ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2003 г. N 318
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО РАЙОНА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ
ПЕРСПЕКТИВУ 2004 - 2007 ГОДЫ
Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от
10 июля 2003 г. N 13-пр "Об инвестиционной политике в Хабаровском
крае", с целью сохранения положительных тенденций, решения задач
привлечения в район инвестиционных ресурсов, повышения их
эффективности, создания в районе высокоэффективной экономической
базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень
жизни и закрепление в районе экономически активного населения,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления инвестиционной
политики администрации Хабаровского района на среднесрочную
перспективу 2004 - 2007 годы (далее - Направления).
2. Комитетам, управлениям, отделам администрации Хабаровского
района в срок до 25.12.2003 провести инвентаризацию
незадействованных производственных площадей и представить
информацию в Комитет по управлению имуществом и экономике
Хабаровского района в целях подготовки реестра для работы с
потенциальными инвесторами.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить
на первого заместителя главы района, председателя Комитета по
управлению имуществом и экономике района Зинкина В.А.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
подписания.
Глава района
В.А.Алешко
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
главы муниципального образования
Хабаровского района
от 25 декабря 2003 г. N 318
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО
РАЙОНА НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 2004 - 2007 ГОДЫ
1. Общие положения
Главное направление деятельности администрации Хабаровского
района - это обеспечение роста экономического развития и повышение
качества жизни населения в новых рыночных условиях. Решение этих
стратегически важных задач сопряжено со структурной перестройкой
экономики района и требует мобилизации весьма значительных
инвестиционных ресурсов в условиях благоприятного инвестиционного
климата.
Это необходимо для создания условий по привлечению инвестиций,
в первую очередь в приоритетные направления и отрасли производства
и проекты жизнеобеспечения района. Только привлечение инвестиций в
экономику района может предотвратить невосполнимые потери
экономического потенциала.
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших
показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития
Хабаровского района. Эффективная инвестиционная политика - один из
основных факторов, способствующих привлечению инвестиций для
подъема промышленного производства, общего оздоровления экономики
района, решению проблем изношенности основных фондов за счет
обновления технической и технологической базы промышленного
производства.
Благоприятный инвестиционный климат является главным стимулом
развития промышленности и предпринимательства, что обеспечивает
рост товарооборота и финансовых средств, поступающих в бюджет в
виде налоговых платежей. Наоборот, отсутствие благоприятной
инвестиционной среды тормозит экономический рост.
Поэтому в процессе создания благоприятного инвестиционного
климата органы местного самоуправления района в зависимости от
характера поставленных задач могут выполнять различные функции -
организатора, менеджера (операционное управление проектом),
инвестора, владеющего акциями проекта, либо другого участника
инвестиционного рынка. При этом содействие развитию
предпринимательства со стороны органов местного самоуправления
должно проводиться в тесном взаимодействии с общественными
объединениями предпринимателей, финансовыми институтами и другими
рыночными структурами.
Однако возможности администрации района имеют определенные
ограничения в области разработки эффективной инвестиционной
политики, а следовательно, и привлечения инвестиций. Например, для
эффективного функционирования малого бизнеса необходимо создать
устойчивую законодательную основу предпринимательства; разработать
дифференцированную систему налоговых льгот; сократить
бухгалтерскую отчетность (но это уже касается сферы законов и
нормотворчества); разработать механизм экономической
заинтересованности местных органов власти в развитии малых
предприятий; организовать курсы, школы по подготовке и
переквалификации специалистов для работы в условиях рынка; создать
информационную систему о рынке товаров и труда.
Одним из важных факторов, способствующих привлечению
инвестиций, является создание условий стабильного экономического
развития. В первую очередь речь идет об укреплении финансовой
устойчивости района, совершенствовании системы бюджетного и
налогового регулирования. Необходимо осуществить ряд мер по
укреплению муниципальной собственности как важнейшей составляющей
части финансово-экономической базы развития района. Без эффективно
работающего муниципального сектора невозможно реализовать
социально-экономические программы. Важно развивать рынок
недвижимости и проводить активную инвестиционную политику,
обеспечивающую привлечение доходов населения в развитие
перспективных секторов экономики. Надо создавать условия для
легализации доходов, привлечения новых налогоплательщиков, а для
этого поощрять развитие малого и среднего предпринимательства.
В Направлениях использованы данные 23 предприятий,
функционирующих на территории района, отраслевых структурных
подразделений администрации Хабаровского района.
