ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
РЕШЕНИЕ
от 16 января 2004 г. N 2
Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП
России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - Бодров В.А. - руководитель территориального
управления;
Члены Комиссии: - Шельдешова Н.В. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Костромеев Н.Б. - главный специалист отдела
антимонопольного контроля,
при участии:
- Гущина Ольга Юрьевна, представляла интересы общества с
ограниченной ответственностью "Рыбное хозяйство" (далее по тексту
- ООО "Рыбное хозяйство") на основании доверенности N 37, выданной
21.05.2003 ООО "Рыбное хозяйство";
- Кропчаев Алексей Витальевич, ведущий юрисконсульт ОАО
"Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети. Представлял интересы
ОАО "Хабаровскэнерго" на основании доверенности N 7/491, выданной
18.12.2003 ОАО "Хабаровскэнерго";
- Латаш Валерий Михайлович, руководитель группы
теплотехнической инспекции Федерального государственного
учреждения "Управление государственного энергетического надзора по
Охотскому региону" (далее по тексту - ФГУ "УГЭН по Охотскому
региону"). Представлял интересы ФГУ "УГЭН по Охотскому региону" на
основании доверенности N 15, выданной 16.01.2004 ФГУ "УГЭН по
Охотскому региону",
рассмотрев дело N 2-1/73 о нарушении открытым акционерным
обществом энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (680000,
г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О
конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках",
УСТАНОВИЛА:
В Дальневосточное территориальное управление МАП России
поступило заявление ООО "Рыбное хозяйство" на действия ОАО
"Хабаровскэнерго", выразившиеся в согласии заключить с ООО "Рыбное
хозяйство" договор на отпуск тепловой энергии в горячей воде в
письменной форме только при условии выполнения Технических условий
N А2112630, что в результате может привести к ущемлению интересов
ООО "Рыбное хозяйство".
В процессе подготовки материалов по делу запрошены письменные
объяснения у ОАО "Хабаровскэнерго", а также получены необходимые
документы и информация от ООО "Рыбное хозяйство" и ФГУ "УГЭН по
Охотскому региону".
При рассмотрении поступивших материалов и документов
установлено:
ОАО "Хабаровскэнерго" является субъектом естественных монополий
и включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке
определенного товара долю более 35%, по услугам передачи
электрической и тепловой энергии в границах Хабаровского края с
долей более 65% (приказ ДВТУ МАП России от 14.06.1996 N 29-П).
29 июля 2002 г. ООО "Рыбное хозяйство" заключило договор аренды
объектов нежилого фонда г. Хабаровска N 543 с Департаментом
муниципальной собственности г. Хабаровска и МУП "Служба заказчика
по ЖКУ N 2". Согласно указанному договору ООО "Рыбное хозяйство"
арендует помещения в здании, расположенном по адресу: г.
Хабаровск, ул. Ленина, 51. В соответствии с пунктом 3.2.9
вышеуказанного договора ООО "Рыбное хозяйство" обязалось
оплачивать коммунальные услуги не арендодателю, а по отдельному
договору поставщику услуг. ООО "Рыбное хозяйство" обратилось в ОАО
"Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети с письмом для
заключения договора на теплоснабжение арендуемого помещения.
Пунктом 10.4 Договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде N
976800 от 19.11.2002 ОАО "Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые
сети довели до сведения ООО "Рыбное хозяйство", что Договор на
отпуск тепловой энергии в горячей воде N 976800 от 19.11.2002
является предварительным (до 01.09.2003). Для продления указанного
договора ООО "Рыбное хозяйство" необходимо выполнить технические
условия (до 01.09.2003) и установить приборы коммерческого учета.
При заключении договора на теплоснабжение ОАО "Хабаровскэнерго"
Хабаровские тепловые сети составило предложения для оформления
технических условий N А2090616. Письмом N 19 от 20.09.2002 ООО
"Рыбное хозяйство" информировало ОАО "Хабаровскэнерго" о
незаконности выдачи предложений для оформления технических условий
N А2090616. Однако письмом N 6184 от 27.09.2002 ОАО
"Хабаровскэнерго" отказало ООО "Рыбное хозяйство" в пересмотре
законности выданных предложений для оформления технических условий
N А2090616.
В свою очередь, МУП "Тепловые сети" были составлены технические
условия на теплоснабжение нежилого помещения по ул. Ленина, 51 N
189-4 от 10.10.2002. На основании технических условий МУП
"Тепловые сети" ОАО "Хабаровскэнерго" были выданы технические
условия N А2112630. Следует отметить, что 15.04.2003 ООО "Рыбное
хозяйство" обратилось в МУП "Тепловые сети" и ОАО
"Хабаровскэнерго" за отменой выданных технических условий. МУП
"Тепловые сети" выданные технические условия N 189-4 от 10.10.2002
отменило и выдало новые технические условия N 78-4 от 30.04.2003
на теплоснабжение нежилого помещения по ул. Ленина, 51, в которых
исключены пункты о проведении реконструкции тепловой трассы. ОАО
"Хабаровскэнерго" письмом от 27.05.2002 в отмене выданных
технических условий отказало.
