АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2003 г. по делу N А73-9716/2003-12
Арбитражный суд в составе:
судьи БудылевоЙ М.В.
протокол судебного заседания вела помощник судьи Зверева А.В.
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Артели старателей
"Приморье" в форме производственного кооператива о признании
ненормативных актов налогового органа недействительными.
В заседании приняли участие:
от заявителя - Молчанова О.С. - юрисконсульт
от ответчика - Назьмова Ю.В. - госналогинспектор, Галаева В.Ю.
- ст. госналогинспектор.
Сущность спора:
Артель старателей "Приморье" в форме ПК (далее - Артель)
обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре о признании недействительными писем
Инспекции МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре N 312-13/2884 от
04.04.2003; N 08-39/7910 от 01.08.2003 и обязании налогового
органа произвести возврат денежных средств в сумме 57160 руб.
В судебном заседании представитель истца уточнил свои
требования и просил признать действия налогового органа, по
начислению пени по налогу на пользователей автомобильных дорог по
лицевому счету Артели в сумме 57160,9 руб. незаконными, а также
признать ненормативный акт N 08-39/7910 от 01.08.2003 инспекции
МНС РФ по г. Комсомольску-на-Амуре недействительным.
Представитель налогового органа с уточненными требованиями не
согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей с сторон, исследовав материалы дела,
суд находит заявление Артели подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела следует, что по лицевому счету Артели по
налогу на пользователей автомобильных дорог числились пени в сумме
64694,9 руб.
Письмом N 80 от 14.02.2003 Артель обратилась в налоговый орган
по вопросу обоснования начисления пени по указанному налогу.
Налоговой инспекцией по г. Комсомольску-на-Амуре в письме N 12-
13/2884 от 04.04.2003 дано разъяснение, что пени начислены за 2001
- 2002 г., в связи с тем, что Артель уплачивала налог на
пользователей автомобильных дорог ежеквартально, в то время как
надо было - ежемесячно, согласно Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N
59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные
фонды".
Кроме того, налоговым органом произведен перерасчет пени,
подлежащей к уплате в территориальный бюджет, сумма которой
составила 54104,25 руб.
Артель не согласна с доводами налогового органа по следующим
основаниям.
Порядок и сроки уплаты взносов в территориальный дорожный фонд
субъектом Российской Федерации не определены. Порядок образования
и использования территориального дорожного фонда, утвержденный
решением малого Совета Хабаровского краевого Совета народных
депутатов от 29.06.1993 N 113, которыми руководствовался налоговый
орган при привлечении заявителя к ответственности, не
опубликовывался и в силу статьи 15 Конституции Российской
Федерации не подлежит применению.
По мнению заявителя, инспекция необоснованно исходила из того,
что данный налог должен уплачиваться ежемесячно, не учитывая при
этом, что положениями статьи 55 Налогового кодекса РФ установлено,
что в случае, если в законодательных актах не определен налоговый
период, то налоговым периодом признается календарный год.
Суд считает, что ответчик необоснованно доначислил заявителю
пени по указанному налогу в размере 54104,25 руб.
В нарушение ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"
от 27.12.1991 (с учетом изменений и дополнений) и ст. 146 НК РФ
истцом в налоговые декларации по НДС не включалась в объект
налогообложения стоимость недостающего товара, выявленная при
инвентаризации, которая удерживалась из заработной платы
материально ответственных лиц.
В соответствии со статьей 19 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" от 27.12.1991 N 2118-1 налоги,
служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в
эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о
дорожных фондах в Российской Федерации, являются федеральными
налогами. Порядок налогообложения по налогу на пользователей
автомобильных дорог установлен Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1
"О дорожных фондах в Российской Федерации".
При этом настоящий Федеральный закон наделил субъектов
Федерации полномочиями определять порядок образования и
использования территориальных дорожных фондов, устанавливать
ставки и сроки уплаты соответствующих налогов.
Во исполнение статьи 2 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ"
принят Закон Хабаровского края от 23.04.1996 N 41 "О
территориальном дорожном фонде", установивший порядок образования
и использования средств территориального дорожного фонда.
