МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПИСЬМО
от 23 декабря 2003 г. N 11-9-5825
Руководителям
муниципальных органов
управления образованием
Министерство образования Хабаровского края направляет примерную
модель отраслевого состава фонда общеобразовательных учреждений,
разработанную при содействии специалистов Хабаровского
государственного института искусств и культуры (приложение 1).
На основе данных по отраслевому составу фондов библиотек
общеобразовательных учреждений, представленных муниципальными
органами управления образованием в апреле 2003 года, и
разработанной примерной модели министерством образования края
проведен анализ состояния комплектования библиотек
общеобразовательных учреждений края (приложение 2).
С целью совершенствования работы библиотеки направляем
методические рекомендации по комплектованию фондов библиотек
общеобразовательных учреждений (приложение 3).
Просим организовать работу по составлению планов комплектования
библиотек общеобразовательных учреждений на 2005 год в
соответствии с выявленной потребностью школьных библиотек и
предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства для их
реализации.
Заместитель министра
А.М.Король
Приложение 1
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 23 декабря 2003 г. N 11-9-5825
МОДЕЛЬ
ОТРАСЛЕВОГО СОСТАВА ФОНДА БИБЛИОТЕКИ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
---------T------------------------------------T------------------¬
¦N отдела¦ Отрасль знаний ¦ Отраслевой ¦
¦ по ББК ¦ ¦состав фонда (в %)¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 2. ¦Естественные науки ¦ 6 - 8 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 3. ¦Техника. Технические науки ¦ 2 - 3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 4. ¦Сельское и лесное хозяйство ¦ 0,5 - 1 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 5. ¦Здравоохранение. Медицина ¦ 1 - 2 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 6/.8 ¦Общественные и гуманитарные науки ¦ 8 - 10 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 70/79 ¦Культура. Наука. Просвещение ¦ 2 - 3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 74. ¦Образование. Педагогическая наука ¦ 8 - 10 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 84. ¦Художественная литература/ ¦ 50 - 60 ¦
¦ ¦Детская литература ¦ ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 85. ¦Искусство ¦ 1 - 2 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 86. ¦Религии мира ¦ 0,5 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 87. ¦Философия ¦ 0,3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 88. ¦Психология ¦ 0,3 ¦
+--------+------------------------------------+------------------+
¦ 9. ¦Литература универсального ¦ 8 - 10 ¦
¦ ¦содержания: справочные издания, ¦ ¦
¦ ¦сборники игр, развлечений, самоделок¦ ¦
L--------+------------------------------------+-------------------
Разработана при содействии кафедры книговедения и библиотечно-
информационной деятельности Хабаровского государственного
института искусств и культуры.
Приложение 2
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 23 декабря 2003 г. N 11-9-5825
ИНФОРМАЦИЯ
О СОСТОЯНИИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ БИБЛИОТЕК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
В связи с переходом на региональное финансирование в 1994 г.
централизованное комплектование основных фондов библиотек
общеобразовательных учреждении прекратилось. Вместе с тем, в
библиотеках ежегодно проводилось списание наиболее востребованной
литературы в результате ее полного физического износа. Восполнить
фонды равноценной литературой за счет незначительных бюджетных и
спонсорских средств в общеобразовательных учреждениях края не
представлялось возможным. Основным источником комплектования
фондов для библиотек общеобразовательных учреждений стала
переданная в дар населением художественная литература старых лет
издания. Такая ситуация неизбежно вела к устареванию основных
фондов библиотек общеобразовательных учреждений и несоответствию
между потребностью образовательного процесса в современной
литературе и имеющимся фондом.
В последние годы министерство образования края принимает меры
по централизованному комплектованию фондов библиотек
художественной и справочной литературой. На эти цели было выделено
из краевого бюджета в 2001 г. - 1170,6 тыс. руб., в 2002 г. -
1326,8 тыс. руб., в 2003 г. - 1724,3 тыс. руб. и соответственно
приобретено в 2001 г. - 30350 экз. книг, в 2002 г. - 27230 экз.