2. Основные понятия, применяемые
в настоящих Направлениях
Инвестиции - вложение капитала в объекты предпринимательской и
(или иной деятельности в целях получения прибыли и) или достижения
иного полезного эффекта.
Инвестиции в основной капитал - совокупность затрат,
направленных на создание, воспроизводство и приобретение основных
средств (капитальные вложения).
Инвестиционная деятельность - в широком смысле - деятельность,
связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью
получения дохода (эффекта), в узком - процесс преобразования
инвестиционных ресурсов во вложения (собственно инвестиционная
деятельность или инвестирование).
Инвестиционная политика - комплекс мероприятий по организации и
управлению инвестиционной деятельностью, направленных на
обеспечение оптимальных объемов и структуры инвестиционных
активов, рост их прибыльности при допустимом уровне риска.
Предполагает формирование системы целевых ориентиров
инвестиционной деятельности, выбор наиболее эффективных способов
их достижения. Важнейшими элементами инвестиционной политики
района являются стратегические и тактические процессы управления
инвестиционной деятельностью.
Инвестиционный проект - в наиболее общем смысле - любое
вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. В
инвестиционном анализе - комплекс взаимосвязанных мероприятий,
направленных на достижение определенных целей в течение
ограниченного периода времени.
Инвестиционная стратегия - определение долгосрочных целей
инвестиционной деятельности и путей их достижения.
Инвестиционные ресурсы - реальные и финансовые активы,
предназначенные для вложения в объекты инвестирования.
Инвестиционный климат - обобщающая характеристика совокупности
социальных, экономических, организационных, правовых, политических
и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность
инвестирования в экономику района.
Инвестиционный кредит - кредит, предоставляемый на
инвестиционные цели.
Инвестиционный налоговый кредит - вид налоговых льгот,
предполагающий отсрочку уплаты в бюджет начисленных налоговых сумм
при использовании обусловленной части чистой прибыли на
инвестирование, представляет собой такое изменение срока уплаты
налога, при котором организации при наличии определенных оснований
предоставляется возможность в течение определенного срока и в
определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с
последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных
процентов.
Инвестиционный портфель - сформированная в соответствии с
определенной инвестиционной стратегией совокупность вложений в
инвестиционные объекты.
Инвестиционный риск - вероятность возникновения финансовых
потерь в виде утраты капитала или дохода в связи с
неопределенностью условий инвестиционной деятельности.
Инвестиционный рынок - совокупность экономических отношений,
форма взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности,
представляющих инвестиционный спрос и инвестиционное предложение.
Характеризуется определенным соотношением спроса, предложения,
уровнем цен, конкуренции и объемами реализации.
Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий
вложение средств в объекты инвестирования.
Инновационные инвестиции - инвестиции, осуществляемые с целью
внедрения научно-технических достижений в экономику района.
Иностранные инвестиции - вложения капитальных средств
иностранных граждан, фирм, организаций, государств в различные
виды предпринимательской деятельности на территории района с целью
извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Капитализация - преобразование средств (части чистой прибыли,
дивидендов и др.) в капитал, в результате которого достигается
увеличение размера собственных средств.
Консервативная инвестиционная политика - инвестиционная
политика, направленная на минимизацию риска вложений при невысоком
гарантированном уровне дохода.
Концессионная система - система, основанная на соглашении между
государством и частными инвесторами (часто иностранными) о
передаче в эксплуатацию на определенный срок природных богатств,
предприятий, других хозяйственных объектов.
Привлеченные источники финансирования инвестиций - средства,
представленные на постоянной основе, по которым может
осуществляться выплата владельцам этих средств дохода (в виде
дивиденда, процента) и которые могут практически не возвращаться
владельцам.
Собственные источники финансирования инвестиций - средства для
финансирования инвестиций, принадлежащие фирме. Основными видами
собственных средств, используемых для финансирования инвестиций,
являются амортизация и капитализируемая часть чистой прибыли.
Социальные инвестиции - вложение капитала в объекты социального
комплекса (школы, больницы и пр.), не предполагающее его
обязательной окупаемости.
Теневой сектор экономики - любая экономическая деятельность
сознательно или непреднамеренно укрытая ее субъектом от наблюдения
со стороны государства.
