ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 25 декабря 2003 г. N 01/2-3043
В соответствии с договором о сотрудничестве и обмене
информацией направляем для размещения в ИПС "КонсультантПлюс:
ХабаровскийВыпуск" определение N 25 комиссии ДВТУ МАП России от 15
декабря 2003 г. о прекращении дела, возбужденного по заявлению ОАО
"Хабаровскэнерго" в отношении ОАО "Хабаровская горэлектросеть" по
вопросу взаимодействия при передаче (транспортировке)
электрической энергии потребителям ОАО "Хабаровскэнерго" по сетям
ОАО "Хабаровская горэлектросеть".
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Руководитель
территориального управления
В.А.Бодров
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 декабря 2003 г. N 25
Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП
России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров - руководитель территориального управления;
Члены Комиссии:
Н.В.Шельдешова - начальник отдела антимонопольного контроля;
Н.Б.Костромеев - главный специалист отдела антимонопольного
контроля,
при участии:
- Попелюк Александр Сергеевич, юрисконсульт отдела правового
сопровождения Управления правового обеспечения открытого
акционерного общества энергетики и электрификации
"Хабаровскэнерго" (далее по тексту - ОАО "Хабаровскэнерго").
Представлял интересы ОАО "Хабаровскэнерго" на основании
доверенности N 7/124, выданной 15.04.2003 ОАО "Хабаровскэнерго";
- Денищик Сергей Семенович, начальник договорного отдела ОАО
"Хабаровскэнерго" филиала Энергосбыт. Представлял интересы ОАО
"Хабаровскэнерго" на основании доверенности N 7/393, выданной
30.09.2003 ОАО "Хабаровскэнерго";
- Яскина Ольга Викторовна, юрисконсульт открытого акционерного
общества "Хабаровская горэлектросеть" (далее по тексту - ОАО
"ХГЭС"). Представляла интересы ОАО "ХГЭС" на основании
доверенности N 48, выданной 20.01.2003 ОАО "Хабаровская
горэлектросеть";
- Пономарева Галина Михайловна, начальник отдела организационно-
правовой работы Региональной энергетической комиссии - комитета
цен Правительства Хабаровского края (далее по тексту - РЭК-КЦ
Правительства Хабаровского края). Представляла интересы РЭК-КЦ
Правительства Хабаровского края на основании доверенности N 4-3-
1/762, выданной 09.07.2002 РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края;
- Шага Галина Ивановна, заместитель начальника отдела
регулирования тарифов РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края.
Представляла интересы РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края на
основании доверенности N 4-3-7/1425, выданной 11.12.2003 РЭК-КЦ
Правительства Хабаровского края;
- Грибанов Александр Максимович - заместитель начальника ФГУ
"УГЭН по Охотскому региону" (без доверенности);
- Коротовский Михаил Васильевич - главный специалист отдела
энергетики Министерства топлива и энергетики Хабаровского края
(без доверенности),
рассмотрев дело N 2-1/45 по признакам нарушений ОАО
"Хабаровская горэлектросеть" (680030, г. Хабаровск, пер. Облачный,
3) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Дальневосточное территориальное управление МАП России (далее
- ДВТУ МАП России) поступило заявление (вх. N 01/6-1580 от
09.07.2003) ОАО "Хабаровскэнерго", в котором указывалось, что ОАО
"ХГЭС" противодействует заключению нового Договора оказания услуг
по передаче (транспортировке) электрической энергии абонентам ОАО
"Хабаровскэнерго" сроком на 5 лет с 01.01.2003 по 31.12.2008,
проект которого разработан ОАО "Хабаровскэнерго" и направлен
10.11.2002 в адрес ОАО "ХГЭС" для заключения. При этом ОАО
"Хабаровскэнерго" просило ДВТУ МАП России высказать свое мнение по
данному вопросу.
В целях выяснения обстоятельств спора ДВТУ МАП России письмами
от 08.08.2003 (исх. NN 01/6-1831, 01/6-1832) запросило у ОАО
"Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС" необходимые документы и объяснения,
на основании которых приняло решение о возбуждении дела о
нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО
"ХГЭС".
По мнению ОАО "ХГЭС", договор оказания услуг по передаче
(транспортировке) электрической энергии не содержит признаков
публичного договора, предусмотренных ст. 426 ГК РФ, его заключение
не обязательно для сторон в силу закона, а потому понуждение к его
заключению не допускается, и в соответствии со ст. 421 ГК РФ
договор может быть заключен только по соглашению сторон.