книг, в 2003 г. - 48190 экз. книг. В краевом бюджете 2004 г.
запланировано на оснащение библиотечных фондов на сумму 1500 тыс.
руб.
С целью выявления уровня обеспечения учебного процесса
литературой, министерством образования края в период с апреля по
ноябрь 2003 года была проведена работа по изучению качественного
состава основных фондов библиотек общеобразовательных учреждений
края.
На основании данных, предоставленных муниципальными органами
управления образованием, выявлено, что по Хабаровскому краю объем
фондов библиотек общеобразовательных учреждений (без учебников)
составляет 3422598 экземпляров, количество пользователей
(читателей) библиотек - 185504 человек, в том числе 171173
учащихся и 14331 педагогических работников. Книгообеспеченность на
одного пользователя в общеобразовательных учреждениях края
составляет 18,5 экземпляров (средний показатель
книгообеспеченности по Российской Федерации составляет 20
экземпляров на одного пользователя). На основании этих данных,
можно считать укомплектованность фондов библиотек недостаточной.
Сравнительная таблица состояния фондов
библиотек по отраслям знаний в крае
-------T----------------------T-------T------T--------T----------¬
¦ N ¦ Отрасль знаний ¦Отрас- ¦Отрас-¦Модель ¦ Раздел ¦
¦отдела¦ ¦левой ¦левой ¦отрас- ¦ фонда, ¦
¦по БКК¦ ¦состав ¦состав¦левого ¦ имеющий ¦
¦ ¦ ¦фонда ¦фонда ¦состава ¦отклонения¦
¦ ¦ ¦(в ¦в крае¦фонда ¦ от нормы ¦
¦ ¦ ¦экз.) ¦(в %) ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 2. ¦Естественные науки ¦ 193598¦ 5,70 ¦ 6 - 8 ¦ -0,3 ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 3. ¦Техника. Технические ¦ 38581¦ 1,00 ¦ 2 - 3 ¦ -1,0 ¦
¦ ¦науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 4. ¦Сельское и лесное ¦ 13605¦ 0,38 ¦0,5 - 1 ¦ -0,12 ¦
¦ ¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 5. ¦Здравоохранение. ¦ 21448¦ 0,46 ¦ 1 - 2 ¦ -0,54 ¦
¦ ¦Медицина ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 6/.8 ¦Общественные и ¦ 263601¦ 7,45 ¦ 8 - 10¦ -0,35 ¦
¦ ¦гуманитарные науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦70/79 ¦Культура. Наука. ¦ 90372¦ 2,10 ¦ 2 - 3 ¦Норма ¦
¦ ¦Просвещение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 74. ¦Образование. ¦ 325955¦ 9,10 ¦ 8 - 10¦Более ¦
¦ ¦Педагогическая наука ¦ ¦ ¦ ¦нормы ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 84. ¦Художественная ¦2283123¦69,10 ¦ 50 - 60¦Более ¦
¦ ¦литература/ ¦ ¦ ¦ ¦нормы ¦
¦ ¦Детская литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 85. ¦Искусство ¦ 85966¦ 1,70 ¦ 1 - 2 ¦Норма ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 86. ¦Религии мира ¦ 18904¦ 0,35 ¦ 0,5 ¦ -0,15 ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 87. ¦Философия ¦ 12314¦ 0,30 ¦ 0,3 ¦Норма ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 88. ¦Психология ¦ 21628¦ 0,60 ¦ 0,3 ¦Более ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нормы ¦
+------+----------------------+-------+------+--------+----------+
¦ 9. ¦Литература ¦ 50075¦ 1,75 ¦ 8 - 10¦ -6,25 ¦
¦ ¦универсального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦содержания: справочные¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦издания, сборники игр,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦развлечений, самоделок¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+----------------------+-------+------+--------+-----------
Сравнительный анализ существующего состояния фондов библиотек
общеобразовательных учреждений по отраслям знаний в соответствии с
моделью отраслевого состава фонда (см. сравнительную таблицу
состояния фондов библиотек по отраслям знаний в крае) показывает,
что в крае не достаточно литературы по следующим отраслям:
естественные науки (5,7%), техника (1,0%), сельское хозяйство
(0,38%), здравоохранение (0,46%), общественные и гуманитарные
науки (7,45%), религии мира (0,35%). Особенно нуждаются библиотеки
в литературе универсального характера: многоотраслевых
энциклопедиях, справочниках, сборниках игр, развлечений и др.
