ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, УПЛАЧИВАЮЩИХ
НАЛОГИ И СБОРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ВСТУПАЮЩИЕ В СИЛУ В 2004 ГОДУ
Налог на прибыль организаций
Изменились только ставки налога по суммам, зачисляемым в
федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ: в федеральный бюджет
уменьшилась на 1% (стало 5%), а в бюджет субъекта увеличилась на
1% (стало 17%), в местный бюджет не изменилась (2%). Общая ставка
24% осталась неизменной.
Налог на имущество организаций
С 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ
введена в действие глава 30 Налогового кодекса РФ "Налог на
имущество организаций" и признан утратившим силу Закон Российской
Федерации от 13 декабря 1991 года N 2030-1 "О налоге на имущество
предприятий".
В соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ налог на
имущество организаций вводится в действие законами субъектами РФ,
которые определяют ставки налога, порядок и сроки уплаты, формы
отчетности, а также налоговые льготы по данному региональному
налогу.
На территории Хабаровского края этот налог введен с 1 января
2004 года Законом Хабаровского края от 25.11.2003 N 149.
Объектом налогообложения новым налогом на имущество организаций
признается только движимое и недвижимое имущество, учитываемое на
балансе в качестве основных средств в бухгалтерском учете
организаций, в отличие от старого налога, когда, кроме основных
средств, облагалось и другое имущество (нематериальные активы,
запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика).
Кроме того, коренным образом поменялся порядок исчисления
налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества).
Главой 30 Налогового кодекса РФ предусмотрены льготы по налогу
на имущество организаций. Федеральные льготы предоставляются
целому ряду организаций, которые освобождаются от налогообложения:
это организации и учреждения уголовно-исполнительной системы
Министерства юстиции Российской Федерации, религиозные
организации, общероссийские общественные организации инвалидов,
организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками
истории и культуры федерального значения, и еще целый ряд
организаций, поименованных в главе 30 НК РФ.
Налоговая ставка установлена в размере 2,2%.
Наряду с основной ставкой Законом Хабаровского края для
определенной категории налогоплательщиков установлена льготная
ставка в размере 1,1%. Такая ставка установлена:
для субъектов инвестиционной деятельности;
для специализированных организаций, основным видом деятельности
которых является заготовка (сбор), первичная обработка и
переработка вторичных ресурсов в отношении имущества,
используемого в этих целях;
для организаций, осуществляющих в аптечных учреждениях
деятельность по реализации лекарственных средств по рецептам
врачей населению бесплатно или по льготным ценам, в отношении
имущества, используемого для изготовления и реализации
лекарственных средств населению;
для центров реабилитации инвалидов министерства социальной
защиты населения Хабаровского края - при условии фактического
использования в течение налогового периода средств в сумме, не
менее высвобожденной от уплаты налога в бюджет, на оказание помощи
инвалидам и обеспечение основной деятельности центра (без затрат
на оплату труда);
для благотворительных организаций, осуществляющих свою
деятельность в соответствии с Федеральным законом "О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях",
при условии фактического использования в течение налогового
периода средств в сумме, не менее высвобожденной от уплаты налога
в бюджет, на реализацию согласованных с Правительством края
программ помощи детям из малоимущих семей, детям-сиротам, детям-
инвалидам, программ культурного наследия, программ развития
национальных культур и содружества культур.
Кроме того, Законом Хабаровского края полностью освобождены от
налогообложения:
бюджетные организации, финансируемые из краевого и местных
бюджетов;
имущество органов государственной власти края и органов
местного самоуправления края;
имущество управлений административными зданиями Правительства
края и органов местного самоуправления края;
организации, в отношении законсервированных объектов основных
средств;
организации, осуществляющие перевозки льготных категорий
пассажиров в отношении транспортных средств, используемых для этих
целей;
имущество организаций, производящих сельскохозяйственную
продукцию и реализующих данную продукцию, используемое в этих
целях.
Единый сельскохозяйственный налог
С 1 января 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от
11.11.2003 N 147-ФЗ вступает в силу глава 26.1 Налогового кодекса
РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" нового
содержания. Ранее принятая, но не введенная в действие глава 26.1
полностью поменяла свою суть.
Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного
налога предусмотрена для сельскохозяйственных
товаропроизводителей, которыми признаются организации и
предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и
(или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую
переработку и реализующие эту продукцию при условии, что доходы от
реализации произведенной продукции составляют не менее 70% в общем
доходе.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога
организациями и предпринимателями предусматривает замену уплаты
налога на прибыль - для организаций и налога на доходы физических
лиц - для предпринимателей, налога на добавленную стоимость (за
исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в
соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным кодексом Российской
Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации), налога на имущество (организаций или физических лиц) и
единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности
организаций за налоговый период.
