АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 05 декабря 2003 г. по делу N АИ-1/1306
Арбитражный суд в составе:
председательствующего В.С.Савочкиной,
судей В.Г.Бровкина, С.Д.Манника,
при ведении протокола помощником судьи И.А.Мильчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО
"Хабаровский речной торговый порт" на решение Арбитражного суда
Хабаровского края от 10 октября 2003 г. принятого судьей
А.В.Кулешовым по делу N А73-7339/2003-20 по заявлению ОАО
"Хабаровский речной торговый порт" к Хабаровскому краевому
отделению Российской транспортной инспекции о признании
недействительными предписания б/н от 29.07.2003, протокола N
0010314 от 29.07.2003, акта от 29.07.2003,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - начальник юридического отдела Казанникова С.В.;
от административного органа - начальник отдела федерального
транспорта Краснов В.П.,
установил:
Открытое акционерное общество "Хабаровский речной торговый
порт" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением
о признании недействительными выданных и составленных Хабаровским
краевым отделением Российской транспортной инспекции (далее - ХКО
РТИ) документов: предписания от 29.07.2003, протокола N 0010314 от
29.07.2003 об административном правонарушении, акта контрольной
проверки устранения нарушений законодательства от 29.07.2003.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.10.2003
по делу N А73-7339/2003-20 в части признания недействительными
протокола об административном правонарушении от 29.07.2003 N
0010314 и акта контрольной проверки устранения нарушений
законодательства от 29.07.2003 производство по делу прекращено.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2003 по
делу N А73-7339/2003-20 в удовлетворении требований заявителя о
признании недействительным предписания от 29.07.2003 отказано.
Правильность решения проверяется в порядке статьи 266
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ) по заявлению Общества, считающего решение подлежащим
отмене по причине нарушения судом норм процессуального и
материального права.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества
доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала в полном
объеме.
Представитель транспортной инспекции с доводами заявителя
апелляционной жалобы не согласился, считая решение суда законным,
обоснованным, в силу чего не подлежащим отмене.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав
имеющиеся в материалах дела документы, суд апелляционной инстанции
оснований к отмене решения суда первой инстанции не находит.
В силу положений статьи 23.36, пункта 44 части 2 статьи 28.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
а также полномочий, предусмотренных Положением о Российской
транспортной инспекции Министерства транспорта Российской
Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 11.07.2002 N 515, Хабаровское краевое отделение
Ространсинспекции осуществляет контроль по соблюдению условий и
требований лицензируемых видов деятельности, отнесенных к
компетенции Министерства транспорта Российской Федерации, в связи
с чем имеет право проводить мероприятия государственного контроля
в отношении субъектов транспортного комплекса с составлением
актов, осуществлять выдачу обязательных к выполнению предписаний
об устранении выявленных нарушений, возбуждать производство дел об
административных правонарушениях.
ОАО "Хабаровский речной торговый порт" осуществляет на
внутреннем водном транспорте перевозочную деятельность (перевозка
нефтегрузов и сухогрузов, кроме опасных; буксировка судов с
нефтегрузами и сухогрузами, кроме судов с опасными грузами, и иных
плавучих объектов) на основании лицензии, выданной Департаментом
речного транспорта Минтранса России.
Дополнительным условием, указанным в лицензии, является
приоритет кадрового и технического обеспечения безопасности
плавания.
По результатам совместной с Амурской государственной судоходной
инспекцией проверки Общества 09.06.2003 ХКО РТИ было установлено
нарушение условий и требований лицензирования, предусмотренных
пунктом 4 "д" Положения о лицензировании перевозок внутренним
водным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.05.2002 N 345, а именно: отсутствие
договора страхования членов экипажа судов на случай возможного
причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных
обязанностей, в связи с чем Обществу было выдано предписание об
устранении нарушения к 18.07.2003.
29.07.2003 государственным транспортным инспектором ХКО РТИ
Ерчевым Д.В. было выдано предписание, согласно которому Общество
должно заключить в срок до 18.08.2003 договор страхования членов
экипажей судов на случай возможного причинения вреда их жизни и
здоровью, поскольку необходимость заключения такого договора
предусмотрена пунктом 4 статьи 28 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс) и пунктом 4 "д"
Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом
грузов.