В Комиссии представитель ООО "Рыбное хозяйство" отметил, что
строительство или реконструкция арендуемого помещения по адресу:
ул. Ленина, 51 не производилось, функциональное назначение здания
не изменилось, существующая нагрузка не увеличивалась. Согласно
Положению о порядке выдачи разрешений, технических условий и
рассмотрении проектов энергоснабжения потребителей Хабаровского
края, утвержденному ОАО "Хабаровскэнерго" 06.12.2001, и в
соответствии с "Методическими указаниями по допуску новых и
реконструированных электрических и тепловых энергоустановок",
утвержденных зам. Министра энергетики РФ 03.04.2002, технические
условия предъявляются лишь при введении в эксплуатацию новых и
реконструируемых установок.
Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ "договор энергоснабжения
заключается с абонентом при наличии у него отвечающего
установленным техническим требованиям энергопринимающего
устройства, а также при обеспечении учета потребления энергии". В
соответствии с экспертным заключением ГУ
"Хабаровскгосэнергонадзор" (Паспорт готовности предприятия к
принятию тепловой энергии от энергоснабжающей организации на
отопительный сезон 2003 - 2004), состояние теплового хозяйства ООО
"Рыбное хозяйство", расположенного по ул. Ленина, 51,
соответствует действующим нормативно-техническим документам.
Система теплоснабжения ООО "Рыбное хозяйство" и здания допускаются
в эксплуатацию в отопительный сезон 2003 - 2004.
Письмом от 17.12.2003 N 9766 ОАО "Хабаровскэнерго" сообщило
Дальневосточному территориальному управлению МАП России, что ООО
"Рыбное хозяйство" 29.07.2002 обратилось в адрес ОАО
"Хабаровскэнерго" Хабаровские тепловые сети с просьбой о
заключении договора на теплоснабжение арендуемого помещения по
адресу ул. Ленина, 51. Работа оборудования по теплоснабжению
указанного помещения приостанавливалась более чем на шесть месяцев
- с 06.03.2002 по 22.11.2002. Отключение было произведено с
видимым разрывом, в связи с задолженностью по оплате потребленной
тепловой энергии. На основании заявлений ООО "Рыбное хозяйство" от
29.07.2002, от 28.10.2002 и в соответствии с п. 2.7 Инструкции о
порядке допуска в эксплуатацию новых и реконструируемых установок,
а также п. 7.1, 7.2, 7.3 Методических рекомендаций по
регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и
потребителями Министерства РФ от 19.01.2002, ОАО "Хабаровскэнерго"
были выданы предложения для оформления Технических условий N
А2090616 от 16.09.2002, а затем - Технические условия N А2112630
от 06.12.2002.
В Комиссии представитель ОАО "Хабаровскэнерго" пояснил, что
баланс централизованной системы теплоснабжения г. Хабаровска в
отопительном сезоне 2003 - 2004 г.г. по состоянию на 15.12.2003
имеет дефицит - (-267 Гкал/час), однако подтверждающие документы
ОАО "Хабаровскэнерго" не представлены. В соответствии с этим ООО
"Рыбное хозяйство" было предложено не допустить увеличения
дефицита на подключаемую ими нагрузку, выполнив энергосберегающие
мероприятия, в соответствии с Техническими условиями N А2112630 от
26.11.2002. Письмом от 12.01.2004 N 140 ОАО "Хабаровскэнерго"
представило в адрес Дальневосточного территориального управления
МАП России копию Договора на отпуск тепловой энергии от
28.10.2003, заключенного с ООО "Рыбное хозяйство", сроком действия
до 01.10.2004.