Организации и предприниматели, перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и
предпринимателями, перешедшими на уплату единого
сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом
налогообложения.
Правила, предусмотренные главой 26.1 НК РФ, распространяются на
крестьянские (фермерские) хозяйства.
Переход на уплату осуществляется добровольно, однако не вправе
перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога:
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся
производством подакцизных товаров;
2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные
на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой
26.3 НК РФ;
3) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание
перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в
период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году,
начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители
переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в
налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства)
заявление, в котором указывают данные о доле дохода от реализации
произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или)
выращенной ими рыбы в общем доходе от реализации товаров (работ,
услуг), полученном ими по итогам девяти месяцев того года, в
котором подают заявление о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога.
Вновь созданные организации и физические лица,
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,
изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного
налога, вправе подать заявление о переходе на уплату единого
сельскохозяйственного налога одновременно с подачей заявления о
постановке на учет в налоговый орган. В этом случае организации и
индивидуальные предприниматели вправе перейти на уплату единого
сельскохозяйственного налога в текущем календарном году с момента
постановки на учет в налоговом органе.
Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого
сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового
периода перейти на общий режим налогообложения.
Если по итогам налогового периода доля дохода
налогоплательщиков от реализации произведенной ими
сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, в
общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее
70 процентов, налогоплательщики должны произвести перерасчет
налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за
весь указанный налоговый период. При этом пеней и штрафов за
несвоевременную уплату налогов и авансовых платежей по налогам они
не уплачивают.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на
величину расходов. Ставка налога 6%.
Доходы признаются на день поступления средств на счет в банке
или в кассу, а расходы после их фактической оплаты.
Транспортный налог
С 1 января 2004 г. вступают в силу изменения в Закон
Хабаровского края от 26.11.2002 N 70 "О транспортном налоге в
Хабаровском крае", внесенные Законом Хабаровского края от
25.11.2003 N 148.
С 2004 г. увеличились ставки на автомобили как легковые, так и
на грузовые, у которых мощность двигателя превышает 100 л.с.
(В графе "Налоговая ставка (в рублях)" таблицы, содержащейся в
статье 6:
1) в разделе "Автомобили легковые с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы)" цифры "10", "20", "35", "80" заменить
соответственно цифрами "11", "23", "40", "92";
2) в разделе "Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с
каждой лошадиной силы)" цифры "35", "40", "42", "45" заменить
соответственно цифрами "40", "46", "48", "52").
Изменился перечень льготников как организаций, так и физических
лиц.
В 2003 г. от уплаты налога освобождались органы государственной
власти, в том числе и федеральные. С 2004 г. освобождаются от
уплаты налога только органы государственной власти края.
Список льготников - физических лиц увеличился. В него включили
лиц, получивших транспортные средства в качестве поощрения за
высокие достижения в труде.
Если в 2003 г. льготы предоставлялись ветеранам Великой
Отечественной войны, самостоятельно управляющим транспортным
средством или при управлении его супругой (супругом), то теперь
все ветераны Великой Отечественной войны освобождены от уплаты
налога на одно транспортное средство, зарегистрированное до 1 июля
2003 года.
В 2004 г. изменился порядок уплаты налога налогоплательщиками-
организациями в течение налогового периода. В 2003 г. авансовые
платежи по налогу уплачивались в срок не позднее 1 июня, 1
сентября и 1 декабря исходя из базы текущего налогового периода,
сложившейся по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября. В 2004 г.
уплата налога производится в сроки не позднее 1 апреля и 1 июля.
При этом сумма платежа принимается равной 1/2 суммы налога,
исчисленной за предыдущий налоговый период. Эти платежи
засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода по
сроку не позднее 1 февраля следующего календарного года, когда
производится окончательный расчет по налогу.
Уплата налога производится по месту нахождения транспортных
средств.
Организации, ликвидированные (реорганизованные) до конца
календарного года, представляют налоговую декларацию и уплачивают
налог не позднее дня завершения ликвидации (реорганизации).
С 1 января 2004 г. введена новая налоговая декларация по
транспортному налогу, которая приведена в соответствие с формой,
утвержденной МНС РФ.