Согласно пункту 4 статьи 28 Кодекса, введенному в действие
Федеральным законом N 24-ФЗ от 07.03.2001, судовладелец или иное
осуществляющее прием на работу членов экипажа судна лицо обязаны
за свой счет застраховать принимаемых на работу членов экипажа
судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью
при исполнении ими служебных обязанностей. Порядок и условия
такого страхования устанавливаются законодательством Российской
Федерации.
Пункт 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК РФ) предусматривает, что в случаях, когда законом на
указанных в нем лиц, возлагается обязанность страховать в качестве
страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц ... за свой
счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование),
страхование осуществляется путем заключения договоров в
соответствии с правилами главы 48 ГК РФ.
Таким законом, в данном случае, является Кодекс внутреннего
водного транспорта Российской Федерации, вменяющий в норму
обязательного страхования за счет судовладельца жизни и здоровья
членов экипажей судов.
Следовательно, Обществу обосновано государственным транспортным
инспектором ХКО РТИ было 29.07.2003 выдано оспариваемое заявителем
предписание.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в той части, что никаким
другим законом Российской Федерации порядок и условия страхования
членов экипажей судов, кроме Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваниях" от 24.07.1998 N 125-ФЗ не
предусмотрен, а Общество страхует в соответствии с этим Законом
всех членов экипажей судов с момента их приема на работу, не
принимаются во внимание по следующим основаниям.
Пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального страхования" устанавливает, что
страховщиками являются некоммерческие организации, создаваемые в
соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования. Как следует из статьи 3
Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от
24.07.1998 N 125-ФЗ), обязательное социальное страхование
указанного в этом Законе вида в Российской Федерации
осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального
страхования Российской Федерации.
Тогда как в силу статьи 6 Закона РФ "Об организации страхового
дела в Российской Федерации" от 27.11.1992 N 4015-1 (далее - Закон
РФ "О страховании") страховщиками являются юридические лица,
созданные для осуществления страховой деятельности, и получившие в
установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление
страховой деятельности на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N
125-ФЗ, организации и граждане, нанимающие работников, вправе
помимо обязательного социального страхования, предусмотренного
Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.1998, осуществлять за счет
собственных средств иные виды страхования работников,
предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Страхование, предусмотренное пунктом 4 статьи 28 Кодекса
внутреннего водного транспорта Российской Федерации, является иным
видом страхования - обязательного страхования, осуществляемого в
силу закона в соответствии с правилами главы 48 ГК РФ
"Страхование".
Обоснованность доводов представителя ХКО РТИ в той части, что
предусмотренный пунктом 4 статьи 28 Кодекса и пунктом 4 "д"
Положения о лицензировании вид страхования является иным видом
обязательного страхования подтверждается следующим.
Согласно статье 20 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ
средства на осуществление обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
формируются за счет: 1) обязательных страховых взносов,
страхователей; 2) взыскиваемых штрафов и пени; 3)
капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации
страхователей; 4) иных поступлений, не противоречащих
законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона РФ "О страховании", действие которого
в силу пункта 3 статьи 1 Закона, не распространяется на
государственное социальное страхование, страхование представляет
собой отношения по защите имущественных интересов физических и
юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых
случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими
страховых взносов (страховых премий).
При изложенных обстоятельствах, следует признать правильным
решение суда первой инстанции, признавшего правомерным выдачу ХКО
РТИ предписания от 29.07.2003, обязывающего Общество заключить
договор страхования членов экипажей судов на случай возможного
причинения вреда их жизни и здоровью, и расценившего бездействие
Общества по заключению договора страхования как нарушение условий
лицензионной деятельности, в связи с чем обосновано отказавшего
Обществу в удовлетворении его требований о признании
недействительным оспариваемого предписания от 29.07.2003.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 АПК РФ, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.10.2003 по
делу N А73-7339/2003-20 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия, но
может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационную инстанцию
окружного суда.
Председательствующий:
В.С.Савочкина
Судьи:
С.Д.Манник
В.Г.Бровкин
|