Кроме того, по мнению ОАО "Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС", ранее
заключенный между сторонами Договор N 1 услуг по передаче
электрической энергии от 08.02.2000 прекратил свое действие на
основании письма ОАО "Хабаровскэнерго" от 10.11.2002 N 6085,
которым ОАО "Хабаровскэнерго" уведомило ОАО "ХГЭС" о прекращении
действия настоящего договора с 01.01.2003 в связи с истечением
срока его действия в соответствии с п. 7.5 Договора и сообщило о
направлении ОАО "ХГЭС" нового проекта Договора оказания услуг по
передаче (транспортировке) электрической энергии для заключения.
Определением N 22 от 05.11.2003 рассмотрение дела N 2-1/45 было
отложено в связи с необходимостью получения дополнительных
документов и информации, а также привлечения к участию в
рассмотрении дела представителей Министерства топлива и энергетики
Хабаровского края, РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края и ФГУ
"УГЭН по Охотскому региону".
В заседании Комиссии представитель ОАО "ХГЭС" заявил устно о
необоснованности вынесения ДВТУ МАП России 05.11.2003 определения
N 22 об отложении рассмотрения дела, поскольку в соответствии с
Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства данное определение не может быть вынесено при тех
обстоятельствах, которые в нем указаны.
Данное заявление не основано на законе. В соответствии с п. 2.7
Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства рассмотрение дела может быть отложено, в том
числе и в связи с необходимостью получить дополнительные
доказательства, с необходимостью привлечения к участию в деле
экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению
Комиссии, обязательно, а также в иных случаях, когда разрешение
дела невозможно в данном заседании. Руководствуясь данной нормой
подзаконного нормативного правового акта, в целях получения
дополнительных доказательств доминирующего положения ОАО "ХГЭС" на
товарном рынке передачи (транспортировки) электрической энергии по
находящимся в его пользовании и эксплуатируемым им электрическим
сетям, а также в целях привлечения к участию в деле специалистов
РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края, Министерства топлива и
энергетики края и ФГУ "УГЭН по Охотскому району" для получения их
обоснованного мнения, в отсутствие которых разрешение дела не
представлялось возможным, ДВТУ МАП России вынесло определение N 22
от 05.11.2003 об отложении дела.
Кроме того, представитель ОАО "ХГЭС" просил ОАО
"Хабаровскэнерго" уточнить свои требования по заявлению от
08.07.2003 N 5710 (вх. N 01/6-1580 от 09.07.2003).
Представители ОАО "Хабаровскэнерго" в порядке уточнения своих
требований по заявлению от 08.07.2003 N 5710 обратились к ДВТУ МАП
России с просьбой о понуждении ОАО "ХГЭС" заключить с ОАО
"Хабаровскэнерго" договор оказания услуг по передаче
(транспортировке) электрической энергии.
В процессе подготовки материалов дела запрошены письменные
объяснения у ОАО "ХГЭС", а также получены необходимые документы и
информация от ОАО "Хабаровскэнерго", Министерства топлива и
энергетики Хабаровского края, РЭК-КЦ Правительства Хабаровского
края и ФГУ "УГЭН по Охотскому региону".
При рассмотрении поступивших материалов и документов
установлено.
ОАО "Хабаровская горэлектросеть" включено в Реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара
долю более 35%, по оказанию услуг по обеспечению работоспособности
электрических сетей (монтаж, наладка, ремонт и техническое
обслуживание электротехнического оборудования, аппаратуры и
средств защиты электрических сетей (ОКВЭД 40.10.5)) на территории
г. Хабаровска с долей свыше 65%. (Приказ ДВТУ МАП России от
03.11.2003 N 108-П).
В соответствии с Уставом (зарегистрирован 11.06.2002
Регистрационной палатой Хабаровского края по государственной
регистрации юридических лиц Главного управления Минюста России по
Хабаровскому краю рег. N 27.23-И4870 (Свидетельство о внесении
записи в ЕГРЮЛ выдано 21.11.2002 ИМНС России по Индустриальному
району г. Хабаровска) одним из основных видов деятельности ОАО
"ХГЭС" является передача электрической энергии. На право
осуществления этого вида деятельности ОАО "ХГЭС" имеет лицензию В
863042 рег. N 029-СВ, выданную 14.09.2001.
Целью ОАО "ХГЭС" согласно п. 3.1 Устава общества является
осуществление производственно-хозяйственной деятельности,
основанной на эксплуатации муниципальной собственности,
направленной на передачу электрической энергии, соответствующей
требованиям стандартов, эксплуатацию и развитие сетей, оказание
услуг по ремонту и обслуживанию электроустановок, приборов и
бытового оборудования частным и юридическим лицам.