Налог на игорный бизнес
С 1 января 2004 года утратил силу Федеральный закон от
31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес" и введена в
действие глава 29 части второй Налогового кодекса РФ "Налог на
игорный бизнес".
Налогоплательщик обязан поставить на учет (зарегистрировать) в
налоговом органе по месту своей регистрации в качестве
налогоплательщика каждый объект налогообложения не позднее чем за
два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Регистрация производится налоговым органом на основании заявления
налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения
с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта
(объектов) налогообложения. (В соответствии с Законом N 142-ФЗ
регистрация - по месту нахождения объекта).
Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых
органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика
любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем
за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта
налогообложения.
Отсутствие регистрации объектов или изменений их количества
влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставки
налога, установленной для соответствующего объекта
налогообложения.
Нарушение требований о регистрации более одного раза влечет
взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога,
установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Главой 29 предусмотрено, что налоговые ставки по налогу на
игорный бизнес устанавливаются законами субъектов РФ в пределах,
определенных Кодексом.
С 1 января 2004 г. Законом Хабаровского края от 25.11.2003 N
151 "О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края
от 24.12.1999 N 163 "О налогах и сборах" установлены налоговые
ставки на календарный месяц не в минимальных размерах оплаты
труда, как ранее, а в определенной сумме на каждый объект игорного
бизнеса. Так на 2004 год установлены ставки в следующих размерах:
- за один игровой стол - 72000 рублей;
- за один игровой автомат - 4500 рублей;
- за одну кассу тотализатора - 72000 рублей;
- за одну кассу букмекерской конторы - 36000 рублей.
Упрощенная система налогообложения
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты
Российской Федерации, а также о признании утратившими силу
некоторых законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации" внесены изменения в главу 26.2 "Упрощенная
система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2004 года исключен подпункт 12 из пункта 3 статьи
346.12 главы 26.2, который запрещал применять упрощенную систему
налогообложения организациям и предпринимателям, переведенным на
уплату единого налога на вмененный доход.
С указанной даты такие налогоплательщики могут применять
упрощенную систему налогообложения по тем видам
предпринимательской деятельности, которые не подпадают под уплату
единого налога на вмененный доход.
При этом ограничения, установленные в отношении выручки,
численности и стоимости основных средств и нематериальных активов,
должны соблюдаться суммарно, исходя из всех видов деятельности.
В связи с изменениями, внесенными в статью 48 Бюджетного
кодекса РФ, регулирующую доходы бюджетов, с 1 января 2004 года
единый налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы
налогообложения, в федеральный бюджет поступать не будет. Доля
федерального бюджета - 30% передана в бюджеты субъектов Российской
Федерации, которая составит 45%.
Система налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ внесены изменения в
гл. 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности", в частности
понятие "розничная торговля" для целей исчисления ЕНВД теперь
звучит следующим образом "розничная торговля - торговля товарами и
оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с
использованием платежных карт".
Также этим Законом установлено, что корректирующий коэффициент
К1, применяемый при определении базовой доходности для исчисления
единого налога на вмененный доход, в 2004 году не будет
применяться. Данный коэффициент зависит от места ведения
предпринимательской деятельности и определяется в зависимости от
кадастровой стоимости земли.
Государственный земельный кадастр на сегодняшний день еще не
введен.
Законом Хабаровского края от 01.10.2003 N 140 внесены изменения
в Закон Хабаровского края от 26.11.2002 N 71 "О системе
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности в Хабаровском крае". Эти изменения
в большей степени касаются приложения к Закону, в котором
определены значения корректирующего коэффициента базовой
доходности К2, учитывающего совокупность особенностей ведения
предпринимательской деятельности в 2003 и 2004 годах. Они вступают
в силу в разные периоды времени: некоторые - с 1 декабря 2003 г.,
часть - с 1 января 2005 г., а часть - с 1 января 2003 года.
Так, изменения значений К2 в сторону уменьшения для г. Амурска
действуют с 1 января 2003 года. Установлен пониженный К2 для
розничной торговли лекарственными средствами и предметами
медицинского назначения, осуществляемой через объекты организации
торговли в фельдшерско-акушерских пунктах, который также действует
с 1 января 2003 года.
В связи с изменениями, внесенными в статью 48 Бюджетного
кодекса РФ, регулирующую доходы бюджетов, с 1 января 2004 года
единый налог на вмененный доход в федеральный бюджет поступать не
будет. Доля федерального бюджета - 30% передана в региональные
бюджеты и составит 45%.
Пресс-служба
Управления МНС РФ
по Хабаровскому краю
|