ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2003 г. по делу N 2-260/03
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
при секретаре Роговой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
прокурора Хабаровского края о признании противоречащими
федеральному законодательству пункта 3 статьи 9, абзаца 1 пункта
6, пункта 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и
сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 г.,
установил:
Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон
Хабаровского края N 163 от 24 декабря 1999 г. "О налогах и сборах
Хабаровского края", действующий в редакции законов края от
01.03.2000 N 186; от 26.04.2000 N 208; от 26.04.2000 N 211; от
25.07.2000 N 231; от 25.09.2000 N 236 и N 249; от 10.11.2000 N
254; от 27.12.2000 N 271; от 25.05.2001 N 307; 25.07.2001 N 321;
от 27.11.2001 N 346; от 31.07.202 N 37; от 26.11.2002 N 69.
Пунктом 3 ст. 9 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах
Хабаровского края" предусмотрена возможность установления
налоговых льгот по местным налогам и сборам краевым законом при
условии возмещения выпадающих доходов бюджетам соответствующего
уровня из средств краевого бюджета.
Согласно п. 6 ст. 11 данного Закона от уплаты земельного налога
в консолидированный бюджет края освобождены земли островов
Большого Уссурийского и Тарабарова у города Хабаровска при
осуществлении на них деятельности, относимой к сфере материального
производства.
В соответствии с п. 10 ст. 11 данного Закона доходы, выпадающие
из местных бюджетов за счет предоставления настоящим Законом льгот
по местным налогам и сборам, возмещаются за счет средств краевого
бюджета.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о
признании противоречащими федеральному законодательству п. 3 ст.
9, абз. 1 п. 6, п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и
сборах Хабаровского края", ссылаясь на то, что Законодательной
Думой Хабаровского края установлены льготы по земельному налогу в
части закрепленной за бюджетами органов местного самоуправления в
нарушение требований Закона РФ "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах
местного самоуправления в Российской Федерации", Закона РФ "О
плате за землю".
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Хабаровского
края Моргунова Н.Н. требования заявленные прокурором Хабаровского
края поддержала.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, по
доверенности Ермольченко О.В. с доводами, изложенными в заявлении
прокурора края, не согласилась и просила в удовлетворении
заявления отказать.
Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Хабаровского края
Моргуновой Н.Н., представителя Законодательной Думы Хабаровского
края Ермольченко О.В., исследовав материалы дела, заслушав
судебные прения, суд находит заявление прокурора подлежащим
удовлетворению в части признания недействующими со дня принятия
предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6 (в части освобождения
от уплаты земельного налога в части сумм, зачисляемых в местный
бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и сборах
Хабаровского края", в остальной части заявление удовлетворению не
подлежит.
В соответствии с п. "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской
Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в
Российской Федерации находится в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 75 и
п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации система налогов,
взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и
сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут
противоречить федеральным законам, принятым по предметам
совместного ведения.
Компетенция органов государственной власти в решении вопросов о
налогах определяется в соответствии с Законом Российской Федерации
от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации".
Согласно п. 2 ст. 18 названного Закона компетенция органов
государственной власти в решении вопросов о налогах определяется в
соответствии с настоящим Законом и другими законодательными
актами.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона от 28.08.1995
N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 25.09.1997 N
126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации" местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате
устанавливаются представительными органами местного самоуправления
самостоятельно.
Порядок и основания уплаты земельного налога установлены
Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю".
Согласно ст. 13 данного Закона органы законодательной
(представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют
право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в
пределах суммы земельного налога, находящегося в распоряжении
соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.12.2002 N
176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" до разграничения
государственной собственности на землю, земельный налог
перечисляется на счета органов федерального казначейства с
последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями
бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
- бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением
городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%;
- бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований
(за исключением муниципальных образований, входящих в состав
городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%.
Таким образом, вышеназванным федеральным законодательством
субъектам Российской Федерации не предоставлены полномочия по
установлению льгот по земельному налогу в части закрепленной за
бюджетами органов местного самоуправления.
При таком положении суд находит противоречащими упомянутому
федеральному законодательству и подлежащими признанию
недействующими со дня принятия предложение второе п. 3 ст. 9, абз.
1 п. 6 (в части освобождения от уплаты земельного налога в части
сумм зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона
Хабаровского края "О налогах и сборах Хабаровского края".
Требования прокурора в части признания противоречащими
федеральному законодательству предложения первого п. 3 ст. 9
данного краевого Закона не подлежат удовлетворению, поскольку
указание в Законе края на то, что краевые законы и нормативные
правовые акты представительных органов местного самоуправления
могут устанавливать налоговые льготы по федеральным налогам в
соответствии с федеральным законодательством о налогах и сборах
соответствуют действующему федеральному законодательству.
Положения абз. первого ч. 6 Закона Хабаровского края "О налогах
и сборах Хабаровского края" в части устанавливающей освобождение
от уплаты земельного налога в части сумм зачисляемых в краевой
бюджет приняты Законодательной Думой Хабаровского края в пределах
полномочий предоставленных федеральным законодательствам и
основания для признания данных норм недействующими не имеется.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о
соответствии положений предложения второго п. 3 ст. 9, абз. 1 п. 6
(в части освобождения от уплаты земельного налога в части сумм
зачисляемых в местный бюджет), п. 10 ст. 11 Закона Хабаровского
края "О налогах и сборах Хабаровского края" федеральному
законодательству суд находит несостоятельными по основаниям,
приведенным в решении.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК
РФ, суд
решил:
Признать недействующими со дня принятия предложение второе
пункта 3 статьи 9, абзац 1 пункта 6 (в части освобождения от
уплаты земельного налога в части сумм зачисляемых в местный
бюджет), пункт 10 статьи 11 Закона Хабаровского края "О налогах и
сборах Хабаровского края" N 163 от 24 декабря 1999 года.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете
"Приамурские ведомости" и Собрании законодательства Хабаровского
края.
В остальной части требований, заявленных прокурором
Хабаровского края отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено
кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в
течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш
|