АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 09 декабря 2003 г. по делу N А73-9291/2003-30
Арбитражный суд в составе:
судьи Черняевой С.А.,
при секретаре Воронцове А.И.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску МУП "Служба заказчика
по жилищно-коммунальным услугам N 3" к Министерству финансов РФ о
взыскании 171668,75 руб.,
при участии: от истца: Мышакова И.С., Леонтьева Н.Ю.
- от Министерства финансов РФ по доверенности N 440 от
10.01.2003;
- от Правительства РФ по поручению ВФ-П10-1401 от 26.11.2003;
Колотыгина З.А. - от Правительства Хабаровского края, по
доверенности N 8-28-4093 от 24.05.2002; от Министерства финансов
Хабаровского края, по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002;
От Финансового департамента г. Хабаровска - Трунова Е.А., по
доверенности N 04-02/2988 от 23.12.2002,
установил:
МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам N 3"
обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к
Министерству финансов РФ о взыскании 171668,75 руб. в связи с
предоставлением льгот по оплате водоснабжения и канализации
многодетным семьям в соответствии с Указом Президента Российской
Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей" в период с января по декабрь 2002 г.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных
требований относительно предмета спора, на стороне ответчика
истцом были привлечены Администрация г. Хабаровска, Финансовый
департамент Администрации г. Хабаровска, судом - Министерство
финансов Хабаровского края, Правительство Хабаровского края.
В качестве соответчика по делу с согласия истца было привлечено
Правительство Российской федерации.
В связи с реорганизацией в порядке ст. 48 АПК РФ истец был
заменен на МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам".
В судебное заседание не явилась Администрация г. Хабаровска, о
времени и месте слушания дела извещена в установленном законом
порядке.
Заслушав представителей истца, ответчиков, третьих лиц,
исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента
Российской Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной
поддержке многодетных семей" (далее - Указ N 431), при оплате
коммунальных услуг для многодетных семей установлена скидка в
размере не ниже 30% установленной платы.
Источники финансирования в Указе Президента Российской
Федерации N 431 от 05.05.1992 "О мерах по социальной поддержке
многодетных семей" не определены, но предложено Министерству
финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной
защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать
порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер,
предусмотренных Указом N 431.
Министерство финансов Российской Федерации совместно с
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации
письмами N 51 от 29.06.1992 и N 1-2359-18 "О финансировании
мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" установили,
что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет
местных бюджетов.
Согласно ФЗ N 126-ФЗ от 25.09.97 "О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации" органы государственной
власти РФ и субъектов РФ содействуют развитию местных финансов в
порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В этих случаях указанные органы соответственно распределяют
средства, выделяемые для финансирования федеральных и региональных
целевых программ и иных мероприятий, между муниципальными
образованиями, осуществляют контроль за эффективным и целевым
использованием этих средств.
При наделении органов местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями РФ и субъектов РФ им одновременно
передаются материальные финансовые ресурсы, необходимые для
осуществления этих полномочий.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ
и субъектов РФ находится социальная защита, включая социальное
обеспечение.
Из чего следует вывод, что данные полномочия не относятся к
ведению местного самоуправления в лице Администрации г.
Хабаровска.
Постановлениями Правительства Российской Федерации N 862 от
30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в
Российской федерации в 1999 - 2001 годах" и N 581 от 15.08.2001 "О
программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации
на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской
Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение
федерального закона, влекущего дополнительные расходы для
регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным
бюджетом компенсации таких расходов.
Статьей 131 БК РФ установлено, что в течение финансового года
органы законодательной (представительной) и исполнительной власти
не вправе принимать решения, приводящие к увеличению расходов
бюджетов без вынесения решений, компенсирующих увеличение
расходов.
Таким образом, финансовое обеспечение отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на
органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 БК
РФ относится исключительно на федеральный бюджет.
На основании вышеизложенного суд полагает, что обязанность
возмещения затрат по спорной категории льготников должна быть
возложена на Правительство РФ в лице его финансового органа за
счет казны РФ по тем основаниям, что ими не представлены
доказательства передачи субъекту или органам местного
самоуправления денежных средств на реализацию Указа N 431.
Как следует из материалов дела, в 2002 г. истец за счет
собственных средств предоставил льготы по оплате водоснабжения и
канализации лицам, имеющим на это право в соответствии с Указом
Президента N 431, в размере 171668,75 руб.
Размер предоставленных льгот (выпадающих доходов)
подтверждается актами сверки с муниципальным учреждением
"Хозрасчетный расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных
платежей" и Управлением социальной защиты населения Комитета по
управлению Железнодорожным округом Администрации г. Хабаровска.
На основании вышеизложенного суд считает требования истца
обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны России.
В порядке ст. 104 АПК РФ вернуть истцу из Федерального бюджета
оплаченную им государственную пошлину в связи с тем, что ответчики
освобождены от ее оплаты в соответствии с ФЗ "О государственной
пошлине".
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Взыскать с Правительства Российской Федерации в лице
Министерства финансов Российской Федерации за счет казны
Российской Федерации в пользу МУП г. Хабаровска "Служба заказчика
по жилищно-коммунальным услугам" 171668,75 руб.
Вернуть МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-
коммунальным услугам" из Федерального бюджета государственную
пошлину в размере 5033,37 руб., оплаченную по платежному поручению
N 2213 от 12.08.2003.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Хабаровского края в течение месяца со дня
провозглашения.
Судья
С.А.Черняева
|