Согласно Договору от 15 марта 2001 г., заключенному между ОАО
"ХГЭС" и Департаментом муниципальной собственности г. Хабаровска,
ОАО "ХГЭС" предоставлено в безвозмездное временное пользование
муниципальное имущество для осуществления производственно-
хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение
потребностей населения, предприятий, организаций, и учреждений
города в электрической энергии, общая стоимость которого
составляет 206158076 руб. (по состоянию на 01.01.2001).
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного
округа от 06.10.2003 по делу N ФОЗ-А73/03-1/2450 при рассмотрении
кассационных жалоб ОАО "Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС" на
состоявшиеся судебные решения по иску ОАО "Хабаровскэнерго" к ОАО
"ХГЭС" о понуждении к заключению договора на передачу
(транспортировку) электрической энергии установлено, что ОАО
"ХГЭС" "является единственным предприятием, осуществляющим услуги
по транспортировке электроэнергии до абонентов" ОАО
"Хабаровскэнерго" и "занимает доминирующее положение" на данном
товарном рынке, в связи с чем "обязано в соответствии со ст. 426
ГК РФ заключать договоры с потребителями на предоставление услуг
по передаче электрической энергии". Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа подтвердил обоснованность вывода
арбитражного суда апелляционной инстанции о публичном характере
договора по передаче (транспортировке) электрической энергии.
Согласно Постановлению РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края
от 30.11.2002 N 14 "Об утверждении тарифов на электрическую и
тепловую энергию", стоимость работ (услуг) по передаче энергии
через сети и сооружения, находящиеся на балансе ОАО "ХГЭС" в 2003
году утверждена в размере - 89673 тыс. рублей.
В Комиссии представитель ОАО "ХГЭС" пояснил, что основным
разногласием с ОАО "Хабаровскэнерго" по договору оказания услуг по
передаче (транспортировке) электроэнергии является требование
установить ответственность ОАО "ХГЭС" за превышение размера потерь
электроэнергии в электросетях ОАО "ХГЭС" при транспортировке над
нормативным размером технических потерь, утвержденных РЭК-КЦ
Правительства Хабаровского края.
Согласно представленным Министерством топлива и энергетики
Хабаровского края протоколам совещаний рабочей группы по вопросу
договорных отношений между ОАО "Хабаровскэнерго" и муниципальными
предприятиями электрических сетей края от 02 апреля 2002 г., от 24
мая 2002 г., от 04 - 11 июня 2002 г., рабочей группой при Министре
топлива и энергетики Хабаровского края принимались следующие
решения:
- ОАО "Хабаровскэнерго" и предприятиям электрических сетей до
15 мая 2002 г. заключить договоры на транспортировку энергии с
учетом технологического расхода энергии, расчетные затраты на
организацию учета по всем потребителям представить на согласование
в РЭК-КЦ для последующего включения обоснованных затрат в тариф на
электрическую энергию;
- рабочей группе до 01 мая 2002 г. согласовать рекомендуемый к
заключению типовой договор на транспорт электрической энергии.
Также в Комиссию представлен протокол совещания при первом
заместителе Председателя Правительства Хабаровского края
В.А.Попове от 26.10.2002 по вопросу: "Об оплате услуг
транспортировки электрической энергии ОАО "Хабаровскэнерго"
муниципальным предприятиям электрических сетей городов и районов
края", в том числе и ОАО "ХГЭС", на котором принято решение
обязать руководство ОАО "Хабаровскэнерго" производить оплату
муниципальным предприятиям электрических сетей городов и районов
края в строгом соответствии с заключенными договорами оказания
услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии (п.
1.1), совместно с муниципальными предприятиями электрических сетей
до 15.11.2002 составить график установки приборов учета (срок
окончания установки приборов учета до 20.12.2003 (п. 1.3),
централизованно закупить приборы учета на средства,
предусмотренные в среднегодовых тарифах ОАО "Хабаровскэнерго" по
статьям расходов на производство электрической и тепловой энергии
"услуги по транспортировке энергии через сети других предприятий",
установить их на подстанциях и передать их муниципальным сетям для
эксплуатации (срок - до 10.11.2002 (п. 1.4).
Следует отметить, что факт невыполнения вышеуказанных решений
подтверждается материалами и документами настоящего дела.
Представители РЭК-КЦ Правительства Хабаровского края
подтвердили, что финансовые средства на закупку и установку
приборов учета электрической энергии на границах раздела
муниципальных электрических сетей и сетей ОАО "Хабаровскэнерго"
(или потребителями ОАО "Хабаровскэнерго"), которые могли бы
обеспечить учет транспортируемой по муниципальным электрическим
сетям энергии, заложены в утвержденные РЭК-КЦ Правительства
Хабаровского края для ОАО "Хабаровскэнерго" тарифы.