Финансовые вложения организаций - вложения денежных средств,
материальных и иных ценностей в ценные бумаги других юридических
лиц, процентные облигации государственных и местных займов,
уставные (складочные) капиталы других юридических лиц, созданных
на территории страны или за ее пределами и т.п., а также займы,
предоставленные другим юридическим лицам. Финансовые вложения,
осуществленные организацией, в зависимости от срока погашения
займов и кредитов подразделяются на долгосрочные и краткосрочные.
Чистые инвестиции - валовые инвестиции, уменьшенные на величину
амортизационных отчислений.
Эффективность инвестиций - соотношение результатов, полученных
в результате реализации инвестиционного проекта и инвестиционных
вложений. Измеряется комплексом показателей, основными из которых
являются: дисконтированный доход, индекс доходности, срок
окупаемости.
3. Анализ инвестиционных процессов в районе
Хабаровский район - территориальная единица Хабаровского края,
общей площадью более 30 тыс. квадратных километров, который
состоит из двух чересполосных частей, одна из которых расположена
вокруг города Хабаровска, а другая - по левому берегу р. Амур, в
бассейне р. Тунгуска и ее притоков.
По состоянию на 01.01.2003 численность населения Хабаровского
района составляет 82,3 тыс. человек.
Близкое соседство с краевым центром южной части Хабаровского
района способствует ее стабильному экономическому существованию и
развитию. На этой территории расположена основная масса населенных
пунктов, функционирует разветвленная сеть федеральных автодорог и
автодорог местного значения, проходят железнодорожные линии,
проживает 96% населения района. Напротив, северная часть района
покрыта лесным массивом и практически не освоена. С другой
стороны, близость краевого центра способствует оттоку экономически
активного, квалифицированного населения и возможных инвестиционных
ресурсов в более привлекательный г. Хабаровск.
Особенностями района являются:
- выгодное географическое положение - близость города
Хабаровска;
- наличие доминирующих отраслей экономики;
- емкий потребительский рынок;
- относительно развитая структура связи, телекоммуникаций,
транспорта;
- высокая доля молодежи и трудоспособного населения;
- относительно дешевая рабочая сила по сравнению с городом
Хабаровском - привлекательная, экологически чистая природная
среда, возможность развития туризма.
Хабаровский район по праву считается сельскохозяйственным
районом.
3.1. Динамика развития отраслей экономики района
Динамика развития отраслей экономики района в ценах
соответствующих лет, без учета инфляционных процессов, согласно
данным статистики представлена в таблице:
-------------------------T----T----T-----T-----T-----T-----T-----¬
¦ Показатели ¦1990¦1995¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦
+------------------------+----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Объем промышленного ¦16,6¦39,5¦ 32,1¦ 44,7¦ 57,1¦ 96,4¦163,8¦
¦производства млн. руб. ¦ ¦ ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦- машиностроение и ¦ 1,1¦ 2,2¦ 3,6¦ 2,6¦ 3,3¦ 10,9¦ 9,6¦
¦металлообработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦- лесная и ¦ 8 ¦ 9,7¦ 11,9¦ 24,6¦ 24,6¦ 27,6¦ 29,8¦
¦деревообрабатывающая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦- строительных ¦ 7,5¦10,2¦ 4,2¦ 6,3¦ 17,4¦ 39,4¦ 59,8¦
¦материалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦- пищевая ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 34,6¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦- легкая ¦ - ¦ - ¦ 4,8¦ 6,4¦ 8,3¦ 17,8¦ 28,8¦
¦ +----+----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦<*> ГРИГ ¦ - ¦17,4¦120,1¦206 ¦314 ¦390 ¦440 ¦
L------------------------+----+----+-----+-----+-----+-----+------
--------------------------------
<*> Данные без учета объемов ООО "Григ".
В период системного кризиса 1991 - 1998 годов динамика
показателей экономического развития района характеризовалась
масштабным сокращением производства продукции и услуг, резким
снижением объемов инвестиций в экономику и социальную сферу.
Глубина спада определялась такими основными факторами, как
степень сохранения хозяйственных связей, востребованность
продукции и услуг на рынке, платежеспособность потребителей,
степень влияния на ситуацию в отрасли опережающего роста цен
естественных монополий, качество менеджмента.
Сокращение объемов инвестиций носило опережающий, по сравнению
со снижением производства, характер.
Катастрофическое снижение инвестиционной активности наблюдалось
в этот период в сельском хозяйстве, строительстве, в таких
отраслях как машиностроение, промышленность строительных
материалов.