Укомплектованность библиотек данной литературой составляет 1,75%
при норме 8 - 10%.
В школьных библиотеках края в достаточном количестве имеются
книги по следующим отраслям: культура, наука, просвещение (2,1%);
образование, педагогика (9,1%); искусство (1,7%); философия
(0,3%). Больше рекомендуемой нормы в библиотеках имеется
художественная и детская литература (69,1%) и литература по
психологии (0,6%).
Вместе с тем, состояние библиотечных фондов общеобразовательных
учреждений отдельных районов отличается от укомплектованности в
крае. Больше нормы и среднего показателя по краю укомплектованы
литературой по естественным наукам библиотеки Аяно-Майского района
(9,1%), по общественным и гуманитарным наукам библиотеки
Вяземского района (11,0%), педагогической литературой библиотеки
г. Комсомольска-на-Амуре (14,0%), художественной литературой
библиотеки Тугуро-Чумиканского района (90,8%), библиотеки
Николаевского района (81,5%).
Недостаточно литературы по психологии - в Аяно-Майском районе
(0,1%), по культуре, науке, просвещению - в районах Бикинский и
им. П.Осипенко (соответственно 1,1% и 0,9%). Значительно ниже
нормы и показателя по краю укомплектованность педагогической
литературой в районах им. Лазо (4,6%), Николаевский (4,6%), Тугуро-
Чумиканский (2,9%).
В целях осуществления профессионального подхода к
комплектованию основных фондов библиотеки каждого
общеобразовательного учреждения на муниципальном уровне необходимо
провести анализ состояния фонда и выявить разделы фонда, которые
нуждаются в пополнении или списании (таблица отраслевого состава
фондов каждого района прилагается).
Рекомендации:
Руководителям муниципальных органов управления образованием:
- организовать работу по изучению отраслевого состава фондов
библиотек общеобразовательных учреждений и выявлению разделов
фонда, которые нуждаются в пополнении;
- планировать в муниципальных бюджетах средства на
комплектование библиотек общеобразовательных учреждений
литературой в соответствие с выявленной потребностью;
- организовать работу по привлечению дополнительных финансовых
резервов для комплектования фондов библиотек общеобразовательных
учреждений.
Отраслевой состав основных фондов в библиотеках
общеобразовательных учреждений края (в процентах)
По состоянию на май 2003 г.
----T---------------T------T-------T-------T-----T------T------T------T-------T-----T-----T-----T-----T------¬
¦ N ¦ Территория ¦2. Ес-¦3. Тех-¦4. С/х ¦5. ¦6/.8 ¦70/79 ¦74. ¦ 84. ¦85. ¦86. ¦87. ¦88. ¦9. ¦
¦п/п¦ ¦тест- ¦ника ¦ ¦Здра-¦Общ. ¦культ.¦Обра- ¦ Худ. ¦Ис- ¦Рели-¦Фило-¦Пси- ¦Уни- ¦