В свою очередь, Дальневосточное территориальное управление МАП
России определением от 22.12.2003 N 27 просило ФГУ "УГЭН по
Охотскому региону" представить заключение по факту приостановления
более чем на шесть месяцев - с 06.03.2002 по 22.11.2002 - работы
оборудования теплоснабжения помещения по ул. Ленина, 51. Письмом
от 05.01.2004 N 801 ФГУ "УГЭН по Охотскому региону" сообщило, что
получение технических условий на подключение в случае смены
собственника без реконструкции теплопотребляющей системы не
требуется, хотя, как отмечает ФГУ "УГЭН по Охотскому региону",
энергосберегающие мероприятия, предлагаемые к исполнению, не
противоречат действующим НТД и должны быть приняты к исполнению. В
своем заключении ФГУ "УГЭН по Охотскому региону" акцентирует
внимание на том, что выполнение энергосберегающих мероприятий в
этих случаях не должно увязываться с подключением к тепловым
сетям, тем самым ущемляя законные права потребителей. Кроме того,
энергоснабжающая организация в соответствии с действующим
законодательством не наделена полномочиями по выдаче
энергосберегающих мероприятий, это право - ФГУ "УГЭН по Охотскому
региону". В Комиссии представитель ФГУ "УГЭН по Охотскому региону"
констатировал, что имеющийся в материалах дела баланс
централизованной системы теплоснабжения г. Хабаровска в
отопительном сезоне 2003 - 2004 г.г., представленный ОАО
"Хабаровскэнерго", не является тепловым балансом. Утверждение ОАО
"Хабаровскэнерго" о приостановлении работы оборудования по
теплоснабжению указанного помещения более чем на шесть месяцев - с
06.03.2002 по 22.11.2002 - было опровергнуто ввиду того, что, как
отметил представитель ФГУ "УГЭН по Охотскому региону", помещение,
которое арендует ООО "Рыбное хозяйство", является частью общего
комплекса жилого дома, отключение которого на столь длительный
срок уже само по себе является грубейшим нарушением
законодательства Российской Федерации со стороны энергоснабжающей
организации.
В соответствии с передаточным актом к договору аренды объектов
нежилого фонда г. Хабаровска от 29.07.2002 N 54 ООО "Рыбное
хозяйство" арендовало помещение, расположенное по ул. Ленина, 51 и
оборудованное всеми коммунальными услугами, все коммуникации
находятся в функциональном состоянии. В соответствии с п. 3.1.2
Договора аренды объектов нежилого фонда г. Хабаровска N 543 от
29.07.2002 балансодержатель (МУП "Служба заказчика по ЖКУ N 2")
обязуется производить капитальный ремонт нежилых помещений,
занимаемых арендатором, связанный с общим капитальным ремонтом
здания в целом. Согласно п. 3.2.3 договора аренды арендатор обязан
лишь производить текущий и капитальный ремонт, связанный с
эксплуатацией арендуемого помещения в здании. В соответствии со
ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет
капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором
аренды, обязанность арендатора заключается только в поддержании
арендуемого помещения в исправном состоянии и производстве
текущего ремонта. Предложения для оформления технических условий N
А2090616 и технические условия N А2112630 ОАО "Хабаровскэнерго"
должны быть направлены балансодержателю здания (МУП "Служба
заказчика по ЖКУ N 2") или его собственнику (Департамент
муниципальной собственности г. Хабаровска), а не арендатору части
помещений данного здания.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и
пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного
законодательства,
РЕШИЛА:
Выдать открытому акционерному обществу энергетики и
электрификации "Хабаровскэнерго" предписание о недопущении
действий, создающих угрозу нарушения антимонопольного
законодательства в части п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
что выражается в необоснованной выдаче ООО "Рыбное хозяйство"
Технических условий от 06.12.2002 N А2112630, содержащих
требования о выполнении энергосберегающих мероприятий, что в
результате может привести к ущемлению интересов ООО "Рыбное
хозяйство".
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.В.Шельдешова
Н.Б.Костромеев
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений антимонопольного законодательства
от 16 января 2004 г. N 2
Комиссия Дальневосточного территориального управления МАП
России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного
законодательства в составе:
Председатель Комиссии: - Бодров В.А. - руководитель территориального
управления;
Члены Комиссии: - Шельдешова Н.В. - начальник отдела
антимонопольного контроля;
- Костромеев Н.Б. - главный специалист отдела
антимонопольного контроля,
на основании своего решения N 2 от 16 января 2004 года по делу
N 2-1/73 о нарушении открытым акционерным обществом энергетики и
электрификации "Хабаровскэнерго" (680000, г. Хабаровск, ул.
Фрунзе, 49) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации
"Хабаровскэнерго" в срок до 10 февраля 2004 года прекратить
действия, создающие угрозу нарушения антимонопольного
законодательства в части п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и
ограничении монополистической деятельности на товарных рынках",
что выражается в необоснованной выдаче ООО "Рыбное хозяйство"
Технических условий от 06.12.2002 N А2112630, содержащих
требования о выполнении энергосберегающих мероприятий, что в
результате может привести к ущемлению интересов ООО "Рыбное
хозяйство".
ОАО "Хабаровскэнерго" в срок до 10 февраля отозвать Технические
условия от 06.12.2002 N А2112630, выданные ООО "Рыбное хозяйство".
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение
трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение в установленный срок предписания
антимонопольного органа в соответствии с п. 2 ст. 19.5 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях
юридические лица, должностные лица несут административную
ответственность.
Председатель Комиссии:
В.А.Бодров
Члены Комиссии:
Н.В.Шельдешова
Н.Б.Костромеев
|