Однако, несмотря на сложные экономические условия, вызванные
значительным ростом цен на горюче-смазочные материалы и тарифы на
тепловую и электрическую энергию, старение материально-технической
базы, увеличение кредиторской задолженности, во многом негативно
влияющих на рентабельность многих предприятий, социально-
экономическая ситуация в Хабаровском районе в целом, начиная с
2000 года, остается относительно стабильной с прогрессирующими
элементами экономического роста, что плодотворно влияет на
повышение инвестиционной привлекательности района.
Структура промышленного производства, по данным статистики, по
крупным и средним промышленными предприятиями района выглядит
следующим образом:
----------------------------------------T----T---------T---------¬
¦ Наименование отрасли ¦2002¦9 м. 2003¦9 м. 2003¦
+---------------------------------------+----+---------+---------+
¦машиностроение и металлообработка ¦ 6% ¦ 4% ¦ 4,7% ¦
+---------------------------------------+----+---------+---------+
¦лесная и деревообрабатывающая ¦18% ¦ 28% ¦ 31% ¦
+---------------------------------------+----+---------+---------+
¦промышленность строительных материалов ¦36% ¦ 30% ¦ 30% ¦
+---------------------------------------+----+---------+---------+
¦легкая ¦13% ¦ 7,6% ¦ 8,3% ¦
+---------------------------------------+----+---------+---------+
¦пищевая ¦21% ¦ 28% ¦ 23% ¦
L---------------------------------------+----+---------+----------
3.2. Общая динамика инвестиций
Общая динамика инвестиций в 1990 - 2001 годах в основной
капитал, согласно статистическим данным, представлена в таблице:
Динамика инвестиций в основной капитал
(в фактически действующих ценах)
---------------------------------T----T----T----T-----T-----T----¬
¦Инвестиции в основной капитал ¦1990¦1995¦1998¦1999 ¦2000 ¦2001¦
¦млн. рублей +----+----+----+-----+-----+----+
¦ ¦95,3¦28,7¦40,2¦409,3¦118,1¦93,3¦
L--------------------------------+----+----+----+-----+-----+-----
В 2002 году оценка объемов инвестиций по району составляет по
23 обследуемым предприятиям около 120 млн. рублей, в том числе
увеличивших налогооблагаемую базу не менее чем на 85 млн. рублей,
из бюджетных источников в объекты соцсферы - около 40 млн. рублей.
Показатели 2002 года почти в 2 раза больше чем в 2001 году, но
ниже уровня 1999 года, когда было проинвестировано более 400 млн.
рублей, и что в свою очередь положительно сказалось на росте
налогооблагаемой базы, и, как показатель, увеличило начисленную
сумму налога на имущество в 2001 году по сравнению с 2000 годом в
1,6 раза, позволило создать дополнительные рабочие места, увеличив
таким образом базу по налогу на доходы физлиц, получить прибыль и
увеличить базу по данному налогу, а кроме того, получить
дополнительные земельные платежи.
Кроме этого, на территории района оценка объема инвестиций на
строительство различных объектов, таких как АЗС, других объектов
капитального характера составляет в 2002 году более 40 млн.
рублей.