¦ ¦ ¦вен- ¦ ¦ ¦воох-¦и гу- ¦наука ¦зов. ¦ Дет. ¦кус- ¦гии ¦софия¦холо-¦верс. ¦
¦ ¦ ¦ные ¦ ¦ ¦ран. ¦ман. ¦прос. ¦Пед. ¦ лит. ¦ство ¦мира ¦ ¦гия ¦Лит. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 1.¦Амурский ¦ 7,93 ¦ 1,19 ¦ 0,36¦ 0,51¦ 9,45 ¦ 1,79 ¦11,14 ¦ 63,98 ¦ 1,29¦0,21 ¦0,32 ¦0,69 ¦ 1,14 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 2.¦Аяно-Майский ¦ 9,1 ¦ 0,2 ¦ 0,16¦ 0,12¦ 9,7 ¦ 2,2 ¦16,7 ¦ 51,0 ¦ 0,9 ¦0,02 ¦0,01 ¦0,09 ¦ 9,3 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 3.¦Бикинский ¦ 4,5 ¦ 1,1 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 7,6 ¦ 1,1 ¦ 7,6 ¦ 74,2 ¦ 1,3 ¦0,1 ¦0,4 ¦0,6 ¦ 0,7 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 4.¦Ванинский ¦ 8,6 ¦ 0,9 ¦ 0,3 ¦ 0,7 ¦ 7,8 ¦ 4,7 ¦ 6,0 ¦ 67,1 ¦ 1,4 ¦0,2 ¦0,3 ¦0,9 ¦ 1,1 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 5.¦Верхнебуреин. ¦ 7,8 ¦ 1,1 ¦ 0,2 ¦ 0,7 ¦ 5,8 ¦ 2,9 ¦ 9,0 ¦ 67,2 ¦ 1,4 ¦1,1 ¦0,1 ¦0,5 ¦ 3,2 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 6.¦Вяземский ¦ 6,6 ¦ 1,1 ¦ 0,4 ¦ 0,3 ¦11,0 ¦ 2,0 ¦10,0 ¦ 63,0 ¦ 2,0 ¦0,4 ¦0,2 ¦0,7 ¦ 2,0 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 7.¦Комсомольский ¦ 8,1 ¦ 1,3 ¦ 0,8 ¦ 0,4 ¦10,2 ¦ 2,6 ¦10,5 ¦ 61,8 ¦ 1,2 ¦0,2 ¦0,4 ¦0,8 ¦ 1,7 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 8.¦Им. Лазо ¦ 3,85 ¦ 0,78 ¦ 0,27¦ 0,23¦ 3,87 ¦ 1,98 ¦4,62 ¦ 81,48 ¦ 0,68¦0,1 ¦0,12 ¦0,4 ¦ 1,62 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ 9.¦Нанайский ¦ 5,8 ¦ 0,7 ¦ 0,5 ¦ 0,6 ¦ 5,7 ¦ 1,8 ¦8,7 ¦ 73,3 ¦ 0,9 ¦0,1 ¦0,4 ¦0,6 ¦ 0,9 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦10.¦Николаевский ¦ 3,58 ¦ 1,02 ¦ 0,24¦ 0,30¦ 4,25 ¦ 1,61 ¦4,56 ¦ 81,51 ¦ 1,05¦0,19 ¦0,44 ¦0,53 ¦ 0,69 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦11.¦Охотский ¦ 3,42 ¦ 0,89 ¦ 0,24¦ 0,38¦ 5,69 ¦ 1,07 ¦7,78 ¦ 73,79 ¦ 5,03¦0,18 ¦0,3 ¦0,36 ¦ 0,81 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦12.¦Им. П.Осипенко ¦ 5,0 ¦ 0,6 ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 9,6 ¦ 0,9 ¦12,6 ¦ 68,4 ¦ 1,2 ¦0,05 ¦0,3 ¦0,6 ¦ 0,4 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦13.¦Сов.-Гаванский ¦ 6,1 ¦ 1,2 ¦ 0,8 ¦ 0,6 ¦ 8,3 ¦ 2,1 ¦10,6 ¦ 65 ¦ 1,7 ¦0,5 ¦0,5 ¦0,9 ¦ 1,7 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦14.¦Солнечный ¦ 5,8 ¦ 1,2 ¦ 0,4 ¦ 0,4 ¦ 8,3 ¦ 1,6 ¦ 7,9 ¦ 69,9 ¦ 1,8 ¦0,3 ¦0,5 ¦0,6 ¦ 1,3 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦15.¦Тугуро-Чумикан.¦ 1,1 ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦ 0,02¦ 3 ¦ 0,25 ¦ 2,9 ¦ 90,8 ¦ 0,4 ¦0,2 ¦0,1 ¦0,26 ¦ 0,5 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦16.¦Ульчский ¦ 5,7 ¦ 2,5 ¦ 0,5 ¦ 0,7 ¦10,1 ¦ 3,0 ¦ 8,8 ¦ 63,3 ¦ 1,8 ¦0,1 ¦0,2 ¦0,8 ¦ 2,5 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦17.