ФГУ "УГЭН по Охотскому региону" подтвердило, что электрическая
энергия, получаемая ОАО "ХГЭС" от ОАО "Хабаровскэнерго",
учитывается приборами учета, установленными на соответствующей
границе раздела. Приборы же учета на границе раздела между ОАО
"ХГЭС" и потребителями ОАО "Хабаровскэнерго" в основном
отсутствуют, что не позволяет сделать обоснованные выводы о доле
вины ОАО "ХГЭС" в общих фактических потерях электрической энергии
при ее транспортировке по сетям ОАО "ХГЭС".
Как упоминалось выше, между ОАО "Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС"
заключен Договор N 1 от 08.02.2000 на оказание услуг по передаче
электрической энергии, предметом которого является поставка ОАО
"Хабаровскэнерго" через электрические сети, принадлежащие ОАО
"ХГЭС", электрической энергии абонентам ОАО "Хабаровскэнерго". При
этом ОАО "ХГЭС" принимает из сетей ОАО "Хабаровскэнерго" и
транспортирует электрическую энергию, осуществляя техническое
обслуживание, капитальный и текущий ремонт электрических сетей.
Согласно письму N 6085 от 10.11.2002 и в соответствии с пунктом
7.5 вышеуказанного договора, ОАО "Хабаровскэнерго" уведомило ОАО
"ХГЭС" о прекращении действия договора N 1 от 08.02.2000 на
оказание услуг по передаче электрической энергии с 01.01.2003, а
также представило новый проект договора оказания услуг по передаче
(транспортировке) электрической энергии. В свою очередь, ОАО
"ХГЭС" 10.12.2003 направило в адрес ОАО "Хабаровскэнерго"
собственный вариант проекта договора оказания услуг по передаче
(транспортировке) электрической энергии на 2003 год и просило ОАО
"Хабаровскэнерго" рассмотреть его в течение 20 дней. Данный проект
договора возвращен ОАО "Хабаровскэнерго" в адрес ОАО "ХГЭС" без
рассмотрения. Исходя из этого, Федеральный арбитражный суд
Дальневосточного округа подтвердил отсутствие у ОАО
"Хабаровскэнерго" права на обращение в арбитражный суд с иском о
понуждении ОАО "ХГЭС" к заключению договора на своих условиях
(постановление от 06.10.2003 по делу N ФОЗ-А73/03-1/2450). В
соответствии со ст. 445 ГК РФ проект договора может исходить как
от потребителя услуг (ОАО "Хабаровскэнерго"), так и от обязанной
стороны (ОАО "ХГЭС").
При данных обстоятельствах нарушений со стороны ОАО "ХГЭС" п. 1
ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" в части отказа или уклонения от
заключения с ОАО "Хабаровскэнерго" договора оказания услуг по
передаче (транспортировке) электрической энергии абонентам ОАО
"Хабаровскэнерго" не усматривается.
Вместе с тем, по мнению ДВТУ МАП России, выводы ОАО
"Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС" о том, что заключенный между ними
Договор N 1 услуг по передаче электрической энергии от 08.02.2000
прекратил свое действие на основании письма ОАО "Хабаровскэнерго"
от 10.11.2002 N 6085, ошибочны.
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со
снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и
нефтепродуктами, водой и другими товарами (например,
транспортировка электроэнергии до потребителей энергоснабжающей
организации) правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547)
применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми
актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно п. 3 ст. 540 ГК РФ, если одной из сторон до окончания
срока действия договора внесено предложение о заключении нового
договора, то отношения сторон до заключения нового договора
регулируются ранее заключенным договором. Из этого следует, что
заключенный между ОАО "Хабаровскэнерго" и ОАО "ХГЭС" Договор N 1
от 08.02.2000 на оказание услуг по передаче электрической энергии
следует считать действующим.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.14 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства,
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Дело N 2-1/45 о нарушении п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках" в отношении открытого акционерного общества
"Хабаровская горэлектросеть" производством прекратить.
2. Рекомендовать Правительству Хабаровского края усилить
контроль за выполнением принимаемых им и органами исполнительной
власти края решений по вопросам, связанным с организацией
взаимодействия ОАО "Хабаровскэнерго" и хозяйствующих субъектов,
оказывающих услуги по передаче (транспортировке) электрической
энергии, поступающей из сетей ОАО "Хабаровскэнерго", до
потребителей последнего.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.В.Шельдешова
Н.Б.Костромеев
|