Структура направлений инвестирования бюджетных средств
по отраслям соц. сферы в 2002 году
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Отрасль соц. сферы ¦% от объема инвестиций¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦культура ¦ 8,1 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦образование ¦ 22,9 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦здравоохранение ¦ 8 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ ¦жилищно-коммунальное хозяйство ¦ 61 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
Структура направлений инвестирования бюджетных средств
по категориям объектов в 2002 году
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ категории объектов ¦% от объема инвестиций¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 1.¦здания и сооружения ¦ 2,5 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 2.¦машины, оборудование, транспортные ¦ 3,9 ¦
¦ ¦средства ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 3.¦модернизация основных средств, в том ¦ 86 ¦
¦ ¦числе капитальный ремонт ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 4.¦другие ¦ 7,6 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
Структура направлений инвестирования средств по
отраслям экономики района в 2002 году (согласно данным
проведенного опроса предприятий)
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ отрасль ¦% от объема инвестиций¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 1.¦связь ¦ 1 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 2.¦сельское хозяйство ¦ 18,5 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 3.¦пищевая промышленность ¦ 27,1 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 4.¦стройматериалов ¦ 3,5 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 5.¦транспорт, в т.ч. ремонт дорог ¦ 20,9 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 6.¦санаторно-курортная ¦ 7 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 7.¦торговля и об. пит. ¦ 15 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 8.¦лесная ¦ 7 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
Структура направлений инвестирования средств
в 2002 году по категориям объектов (согласно данным
проведенного опроса предприятий)
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ категории объектов ¦% от объема инвестиций¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 1.¦жилища ¦ 0,2 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 2.¦здания и сооружения, кроме жилья ¦ 23 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 3.¦машины, оборудование, транспортные ¦ 44 ¦
¦ ¦средства ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 4.¦создание инфраструктуры (дороги, ¦ 0,5 ¦
¦ ¦коммуникации) ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 5.¦приобретение основных средств, бывших¦ 1,3 ¦
¦ ¦в употреблении у других организаций и¦ ¦
¦ ¦объектов незавершенного строительства¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 6.¦модернизация основных средств, в том ¦ 27 ¦
¦ ¦числе капитальный ремонт ¦ ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 7.¦другие ¦ 4 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
Структура источников инвестиций в 2002 году по
предприятиям района (согласно данным проведенного
опроса предприятий)
----T-------------------------------------T----------------------¬
¦ N ¦ Источник инвестиций ¦% от объема инвестиций¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 1.¦собственные средства ¦ 65,5 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 2.¦кредиты и заемные средства ¦ 335 ¦
+---+-------------------------------------+----------------------+
¦ 3.¦бюджетные ¦ 1 ¦
L---+-------------------------------------+-----------------------
Администрацией района предпринимаются меры по привлечению в
район инвестиций из всех возможных источников, как бюджетных, так
и внебюджетных, например, в связи с отсутствием обоснованности
финансирования ремонта дороги Биробиджан - Кукан для решения
проблем поддержания дорожных сооружений на данной дороге, в
частности мостовых переходов, задействованы лесопользователи,
вносящие долевое участие в решение данной проблемы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 10.06.1994 N 1181 "О
мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых
домов", распоряжением главы Хабаровского района от 24.11.2003 N
973-р "О проведении закрытого инвестиционного конкурса", в целях
обеспечения скорейшей достройки жилых домов и обеспечения граждан
жильем, начата организация проведения закрытых инвестиционных
конкурсов по передаче для завершения строительством жилых домов.
Позитивную роль в увеличении объемов инвестиций в район за счет
бюджетных средств должны сыграть утвержденные постановлением главы
района от 03.09.2002 N 281 Основные направления социально-
экономического развития Хабаровского района на 2002 - 2007 гг. и,
безусловно, Мероприятия по реализации "Основных направлений
социально-экономического развития Хабаровского района на период
2003 - 2007 гг.", утвержденные постановлением Губернатора
Хабаровского края от 01.09.2003 N 267.
Одним из источников финансирования инвестиционной деятельности
в районе являются малые предприятия, численность которых ежегодно
увеличивается (за 2002 год на 2%). По состоянию на 01.01.2003 в
районе зарегистрировано 357 малых предприятий, а доля действующих
малых предприятий в общей численности зарегистрированных
предприятий и организаций составляет 32,8%. Возрастает и
численность работающих на них. Самым распространенным видом
деятельности малых предприятий в районе являются: торговля и
общественное питание, что объясняется сравнительной простотой его
организации и возможностью быстрого накопления капитала.
3.3. Тенденции и перспективы инвестиционной
деятельности в Хабаровском районе
Бюджетные средства являются в настоящее время основным
источником инвестирования социальной сферы и инфраструктуры,
останутся они таковыми и в среднесрочной перспективе.