¦Хабаровский ¦ 3,52 ¦ 0,59 ¦ 0,42¦ 0,34¦ 4,16 ¦ 1,8 ¦11,27 ¦ 75,23 ¦ 0,96¦0,14 ¦0,29 ¦0,58 ¦ 0,7 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦18.¦г. Комсомольск ¦ 5,22 ¦ 0,88 ¦ 0,35¦ 1,27¦ 8,71 ¦ 3,25 ¦14,03 ¦ 56,64 ¦ 4,99¦2,14 ¦0,48 ¦0,81 ¦ 1,23 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦19.¦г. Хабаровск ¦ 5,81 ¦ 1,35 ¦ 0,41¦ 0,63¦ 8,34 ¦ 3,23 ¦ 8,85 ¦ 66,17 ¦ 1,91¦0,34 ¦0,4 ¦0,59 ¦ 1,97 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ ¦Средний по краю¦ 5,7 ¦ 1,0 ¦ 0,38¦ 0,46¦ 7,45 ¦ 2,1 ¦ 9,1 ¦ 69,1 ¦ 1,7 ¦0,35 ¦0,3 ¦0,6 ¦ 1,76 ¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ ¦Рекомендуемый ¦6 - 8 ¦2 - 3 ¦0,5 - 1¦1 - 2¦8 - 10¦2 - 3 ¦8 - 10¦50 - 60¦1 - 2¦0,5 ¦0,3 ¦0,3 ¦8 - 10¦
+---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+------+
¦ ¦Отклонения ¦ 0,3 ¦ 1,0 ¦ 0,12 ¦ 0,54¦ 0,35 ¦норма ¦более ¦более ¦норма¦0,15 ¦норма¦более¦ 6,25 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦норм. ¦нормы ¦ ¦ ¦ ¦норм.¦ ¦
L---+---------------+------+-------+-------+-----+------+------+------+-------+-----+-----+-----+-----+-------
Приложение 3
к письму
Министерства образования
Хабаровского края
от 23 декабря 2003 г. N 11-9-5825
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ БИБЛИОТЕК
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Комплектование библиотек общеобразовательных учреждений - одно
из основных видов деятельности библиотеки. От качества
комплектования зависит полнота фонда, пропорциональность его по
тематике, степень удовлетворения информационной потребности
пользователей. Комплектование, в свою очередь, зависит от
систематического изучения состояния фонда и информационной
потребности пользователей, а так же наличия планового
финансирования на оснащение библиотек общеобразовательных
учреждений.
Критерием полноты комплектования фонда библиотеки является
возможность оперативного удовлетворения 75 - 80% информационных
потребностей пользователей. Рост количества нереализованных
запросов в библиотеке свидетельствует о недостаточном
комплектовании и требует изучения качественного состава фонда.
Предлагаем несколько основных методов изучения качественного
состава фонда и его комплектования.
1. Сопоставление фактического состояния фонда с его примерной
моделью.
Выявление отличий в структуре фонда с его примерной моделью
помогут библиотекарю выделить отдельные отрасли знания, требующие
комплектования. Для более качественного изучения отраслевого
состава фонда рекомендуем составить сравнительную таблицу
отраслевого распределения фонда по следующей форме.
