АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 09 декабря 2003 г. по делу N А73-8907/2003-23
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Т.И.Чаковой,
при ведении протокола судебного заседания специалистом
Горуновой Л.Н.,
рассмотрев в заседании суда дело по иску МУП ХПОПАТ к ДВ
Территориальному управлению Министерства РФ по антимонопольному
управлению Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства, 3-е лицо: ООО "Автоэкспресс", 3-е лицо:
Управление транспорта администрации города Хабаровска, о признании
недействительным решения и предписания N 7 от 12.08.2003 ДВТУ МАП
РФ
при участии:
от истца: Борилко А.В. - юрисконсульт; Ковалева В.В. -
начальник отдела эксплуатации; Рязанова Н.П. - начальник
Хабаровского автовокзала,
от ответчика: Фокина Т.А. - главный специалист ДВТУ МАП,
от третьего лица: Лазутина В.А. - заместитель начальника
управления транспорта,
установил:
В заседании суда истец уточнил исковые требования:
МУП Хабаровское производственное объединение пассажирского
автотранспорта просит признать недействительным решение и
предписание N 7 от 12.08.2003 Дальневосточного территориального
управления Министерства N 7 от 12.08.2003 Дальневосточного
территориального управления Министерства РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Из представленных документов и объяснений сторон следует, что
12.08.2003 антимонопольным органом вынесено решение и предписание
N 7 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства,
выразившегося в препятствии к доступу на товарный рынок продажи
билетов на междугородние рейсы, а также необоснованным
формированием цен на оказываемые автовокзалом услуги.
Антимонопольным органом предписано истцу совместно с
администрацией г. Хабаровска разработать порядок организации касс
по продаже билетов с Хабаровского автовокзала другими
хозяйствующими субъектами.
Истец не согласен с данным решением и предписанием, так как
основной вид деятельности Хабаровского автовокзала связан с
реализацией билетов на все направления обеспечением отправления
автобусов на все направления.
Хабаровский автовокзал не отказывает в продаже билетов на рейсы
ООО "Автоэкспресс". Установка дополнительной кассы в здании
автовокзала нецелесообразна, места для ее установки нет.
Кроме того, тарифы на услуги автовокзала экономически
обоснованы, и не соответствуют данным, указанным в решении
антимонопольного органа.
Представитель антимонопольного органа с заявленным требованием
не согласна, так как, истцом нарушен п. 1 ст. 5 Закона "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" выразившимся в препятствии доступа на товарный
рынок продажи билетов на междугородние рейсы, и необоснованном
формировании цен на услуги, оказываемые автовокзалом. В
обоснование необходимости и обоснованности установления
дополнительной кассы ответчик ссылается на заключения, полученные
от компетентных уполномоченных органов.
ООО "Автоэкспресс" не согласен с требованием истца, так как
считает, что отдельная касса должна обслуживать одно направление.
Кроме того, истцом неоднократно нарушались условия договора, в
частности билеты, продаются предварительно только за 7 суток,
возникают случаи продажи двойных билетов, отказы в продаже
билетов, задержки расчетов по договору.
Суд, рассмотрев представленные документы, заслушав стороны,
установил:
В Дальневосточное территориальное управление по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства обратилось ООО
"Автоэкспресс" на действия МУП Хабаровское производственное
объединение пассажирского автотранспорта по отказу в заключении
договора на аренду части помещения в здании Хабаровского
автовокзала для организации кассы по продаже билетов на
междугородние маршруты.
Исследовав деятельность истца, антимонопольный орган 12.08.2003
вынес решение и предписание N 7 о прекращении нарушений п. 1 ст. 5
Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках", выразившихся в препятствии к доступу на
товарный рынок продажи билетов на междугородние рейсы и
необоснованном формировании цен на оказываемую услугу.
Приказом N 49П от 22.04.2003 ДВТУ МАП РФ МУП ХПОПАТ внесено в
реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного
товара долю более 35%, по услугам терминала (автовокзала) более
65%.
В силу п. 9 Типового положения об автобусном автовокзале
(автостанции) Министерства автомобильного транспорта основными
задачами автобусного вокзала является организация работ билетных
касс, камеры хранения ручной клади, справочной службы и т.д.
Автовокзал организует продажу билетов на проезд и провоз багажа
на все предусмотренные расписанием отправления автобусов.
Продажа билетов автовокзалом осуществляется на основании
договоров, заключенных с перевозчиками.
С ООО "Автоэкспресс" заключен договор от 01.04.2003 на
реализацию билетов.
Согласно прочим условиям к договору автовокзал продает билеты с
21 по 41 место из Хабаровска.
Из представленных истцом справок о количестве билетов проданных
для ООО "Автоэкспресс" за июнь, июль, август 2003 г. следует, что
билеты продаются не только на места с 21 по 41, но и на не
проданные места ООО "Автоэкспресс".
Таким образом, отказ истца в заключении договора аренды на
установку дополнительной кассы для продажи билетов ООО
"Автоэкспресс" не препятствует доступу на рынок хозяйствующему
субъекту, так как реализуется количество билетов согласно
договору.
Доказательств предложения ООО "Автоэкспресс" увеличить продажу
билетов не представлено.
В доказательство того, что имеется место для установки
дополнительной кассы, ответчик ссылается на заключения, полученные
от центра государственного эпидемиологического надзора г.
Хабаровска, 3 пожарной части Дальневосточного авиационного
агентства "Спектр Авиа Сервис", ОАО "Дальгипротранс", Хабаровского
краевого отделения Российской транспортной инспекции.
Однако представленные заключения свидетельствуют об отсутствии
возможности и необходимости открытия дополнительной кассы.
Кроме того, Дальневосточное авиационное агентство "Спектр Авиа
Сервис" не может являться компетентным органом для дачи
заключения.
В силу п. 1 ст. 5 Закона "О конкуренции..." запрещаются
действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее
положение, создания препятствий доступу на рынок другим
хозяйствующим субъектом.
Однако истец не отказывал в реализации билетов, тем самым не
создавал препятствия к доступу на рынок продажи билетов, кроме
того истец не препятствует ООО "Автоэкспресс" открыть кассы по
продаже билетов в других местах помимо автовокзала.
В части необоснованного формирования цен на оказываемые услуги,
решение антимонопольного органа также является необоснованным, так
как расчет тарифа за оказанные услуги, сделанный ответчиком, не
соответствует тарифу, действующему на автовокзале.
Кроме того, из решения и предписания N 7 не следует, что истцом
нарушено антимонопольное законодательство, а выявленные нарушения
"могут иметь своим результатом недопущение конкуренции и ущемлении
интересов хозяйствующих субъектов".
Таким образом, антимонопольный орган неправомерно вынес решение
и предписание N 7 от 12.08.2003.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 200, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
арбитражный суд
решил:
Признать недействительным решение и предписание N 7 от
12.08.2003 Дальневосточного территориального управления
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства.
Возвратить МУП Хабаровское производственное объединение
пассажирского автотранспорта из федерального бюджета госпошлину в
сумме 1000 руб., оплаченную платежным поручением N 134 от
17.09.2003.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном
порядке и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу
в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через
Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья
Т.И.Чакова
|