Прогноз динамики объемов инвестиций за счет бюджетных средств в
социальную сферу района, а точнее сказать, выражение насущных
проблем, которые выдвигаются для решения отраслевыми структурами
администрации района, представлены в таблице:
---T--------------------T----------------------------------------¬
¦ N¦наименование отрасли¦ % от объема инвестиций ¦
¦ ¦ +-----T------T------T------T------T------+
¦ ¦ ¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦ +-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦(от- ¦(оцен-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦
¦ ¦ ¦чет) ¦ка) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ 1¦культура ¦ 7,1¦ 4,4 ¦ 9,1 ¦ 4,9 ¦ 7,1 ¦ 7,2¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ 2¦образование ¦ 23 ¦ 46,9 ¦ 31 ¦ 36 ¦ 22 ¦ 16 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ 3¦здравоохранение ¦ 8 ¦ 5,6 ¦ 7,5 ¦ 8,6 ¦ 8,0 ¦ 8,6¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ 4¦жилищно-коммунальное¦ 61 ¦ 43 ¦ 53 ¦ 51 ¦ 63 ¦ 68 ¦
¦ ¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦итого бюджетных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиций: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦284 ¦256 ¦287 ¦252 ¦ 259 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ - ¦100 ¦ 90 ¦101 ¦ 88 ¦ 90 ¦
L--+--------------------+-----+------+------+------+------+-------
Из представленных данных видно, что благодаря наметившимся
позитивным тенденциям в экономике района, соответственно
увеличения налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличения
объема поступлений налоговых платежей в бюджеты разных уровней
объемы инвестиций в социальную сферу района возрастут в 2003 году
по сравнению с 2002 годом (в действующих ценах) почти в 3 раза.
Исходя из предпосылки, что развитие района и в среднесрочную
перспективу будет проходить в сопоставимых с настоящими социально-
экономических условиях, предполагаемые объемы инвестирования
бюджетных средств должны сохраниться на уровне 2003 года, а
основная их масса будет направлена на решение накопившихся в 90-е
годы проблем жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно сведениям, полученным от предприятий, в районе
просматривается перспектива инвестиций в различных отраслях
экономики, благодаря чему можно прогнозировать сохранение
тенденций увеличения объемов внутреннего районного продукта, роста
налогооблагаемой базы и доходов бюджетов. Прогнозные данные,
составленные на основании опроса 23 предприятий, различных
отраслей представлены в таблицах:
Прогноз общей и отраслевой динамики инвестиционной
деятельности (согласно данным проведенного
опроса предприятий)
---T--------------------T-----T------T------T------T------T------¬
¦N ¦наименование отрасли¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦ +-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦(от- ¦(оцен-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦
¦ ¦ ¦чет) ¦ка) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦1 ¦связь ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦219 ¦297 ¦205 ¦508 ¦299 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦135 ¦ 93 ¦232 ¦136 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 1 ¦ 1,4 ¦ 1,7 ¦ 0,9 ¦ 2,8 ¦ 2,5 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦2 ¦сельское хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦148 ¦259 ¦340 ¦396 ¦137 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦175 ¦229 ¦267 ¦ 92 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 18,5¦ 19,1 ¦ 31,9 ¦ 34,2 ¦ 45,8 ¦ 22,1 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦3 ¦пищевая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦ 54 ¦ 43 ¦ 74 ¦ 26 ¦ 25 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦ 81 ¦131 ¦ 48 ¦ 46 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 27,1¦ 11,1 ¦ 8,6 ¦ 10,9 ¦ 4,5 ¦ 6,5 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦4 ¦стройматериалов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦178 ¦505 ¦549 ¦142 ¦142 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦282 ¦307 ¦ 79 ¦ 79 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 3,5¦ 4,7 ¦ 11,9 ¦ 10,6 ¦ 3,3 ¦ 4,4 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦5 ¦транспорт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦ 95 ¦400 ¦100 ¦100 ¦100 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦423 ¦106 ¦106 ¦106 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 0,4¦ 0,3 ¦ 0,9 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦6 ¦ремонт дорог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦100 ¦127 ¦174 ¦174 ¦174 ¦174 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦ ¦100 ¦136 ¦136 ¦136 ¦136 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 20,5¦ 20,1 ¦ 23,9 ¦ 19,5 ¦ 22,4 ¦ 31,1 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦7 ¦санаторно-курортная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦112 ¦ 64 ¦ 67 ¦ 71 ¦ 76 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦ 57 ¦ 60 ¦ 63 ¦ 68 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 7 ¦ 6,4 ¦ 3,3 ¦ 2,8 ¦ 3,4 ¦ 5,1 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦8 ¦торговля и об. пит. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦175 ¦ 61 ¦120 ¦ 47 ¦ 29 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦ 35 ¦ 68 ¦ 27 ¦ 17 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 15 ¦ 19 ¦ 6,1 ¦ 9,6 ¦ 4,3 ¦ 3,8 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦9 ¦легкая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦ 96 ¦ 94 ¦104 ¦115 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ ¦ 0,2 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦ 0,1 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦10¦лесная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦331 ¦271 ¦298 ¦314 ¦408 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦ 82 ¦ 90 ¦ 95 ¦123 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% от объема ¦ 7 ¦ 16,6 ¦ 12 ¦ 11 ¦ 13,2 ¦ 24 ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦итого объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2002 году ¦100 ¦156 ¦175 ¦214 ¦186 ¦133 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦% к 2003 году ¦ ¦100 ¦112 ¦137 ¦119 ¦85 ¦
L--+--------------------+-----+------+------+------+------+-------
Из представленных данных видно, что объемы инвестиций на
среднесрочную перспективу сохранятся в объемах, соизмеримых с
объемами 2003 года, понижение данного уровня в 2007 году скорее
всего связано с отсутствием прогнозирования развития по ряду
отраслей на данную перспективу, следует отметить также структурные
сдвиги, вызванные увеличением доли инвестиций в лесную отрасль.
