатами ЕГЭ и итогами
зимней сессии в сравнении с успеваемостью студентов, поступивших
традиционным способом.
4. Департаменту высшего и среднего профессионального
образования (Левченко А.В.):
4.1. Подготовить и довести до сведения муниципальных органов
управления образованием в срок до 01.02.2004 информацию о перечне
направлений и специальностей, по которым вступительные испытания
будут проводиться в форме и по материалам ЕГЭ.
4.2. Обеспечить контроль за участием в эксперименте по введению
ЕГЭ учреждений высшего и среднего профессионального образования.
5. Департаменту общего образования министерства образования
края (Иванцева И.А.):
5.1. Предусмотреть совершенствование краевых нормативных
документов по организации и проведению эксперимента.
5.2. Провести работу по участию в первой "волне" эксперимента
выпускников вечерних (сменных) школ, выпускников образовательных
учреждений прошлых лет.
5.3. Организовать работу по формированию краевых баз данных
выпускников, образовательных учреждений и баз свидетельств о
результатах ЕГЭ.
5.4. Организовать контроль за реализацией программы подготовки
руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ в
муниципальных органах управления образованием.
5.5. Изучить работу управления образованием администрации г.
Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, комитета по
образованию Ульчского района, отдела образования администрации
района им. Лазо по управлению качеством образования.
5.6. Провести августовскую краевую научно-практическую
конференцию по вопросам качества образования.
5.7. Принять меры по привлечению общественных наблюдателей во
время проведения ЕГЭ.
5.8. Совместно с руководителями отделов образования Охотского,
им. П.Осипенко районов (Муратова Л.И., Чикунова Л.И.) в срок до
30.12.2003 разработать транспортные и финансовые схемы участия в
эксперименте.
5.9. Совместно с советом ректоров высших профессиональных
учебных заведений (Григоренко В.Г.) в срок до 01.01.2004
разработать Положение о краевом этапе Всероссийской олимпиады и
утвердить правила приема в вузы победителей и призеров краевых
олимпиад по общеобразовательным предметам.
6. Муниципальным органам управления образованием:
6.1. Обеспечить проведение эксперимента по введению единого
государственного экзамена в 2004 году.
6.2. Создать базу данных выпускников 2004 года.
6.3. Использовать данные о подготовленности выпускников
общеобразовательных учреждений для управления качеством
образования в районе.
6.4. Обеспечить повышение информированности населения о
подготовке и ходе проведения ЕГЭ.
7. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.), заместителю
министра образования края (Меркушева Г.Д.):
7.1. В срок до 01.02.2004 разработать программу повышения
квалификации учителей для работы в классах с углубленным изучением
предметов, профильным обучением на старшей ступени общего
образования.
7.2. Разработать рекомендации для районных, школьных
методических объединений по разделам учебных программ, вызывающим
наибольшее затруднение в деятельности учителей-предметников.
7.3. Изучить возможность организации подготовки тестологов.
7.4. Обеспечить постоянную работу сайта www.khv.ru/edu/ippk в
целях информационного сопровождения эксперимента, обеспечения
обратной связи с заинтересованными лицами.
7.5. Предусмотреть расширение тематики спецкурсов, связанных с
введением единого государственного экзамена, по заявкам
образовательных учреждений.
7.6. Совместно с советом ректоров высших профессиональных
учебных заведений, советом директоров учреждений среднего
профессионального образования создать предметные научно-
исследовательские коллективы и принять участие в конкурсе
Министерства образования Российской Федерации по формированию
банка заданий ЕГЭ.
7.8. Совместно с департаментом высшего и среднего
профессионального образования разработать график и организовать
проведение семинаров по наиболее трудным разделам учебных программ
для учителей средних школ края в дни зимних и весенних каникул на
базе вузов.
8. Просить глав муниципальных образований рассмотреть
возможность включения в штатное расписание управлений образованием
штатных единиц специалистов, занимающихся мониторингом качества
образования и обеспечения ЕГЭ.
9. Контроль за выполнением решения возложить на департаменты
министерства образования Хабаровского края:
департамент общего образования (Иванцева И.А.);
департамент высшего и среднего профессионального образования
(Левченко А.В.).
Председатель коллегии
Л.Ф.Обухова
Секретарь коллегии
Н.В.Целуйко
|