Сравнительная таблица отраслевого
распределения основного фонда библиотеки
общеобразовательного учреждения
----T-------T------T------T-----T-----T---------------------------T-------¬
¦ N ¦Отрасль¦Раздел¦% при-¦Всего¦% от ¦ Имеющаяся литература ¦Решение¦
¦п/п¦знания ¦ ББК ¦мерной¦эк- ¦всего¦ (названия) ¦о комп-¦
¦ ¦ ¦ ¦модели¦земп-¦фонда+-----T------T-------T------+лекто- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ляров¦ ¦Спра-¦Энцик-¦Научно-¦Другое¦вании ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воч- ¦лопе- ¦позна- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ники ¦дии ¦ватель-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦
+---+-------+------+------+-----+-----+-----+------+-------+------+-------+
¦ 1 ¦Техника¦ 3 ¦2 - 3 ¦ 59 ¦ 2,3 ¦ 10 ¦ 3 ¦ 46 ¦ - ¦Не нуж-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дается ¦
L---+-------+------+------+-----+-----+-----+------+-------+------+--------
--------------------------------
<*> Составляется по всем разделам основного фонда.
Проведение сравнительного анализа позволит выявить отрасли
знания, требующие пополнения фонда, предпочтительные виды
литературы (справочники, научно познавательная и др.).
Данные таблицы уточняются периодически один раз в три - четыре
года и служат основанием для составления плана комплектования
библиотеки.
2. Изучение читательского спроса на конкретный документ,
имеющийся в фонде библиотеки.
Данный метод является наиболее эффективным в изучении качества
фонда библиотеки. Для изучения читательского спроса на документ
библиотекарю необходимо определить следующие параметры: какие
разделы фонда намечены для изучения и время сбора данных по выдаче
документов. На отобранные документы прикрепляется листок с
указанием автора и названия, где в течение установленного времени
отмечается дата выдачи. По истечении установленного срока
документы просматривают и открепляют листки.
Работа по изучению читательского спроса на документ
осуществляется по следующим показателям:
- отсутствие спроса;
- единичный спрос (редкий спрос);
- пульсирующий спрос (сезонный спрос, вызванный потребностью
учебного процесса);
- стабильный спрос (литература пользуется спросом разных
категорий пользователей в течение всего года);
- повышенный спрос (ажиотажный спрос, вызванный рекомендациями
коллег, для учащихся - педагогов, товарищей).
3. Отбор документов старых лет издания, не являющихся в полной
мере достоверными источниками информации.
Преобладание в фонде устаревшей, изношенной литературы с целью
сохранения его отраслевой структуры или объема фонда неизбежно
приведет к невозможности реализации потребности образовательного
процесса в современной информации.
Выявить разделы фонда с преобладанием морально устаревшей
литературы поможет анализ нереализованных запросов пользователей
(отказов). Наиболее удобная форма работы с отказами пользователям
является картотека отказов. В ней фиксируются данные на
запрошенные, но отсутствующие в фонде документы, а так же темы
запросов, на которые информация не была предоставлена или
предоставлена не в полном объеме.
4. Комплектование фонда многоэкземплярными изданиями.
Сложным для школьного библиотекаря является вопрос
экземплярности приобретаемой литературы. Избыточная экземплярность
так же как недостаточная отрицательно влияет на состав фонда и его
работоспособность.
Для определения оптимальной экземплярности документов
рекомендуем ориентироваться на нормы расчета, разработанные
Государственной научной педагогической библиотекой им.
К.Д.Ушинского. Некоторые из них приводим в настоящих
рекомендациях:
- художественная литература для программного изучения - одна
книга на двух учащихся (1:2);
- художественная литература для внеклассного чтения - одна
книга на трех учащихся (1:3);
- хрестоматии по литературе - одна книга на двух учащихся
(1:2);
- хрестоматии по истории и общественным наукам - одна книга на
пять учащихся (1:5);
- хрестоматии по географии, биологии, физике - одна книга на
десять учащихся (1:10).
Использование методов изучения состава фонда, предложенных в
данных рекомендациях, помогут библиотечным работникам выявить
недостатки в состоянии фонда и первоочередную потребность в
комплектовании, разработать конкретный план комплектования.
Комплектование фонда по результатам изучения его состояния и
выявления отраслей, наиболее нуждающихся в книжном пополнении,
позволит обеспечить учебный процесс литературой, максимально
удовлетворить потребности учащихся в познавательной литературе,
будет способствовать созданию условий педагогам в непрерывном
повышении квалификации.
Методист-инспектор
И.А.Мельничук
|