Прогноз динамики структуры объектов инвестиций
(согласно данным проведенного опроса предприятий)
---T--------------------T----------------------------------------¬
¦N ¦ Объекты инвестиций ¦ % от объема инвестиций ¦
¦ ¦ +-----T------T------T------T------T------+
¦ ¦ ¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
¦ ¦ +-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦(от- ¦(оцен-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦
¦ ¦ ¦чет) ¦ка) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦1 ¦жилища ¦ 0,2¦ 0,9¦ 10 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦2 ¦здания (кроме ¦ 23 ¦ 24,3¦ 10,1¦ 19,1¦ 19,1 ¦ 12,8 ¦
¦ ¦жилых), сооружения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦3 ¦машины, ¦ 44 ¦ 42 ¦ 40 ¦ 29 ¦ 31,7 ¦ 38 ¦
¦ ¦оборудование, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦4 ¦создание ¦ 0,5¦ 0,1¦ 0,5¦ 0,5¦ 0,4 ¦ 0,6 ¦
¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(дороги, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коммуникации и т.д.)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦5 ¦приобретение ¦ 1,3¦ 0,4¦ 0,9¦ 0,2¦ 0,3 ¦ 0,5 ¦
¦ ¦основных средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бывших в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦употреблении у ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦других организаций и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦незавершенного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦6 ¦модернизация ¦ 27 ¦ 24,8¦ 32 ¦ 38,6¦ 41 ¦ 40 ¦
¦ ¦основных средств, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦капитальный ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+--+--------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦7 ¦другие ¦ 4 ¦ 7,5¦ 6,5¦ 2,6¦ 5,5 ¦ 5,1 ¦
L--+--------------------+-----+------+------+------+------+-------
Из представленных данных видно, что приоритетными объектами
инвестирования будут являться модернизация основных средств, в том
числе капитальный ремонт и вложения в приобретение машин,
оборудования, транспортных средств.
Прогноз динамики структуры источников инвестиций
(согласно данным проведенного опроса предприятий)
------------------------T----------------------------------------¬
¦ наименование источника¦ % от объема инвестиций ¦
+-----------------------+-----T------T------T------T------T------+
¦ ¦2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦
+-----------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦ ¦(от- ¦(оцен-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦(прог-¦
¦ ¦чет) ¦ка) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦ноз) ¦
+-----------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦собственные средства ¦ 65,5¦ 47 ¦ 39,7¦ 41 ¦ 42,8¦ 42,8¦
+-----------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦кредиты и заемные ¦ 33,5¦ 48,7¦ 49,6¦ 40,5¦ 37,1¦ 56,1¦
¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------+-----+------+------+------+------+------+
¦бюджетные средства ¦ 1 ¦ 4,3¦ 10,7¦ 18,5¦ 20,1¦ 1,1¦
L-----------------------+-----+------+------+------+------+-------
Основными источниками инвестиций по исследуемым предприятиям
останутся собственные средства и кредиты.
4. Цели и задачи инвестиционной политики администрации
Хабаровского района на среднесрочную перспективу
2004 - 2007 годы
Инвестиционная политика муниципального образования "Хабаровский
район" (далее - политика) базируется на общих принципах
государственной инвестиционной политики России, Хабаровского края
с учетом региональных особенностей.
Главная цель инвестиционной политики - последовательное
повышение уровня жизни населения, инвестиции в человека,
восстановление и развитие социально-экономического потенциала
района.
Основной задачей в этой связи является создание и поддержание
условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор
экономики, увеличение инвестиций за счет средств бюджетов разных
уровней.