При этом срок уплаты налога законодательным органом субъекта РФ
не определен.
В соответствии со статьей 55 Налогового кодекса Российской
Федерации при отсутствии прямого указания о налоговом периоде в
законодательном акте о конкретном налоге налоговым периодом
признается календарный год.
По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое
обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить
определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок
должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством
в результате несвоевременного внесения налога. В этой связи пеня
является компенсацией потерь государственной казны в результате
недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты
налога.
Исходя из положений статьи 57 НК РФ, при уплате налога с
нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке
и на условиях, предусмотренных данным Кодексом.
Из материалов дела установлено и не отрицается налоговым
органом, что пени были насчитаны только по части зачисляемой в
территориальный бюджет.
Кроме того, из материалов дела установлено и не отрицается
ответчиком, что у Артели на начало отчетного периода имелась
переплата по налогу на пользователей автомобильных дорог (за 2001
г. в сумме 164607 руб.; за 2002 г. в сумме 63268 руб.).
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали
основания для начисления пени, предусмотренные статьей 75
Налогового кодекса РФ, поскольку недоимка по данному налогу
отсутствует.
Доводы ответчика, что в п. 5.2 "Порядка образования и
использования территориального дорожного фонда", утвержденного
решением Малого Совета Хабаровского краевого Совета народных
депутатов от 29.06.1993 N 113 продублирован уже установленный срок
налога - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц, судом не
принимаются по следующим основаниям.
Решение малого Совета Хабаровского краевого Совета народных
депутатов N 113 от 29.06.1993, утвердившее Порядок образования и
использования территориального дорожного фонда и определившее срок
уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, не подлежало
применению инспекцией по налогам и сборам, т.к. не было официально
опубликовано. Исходя из положений статьи 15 Конституции Российской
Федерации, нормативные правовые акты не подлежат применению, если
они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
С учетом изложенного, требования Артели подлежат
удовлетворению.
Кроме того, из материалов дела установлено, что Артелью подано
в налоговый орган заявление N 41 от 08.05.2003 о зачете переплат
по налогам в уплату пеней, в том числе по пени по налогу на
пользователей автодорог в сумме 57160,9 руб.
27.05.2003 Артель направила в налоговый орган заявление о
возврате суммы пени по налогу на пользователей автомобильных дорог
в размере 57160,9 руб., как ошибочно включенную в зачет переплаты
по имеющейся недоимки.
Письмом N 08-39/7910 от 01.08.2003 налоговый орган отказал в
удовлетворении требований налогоплательщика, считая правомерным
доначисление пени по указанному налогу.
Суд считает, что у налогового органа отсутствовали основания
для отказа в корректировке зачета по числящейся в лицевом счете
Артели пени в территориальный фонд в размере 57160,9 руб.,
поскольку доначисление самой пени неправомерно по основаниям,
изложенным выше.
Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога
подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В
случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и
сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету
(внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне
уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы
в счет погашения недоимки (задолженности).
Из материалов дела установлено, что задолженности по пени по
налогу на пользователей автомобильных дорог за спорный период у
Артели нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170,
197 - 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Признать незаконными действия Инспекции МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре, выразившиеся в доначислении пени по налогу
на пользователей автомобильных дорог за 2001 - 2002 г. в сумме
57160,90 руб.
Признать недействительным отказ Инспекции МНС РФ по г.
Комсомольску-на-Амуре N 08-39/7910 от 01.08.2003 о возврате
уплаченной пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в
сумме 57160,9 руб. как противоречащий нормам налогового
законодательства.
Возвратить Артели "Приморье" в форме производственного
кооператива (г. Хабаровск, ул. Ангарская, 9; свидетельство о гос.
регистрации от 05.09.1989 N 272/2; ИНН N 2703012885) из
федерального бюджета гос. пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по
п/поручениям: N 1208 от 06.10.2003, N 1401 от 13.11.2003.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционную
инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Судья
М.В.Будылева
|