Приоритетами инвестиционной политики являются:
- содействие коренной модернизации производства и его
структурной перестройке,
- повышение конкурентоспособности перерабатывающего сектора,
- ускоренному инвестиционному развитию секторов "новой
экономики".
Достижение указанных целей инвестиционной политики требует
осуществления комплекса мер по созданию благоприятного
инвестиционного климата в районе, поддержке инвестиционных
инициатив рыночного сектора экономики.
Органы местного самоуправления являются связующим звеном в
реализации инвестиционной политики. От позиции местных властей во
многом зависит желание инвестора вкладывать свой капитал в
проекты. Одной из первостепенных задач является разработка мер по
повышению инвестиционной привлекательности нашего муниципального
образования, включающих в себя комплекс мер по снижению
инвестиционных рисков, повышению инвестиционного потенциала,
совершенствованию нормативных правовых актов, созданию механизмов
привлечения инвестиций. Приоритетным направлением является
выявление свободных земельных участков и производственных площадей
(с учетом коммуникаций) для возможного размещения и реализации
инвестиционных проектов с включением в единую краевую базу данных.
Важной составляющей инвестиционной привлекательности является
готовность в рамках своих полномочий предоставить инвестору
определенные преференции в виде снижения размера арендной платы за
землю, предоставления льгот по налогу на землю, по налогу на
имущество, быстрого решения всех формальностей, связанных с
инвестиционным процессом, участия к подводу коммуникаций к
объектам инвестирования и т.п.
Для этого предстоит решить следующие задачи:
- создать нормативно-правовую базу, способствующую привлечению
инвестиций в экономику района;
- содействовать предприятиям в продвижении инвестиционных
проектов;
- привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к
наиболее перспективным отраслям производства и предприятиям
района;
- отработать механизм поддержки предприятий района за счет
привлечения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов;
- обеспечить участие района в реализации целевых федеральных и
краевых программ.
Районная инвестиционная политика будет осуществляться на основе
следующих принципов:
- обеспечение поддержки инвестиционной деятельности на
территории района, в том числе путем предоставления налоговых и
других льгот, инвестиционных налоговых кредитов инвесторам,
реализующим высокоэффективные, социально значимые проекты;
- обеспечение инвесторам равных прав на получение поддержки в
инвестиционной деятельности;
- предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков;
- формирование районной инвестиционной программы на основе
конкурсного отбора инвестиционных проектов;
- реализация инвестиционных проектов, включенных в
инвестиционную программу района, за счет бюджетных и внебюджетных
финансовых ресурсов.
Приоритетными направлениями вложения инвестиций в районе
являются:
- производство продовольственных товаров с использованием сырья
местных производителей сельскохозяйственной продукции;
- лесопереработка и выпуск на ее основе потребительских
товаров;
- производство современных строительных материалов;
- внедрение передовых технологий в области строительства и в
первую очередь жилищного строительства;
- внедрение высоких технологий в области электроники,
телекоммуникации и связи;
- инновационная деятельность, включая разработку и производство
новых видов продукции и технологий;
- развитие туризма и гостиничного бизнеса;
- проекты по загрузке мощностей металлоперерабатывающей
отрасли.
С точки зрения интересов муниципальных образований,
инвестиционная политика района призвана обеспечить формирование
доходной части бюджета за счет активизации хозяйственной жизни и
эффективного управления муниципальной собственностью.
Активизация инвестиционной политики должна базироваться на
продуманной, понятной всем участникам инвестиционного процесса
региональной политике, так как в условиях высоких рисков
краткосрочные высоколиквидные активы кажутся предпочтительнее
капитальных.
С целью проведения полноценного мониторинга инвестиционной
деятельности в качестве координирующего органа необходимо создать
Инвестиционный Совет при администрации района.
Среди основных задач администрации Хабаровского района по
реализации крупных частных инвестиционных проектов можно назвать:
- поиск крупных потенциальных инвесторов, заинтересованных в
расширении бизнеса на Дальнем Востоке России;
- заключение соглашений и меморандумов о совместной
инвестиционной деятельности и поддержке (создание "особых
отношений");
- информационно-консультационная деятельность по предоставлению
инвестору требуемой информации об условиях, возможностях и
перспективах инвестирования в Хабаровске;
- помощь в подборе площадей, персонала, партнеров;
- сопровождение крупных проектов на фазе реализации (включая
помощь в решении возникающих проблем).
|